Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Два объяснения закона спроса

Поиск

Два объяснения закона спроса

Закон спроса может трактоваться как порождение здравого смысла. Высокая цена, действительно, обыкновенно обескураживает потребителя, выходящего на рынок; низкая цена, как правило, поощряет его к приобретению товара. Давайте теперь рассмотрим еще два объяснения нисходящего характера кривой спроса, способных подтвердить правильность наших повседневных наблюдений[2].

ЭФФЕКТЫ ДОХОДА И ЗАМЕЩЕНИЯ

Вспомните, что в главе 4 речь шла об объяснении закона спроса — нисходящей кривой спроса — при помощи эффектов дохода и замещения. Понижение цены продукта приводит к двум различным следст-

 

виям, в свою очередь обусловливающим рост количества продукции, на которую предъявлен спрос.

1. Эффект дохода. Если цена продукта, например говядины, падает, то реальный доход, или покупательная способность, того, кто покупает этот продукт, увеличивается. Это увеличение реального до хода проявится в росте объема покупок разнообразных товаров, включая и говядину. Например, при постоянном денежном доходе в 20 дол. в неделю вы сможете приобрести 10 фунтов говядины по 2 дол. за фунт. Но если цена говядины упадет до 1 дол. за фунт и вы купите те же 10 фунтов, тогда 10 дол. в неделю у вас окажутся высвобожденными для приобретения дополнительного количества этого или других товаров. Снижение цены говядины увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяя ему или ей покупать большее количество говядины. Это называется эффектом дохода.

2. Эффект замещения. Снижение цены продукта означает, что теперь он стал дешевле по отношению ко всем другим продуктам. И потребители будут стремиться заменить более дешевым товаром другие продукты, которые стали теперь относительно дороже. В нашем примере падение цены говядины — при неизменности цен на все другие продукты — будет делать ее все более привлекательной для покупателей. По цене 1 дол. за фунт она представляет собой более "удачное приобретение", чем по цене 2 дол. Следовательно, снижение цены будет стимулировать потребителя к замещению говядиной некоторых других, теперь уже менее привлекательных статей расходов. Говядина вполне может заменить свинину, телятину, птицу и целый ряд других продуктов питания. Снижение цены увеличивает относительную привлекательность продукта и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве. Это явление известно под названием эффект замещения.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР И БЮДЖЕТНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ

Положение, в котором оказывается типичный потребитель, можно описать примерно следующим образом:

 

1. Разумное поведение. Средний потребитель — это вполне разумный человек, который пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большее удовлетворение или полезность. Типичный потребитель стремится получить за свои деньги "все, что можно", или, используя терминологию, максимизировать совокупную полезность.

2. Предпочтения. Мы можем считать также, что средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Мы исходим из того, что покупатели прекрасно представляют себе, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они могут надумать купить.

3. Бюджетное сдерживание. Денежный доход имеет ограниченную величину. Поскольку потребитель вкладывает в свое дело ограниченное количество человеческих и имущественных ресурсов, получаемый в результате денежный доход также окажется ограниченным. За несколькими возможными исключениями — Рокфеллеры, Боб Хоуп, Майкл Джексон и король Саудовской Аравии Фахд, — все потребители испытывают на себе сдерживающее влияние бюджета.

4. Цены. На все товары и услуги, предлагаемые потребителю, есть ценники. Почему? Потому что они редки по отношению к спросу на них, или, иначе говоря, их производство требует затраты редких и,
следовательно, ценных ресурсов. В следующих ниже примерах мы условимся, что цены товаров никак не зависят от количеств определенных продуктов, покупаемых отдельными потребителями: рынок со стороны покупателей, или со стороны спроса, является чисто конкурентным.

Очевидно, если потребитель обладает ограниченным количеством долларов, а продукты, которые он или она желают купить, имеют определенную цену, то потребитель сможет приобрести лишь ограниченное количество товаров. Потребитель не может купить все, что ему хочется, если каждая покупка приводит к истощению его ограниченного денежного дохода. Это как раз тот самый случай, когда отдельный потребитель непосредственно сталкивается с экономическим фактором редкости.

