Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночная система: условия возникновения, сущность и функции.

Поиск

Рынок понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально-экономического развития общества и с тех пор претерпел существенные изменения. Если изначально под рынком понималась определенная территория, на которой встречались продавец и покупатель, то в современной трактовке рынок – определенная форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие сферы производства и сферы потребления по средствам механизма свободных цен.

Для формирования рыночной экономики необходимо несколько условий:

1) переход от натурального хозяйства к товарному производству;

2) техническая обособленность участников хозяйственной деятельности на основе общественного разделения труда, специализации и кооперации;

3) экономическая обособленность хозяйственной деятельности на основе частной собственности;

4) свободное предпринимательство.

Обмен неравносилен существованию рынка, хотя предполагает общественное разделение труда. Однако условия этого обмена определились не самими производителями, а государством. Именно поэтому общественное разделение труда и обмен являются необходимыми условиями возникновения рынка, но недостаточными.

Роль рынка заключается в следующем:

1) в сфере производства постоянно создаются готовые продукты (товары и услуги), которые регулярно становятся объектами рыночных сделок;

2) одновременно с производством продукции создаются потенциальные доходы всех участников рыночного хозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене;

3) наличие общественного разделения труда порождает саму необходимость такого обмена.

Рынок в свою очередь оказывает обратное воздействие на процесс создания товаров (услуг) и выполняет при этом следующие функции:

1) интеграционная - рынок объединяет сферу производства и сферу потребления в единый процесс активного обмена товарами и услугами;

2) информационная – с помощью постоянно меняющихся цен рынок предоставляет своим участникам информацию об общественно необходимом ассортименте, количестве и качестве товаров. Именно цена это главный информационный сигнал.

3) посредническая – рынок служит способом реализации экономических интересов продавца и покупателя;

4) регулирующая – именно в рыночном обмене выясняется в какой степени произведенная продукция соответствует запросам покупателя;

5) ценообразующая – цена как результат взаимодействия спроса и предложения. Как правило на рынок поставляются множество товаров одного функционального назначения, но содержит различное количество индивидуальных затрат. Рынок же признает только общественно необходимые затраты, т.е. те которые готов оплатить потребитель;

6) санирующая – с помощью механизма конкуренции рынок очищает общественное производство от неэффективных и экономически нежизнеспособных хозяйствующих единиц.

13. Спрос как экономическая категория и его характеристика.

Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время. Иными словами спрос это платежеспособная потребность.

На спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров и, конечно, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретает больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот.

Функция спроса – это взаимосвязь между желаниями потребителей иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами. Общая функция спроса может быть представлена следующим образом:

Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, N, Ес),

где Qd – объем спроса;

P – цена товара;

I – доход потребителей;

T – вкусы или предпочтения потребителей;

Ps – цена взаимозаменяемых товаров;

Pc – цена взаимодополняемых товаров;

N – количество покупателей данного товара;

Ес – ожидания потребителей.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены.

Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей, и, наоборот, чем ниже цена товара, тем больше спрос.

Рис. Кривая спроса

 

Отрицательный наклон кривой спроса к оси абсцисс объясняется с помощью 2 эффектов:

1) эффект дохода – показывает как меняется реальный доход потребителя при изменении цены (различают два понятия):

- номинальный доход – это фактическая сумма денег имеющаяся в распоряжении потребителя;

- реальный доход – это то количество товаров (услуг) которое может приобрести потребитель на имеющиеся у него деньги.

2) эффект замещения – он показывает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Проявляется в том, что потребители склонны замещать относительно более дорогие товары относительно более дешевыми. Различают 2 понятия:

1. величина спроса – она меняется под воздействием ценового фактора и на графике это выглядит как движение вдоль кривой спроса из одной точки к другой.

Рис.: изменение величины спроса

2. сам спрос – меняется под воздействием неценовых факторов и на графике это выглядит как сдвиг всей кривой спроса вправо (если он увеличился) или влево (если он уменьшился).

Рис.: изменение спроса

 

Цена спроса – это максимальная цена, по которой потребитель готов приобрести данный товар. Она ограничена сверху доходом потребителя.

 

14. Предложение как экономическая категория и его характеристика.

Предложение как экономическая категория характеризует то количество товаров (услуг), которое желает и может предложить производитель (продавец) по определенной цене за определенное время.

Зависимость объема предложения от определенных его факторов характерезует функция предложения:

Qs = f (P, Pres, T’, K, Ps, Pc, N, Ес),

где Qs – объем предложения;

P – цена товара;

Pres – цена ресурсов которые задействованы в производстве данного товара;

T' – налоги на производителя (или исубсидии);

К – уровень технологий;

Ps – цена товара субститута;

Pc – цена товара комплемента;

N – общее число производителей данного товара;

Ес – ожидания производителей.

Закон предложения: при прочих равных условиях величина предложения находится в прямой зависимости от цены (поскольку чем выше цена, тем больше стимула у производителей и продавцов производить товар на рынке).

 

Различают два понятия:

1) величина предложения – меняется под воздействием ценового фактора и на графике это выглядит как движение вдоль кривой предложения из одной точки в другую.

Рис.: изменение величины предложения

2) само предложение – меняется под воздействием неценовых факторов и на графике это выглядит как сдвиг всей кривой предложения вправо (если оно увеличилось) или влево (если оно уменьшилось).

 

Рис.: изменение самого предложения

 

Цена предложения – это минимальная цена, по которой производитель (продавец) готовы продать свой товар. Она ограничена снизу издержками производства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.186.247 (0.009 с.)