Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Или что предпочитает покупатель

Поиск

Как видим, линии потребительского бюджета отражают "объективные" рыночные характеристики, касающиеся величины дохода и цен. Линия бюджета выявляет комбинации продуктов А и В, доступные покупателю при данном денежном доходе и данном уровне цен. С другой стороны, кривые безразличия воплощают в себе "субъективную" информацию о предпочтениях, отдаваемых потребителем продукту А или продукту В. По определению, кривые безразличия демонстрируют все возможные

Рисунок 2. Кривая потребительского безразличия

Каждая точка на кривой безразличия представляет одну из комбинаций продуктов А и В, в равной мере удовлетворяющих потребителей; то есть каждая такая комбинация продуктов А и В обладает одинаковой совокупной полезностью.


Таблица 2. Таблица безразличия (гипотетические данные)

 

Комбинации Единицы продукта А Единицы продукта В
j k l m    

комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности, или полезности. В таблице 2 и на рисунке 2 представлена гипотетическая кривая безразличия, включающая продукты А и В. Субъективные предпочтения потребителя таковы, что он или она реализуют одинаковую совокупную полезность А и В при любой их комбинации, показанной в таблице или на графике; следовательно, потребителю будет безразлично, какую именно комбинацию продуктов он действительно приобретет.

Сказанного достаточно для понимания нескольких характерных черт кривых безразличия.

1. Нисходящий вид кривой. Кривые безразличия имеют вид нисходящих по той простой причине, что как продукт А, так и продукт В обладают полезностью для потребителя. Следовательно, двигаясь от комбинации j к комбинации k, потребитель при обретает больше продукта В, тем самым увеличивая для себя совокупную полезность; соответственно для уменьшения совокупной полезности на точно такую же величину потребитель должен отказаться от некоторого количества продукта А. Короче говоря, чем больше В, тем меньше А, так что между количествами А и В существует обратная связь. А любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид.

2. Выпуклость по отношению к началу координат. Если смотреть на график из точки пересечения осей, нисходящая кривая может быть либо вогнутой, либо выпуклой. Наклон вогнутой кривой увеличивается (становится все круче) по мере продвижения вниз по кривой, тогда как наклон выпуклой кривой уменьшается (становится все более пологим). Вспомните, что кривая производственных возможностей на рисунке 2-1 (гл. 2) является вогнутой, что отражает закон повышения издержек. Заметим, что на рисунке 2 кривая безразличия выпукла, если смотреть на нее от начала координат. То есть наклон кривой уменьшается, или становится более пологим по мере продвижения от точки j к точке k, точке l, точке т и так далее вниз вдоль кривой. Выражаясь профессиональным языком, скажем, что наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы замещения (MRS.), поскольку он показывает, в какой степени (в пределе) потребитель готов заместить один товар другим (товар А товаром В) так, чтобы получить при этом то же удовлетворение потребности. Уменьшающийся наклон кривой безразличия свидетельствует о том, что готов-


ность потребителя к замещению товара А товаром В уменьшается по мере перемещения вниз по кривой.

Чем можно объяснить выпуклость кривой безразличия, то есть убывание MRS.? Ответ заключается в том, что субъективная готовность потребителя к замещению продукта А продуктом В (или наоборот) зависит от начальных количеств продуктов А и В. Еще раз обратитесь к таблице 2 и рисунку 2, начав с точки j. Здесь потребитель имеет относительно большое количество продукта А и очень мало продукта В. Это означает, что в пределе продукт В весьма ценен (то есть имеет высокую предельную полезность), тогда как продукт А в пределе менее ценен (его предельная полезность низка). Отсюда следует, что потребитель с готовностью откажется от значительного количества продукта А, чтобы получить, скажем, 2 единицы В. В нашем конкретном случае потребитель готов обойтись без 6 единиц А, чтобы получить 2 дополнительные единицы В; MRS. равно 6/2, или 3. Однако в точке к потребитель имеет теперь уже меньше продукта А и больше продукта В. Это значит, что предельная полезность продукта А будет теперь несколько больше, а предельная полезность продукта В — несколько меньше. Следовательно, решая вопрос о перемещении из точки k в точку l, потребитель готов отказаться всего от 2 единиц А для получения 2 дополнительных единиц В, так что MRS. теперь составляет всего 2/2, или 1. Имея еще меньше продукта А и еще больше продукта В в точке l, потребитель готов отказаться только от одной единицы А в обмен на 2 дополнительных единицы В, и, следовательно, MRS. падает до 1/2. В общем, чем больше количество продукта В, тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц. Аналогичным образом чем меньше количество продукта А, тем больше его предельная полезность. Это значит (см. рис. 2), что при перемещении вниз по кривой потребитель будет готов отказаться от все меньшего и меньшего количества продукта А в порядке компенсации за приобретение каждой дополнительной единицы В. В результате получаем кривую с убывающим наклоном, то есть выпуклую по отношению к началу координат. Иначе можно сказать еще, что MRS. снижается по мере продвижения вправо вдоль кривой безразличия.

