Развитие основных свойств двигательного аппарата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие основных свойств двигательного аппарата

Поиск

Координация движений. Поддержание вертикального положения тела требует хорошо согласованной деятельности поч­ти трехсот больших и малых мышц. Каждая мышца должна сокра­щаться со строго определенной силой, чтобы совместно с другими мышцами закреплять в определенном положении подвижно соеди­ненные друг с другом кости скелета. Особенно сложна работа мышц при ходьбе и беге.

Во время ходьбы около 50 мышц участвуют в переносе ноги впе­ред, непрерывно изменяя напряжение. Пока одна нога делает шаг вперед, мышцы другой вместе с мышцами туловища обеспечивают поддержание равновесия, что усложняется непрерывным переме­щением центра тяжести.

У ребенка координация работы мышц при стоянии и ходьбе устанавливается не сразу: Вначале ребенок ходит широко расстав­ляя ноги и балансируя разведенными в стороны руками. Лишь по­степенно, к 3—4 годам, координация движений становится на­столько точной, что ребенок легко ходи г и бегает, сохраняя равно­весие без помощи руки и не расставляя ступней. ",

В возрасте 4—5 лет ребенок может прыгать, скакать на одной ноге, скользить по ледяным дорожкам, кататься на коньках, про­делывать различные гимнастические и акробатические упраж­нения. Разумеется, новые двигательные акты даются не сразу. Они требуют навыка, тренировки, причем одни дети осваивают их быстро, а другие с большим трудом. Но именно в этом воз­расте становятся доступны самые разнообразные и сложные движения.


Движения мелких мышц кисти начинают осваиваться уже к концу 1-го и началу 2-го года жизни. Так, ребенок может схваты­вать и удерживать мелкие предметы не только всей кистью, но большим и указательным пальцами. К 3—5 годам ему доступны самые разнообразные, хорошо координированные и точные движе­ния пальцев: ребенок может научиться рисовать, играть на рояле, резать ножницами.,

Можно считать, что свойственная взрослому человеку коорди­нация движений различных мышечных групп устанавливается к 6-летнему возрасту. Что же касается действительного овладения многими двигательными навыками, то оно зависит от индивиду­альных особенностей организма, а в еще большей степени от соот* ветствующей тренировки.

Скорость протекания волн возбуждения. Сказанное выше не означает, что к 6 годам заканчивается развитие двигательного ап­парата ребенка. Свойства мышечных волокон продолжают изме­няться и после 6 лет. Состояние возбуждения, а следовательно, и сокращения мышцы возникает под влиянием волн возбуждения, или импульсов, которые с определенной частотой бегут по нерв­ным волокнам. Каждый импульс вызывает в. мышце очередную волну возбуждения. Новая волна возбуждения может возникнуть только по окончании предыдущей. Установлено, что возбудимость мышечных волокон, определяемая той минимальной силой раздра­жения, которая еще может вызвать в них волну возбуждения, до­стигает уровня, соответствующего взрослым, уже в первые годы жизни. Но скорость протекания в мышце отдельных волн возбуж­дения и их частота продолжают увеличиваться до 10 лет. Увели­чение скорости протекания волн возбуждения способствует боль­шей мобилизации мышечной силы.

Темп движений. С возрастом увеличивается скорость, с которой мышца может переходить от сокращения к расслаблению и снова к сокращению, т. е. скорость чередования движений. Темп дви­жений различных мышечных групп (например, последователь­ного сгибания и разгибания кисти, пальцев, ноги в колене) осо­бенно интенсивно растет в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Способность мышц быстро чередовать сокра­щение и расслабление делает движения более легкими и кра­сивыми.

Сила мышцы. Сила мышцы зависит от того напряжения, которое могут развить все ее волокна, сокращаясь одновременно. Мышц i тем сильнее, чем длиннее и толще ее волокна. С ростом костел увеличивается расстояние между их участками, к которым при­крепляется мышца; соответственно удлиняется и она. За весь пе­риод от рождения до взрослого состояния волокна большинства мышц удлиняются всего лишь в 2—3 раза, тогда как сила мышц увеличивается в десятки раз. Это объясняется тем, что в основном сила мышцы определяется площадью поперечного сечения всех ее

волокон, которая за тот же период в некоторых мышцах может возрасти в 10—12 раз, а в камбаловидной мышце, которая вместе с икроножной образует трехглавую мышцу голени, еще значи­тельней.

