Дальнозоркость и близорукость



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дальнозоркость и близорукость



v0•• Естественная детская дальнозоркость. У новорожденного роговица и хрусталик более выпуклы, а размер их почти такой же, как у взрослых. В естественных условиях, т. е. в растянутом состоянии, радиус кривизны передней поверхности хрусталика примерно вдвое меньше, чем у взрослых. Расстояние между перед­ними поверхностями роговицы и хрусталика, т. е. между границами основных переломляющих сред, также меньше, чем у взрослых.

Рис. 46. Круг рассеяния. Лучи от точки а сходятся позади сетчат­ки в точке fli.

Рис. 47. Схема аккомодации нормаль­ного глаза:

/ — ход лучей при смотрении вдаль (без аккомодации); 2— ход лучей при макси­мальной аккомодации; зачерненная часть хрусталика обозначает увеличение его вы­пуклости.

Рис. 48. Глаз новорожденного:

I — естественная дальнозоркость (лучи от удаленной точки сходятся на сетчатке при уве­личении кривизны хрусталика); 2 — кажущаяся близорукость (лучи от точки, расположенной на расстоянии 5 см, сходятся на сетчатке при максимальном увеличении кривизны хруста­лика).

Все это обусловливает более сильное преломление лучей. Вместе с тем у новорожденного передне-задний диаметр глаза примерно на 25% короче, .чем у взрослых. В результате параллельные лучи, несмотря на более сильное преломление, сходятся позади сетчатки, а чтобы они сошлись на сетчатке, необходимо дополнительное уси­ление преломления путем аккомодации (рис. 48, /). Иными слова­ми, глаз ребенка может быть назван дальнозорким.

Кажущаяся близорукость. Естественная детская дальнозор­кость не препятствует, однако, ясному видению на расстоянии 4— 6 см, т. е. более близком, чем это возможно не только для дально-

.121


зоркого, но и для нормального глаза взрослого. Такая кажущаяся близорукость объясняется очень большой силой аккомодации, пре­вышающей 20D и связанной со способностью хрусталика прини­мать при сокращении ресничной мышцы почти шарообразную форму (рис. 48, 2).

В течение первых лет жизни передне-задний диаметр глаза бы­стро растет, достигая к Г/а годам 92%, а к 3 годам 94% диаметра глаза взрослого человека. Соответственно уменьшается детская дальнозоркость. Она окончательно исчезает в школьном возрасте. Это означает, что в течение всего дошкольного возраста ребенок аккомодирует, следовательно, напрягает зрение, даже тогда, ког­да смотрит вдаль.

Кажущаяся близорукость также сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6— 7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет го­лову, что легко принять его за близорукого.

В последующие годы эластичность хрусталика все заметней уменьшается, что ведет к падению силы аккомодации, а тем самым и к удалению от глаза ближней точки ясного видения. ^Близорукость. Близорукость чаще всего связана с увеличением передне-заднего диаметра глаза. В близоруком глазу параллель­ные лучи сходятся не на сетчатке, а впереди нее. На сетчатке сой­дутся лучи, исходящие от более близких предметов. При сильной близорукости дальняя точка ясного видения может находиться на расстоянии меньше 25 см от глаза. У взрослого при ее отстоянии на 25 см ближняя точка находится в 7 см от глаза, а при отстоянии дальней точки на 10 см ближняя находится на расстоянии 5 см.-Для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми стеклами, которые, уменьшая преломление, позволяют лучам, иду­щим от удаленных предметов, сходиться на сетчатке (рис. 49).

У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близо­рукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное на­пряжение органа зрения во время занятий, рассматривания карти­нок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиениче­ские требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослаблен­ных детей.

Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, горбится, жалуется на головные боли, бо­ли в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются. Не­которые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, осо­бенно при утомлении, начинают косить глазами. Все это не должно

m

Рис..49. Схема аккомодации близору­кого глаза:

/— без аккомодации (параллельные лучи пересекаются впереди сетчатки); г—са­мая дальняя точка ясного видения (без аккомодации): 3— ближняя точка ясного видения (при.максимальной аккомодации);

4 — исправление зрения при помощи во­гнутых стекол.

Рис. 50, Схема аккомодации дально­зоркого глазаг

/ — без аккомодации (параллельныелучипересекаются позади сетчатки); 2—ча­стичная аккомодация присмотрениивдаль; 3 — при максимальной аккомодации лучи от точки, находящейся в 25см отглаза, пересекаются позадисетчатки;

4 — исправление зрения при помощи вы­пуклых стекол.