Принимая решения, типичный покупатель оказывается в таком же положении, что и золотоискатель, пополняющий свои запасы перед очередным возвращением на прииски и вынужденный из-за условий местности ограничивать свой багаж тем, что можно перевезти на спине одного осла. Если он возьмет с собой много чего-то одного, например сушеной фасоли, то ему неизбежно придется взять меньше чего-то другого, скажем бекона. Его задача заключается в том, чтобы найти такую комбинацию продуктов, которая с учетом пределов, ограничивающих всю совокупность, наилучшим образом отвечала бы его нуждам и вкусам[5].

Потребитель должен идти на компромиссы; он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.

Временной аспект

Теория потребительского поведения разработана таким образом, чтобы обеспечивать учет экономической ценности времени. Как потребительская, так и производственная деятельность имеют одну общую черту — они требуют времени. А время, очевидно, представляет собой ценный экономический ресурс; работая (затрачивая час времени на производственную деятельность), человек может заработать 6, 10 или 50 дол. — в зависимости от своего образования, умения и т. д. Затрачивая этот час на отдых или на потребительскую деятельность, он терпит убытки, связанные с потерей возможного дохода; он жертвует 6 или 50 дол., которые мог бы заработать.

ЦЕННОСТЬ ВРЕМЕНИ

Экономисты, разрабатывавшие теорию потребительского поведения на основе концепции предельной полезности, традиционно предполагали, что потребление — это акт моментальный. Однако логично утверждать, что цены потребительских товаров должны на самом деле включать в себя не только рыночные цены, но и ценность времени, необходимого для потребления данного товара. Иными словами, знаменатели в рассмотренных выше формулах не совсем точны, поскольку они не отражают "полной цены" — рыночная цена плюс ценность времени, затрачиваемого на потребление, — интересующего нас товара.

Представим себе потребителя, который выбирает между покупкой билета на игру в гольф, с одной стороны, и на концерт — с другой. Рыночная цена игры в гольф равна 5 дол, а концерта — 8 дол. Но игра в гольф займет больше времени, чем концерт. Предположим, что на гольф вы потратите 4 часа, а на концерт всего 2. Если ваше время стоит, скажем, 4 дол. в час — поскольку, работая, вы зарабатываете именно 4 дол. в час, — то вам придется признать, что "полная цена" игры в гольф составит 21 дол. (5 дол. рыночной цены плюс 16 дол. затраченного времени). Аналогичным образом "полная цена" концерта составит 16 дол. (8 дол. рыночной цены плюс 8 дол. затраченного времени). Вопреки тому, что показывают рыночные цены как таковые, мы обнаруживаем, что "полная цена" концерта в действительности ниже "полной цены" игры в гольф. Если теперь для простоты мы воспользуемся предположением, что предельные полезности последу-
НАГЛЯДНЫЕ ПРИМЕРЫ

Учитывая ценность времени, мы можем объяснить конкретное наблюдаемое явление, необъяснимое с помощью традиционной теории. Для неквалифицированного работника или пенсионера, время которых имеет низкую или даже нулевую рыночную ценность, поездка на автобусе из одного города в другой может быть делом вполне разумным. Но управляющий корпорацией, время которого представляет большую ценность, найдет более дешевым полететь на самолете, несмотря на то что оплата за проезд в автобусе в несколько раз ниже стоимости билета на самолет. С точки зрения пенсионера, живущего на скромное пособие и в изобилии располагающего временем, целесообразно тратить по нескольку часов в день на поиск наиболее дешевых товаров. Столь же благоразумно, с точки зрения высокооплачиваемого врача, работающего 55 часов в неделю, регулярно посещать рестораны быстрого обслуживания и заказывать новый телевизор по телефону. Иностранцы обычно обращают внимание на то, что для обеспеченных американцев характерно "расточительное" отношение к еде и другим материальным благам, но "чрезмерная экономность" в расходовании своего времени. Американцы, посещающие менее развитые страны, находят, что время там тратится небрежно, "зазря", тогда как вещи ценятся очень высоко и используются бережно. Эти различия — не парадокс и не проявление резко различных темпераментов. Различия эти являются прежде всего вполне рациональным отражением того факта, что высокая производительность труда, характерная для развитых обществ, придает времени высокую рыночную ценность, в то время как для менее развитых стран справедливо как раз обратное.