Рост мышцы в толщину, т. е., иными словами, увеличение диа­метра мышечных волокон (а отчасти и образование новых воло­кон), тесно связан с ее активностью: чем чаще и напряженней работает мышца, тем толще она становится, а следовательно, силь­нее. В течение первого года жизни мышцы, разгибающие ногу в тазобедренном суставе, весят примерно вдвое больше, чем мышцы, сгибающие ее. Как только ребенок начинает ходить, а следователь­но, длительное время сохранять вертикальное положение тела, на долю разгибателей падает очень большая нагрузка. В результате, у полуторагодовалого ребенка сила мышц разгибателей значи­тельно увеличивается: их вес становится в 3 раза больше веса сги­бателей,

У детей дошкольного возраста, несмотря на их большую по­движность, работа мышц если и бывает напряженной, то лишь на короткое время. Иными словами, мышцы тренируются в очень умеренной степени. Этим можно объяснить относительно медлен­ный рост и малую силу мышц у детей дошкольного возраста. Да­же у 6-летних на долю мышц приходится всего лишь около 22% общего веса тела.

Интенсивный рост мышц и значительное увеличение их силы наблюдаются после 6 лет. К 8 годам жизни мышцы составляют уже около 27% веса тела. Это тоже объясняется повышенной ак­тивностью мышц, их естественной тренировкой.

Значение двигательной активности не ограничивается тем, что увеличивается мышечная сила.

Частое и интенсивное напряжение мышцы активизирует рост костей в толщину и перестройку их внутренней структуры. В част­ности, в участках, где прикрепляются мышцы, кость особенно силь­но разрастается (образуется бугристость на поверхности кости), а расположение костных перекладин меняется таким образом, что кость становится прочнее, лучше сопротивляясь силам растяжения и давления.

Выносливость мышц. Очень медленно развивается с возрастом другое свойство мышц — их выносливость. Выносливость — это устойчивость организма, его способность сопротивляться как утомлению при длительной работе, так и различным неблагопри­ятным условиям. Можно говорить о выносливости к ходьбе, бегу, статическому усилию, физическому или умственному труду, а так­же о выносливости по отношению к холоду, низкому атмосферному давлению, микробам заразных болезней и другим воздействиям. Выносливость двигательного аппарата определяется работоспо­собностью мышц, т. е. их способностью длительное время выпол­нять динамическую и статическую работу.


Если скорость выполнения двигательных актов становится та­кой же, какая характерна для взрослых, примерно к 15—16'годам, а их координация — даже к 6—8 годам, то выносливость двигатель­ного аппарата увеличивается очень медленно и постепенно в тече- • ние многих-лет. Она продолжает повышаться до 30—40 лет, а ино­гда и до 50—60. Основное условие повышения с возрастом вынос­ливости — соответствующая двигательная тренировка.

Дети дошкольного возраста, как правило, очень подвижны. Приблизительный подсчет показывает, что за день, особенно в лет­нее время, ребенок, двигаясь, покрывает до 15—20 км. Иными словами, происходит значительная естественная тренировка двига­тельного аппарата. Однако в младшем школьном возрасте резуль­таты этой тренировки еще так мало сказываются, что говорить о заметной выносливости не приходится. Дети не могут долю вы­полнять одни и те же одинаковые движения. Даже дыхательные мышцы, естественная тренировка которых начинается с момента рождения, не могут сокращаться длительное время с одной и той же частотой и силой не только при ходьбе, но и при лежании. Ре­бенок 3—4 лет обычно не в состоянии долго идти спокойным, равномерным шагом. Его движения непрерывно меняются. Статиче­ское напряжение его мышц может быть неизменным только в те­чение короткого времени.

Вот почему ребенок младшего дошкольного возраста не может неподвижно стоять или сидеть — он почти непрерывно меняет позу, производит те или иные движения.

В старшем дошкольном возрасте двигательная активность мно-_ го больше и разнообразнее. Мышцы становятся значительно силь­нее, а движения — хорошо координированными. Выносливость не­сколько повышается, но все же ребенок очень быстро переходит от одной деятельности к другой. При ходьбе его движения приобре­тают правильную ритмичность, но лишь на некоторое время, напри­мер на 5, 10 или 15 минут. Увеличивается способность сохранять неподвижную позу, особенно при сидении, но опять-таки ненадолго. Особенно низкой остается выносливость по отношению к макси­мальному силовому напряжению.

Вред чрезмерных напряжений. Под влиянием эмоционального возбуждения, например при увлечении игрой, при грозящей опас­ности, во время соревнований, дошкольник может проявить несвой­ственную ему в обычных условиях очень большую силу и вы­носливость двигательного аппарата. Однако такое чрезмерное напряжение вредно отзывается на состоянии организма (особенно сердечно-сосудистой системы) и может стать причиной тяжелых патологических нарушений. Вот почему всякую физическую нагруз­ку (подвижные и спортивные игры, занятия гимнастикой, прогул­ки и проч.) необходимо строго дозировать.

