Социальный, спекулятивный и нерациональный спрос. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный, спекулятивный и нерациональный спрос.



Социальный спрос – это та часть спроса, которая обусловлена стремлением потребителя соответствовать некоторым социальным крит5ериям.

Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, т.е. спрос, нарушающий предпосылку о рациональном поведении потребителя.

 

28. Кривая " доход - потребление". Кривые Энгеля.

Кривая "доход - потребление" показывает товарные наборы, на которые предъявляется спрос при различных уровнях дохода.

Кривая «доход‑потребление» для нормальных (полноценных) благ имеет положительный наклон (рис. 1), поскольку с увеличением дохода увеличивается их потребление.

 

 

Рис. 1. Кривая «доход‑потребление» качественного товара

Кривая «доход‑потребление» изображает, как потребление блага X изменяется с увеличением дохода и то, что потребление нормального (полноценного) блага неизменно растет.

Кривая «доход‑потребление» для некачественных (неполноценных) благ имеет отрицательный наклон (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Кривая «доход‑потребление» некачественного товара

Кривая «доход‑потребление» для нейтральных (независимых) благ имеет вертикальный наклон (рис. 3).

 

Рис. 3. Кривая «доход‑потребление» на нейтральные товары

Нейтральные, или независимые, блага – это блага, которые не являются ни нормальными, ни некачественными для потребителя. Это блага, потребление которых остается неизменным при всех уровнях дохода. К этой группе благ относят, например, соль, туалетную бумагу, зубную пасту и т. п., расходы на которые занимают относительно незначительную часть бюджета. Это блага первой необходимости.

Кривая «доход‑потребление» используется для построения кривой Энгеля.

Кривая Энгеля иллюстрирует зависимость между объемом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Она названа по имени немецкого экономиста и статистика Эрнста Энгеля, исследовавшего взаимосвязи между объемом покупаемого данным потребителем блага и величиной его дохода.

 

Кривая Энгеля изображена на рис. 4.

Рис. 4. Кривая Энгеля

Кривая Энгеля отражает информацию о способности покупок блага реагировать на изменения в доходах.Кривая Энгеля для блага, которое потребляется безотносительно к уровню дохода покупателя, имеет форму вертикальной прямой (рис. 5). На рис. 5 показана кривая Энгеля для такого блага. Так, ваши расходы на мандариновый сок не зависят от ваших доходов. Если вы покупаете 5 литров сока в неделю, то и при увеличении дохода все равно будете покупать 5 литров сока в неделю. Итак, кривая Энгеля демонстрирует, что независимо от размера дохода вы приобретаете в неделю один и тот же объем сока, т. е. изменения в доходе не приводят к изменениям в объеме приобретаемого блага.

 

Рис. 5. Кривая Энгеля, отражающая эластичность покупок блага независимо от уровня доходов

Рисунок 6 показывает, что наклон кривой Энгеля уменьшается по мере увеличения доходов, при этом восприимчивость количества покупок блага X на изменение дохода возрастает, т. е. объем покупок увеличивается с увеличением доходов. Блага, которые приобретаются с увеличением доходов, часто рассматриваются как предметы роскоши. С уменьшением доходов объем покупки этих благ, наоборот, уменьшится.

 

Рис. 6. Кривая Энгеля, отражающая эластичность покупок блага с изменением уровня доходов.

 

29. Кривая "цена - потребление". Эффект дохода и эффект замещения.

Кривая «цена—потребление». Мы убедились, что при изменении цены одного из двух товаров меняется поведение потребителя. Этот процесс может быть проиллюстрирован при помощи так называе­мой кривой «цена—потребление».

На рис. 2 изображены кривые безразличия I1, I2, I3, I4. Также отмечены повороты бюджетной линии в соответствии с изменени­ем цены товара X. Каждая бюджетная линия имеет свою собствен­ную точку касания с определенной кривой безразличия. Это точки А, В, С и D. Каждая точка касания характеризует оптимальный вы­бор потребителя, наиболее рациональную комбинацию двух това­ров (структуру потребления), которая при данном уровне дохода и при данных уровнях товарных цен максимизирует полезность по­требителя. Соединив точки рационального выбора А, В, С, D, по­лучим кривую, называемую кривой «цена—потребление» (рис. 2).