И последнее замечание. Поскольку производительность труда имеет историческую тенденцию роста по мере нашего экономического развития, постольку время на рынке труда становится все более ценным. Или, иными словами, время, затрачиваемое на досуг и на разного рода потребительскую деятельность, становится более дорогим. В результате мы прилагаем массу усилий для того, чтобы использовать наше нерабочее время более "производительно". Мы пытаемся по возможности увеличить количество удовольствия, или полезности, полученной в час, путем наращивания объема потребления в расчете на единицу времени. В некоторых случаях это равнозначно увеличению товаро-интенсивности на-
шего потребления; например, купив или взяв напрокат моторизованную тележку для гольфа, можно сократить время, необходимое для тура игры в гольф. Некоторые смотрят новости по телевизору потому, что это занимает меньше времени, чем чтение газет. В других случаях мы потребляем два и более продукта одновременно. После ужина потребитель "может пить бразильский кофе, курить голландскую сигарету, потягивать французский коньяк, читать "Нью-Йорк таймс", слушать Бранденбургский концерт и развлекать свою шведскую жену — все в одно и то же время и с различной степенью успеха"[7]. Однако величина отдачи от таких способов использования времени, как полная праздность, культурные развлечения, а также "интеллектуальное и духовное совершенствование", не может быть существенно увеличена. Поэтому возникает тенденция к перераспределению времени из этих сфер в другие, в которых отдача выше. Таким образом, можно объяснить, почему экономическое развитие, приносящее с собой материальное изобилие, в то же время увеличивает относительную ценность времени и формирует все более лихорадочный образ жизни. Можно утверждать, что экономическое развитие не способно обеспечивать изобилие во всех отношениях; совокупное изобилие — как товаров, так и времени — представляет собой логическое противоречие. Экономика передовых государств богата товарами, но бедна временем, тогда как слаборазвитые страны богаты временем, но бедны товарами!

 

РЕЗЮМЕ

1. Закон спроса можно объяснить с помощью эффектов дохода и замещения или с помощью закона убывающей предельной полезности.

2. Эффект дохода заключается в том, что снижение цены продукта позволяет потребителю купать большее его количество при прежней величине денежного дохода. Эффект замещения указывает на то, что снижение цены продукта делает его относительно более привлекательным и, таким образом, увеличивает склонность потребители к замещению им других продуктов.

3. Закон убывающей предельной полезности утверждает, что начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение. Отсюда следует необходимость понижения цены, для того чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта.

4. Мы можем предположить, что типичный потребитель является разумным человеком и действует в соответствии с достаточно четко определенными предпочтениями; потребители ведут себя рационально и хота бы примерно представляют себе, какое именно удовлетворение они получат от каждой последующей единицы различных, доступных им

 

 


продуктов. Поскольку величина дохода ограничена, а товары имеют заданные цены, потребитель не может купить все те продукты, которые ему бы хотелось. Следовательно, потребителю приходится подбирать такую достижимую для него комбинацию товаров, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей.

5. Полезность потребителя окажется максимизированной, если его доход будет распределен таким образом, чтобы последний доллар, затраченный на приобретение каждого продукта, приносил ему одинаковое количество добавочного удовлетворения. На языке алгебры правило максимизации полезности выполняется, если

а доход потребителя израсходован полностью.

6. Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом.

7. Теория потребительского выбора разработана с учетом времени, необходимого для потребления различных то варов и услуг.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Эффект дохода

Эффект замещения

Полезность

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Объясните закон спроса с помощью эффектов дохода и замещения, приняв рост цены за исходный пункт ваших рассуждений. Объясните закон спроса, исходя из убывания предельной полезности.

2.Миссис Петерсон каждую неделю покупает буханки хлеба и кварты молока по цене 1 дол. и 80 центов соответственно. В настоящее время она покупает такое количество этих продуктов, что предельная полезность их последних единиц составляет соответственно 80 и 70 ютилей. Можно ли сказать, что она покупает наилучший, то есть максимизирующий полезность, набор хлеба и молока? Если нет, то каким образом следует ей перераспределить свои расходы между этими двумя товарами?

3. Представьте себе, что вы делаете выбор между двумя товарами X и Y, причем предельная полезность каждого из них для вас показана ниже. Сколько единиц каждого товара вам следует купить, чтобы максимизировать полезность, если ваш доход равен 9 дол., а цены товаров X и Y равны соответственно 2 и 1 дол.? Определите величину общей полезности, которую вы получите. Теперь предположите, что при прочих равных условиях цена товара X упала до 1 дол. В каких количествах вы купите товары X и Y в этом случае?

 

Единицы товара X MUX Единицы товара Y MUY
       

Колонка 1   Колонка 2   Колонка 3   Колонка 4   Колонка 5  
Единицы А MU Единицы В MU Единицы С MU Единицы D MU Количество сэкономленных долларов MU
          3 1/2       1/2 1/4 1/8

Опираясь на две комбинации цены и количества, известные вам для товара X, начертите кривую своего спроса на X.

4. "Ничто не является более полезным, чем вода, но на нее едва ли можно хоть что-нибудь купить или получить хоть какую-нибудь вещь в обмен. Бриллиант же, наоборот, едва ли имеет какую-то ценность с точки зрения его непосредственного употребления; однако огромное количество других товаров часто может быть получено в обмен на него"[8]. Поясните эти утверждения.

5. В колонках 1—4 настоящей таблицы представлены показатели предельной полезности, выраженной в ютилях, которую мистер Блэк получил бы в случае приобретения им различных количеств продуктов А, В, С и D. В колонке 5 показаны предельные полезности, извлекаемые мистером Блэком путем сбережения. Предположим, что цены товаров А, В, С и D составляют 18, 6, 4 и 24 дол. соответственно, а денежный доход мистера Блэка равен 106 дол.

а) Какое количество товаров А, В, С и D приобретет мистер Блэк для максимизации удовлетворения своих потребностей?

б) Сколько долларов мистер Блэк предпочтет сберечь?

в) Проверьте правильность своих ответов, подставив их в алгебраическое выражение правила максимизации полезности.

6. "В долгосрочном плане приобретение товаров может быть нерациональным, однако в краткосрочном плане покупка по привычке может оказаться весьма разумным способом распределения дохода". Согласны ли вы с этим утверждением? Поясните.

7. Каким образом можно включить фактор времени в теорию потребительского поведения? Иностранцы часто отмечают, что по сравнению с другими американцы очень расточительны в отношении еды и других материальных благ, но весьма скрупулезны и чересчур экономны в расходовании времени. Как вы объясните это наблюдение?

8. Объясните смысл следующих утверждений:

а) "Прежде чем начался экономический рост, у людей было слишком мало товаров; после его начала стало слишком мало времени".

б) "Неразумно тратить время на то, чтобы принять абсолютно разумное экономическое решение".

9. В течение последних десяти или около того лет наблюдалось широкое распространение маленьких продовольственных магазинов самообслуживания, таких, как Квик Шопс, 7-Илэвен, Гэс'Н Шопс, вопреки тому факту, что цены в них, как правило, выше тех, которые устанавливаются крупными универмагами. Чем вы объясните их успех?

