Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие.



Закон предложения: при прочих равных условиях величина предложения находится в прямой зависимости от цены (поскольку чем выше цена, тем больше стимула у производителей и продавцов производить товар на рынке).

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены.

Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей, и, наоборот, чем ниже цена товара, тем больше спрос.

 

Равновесие – это ситуация, при которой интересы продавца и покупателя на рынке полностью совпадают, так что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

Равновесная цена – это такая цена, при которой объем спроса и предложения равны, и при которой отсутствует избыток или дефицит товара.

При совмещении кривых спроса и предложения определяется точка равновесия Е: PE = PS = PD,

где PE – цена равновесия; PS – цена предложения; PD – цена спроса.

В экономической теории существуют два подхода к рассмотрению рыночного равновесия. 1 подход. По Вальрасу, 2. Подход по Маршалу.

А.Маршал сформировал теорию равновесной цены, согласно которой и спрос и предложение являются равнозначными элементами механизма ценообразования.

Рис.: Рыночное равновесие

Это означает, что

QE = QS = QD,

где QE – объем равновесный; QS – объем предложения; QD – объем спроса.

Колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное количество товара на рынке. Это выражается в следующем:

-увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

-уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;

-рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;

-сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Таким образом, через постоянные колебания спроса и предложения рынок стремится к равновесию, которое может быть более или менее устойчивым.

16. Эластичность спроса (по цене, по доходу, перекрестная эластичность спроса).

1. Ценовая эластичность спроса – степень чувствительности величины спроса на товар к изменению его цены. Измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса.

Различают:

а) точечную эластичность – она может быть определена если провести касательную к кривой спроса.

б) дуговая эластичность спроса – это показатель средней реакции величины спроса на изменение цены товара на каком-либо отрезке или участке кривой спроса. Коэффициент ценовой эластичности спроса не учитывает знак минус.

Варианты ценовой эластичности спроса:

1) Е<1 неэластичен

2) E=1 единично эластичен

3) E=0 абсолютно неэластичен

4) E→бесконечности – абсолютно эластичен

 

Правила ценовой эластичности спроса:

1) на товары первой необходимости спрос неэластичен;

2) чем больше заменителей имеет товар тем эластичней товар;

3) чем больше удельный вес занимает товар в бюджете потребителя тем эластичнее спрос;

4) чем важнее потребности удовлетворяемые товаром, тем менее эластичен спрос;

5) чем выше степень удовлетворения потребности тем менее эластичен спрос;

6) спрос становится более эластичным с течением времени.

 

Влияние ценовой эластичности спроса на доход (выручку) от реализации производителя (продавца):

Изменение цены Эластичный спрос Неэластичный спрос
Цена растет Доход снижается Доход растет
Цена снижается Доход растет Доход снижается

Доход = Цена*Количество

 

2. Эластичность спроса по доходу – это степень чувствительности спроса на товар к изменению дохода потребителя:

 

Если этот коэффициент +, то рассматриваемый товар – товар нормального качества и с ростом дохода потребитель увеличивает объем покупки этого товара.

Если этот коэффициент -, то этот товар низкого качества и с ростом дохода потребитель либо сокращает, либо вообще отказывается от покупки этого товара.

3. Перекрестная ценовая эластичность спроса – это степень чувствительности спроса на один товар к изменению цены другого товара.

 

 

Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).

 

Эластичность предложения.

Эластичность предложения – это степень чувствительности изменения величины предложения товара к изменению его цены.

 

Варианты эластичности предложения:

1) Е<1 неэластичное предложение

2) E>1 эластичное предложение

3) E=1 единично эластичное предложение

4) E=0 абсолютно неэластичное предложение

5) E→бесконечности – абсолютно эластичное предложение

 

 

При анализе ценовой эластичности предложения важную роль играют факторы времени. Напр.: в кратчайший период когда основной и оборотный капитал остается неизменным предложение абсолютно неэластично. В краткосрочном периоде, когда оборотный капитал фирмы меняется, а основной остается неизменным, ценовая эластичность предложения увеличивается. В долгосрочном периоде, когда фирма имеет возможность изменить и основной и оборотный капитал эластичность предложения максимальна.

Кроме временного фактора на ценовую эластичность предложения также влияют особенности технологического процесса, способность товара к длительному хранению и стоимость такого хранения.

Практическое значение теории эластичности:

Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм. Напр. Если государство вводит фиксированную форму налогов на единицу товара, это приведет к смещению графика предложения из положения S в положение графика S'.

Рис.2

Рис.3 Рис.4 Рис.5

 

Рассмотрим следующие ситуации:

- если спрос эластичен (рис.2), то большую часть налогового бремени будут платить производители.

- если спрос неэластичен (рис.3), то большая часть налогового бремени ляжет на плечи потребителей.

- если предложения эластична (рис.4), то большая часть налога будет возложена на потребителя.

- если предложение неэластично (рис.5), то большая часть налога будет возложена на производителей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.151 (0.008 с.)