Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон убывающей предельной полезностиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Второе объяснение базируется на представлении, согласно которому — хотя, вообще говоря, потребности людей безграничны — потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. В преде- лах ограниченного промежутка времени, в течение которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько определенных товаров и услуг, сколько они пожелают. Чем большее количество продукта приобретают потребители, тем меньше их стремление к получению дополнительных единиц этого же продукта. Наиболее наглядно это видно на примере товаров длительного пользования. Потребность человека в автомобиле, если он или она его не имеют, может быть очень сильной; желание иметь вторую машину гораздо менее интенсивно; а что касается третьей или четвертой машины, то потребность в них очень слаба. Даже самые богатые семьи редко имеют более пяти машин, несмотря на то что их доходы позволяют купить и содержать целый автомобильный парк. Экономисты выдвинули идею, согласно которой определенная потребность может удовлетворяться следующими друг за другом единицами товара в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Давайте рассмотрим составные части этого закона, чтобы понять его точный смысл. Вспомните (гл. 2), что продукт обладает полезностью, если он способен удовлетворять потребности. Полезность — это способность удовлетворять потребности. Две характерные черты этого понятия необходимо подчеркнуть: во-первых, "полезность" и "польза" ни в коем случае не синонимы. Картина Пикассо может быть бесполезной с практической точки зрения и в то же время приносить пользу для знатока искусства. Во-вторых, полезность — это субъективное понятие (что подразумевалось и в первом пункте). Полезность определенного продукта будет существенно различной для разных людей. Бутылка дешевого крепленого вина может иметь достаточно большую полезность для бродяги-алкоголика и нулевую или даже отрицательную полезность для президента местного отделения союза трезвости. Пара очков имеет огромную полезность для того, кто страдает близорукостью или дальнозоркостью, но совершенно бесполезна для человека со стопроцентным зрением. Под предельной полезностью мы имеем в виду добавочную полезность, или удовлетворение, извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции. За относительно короткий промежуток времени, в течение которого вкусы потребителей не изменятся, предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет падать[3]. Почему? Потому что потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворяться, или "насыщаться". Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного продукта известно под названием закона убывающей полезности. Таблица 23-1. Закон убывающей предельной полезности применительно к гамбургерам (гипотетические данные)
Мы уже отмечали, что полезность — это понятие субъективное. Поэтому оно не поддается точному количественному измерению. Однако в интересах наглядности давайте предположим, что мы умеем измерять степень удовлетворения потребности в единицах, которые мы назовем "ютилями"[4]. Эта вымышленная единица измерения всего лишь удобный педагогический прием, который позволит перевести наши рассуждения о поведении потребителя в количественную плоскость. Так, в таблице 23-1 мы сможем показать взаимосвязь между количеством приобретаемой продукции, скажем гамбургерами, и соответствующей добавочной полезностью, извлекаемой из каждой последующей единицы продукции. Предположим, что закон убывающей полезности вступает в действие, начиная с первого же приобретенного гамбургера. Каждая следующая единица обладает все меньшей полезностью по сравнению с предыдущей, по мере того как потребность потребителя в гамбургерах приближается к насыщению. Совокупную полезность любого количества гамбургеров можно легко определить путем суммирования показателей предельной полезности, как показано в таблице 23-1. Третий гамбургер имеет предельную полезность в 2 ютиля; три гамбургера обладают совокупной полезностью, равной 18 ютилям (10 + 6+2). Обратите внимание на то, что предельная полезность четвертого гамбургера становится нулевой, а пятого — отрицательной. Теперь выясним, каким же образом закон убывающей полезности объясняет, почему кривая спроса на определенный продукт оказывается нисходящей? Если каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей предельной, или добавочной, полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии падения их цены. Потребитель, к которому относятся приведенные данные о полезности, купит, скажем, 2 гамбургера по цене 1 дол. Но вследствие убывающей предельной полезности дополнительных единиц продукта он предпочтет не покупать больше этого продукта по данной цене, так как, отдавая деньги, он фактически отказывается от других товаров, то есть от альтернативных способов получения полезности. Поэтому следующие гамбургеры будут "недостаточно хороши" до тех пор, пока цена не снизится. При отрицательной предельной полезности фирмам "Макдональдс" или "Бургер Кинг" пришлось бы платить вам, чтобы заставить вас съесть гамбургер. Если взглянуть на дело со стороны продавца, то убывающая предельная полезность заставляет производителя понижать цену, для того чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества продукции. Такова логика, позволяющая обосновать представление о нисходящей кривой спроса.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.007 с.) |