10. Задание повышенной сложности. Пускай MUa = z = 10 — х, а MUb = z = 21 — 2у, где z — это предельная полезность, измеренная в ютилях, х— цена продукта А, а у — цена продукта В. Предположим, что потребитель
собирается потратить на товары А и В 10 дол.; то есть х+ у = 10. Как лучше всего распределить эти 10 дол. между товарами А и В? Какова будет величина полезности, принесенной предельным долларом?

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

БЮДЖЕТНЫЕ ЛИНИИ,

ИЛИ ЧТО ДОСТУПНО ПОКУПАТЕЛЮ

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

Например, если продукт А стоит 1,5 дол., а продукт В — 1 дол., то потребитель мог бы приобрести все комбинации продуктов А и В, показанные в таблице 1, при денежном доходе, равном 12 дол. Заметим, что в одном из двух крайних случаев потребитель мог бы затратить весь свой доход на покупку 8 единиц продукта А так, что у него не осталось бы денег для приобретения продукта В. Или, отказавшись от 2 единиц продукта А и тем самым "высвободив" 3 дол., он мог бы купить 6 единиц А.

Таблица 1. Бюджетная линия: комбинации продуктов А и В, доступные покупателю с доходом в 12 дол. (гипотетические данные)

 

Единицы продукта А (цена = 1,5 дол.) Единицы продукта В (цена = 1 дол.) Суммарный расход (дол.)
    12 (= 12 + 0) 12 (= 9 + 3) 12 (= 6 + 6) 12 (= 3 + 9) 12 (= 0+ 12)

Рисунок 1. Бюджетная линия потребителя

Бюджетная линия показывает все возможные комбинации каждой пары продуктов, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на продукты и данной величине его дохода,

и 3 — продукта В. И так далее вплоть до другого крайнего случая, когда потребитель мог бы купить 12 единиц продукта В по цене 1 дол. каждая, тем самым затратив весь свой денежный доход на продукт В и ничего не оставив на покупку продукта А.

На рисунке 1 бюджетная линия изображена графически. Заметим, что наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В к цене товара А; точнее говоря, абсолютная крутизна наклона равна PB/PA = 1 дол./1,5дол. = 2/3. Это всего лишь математический способ выражения того факта, что потребитель должен воздержаться от приобретения 2 единиц продукта А (отмечаемых на вертикальной оси) по 1,5 дол. каждая, чтобы получить в свое распоряжение 3 дол., необходимых для покупки 3 единиц продукта В (отмечаемых на горизонтальной оси). Иными словами, при перемещении вниз по бюджетной, или ценовой, прямой, следует отказаться от двух А (по 1,5 дол. каждая) для приобретения трех В (по 1 дол. каждая). Это свидетельствует о наклоне, равном 2/3.

Еще два свойства бюджетной линии заслуживают внимания.

1. Изменение дохода. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Конкретизируем: увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо: уменьшение денежного дохода перемещает ее влево. Для проверки этого утверждения просто пересчитайте данные таблицы 1, исходя из предположения, что денежный доход равен а) 24 дол. и б) 6 дол., и начертите новые бюджетные линии на рисунке 1.

2. Изменение цены. Изменение цен продуктов также приводит к перемещению бюджетной линии. Снижение цен обоих продуктов, эквивалентное уве-


личению реального дохода, перемещает график вправо. Вы можете проверить правильность этого утверждения, пересчитав данные таблицы 1 и заново начертив рисунок 1, исходя из предположения, что РA = 0,75 дол., a PB 0,5 дол. И наоборот, рост цен на продукты А и В приводит к перемещению графика влево. Опять предположите, что РA = 3 дол., a PB = 2 дол., и переделайте таблицу 1 и рисунок 1 для обоснования этого утверждения. Обратите особое внимание на то, что происходит при изменении PB, если не только величина денежного дохода, но и РA остаются неизменными. Читателю следует убедиться, что при понижении PB с 1 до 0,5 дол. нижний конец бюджетной линии отодвинется вправо. И наоборот, увеличение PB, скажем, с 1 до 1,5 дол. передвинет нижний конец линии влево. В обоих случаях линия остается "зацепленной" за восьмую единицу на вертикальной оси, поскольку РA не меняется.

КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ,

РАВНОВЕСИЕ В ТОЧКЕ КАСАНИЯ

Убедившись в идентичности осей на рисунках 1 и 3, мы можем теперь определить равновесное положение потребителя путем совмещения линии потребительского бюджета и карты безразличия, как это показано на рисунке 4. Вспомните, что, согласно определению, бюджетная линия показывает все комбинации продуктов А и В, доступные для потребителя при данной величине его или ее денежного дохода и данном уровне цен продуктов А и В. Вопрос заключается в следующем: какая из этих доступных потребителю комбинаций окажется для него наиболее предпочтительной? Ответ: такая комбинация, которая принесет ему наибольшее удовлетворение, или наибольшую полезность.

 


Рисунок 4. Равновесное положение потребителя Равновесное положение потребителя достигается в точке X, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия — I3. В этом случае потребитель, имеющий доход в 12 дол., купит 4 единицы товара А по 1,5 дол. и 6 единиц В по 1 дол. Точки Z и Y также показывают доступные данному потребителю комбинации продуктов А и В, однако последние соответствуют меньшим совокупным полезностям, о чем свидетельствует факт их расположения на более низких кривых безразличия. В то же время точка W хотя и соответствует большей сумме полезностей, чем точка X, но находится выше бюджетной линии и, следовательно, недоступна для данного потребителя.

Уточним: комбинация, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия. На рисунке 4 комбинация, максимизирующая полезность потребителя, или равновесная комбинация продуктов А и В, окажется в точке X, в которой бюджетная линия касается кривой I3. А почему, скажем, не в точке У? Потому что У расположена на более низкой кривой безразличия — I2. Перемещаясь вниз от точки Y по бюджетной линии — путем перераспределения долларов в пользу приобретения большего количества продукта В, — потребитель может попасть на кривую безразличия, расположенную дальше от начала координат, и, таким образом, увеличить совокупную полезность, получаемую при том же доходе. Тогда, может быть, в точке Z? Нет, по той же причине. Точка Z находится на более низкой кривой безразличия — I1. Перемещаясь вверх по бюджетной линии — за счет перераспределения долларов в пользу покупки продукта А, — потребитель имеет возможность попасть на более высокую кривую безразличия I3 и увеличить совокупную полезность. Ну а как насчет точки W на кривой I4? Хотя несомненно, что в точке W совокупная полезность выше, чем в точке X, она оказывается за пределами (выше) бюджетной линии и,



следовательно, недоступна потребителю. В точке X достигается наилучшая, или оптимальная, из доступных потребителю комбинация продуктов А и В. Заметим, что в этой точке касания наклон наивысшей из доступных потребителю кривой безразличия совпадает с наклоном бюджетной линии. Поскольку наклон кривой безразличия отражает MRS., а наклон бюджетной линии равен PB/P A, оптимальное, или равновесное, положение достигается при условии, что

Рисунок 5. Построение кривой спроса

Если цена продукта В повысится с 1 до 1,5 дол. (рис. 5а). положение равновесия переместится из точки X в точку X при соответствующем уменьшении количества спрашиваемой продукции с 6 до 3 единиц. Кривая спроса на продукт В строится путем соединения между собой точек соответствующих различным комбинациям цен и количеств, в частности (1 дол. 6 единиц и 1.5 дол. - 3 единицы).