Рис. 2. Кривая «цена—потребление»

Кривая «цена—потребление» показывает, как меняется опти­мальный уровень потребления двух товаров при изменении цены одного из них.

Графическое отображение эффекта дохода и эффекта замещения. Поведение потребителя непосредственно зависит от категории по­требляемого товара. Рассмотрим так называемый нормальный то­вар. На рис. 3 изображена ситуация, при которой цена на нор­мальный товар X поднялась, следовательно, бюджетная линия сде­лала поворот от В1 к В2

Рис. 3. Эффекты дохода и замещения при повышении цены нормального товара X

Точка оптимального потребления передвинулась с f до h. Часть этого сдвига обусловлена эффектом замещения, часть — эффектом дохода. Можно ли графически различить эти два эффекта? Да, можно. Для этого проведем пунктиром новую бюджетную линию (B) та­ким образом, чтобы она была параллельна В2, но при этом явля­лась касательной к кривой безразличия I1. Будучи параллельной кривой B2 она выражает новое ценовое соотношение двух товаров. Будучи касательной к той же самой кривой безразличия, она по­зволяет потребителю получить то же количество полезности, что и ранее. Поскольку в данном случае потребитель ничего не теряет и его реальный доход в точке g остается прежним, данное изменение потребления товара X (от точки Х1 до точки Х2) не является эффек­том дохода. Здесь в чистом виде отображен эффект замещения в силу относительного удорожания товара X.

Между тем в действительности бюджетная линия передвинулась не в положение В, а в положение В2. В результате точка оптимума потребителя (точка его рационального выбора) находится теперь на кривой безразличия I2 — это точка h. Реальный доход потребите­ля при этом сократился, так как данная кривая находится ближе к началу координат, чем прежняя. Обусловленное этим изменение в объеме потребления товара X есть не что иное, как эффект дохода, равный разности Х2 и Х3.

Обратим внимание, что в случае нормального товара эффект дохода и эффект замещения имеют одинаковую направленность и усиливают действие друг друга. Обычно оба эффекта имеют отри­цательный знак (т.е. по мере роста цены товара его потребление сокращается, что соответствует закону спроса). При этом, чем силь­нее выражено действие этих эффектов, тем выше ценовая эластич­ность спроса на продукт X.

Рассмотрим теперь ситуацию, когда товар X является товаром низшего класса (рис. 4).

Рис. 4. Эффект дохода и эффект замещения при изменении цены товара X — низшего класса

Как и на рис. 3, сделаем дополнительные построения: прове­дем бюджетную линию параллельно В2 и касательно к той же кривой безразличия I1. Рассуждая аналогично, отметим, что эффект замещения выражается в движении вдоль исходной кривой безраз­личия от точки f до точки g. Эффект замещения будет отрицатель­ным: потребление товара X сокращается с Х1 до X2, поскольку он вытесняется относительно более дешевыми товарами.

Что же касается эффекта дохода, то для товара низшего класса он будет положительным: потребление такого товара возрастает с Х2 до Х3 в силу снижения реального дохода. Эффект дохода иллюс­трируется перемещением из точки g в точку h, что соответствует увеличению потребления товара X с Х2 до Х3.

Теоретически невозможно предсказать, какой из двух эффектов будет больше. Здравый смысл и житейский опыт подсказывают, что эффект замещения должен быть больше и в конечном итоге повышение цены товара вызовет сокращение его потребления.

Однако, по крайней мере гипотетически, можно предугадать и вариант, при котором эффект дохода окажется выше эффекта за­мещения. Таковой будет ситуация с так называемым товаром Гиффена. Подобный гипертрофированный эффект дохода можно объяс­нить, в частности, низким уровнем дохода и большой долей дан­ного товара в совокупном потреблении отдельного домохозяйства. В этом случае повышение цены товара может сопровождаться рос­том его потребления. Бесспорно, однако, что на практике такие ситуации встречаются крайне редко.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1940; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.007 с.)