пройти мимо внимания воспитателя. При подозрении на близору­кость. ребенка надо направить к офтальмологу, т. е. врачу по глаз­ным болезням.

Детей с плохим Прением обычно во время занятий сажают бли­же к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки. были правильно по--догнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявле­нии дефектов очки надо отдавать оптику для исправления. Де­ти, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогресси­ровать. . .

1ДЗ


Дальнозоркость. При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшен­ным передне-задним диаметром глазного яблока. В дальнозорком глазу параллельные лучи сходятся позади сетчатки. Чтобы они сошлись на сетчатке, глаз должен аккомодировать. Иными слова­ми, без аккомодации дальнозоркий глаз вообще не может ясно видеть. Поскольку сила аккомодации частично используется при установке глаза на даль, ее остающейся силы недостаточно для ясного видения близких предметов. Поэтому при дальнозорко­сти ближняя точка ясного видения всегда отстоит от глаза на большее расстояние, чем при нормальном зрении. Для исправле­ния дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами (рис. 50). У детей дошкольно­го возраста дальнозоркость выявляется редко.

Восприятие света и цвета

Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, прой­дя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой (рис. 51). Здесь находятся рецепторы зри­тельного анализатора. Это особые, чувствительные к свету клет­ки—палочки и колбочки (см. цв. табл.). Чувствительность пало­чек необычайно велика. Они дают возможность видеть в сумерки и даже ночью, но без различения цвета, так как возбуждаются лу­чами почти всего видимого спектра. Чувствительность колбочек по крайней мере в 1000 раз меньше. Они приходят в состояние воз­буждения лишь при достаточно сильном освещении, но зато позво­ляют различать цвета.

Вследствие низкой чувствительности колбочек различение цве­тов к вечеру становится все более затруднительным и в конце кон­цов исчезает.

В сетчатке человеческого глаза на площади примерно 6— 7 кв. см насчитывают около 7 млн. колбочек и около 130 млн. па­лочек. Распределены они в сетчатке неравномерно. В центре сет­чатки, как раз против зрачка, находится так называемое желтое пятно с углублением посредине — центральной ямкой. Когда че­ловек рассматривает деталь какого-нибудь предмета, ее изображе­ние попадает на центр желтого пятна. В центральной ямке имеют­ся только колбочки (рис. 52). Здесь их диаметр по крайней мере вдвое меньше, чем в других участках сетчатки, и на 1 кв. мм их ко­личество достигает 120—140 тыс., что способствует более ясному и отчетливому видению. По мере удаления от центральной ямки на-. чинают встречаться и палочки, сначала небольшими группами, а потом все в большем количестве, а колбочек становится меньше. Так, уже на расстоянии 4 мм от центральной ямки на 1 кв. мм при­ходится около 6 тыс. колбочек и 120 тыс. палочек.

Рис. 51< Схема строения сетчатки.

I—.прилегающий к сетчатке край сосу­дистой оболочки;

II — слой пигмент­ных клеток; III— слой палочек и кол­бочек; IV и V — два последовательных ря­да нервных клеток, на которые перехо­дит возбуждение с палочек и колбочек;

1 — палочки; 2 — кол­бочки; 3 — ядра па­лочек и колбочек;

4 — нервные волокна.

Рис. 52. Строение сетчатки в области желтого пятна (схема):

/ — центральная ямка; 2 — колбочки; 3 — палочки; 4 — слои нервных клеток; 5 — нервные волокна, направляющиеся к сле­пому пятну,

В полутьме, когда колбочки не функционируют, человек лучше различает те предметы, изображение которых попадает не на жел­тое пятно. Он не заметит белого предмета, если направит на него взор, так как изображение попадет на центр желтого пятна, где нет палочек. Однако предмет станет видимым, если перевести взор в сторону на 10—15°. Теперь изображение попадает на участок сет­чатки, богатый палочками. Отсюда при большой фантазии может возникнуть впечатление «призрачности» предмета, его необъясни­мого появления и исчезновения. На этом основаны суеверные пред­ставления о призраках, блуждающих по ночам.

При дневном свете человек хорошо различает цветовые оттенки предмета, на который он смотрит. Если же изображение попадает на периферические участки сетчатки, где мало колбочек, то разли­чение цветов становится неотчетливым и грубым.