ПОСТРОЕНИЕ КРИВОЙ СПРОСА


В предшествующих рассуждениях о свойствах бюджетной линии отмечалось, что при данной цене продукта А повышение цены продукта В приведет к перемещению нижнего конца бюджетной линии влево, ближе к началу координат. Это знание теперь пригодится нам для того, чтобы построить кривую
спроса на продукт В. На рисунке 5а мы просто воспроизвели рисунок 4, показывающий первоначальное потребительское равновесие в точке X бюджетная линия, использованная для определения этого положения равновесия, показывала что величина денежного дохода равна 12 дол., а также что PA =1,5 дол. и PB = 1 дол. Давайте посмотрим, что произойдет с положением равновесия если мы увеличим PB до 1,5 дол., сохранив величину денежного дохода и цену продукта A без изменений.

Результат показан на рисунке 5а. Нижний конец бюджетной линии передвигается влево, давая тем самым новое равновесное положение при касании с кривой безразличия I2 в точке X'. Мы видим, что в точке X потребитель покупает 3 единицы продукта в и 5 единиц А по сравнению с 4 единицами продукта А и 6 единицами В в точке X. Нас с вами интересует продукт В, и, следует заметить, мы располагаем достаточной информацией для выяснения характера кривой спроса на продукт В. Мы знаем, что в точке равновесия X цена продукта В составляет 1 дол., причем покупается 6 единиц продукта; в точке равновесия X цена продукта В составляет 1,5 дол., причем покупается 3 единицы. Эти данные показаны графически в виде кривой спроса на продукт В на рисунке 5б. Обратите внимание, что горизонтальные оси на рисунках 5а и 5б идентичны; на обеих отмечается количество спрашиваемого продукта В. Следовательно, мы можем просто опустить два перпендикуляра с рисунка 5а на горизонтальную ось рисунка 5б. На вертикальной оси рисунка 5б мы отмечаем только две выбранные нами цены продукта В. Соотнеся эти цены с соответствующими количествами спрашиваемой продукции, найдем две точки кривой спроса на продукт В. Предположив, что все остальные точки соответствия цен и количества находятся аналогичным образом, построим кривую спроса, показанную на рисунке. Суть в том, что благодаря простейшему манипулированию ценой продукта В при помощи кривых безразличия и бюджетных линий можно построить нисходящую кривую спроса на продукт В. Заметим, что мы установили закон спроса, исходя из правильного предположения о "неизменности прочих условий", поскольку изменению подвергалась только цена продукта В. Цена продукта А, так же как и величина дохода потребителя и его вкусы, оставалась постоянной на протяжении всего процесса построения кривой потребительского спроса на продукт В.

РЕЗЮМЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

1 Подход к объяснению потребительского поведения с позиций теории кривых безразличия основывается на использовании линий потребительского бюджета и кривых безразличия. 2 Бюджетная линия показывает все комбинации двух продуктов, которые может купить потребитель при данной величине его денежного дохода и данном уровне цен на продукты.


3. Изменение цен на продукты или величины денежного дохода приведет к перемещению бюджетной линии.

4. Кривая безразличия показывает все комбинации двух продуктов, которые принесут потребителю одинаковый объем совокупной полезности. Кривые безразличия являются нисходящими и выпуклыми по отношению к началу координат.

5. Карта безразличия состоит из целой серии кривых безразличия; чем дальше от начала координат, тем больше величина полезности, соответствующая каждой кривой.

6. Потребитель выберет такую точку на бюджетной ливни, которая поставит его на наиболее высокую из всех доступных ему кривую безразличия.

7. Изменение цены одного из продуктов приводит к смешению бюджетной линии и выявлению нового положения равновесия. Нисходящая кривая спроса может быть построена путем нанесения на график комбинаций цены и количества спрашиваемой продукция, соответствующих старому и новому положениям равновесия.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В ПРИЛОЖЕНИИ

Бюджетная линия Кривая безразличия Предельная норма замещения Карта безразличия Положение равновесия

ВОПРОСЫ К ПРИЛОЖЕНИЮ

И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Какую информацию несет в себе бюджетная линия? Каким образом переместится бюджетная линия, если денежный доход потребителя а) увеличится я б) уменьшится? Каким образом переместится бюджетная линия, если цена


продукта, количество которого отмечается на горизонтальной оси, а) увеличится и б) уменьшится?