3. Карта безразличия. Кривая безразличия на рисунке 2 соответствует некой постоянной (хотя точно не определенной) величине совокупной полезности, или удовлетворения. В то же время существует возможность — и весьма полезная для нашего анализа — изобразить целую серию кривых безразличия, или, другими словами, карту безразличия, как показано на рисунке 3. Каждая кривая соответствует различной величине совокупной полезности. Точнее, каждая кривая, расположенная правее нашей первоначальной кривой (обозначенной I3 на рис. 3), соответствует комбинациям продуктов А и В, содержащим в себе большую полезность по сравнению с I3. Каждая кривая, рас-


Рисунок 3. Карта безразличия

Карта безразличия представляет собой набор кривых безразличия. Каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности. То есть любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривой I4, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, показанная точкой на кривых I3, I2 или I1.

положенная левее I3, соответствует меньшей совокупной полезности по сравнению с I3. Другими словами, каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности. Это можно легко продемонстрировать, проведя прямую в первую четверть от начала координат и убедившись, что точки ее пересечения с каждой последующей кривой соответствуют большему количеству как товара А, так и товара В и, следовательно, большей величине совокупной полезности.

РАВНОВЕСИЕ В ТОЧКЕ КАСАНИЯ

Убедившись в идентичности осей на рисунках 1 и 3, мы можем теперь определить равновесное положение потребителя путем совмещения линии потребительского бюджета и карты безразличия, как это показано на рисунке 4. Вспомните, что, согласно определению, бюджетная линия показывает все комбинации продуктов А и В, доступные для потребителя при данной величине его или ее денежного дохода и данном уровне цен продуктов А и В. Вопрос заключается в следующем: какая из этих доступных потребителю комбинаций окажется для него наиболее предпочтительной? Ответ: такая комбинация, которая принесет ему наибольшее удовлетворение, или наибольшую полезность.

 


Рисунок 4. Равновесное положение потребителя Равновесное положение потребителя достигается в точке X, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия — I3. В этом случае потребитель, имеющий доход в 12 дол., купит 4 единицы товара А по 1,5 дол. и 6 единиц В по 1 дол. Точки Z и Y также показывают доступные данному потребителю комбинации продуктов А и В, однако последние соответствуют меньшим совокупным полезностям, о чем свидетельствует факт их расположения на более низких кривых безразличия. В то же время точка W хотя и соответствует большей сумме полезностей, чем точка X, но находится выше бюджетной линии и, следовательно, недоступна для данного потребителя.

Уточним: комбинация, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия. На рисунке 4 комбинация, максимизирующая полезность потребителя, или равновесная комбинация продуктов А и В, окажется в точке X, в которой бюджетная линия касается кривой I3. А почему, скажем, не в точке У? Потому что У расположена на более низкой кривой безразличия — I2. Перемещаясь вниз от точки Y по бюджетной линии — путем перераспределения долларов в пользу приобретения большего количества продукта В, — потребитель может попасть на кривую безразличия, расположенную дальше от начала координат, и, таким образом, увеличить совокупную полезность, получаемую при том же доходе. Тогда, может быть, в точке Z? Нет, по той же причине. Точка Z находится на более низкой кривой безразличия — I1. Перемещаясь вверх по бюджетной линии — за счет перераспределения долларов в пользу покупки продукта А, — потребитель имеет возможность попасть на более высокую кривую безразличия I3 и увеличить совокупную полезность. Ну а как насчет точки W на кривой I4? Хотя несомненно, что в точке W совокупная полезность выше, чем в точке X, она оказывается за пределами (выше) бюджетной линии и,



следовательно, недоступна потребителю. В точке X достигается наилучшая, или оптимальная, из доступных потребителю комбинация продуктов А и В. Заметим, что в этой точке касания наклон наивысшей из доступных потребителю кривой безразличия совпадает с наклоном бюджетной линии. Поскольку наклон кривой безразличия отражает MRS., а наклон бюджетной линии равен PB/P A, оптимальное, или равновесное, положение достигается при условии, что

Рисунок 5. Построение кривой спроса

Если цена продукта В повысится с 1 до 1,5 дол. (рис. 5а). положение равновесия переместится из точки X в точку X при соответствующем уменьшении количества спрашиваемой продукции с 6 до 3 единиц. Кривая спроса на продукт В строится путем соединения между собой точек соответствующих различным комбинациям цен и количеств, в частности (1 дол. 6 единиц и 1.5 дол. - 3 единицы).




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.51 (0.009 с.)