В палочках и колбочках, как и на фотопленке, под влиянием света происходят химические реакции, действующие как раздра­житель. Возникающие импульсы приходят от каждого пункта сет­чатки в определенные участки зрительной области коры больших полушарий.

Цветовое зрение. Все многообразие цветовых оттенков может быть получено путем смешения трех цветов спектра — красного, зеленого и фиолетового (или синего). Если быстро вращать диск, составленный из этих цветов, он будет казаться белым. Доказано, что цветоощущающий аппарат состоит из трех видов колбочек:

одни преимущественно чувствительны к красным лучам, другие — к зеленым, третьи — к" синим. От соотношения силы возбужде­ния каждого вида колбочек и зависит цветовое зрение.

Наблюдения за электрическими реакциями коры больших полу­шарий позволили установить, что мозг новорожденного реагирует


не только на свет, но и на цвет. Способность различать цвета была обнаружена у грудного ребенка методом условных рефлексов. Раз­личение цветов становится все более совершенным по мере образо­вания новых условных связей, приобретаемых в процессе игры. ^Дальтонизм. В конце XVIII в. известный английский естество-. •испытатель Джон Дальтон подробно описал расстройство цветово­го зрения, которым он сам страдал. Он не отличал красного цвета. от зеленого, а темно-красный казался ему серым или черным. Та­кое нарушение, получившее название дальтонизма, встречается примерно у 8% мужчин и очень редко у женщин. Оно передается по наследству через поколение по женской линии, иными словами, от деда к внуку через мать. Бывают и другие расстройства цветового зрения, но они встречаются очень редко. Страдающие дальтониз­мом могут долгие годы не замечать своего дефекта. Иногда человек узнает о нем при проверке зрения для поступления на работу, ко­торая требует отчетливого различения красного и зеленого цветов (например, машинистом на железнодорожном транспорте).

Ребенок, страдающий дальтонизмом, может запомнить, что этот шарик красный, а другой, побольше, зеленый. Но если дать ему два одинаковых шарика, отличающихся только по цвету (красный и зеленый), то он не сумеет их различить. Такой ребенок путает цве­та при сборе ягод, на занятиях по рисованию, при подборе цветных кубиков по цветным картинкам. Видя это, окружающие, в том чис­ле и воспитатели, обвиняют ребенка в невнимании, или обдуманной. шалости, делают ему замечания, наказывают, снижают оценку за выполненную работу. Такая незаслуженная кара может только от­разиться на нервной системе ребенка, повлиять на его дальнейшее развитие и поведение. Поэтому, в тех случаях, когда ребенок пута­ет илц долго не может усвоить те или иные цвета, его следует по-' казать врачу-специалисту, чтобы выяснить, не результат ли эта врожденного дефекта зрения. •

Острота зрения. Остротой зрения называется способность глаза различать мельчайшие детали. Если лучи, исходящие от двух ря­дом расположенных точек, возбуждают одну и ту- же или две со­седние колбочки, то обе точки воспринимаются как одна более крупная. Дл» их раздельного видения необходимо, чтобы между;

возбужденными колбочками находилась еще одна. Следовательно, максимально возможная острота зрения: зависит от толщины кол­бочек в центральной ямке желтого пятна. Высчитано, что угол, под которым падают на сетчатку лучи от двух точек, максимально сближенных, но видимых раздельно, равен '/во0, т. е. одной угловой минуте. Этот угол и принято считать за норму остроты зрения. Ост­рота зрения несколько меняется в зависимости от силы освещения.-Однако и при одной и той же освещенности она может значитель­но меняться. Она увеличивается под влиянием тренировки, если, например, человеку приходится иметь дело. с тонким .различением мелких предметов. При утомлении острота зрения понижается.

m

Пространственное зрение

, ; Бинокулярное зрение/У большинства животных каждый глаз имеет свое отдельное поле зрения. Человек значительную часть полей зрения обоих глаз видит одновременно и правым и ле­вым глазом, что значительно улучшает зрительную оценку расстоя­ний и позволяет видеть объемную форму предметов.

. При бинокулярном зрении оба глаза должны быть всегда точно установлены на один и тот же пункт поля зрения, чтобы изобра­жение каждой части видимого предмета занимало в обеих сетчат­ках совершенно одинаковое положение, иными словами, чтобы по­падало на их идентичные, т. е. тождественные, точки (рис. 53)^ Клетки зрительной области коры больших полушарий, к которым;

приходят импульсы от идентичных точек обеих, сетчаток, тесно свя­заны между собой. Их одновременное возбуждение позволяет чет­ко видеть предмет. Стоит слегка надавить сбоку глазное яблоко и тем самым несколько сместить его, как изображение раздваивает­ся, становится неясным. Это происходит потому, что изображение поп-адает на неидентичные точки обеих сетчаток.