2. Какую информацию несет в себе кривая безразличия? Почему такие кривые являются а) нисходящими и б) выпуклыми по отношению к началу координат? Почему совокупная полезность увеличивается в случае перехода потребителя на кривую безразличия, расположенную дальше от начала координат? Почему кривые безразличия не могут пересекаться?

3. Используя рисунок 4, объясните, почему точка касания бюджетной линии с кривой безразличия соответствует положению потребительского равновесия. Объясните, по чему любая точка, в которой бюджетная линия пересекает кривую безразличия, не является равновесной. Поясните следующее положение: "Потребитель находится в положении равновесия, если MRS. = РВА".

4. Предположим, что данные приведенной таблицы характеризуют кривую безразличия мистера Чена. Начертите эту кривую, откладывая количества товара А по вертикальной, а товара В — по горизонтальной оси. Исходя из того, что цены товаров А и В составляют соответственно 1,5 дол. и 1 дол., а мистер Чен намерен потратить 24 дол., добавьте к своему графику соответствующую бюджетную линию. В какой именно комбинации купит мистер Чен товары А и В? Соответствует ли ваш ответ правилу равновесия, согласно которому MRS. = РВА?

 

Единицы товара А Единицы товара В
   

5 Объясните при помощи графика, каким образом кривые безразличия могут быть использованы для построения кривой спроса.

6. Углубленный анализ. Покажите наглядно, что условие равновесия MRS. = РВА эквивалентно правилу максимизации полезности MUA/PA = MU В / РВ.

 


[1] Преподаватель может не включать эту главу в свой курс Она может быть пропущена без ущерба для логики изложения и понимания смысла последующих глав.

[2] Третье объяснение, основанное на кривых безразличия, является в некоторых отношениях более точным и более глубоким чем те два, которые здесь рассматриваются. Введение в анализ кривых безразличия содержится в приложении к этой главе.

[3] Иногда предельная полезность последующих единиц продукции может возрастать. Например, третья банка пива может доставить больше удовольствия, чем первая или вторая. Но начиная с определенного момента следует ожидать, что предельная полезность дополнительных единиц продукции начнет падать.

[4] Ютиль — от англ. utility (полезность). — Ред.

[5] Е. Т. Weiler. The Economic System. New York: Macmillan Company, 1952. P. 89.

[6] Для простоты мы предполагаем в настоящем примере, что потребительница Брукс расходует весь спой доход; она не берет взаймы и не делает сбережений. Сбережение можно рассматривать как товар с определенной полезностью и в таком качестве включать в наш анализ. Именно таким обратом оно трактуется в вопросе 5 в конце этой главы.

[7] Suflm В. Under. The Harried Leisure Class. New York: Columbia University Press, 1970. P. 79. Эту замечательную книгу обязательно следует прочесть тем, кто желает побольше узнать о различных последствиях роста ценности времени.

[8] Adam Smith. The Wealth of Nations. P. 28.

[9] Специальное примечание. Если мы начнем с правила максимизации полезности MUA/ PA = MUB/ PB, затем умножим это уравнение на PB и разделим на MUA, то получим: РВА = MUB/MUA. Из анализа кривых безразличия мы знаем, что оптимальное, или равновесное состояние достигается, если MRS = РВА. Сл едовательно, MRS также равняется MUB/MUA.

Два объяснения закона спроса

Закон спроса может трактоваться как порождение здравого смысла. Высокая цена, действительно, обыкновенно обескураживает потребителя, выходящего на рынок; низкая цена, как правило, поощряет его к приобретению товара. Давайте теперь рассмотрим еще два объяснения нисходящего характера кривой спроса, способных подтвердить правильность наших



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.124 (0.017 с.)