Развитие правильной осанки

Нормальная осанка. Осанка, т. е. привычная поза при сидении,'стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего дет­ства. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, кото-пдя"5я'и более благоприятна для функционирования как двигатель­ ного.аппарата. так и всего организма. Она характеризуется

умрррнн^шд естественными изгибами позвоночника, ч симметрично р асположенными (безвыпячиваниянижнегокрая) лопатками, "развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальным17Твода1Яи "СТОП.,'Тюди~с~хор'бшей осанкой игличаютснстройностью;гоЗТЬву они держат прямо; их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие.

Неправильная осанка. Признаки неправильной осанки: суту­лость, усиление естественного изгиба позвоночника в грудной об­ласти (кифотическая осанка) или поясничной (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз, т. е боковое искривле­ние позвоночника (рис. 20). Сутулость возникает при слабом раз­витии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен. При кифотиче-ской осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной об­ласти заметно увеличивается. При дордотической осанке сильно выражена изогнутость позвоночника в поясничном отделе вперед, шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Сколиозы со­провождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функци­ях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желу-дочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная емкость легких;

снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребенок становится вялым, апа­тичным, избегает подвижных игр.

Профилактика нарушений осанки. Появившиеся в детском воз­расте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образо­ванию стойких деформаций костной системы. Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствуют росту и пропорциям тела ребенка. Поэтому следует регулярно проводить с детьми фи­зические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воз­духе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью их тела кровати, и притом все­гда на одном и том же боку. Нельзя до»3 месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до 6 месяцев сажать, до 9 —

2*


10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не сле­дует водить ребенка за ручку, так как при этом положение его ^e- ла становится несколько асимметричным; полезно пользоваться специальными приспособлениями (рис. 21). Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при ката­нии на самокатах. Надо следить за тем, чтобы маленькие дети не стояли и не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния (дозировка прогулок и эк­скурсий), не переносили тяжестей. Это особенно касается слабых, болезненных детей, а также детей с признаками рахита. Чтобы малыши, играя в песок, не просиживали подолгу на корточках, пе­сочные ящики делают со скамейками и столиками.

Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой детей. Требовать от ребенка правильной посадки можно тогда, когда мебель соответствует его росту и пропорциям тела. Чтобы ребенок сидел удобно и прочно, глубина сиденья стула дол­жна равняться 2 бедра, а ширина должна превышать ширину таза на 10 см. Высота сиденья стула над полом должна быть рав­ной длине голени вместе со стопой (измерять следует до подколен­ной впадины, прибавляя 2 см на высоту каблука). При слишком высоком сиденье ноги не достают пола и положение тела стано­вится менее устойчивым. При низком сиденье ребенок либо отво­дит ноги в сторону, что нарушает правильность посадки и искажает позу, либо подбирает их под сиденье, что может вызвать чувство онемения в ногах, поскольку крупные вены, проходящие в подко­ленной впадине, сильно сдавливаются.

Высота стола над сиденьем, или дифференция, должна позво­лять ребенку свободно, без поднимания или опускания плеч, класть предплечья на крышку стола. При слишком большой дифференции ребенок, работая за столом, поднимает плечи, особенно правое, при слишком малой—он сгибается, сутулится (рис. 22).

Чтобы ребенок мог опираться спиной о спинку стула, дистанция спинки (расстояние между спинкой и краем стола, обращенным к сидящему) должна на 3—5 см превышать передне-задний диаметр грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линия­ми, опущенными от переднего края стула и от заднего края стола, или дистанция сиденья, становится «отрицательной», а имен­но край стула на 2—4 см заходит под край стола (рис. 23). При нулевой дистанции сиденья, когда край стула и край стола нахо­дятся на одной отвесной линии, а также при положительной дис­танции сиденья, когда стул несколько отодвинут от края стола, опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.

Плоскостопие. На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной ее форме нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечи­вающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод

Рис. 20. Типы осанки:

;—нормальная; 2— сутулая; 3 — кифотическая; S — лордотическая; 5 — сколиоз.

стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, рас­тягиваясь, уПЛОЩаЮТ СТОПу (рИС. 94)., При ПЛОСКОГТппни нярутпярт-

_ся опорная функция нижних конечностей,^ ухудшается их крово­снабжение. Ьтчего появляются_боли, а иногда и судороги в ногах. "Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение сто-пы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к наруше­нию ^у-анки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Развитию плоскостопия_способствует заболевание рахитом, об­щая слабость и пониженное физическое развитие, а также излиш-няя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10—12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, разви­вается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мяг­кой обуви без каблучка.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обыч­но быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а следо­вательно, удлиняется.

^Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные нож­ные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наруж­ный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению


свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.

Проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвеши­вают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.

Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5—8 минут, а с детьми от 1 до 3 лет — не только индивидуально, но и группами по 4—5 человек:

продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18— 20 минут. Для детей 3 лет и старше проводятся специальные гим­настические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.

Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях дол­жна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с дли­тельным напряжением мышц, что связано с задержкой или напря­жением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3—5 лет — 20 минут, для детей 6—7 лет — 25 минут.

Для большего эмоционального подъема, выработки чувства рит­ма и темпа физические упражнения проводят под музыку. Гимна­стические стенки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и прочее оборудование позволяет быстрее усвоить нужные движения, делает занятия по гимнастике более увлекательными и менее утомительными.

В теплое время года занятия по развитию движений проводят на участке. Одежда во время занятий должна быть легкой, не стесняющей движений. Во время прогулок в зимнее время дети катаются на санках, лыжах, коньках; в летнее время — на велоси­педах. На участке дети выполняют определенные виды труда: са­жают цветы и овощи, рыхлят землю, поливают и пропалывают грядки, перевозят и переносят песок, землю, снег и проч. Все это хорошо способствует развитию мышц и двигательных навыков, но ' при условии, если инвентарь, которым дети пользуются (лопаты, грабли, тачки и проч.), соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка. Так, например, в велосипеде расстояние от сиденья до опущенной педали должно быть равно длине голени со стопой. В среднем для детей 3—5 лет оно равно 25, для детей 6—7 лет— 30 см. При этом наиболее удобно расстояние по вертикали от руля до сиденья для детей 3—5 лет — 18, а 6—8 лет — 20 см.

Детские коньки для лучшей их устойчивости должны быть не­большой высоты и иметь широкие лезвия. Ботинки для катания на коньках должны быть низкими, на тонкой подошве, без каблука, с твердым задником и шнуровкой от самого носка. Такие ботинки

Рис. 22. Положение тела ребенка при сидени» в зависимости от дифференции;

/ — дифференция достаточная; 2 — дифференция малая; 3— дифференция большая.

1 2 Рис. 23. Дисганция сидения:

/—отрицательная; 2—нулевая; 3 — положителшая.

Рис. 21. Как не надо (/) и как надо (2) водить ребенка, начинающего хо­дить.

Рис. 24. Отпечатки нормальной (/, 2, 3) и плоской (4) стопы


обеспечивают хорошую устойчивость стопы и предупреждают ее вывихи. Шнуруются ботинки у пальцев свободно, а на подъеме туго.

Систематические физические упражнения содействуют разви­тию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной дея­тельности, иными словами, тренировку сердца — органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма питательными веще­ствами и обмен газов.

Вот почему в настоящее время придается такое большое значе­ние правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.

/ Вопросы. 1. Как растут кости в длину и ширину? 2. Каковы особенности ске­лета новорожденных? 3. Как изменяется с возрастом скелет ребенка? 4. Как раз­виваются с возрастом движения ребенка? 5. Какие мероприятия способствуют лучшему развитию двигательных навыков у детей? 6. Как отражается деятельность мышц на росте и развитии скелета ребенка? 7. Что такое координация движений и как она развивается у детей? 8. Как изменяется с возрастом сила и выносли­вость мышц, а также скорость выполнения двигательных актов? 9. Каковы при­знаки правильной осанки? 10. Какие виды неправильной осанки встречаются у детей и каково влияние неправильной осанки на организм ребенка? 11. Какие меры предупреждают образование неправильной осанки? 12. Какой должна быть правильная посадка за столом? 13. Что такое плоскостопие и как его предупре­дить? 14. Какие гигиенические требования предъявляются к организации и про­ведению занятий по развитию движений у детей? 15. Каким должно быть спор­тивное оборудование, предназначающееся для детей?

Задания. 1. Учащиеся должны ознакомиться: с методикой измерения роста, веса, окружности грудной клетки, определения состояния осанки и стопы у детей; с ме­тодикой оценки физического развития детей. 2. Провести наблюдения за занятиями по развитию движения у детей и дать гигиеническую оценку помещению, в кото­ром они проводятся, одежде и обуви детей, физкультурному оборудованию. По­знакомиться с движениями, способствующими исправлению осанки и плоскостопия.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.01 с.)