Установка глаза на ту или иную точку поля зрения обеспечива­ется шестью мышцами, которые одним концом прикрепляются к глазнице, а другим — к определенным участкам поверхности глаз­ного яблока. Оно вращается в различном направлении в зависимо­сти от того, какие из этих мышц сокращаются.

У новорожденного движения обоих глаз часто бывают недоста­точно согласованны. Иногда движение одного глаза отстает от дви­жения другого, и ребенок косит глазами; мало того, один глаз мо­жет .даже остаться неподвижным. Наблюдая за ребенком, можно обнаружить, что его как бы безучастный взгляд по временам ожив­ляется. Это происходит в тот момент, когда оба глаза согласован­но фиксируют какой-то предмет и ребенок ясно его видит. Если предмет медленно передвигается, ребенок пытается следить за ним глазами, а при неудаче начинает вращать глаза во все сторонь;, проявляя беспокойство, которое проходит, как только взор снова упадет на предмет. Через несколько дней после рождения-движе­ния обоих глаз становятся хорошо согласованными. Однако во вре--.мя сна согласованность еще долгое время может нарушаться. ^^'уКосоглазие. Нарушения согласованного движения глазных яб­лок, а также дефекты оптической системы одного или двух глаз мо­гут привести к устойчивому косоглазию. Сначала оно бывает за­метным только при утомлении или сосредоточенном рассматрива­нии какого-либо предмета, а в дальнейшем усиливается и становит­ся'постоянным. Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем.

У детей косоглазие чаще всего появляется на 2—3-м году жиз< ни,, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болез«


ни или испуга. Очень важно своевременно выявить косоглазие и по­казать ребенка врачу, так как оно хорошо излечимо лишь в началь-;. ных стадиях. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зри^' тельная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестает функционировать и атрофируется. При косоглазии назначают очки, даже если ребенку 1—2 года. Выписанные очки дети должны носить постоянно, снимая их только при умывании и отходе ко сну.

Развитие пространственного зрения. Известны случаи, когда взрослый человек, родившийся слепым, после операции становится зрячим. Такому человеку, хотя и не сразу, но довольно быстро уда­ется фиксировать взором предметы. Гораздо труднее ему ориенти­роваться в пространстве: он не может определить зрением ни вели­чину или форму предмета, ни его положение в пространстве —ввер­ху или внизу, справа или слева, близко или далеко. Лишь сопостав­ляя зрительные ощущения с хорошо знакомыми осязательными и двигательными, он постепенно научается пользоваться зрением.

У ребенка уже в первые месяцы жизни одновременная инфор­мация, получаемая с рецепторов различных анализаторов — зри­тельного, кожного, двигательного, слухового, становится источни­ком образования в коре больших полушарий многочисленных ус­ловных связей, позволяющих ориентироваться в пространстве. Дви­гая ручками, ребенок сначала случайно прикасается к. висящей пе­ред ним игрушке. В этот момент в кору больших полушарий посту­пает сигнализация с мышц руки о ее положении в пространстве, с мышц шеи о положении головы, с мышц глазного яблока о на­правлении зрительной оси, с рецепторов сетчатки о видимой игруш­ке, с кожных рецепторов о прикосновении к предмету. После неод­нократного повторения такой информации в коре больших полу­шарий образуются соответствующие условные связи, в результате которых ребенок может произвести движение руки, необходимое для того, чтобы прикоснуться к игрушке. Другая игрушка, висящая рядом с первой, станет источником несколько измененной информа­ции о положении руки, зрительной оси, а потому измененным ока­жется и движение руки, необходимое для прикосновения к игрушке.

С возрастом зрительная информация становится все более сложной и дифференцированной. Ребенок ощупывает предмет, вер­тит его в руках, сжимает. Начав ходить, ребенок идет к предмету, бросает его, снова находит — знакомство с пространством расши­ряется. Так постепенно, в результате образования множества но­вых условных связей ребенок получает возможность при помощи зрения познавать окружающий мир.

Одновременно развивается способность определять степень уда­ленности предмета и ощущать его объемность, или рельефность, т. е. неодинаковую удаленность его частей от глаза. О расстоянии до предмета информируют глазные мышцы. Когда предмет находится далеко, зрительные оси обоих глаз, т. е. линии, соединяющие фик-

Рис. 53. Схема бинокулярного зрения:

ГИС. iJ^. ^_>лста vrm^ivJ 41/1^11^1 w k^^im/i.

изображение пунктов А и Б падает на идентичные точки обеих сетчаток, обозначенные одинаковыми цифрами.

сируемую точку поля зрения с центральной ямкой желтого пятна, идут параллельно. По мере приближения предмета правый глаз поворачивается влево, а левый — вправо. Чем ближе предмет к глазу, тем больше становится угол между зрительными осями. Если один предмет находится в 20—30 см от глаза, а другой—сзади первого в 2—3 м от глаза, можно наблюдать интересное явление двоения. Когда человек смотрит двумя глазами на ближний пред­мет, дальний двоится; при переводе зрения на дальний, двоится ближний предмет. Это происходит потому, что изображение нефик­сируемой точки попадает не на идентичные точки сетчатки, как это показано на схеме (рис. 54). При фиксации ближней точки изобра­жение дальней оказывается в правом глазу левее центральной ямки, а в левом — правее ее. В этом нетрудно убедиться, если при­крывать рукой то один, то другой глаз: исчезает точка на стороне закрытого глаза. При фиксации дальней точки получается обратная картина: изображение ближней точки в правом глазу правее, а в левом — левее центральной ямки. Если закрыть один глаз, исчезнет точка на стороне, противоположной закрытому глазу.

Двоение точек, находящихся ближе или дальше той, на кото­рую направлен взор, не только не мешает видению, но в некоторой мере облегчает определение расстояния от точек до глаза, а глав­ное, дает возможность различать рельеф предмета, видеть его объ­емно. Как известно, расстояние между зрачками глаз около 60 мм. Следовательно, при бинокулярном зрении, особенно когда предмет не плоский и находится недалеко, человек видит его с двух разных позиций, а следовательно, неодинаково. Если, н-апример, держать перед собой закрытую книгу так, чтобы один глаз видел только ко­решок, то другой будет видеть, помимо корешка, сильно скошенную поверхность обложки (рис. 55). При таком частичном несоответст-

5 А. Н. Кабанов


вии полей зрения должно было бы легко возникать двоение из-за непопадания на идентичные точки сетчатки тех лучей, которые ис­ходят от более близких или более далеких участков видимого пред­мета. Предположим, человек смотрит на точку А поверхности, одна часть которой вогнута, а другая—выпукла (рис 56). Не­трудно заметить, что лучи от точки Б достигают обеих сетчаток ле­вее центральной ямки, лучи -от точки В — правее ее, а от точки Г лучи попадают лишь в один глаз. Таким образом, вместо резкого двоения, изображенного на схеме рисунка 54, здесь двоение не­сколько менее выражено, так как лучи попадают на точки сетчатки, мало удаленные от идентичных точек. Подобное двоение восприни­мается как небольшое изменение (увеличение или уменьшение) расстояни-я от' глаза.

Уже в первые годы жизни образуются многочисленные условные связи, на основании которых" степень несоответствия отдельных уча­стков изображения предмета на сетчатке позволяет судить об объ­емном рельефе фигуры. Дети 3—4 лет уже видят форму предметов объемно и легко отличают на расстоянии круг от шара, квадрат от куба, треугольник от пирамиды или конуса, хотя названий геомет­рических фигур они не знают.

Характерная особенность глазных яблок — их непрерывные движения. Даже если человек пристально смотрит на какую-нибудь точку, зрительные оси обоих глаз незначительно смещаются" то в одном, то в другом направлении. Полное прекращение движений глазного яблока приводит к тому, что каждая колбочка находится под непрерывным, одинаковым воздействием световых лучей и очень быстро теряет чувствительность вследствие адаптации к раз­дражению. При мелких, но непрерывных движениях глазного ябло­ка на каждую отдельную колбочку воздействуют лучи, исходящие от меняющихся точек рассматриваемого предмета — то от светлых, то от темных. При этих условиях в течение длительного времени может сохраняться достаточно высокая чувствительность рецепто­ров сетчатки, необходимая для четкого зрения. Эта характерная особенность глаз хорошо выражена уже у новорожденных, но у них движения правого и левого глаза плохо координированы.

Гигиена зрения V



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.014 с.)