Спрос. Закон спроса. Факторы спроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.



Термин "спрос" в экономической науке означает платежеспособную потребность, то есть потребность, удовлетворение которой субъект способен оплатить.

Экономисты различают понятия: спрос и величина спроса.

Спрос – зависимость между количеством товара и ценами на рынке данного товара.

Величина спроса – количество товаров, которое потребитель готов приобрести при данном уровне цен.

Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос – это потребность отдельного покупателя в том или другом товаре, выраженная в деньгах. Рыночный спрос – это суммарный спрос индивидуальных покупателей.

Согласно классификации американского экономиста Х. Лейбенстайна в структуре потребительского спроса можно выделить две большие группы: функциональный и нефункциональный спрос.

Функциональный спрос - часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональный спрос - часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредст­венно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

В нефункциональном спросе можно выделить социальный, спекулятивный и нерациональный спрос.

Социальный спрос - спрос, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями на полезность товара. В структуре социального спроса X. Лейбенстайн выделяет три типич­ных случая взаимных влияний.

1. Эффект присоединения к большинству - это эффект увеличения потребитель­ского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепри­нятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупа­ют другие. Потребитель зависит от мнения других потребите­лей, и эта зависимость прямая.

2. Эффект сноба - это эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обыч­но реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают по­требление данного товара, то сноб его сокращает. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обрат­ная.

3. Эффект Веблена - это эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потреб­ления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены.

Спекулятивный спрос – это спрос, возникающий в обществе с высокими ин­фляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в бу­дущем стимулирует дополнительное потребление то­варов в настоящем.

Нерациональный спрос — это незапланированный спрос, воз­никший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изме­нения настроения, прихоти или каприза, спрос, который наруша­ет предпосылку о рациональном поведении потребителя. Многие крупные магазины сознательно стимулируют данную разновидность спроса у такой специфической потребительской группы, как родители с детьми, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами и забавными игрушками.

Спрос на товар или услугу формируется при условиях, определяемых сложной совокупностью различных факторов, которые можно разделить на ценовые и неценовые.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. Однако, из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены. Поэтому определяя тенденции спроса прежде всего учитывают зависимость спроса от цен, оставляя другие факторы неизменными.

Получается зависимость объема спроса от цены данного товара:

Qd = f(P)

Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спроса.

Закон спроса – с ростом цены при прочих равных условиях (неценовые факторы остаются неизменными) количество товара, которое способен купить потребитель сокращается.

Закон спроса проявляется посредством поведения потребителя. То что потребитель готов купить больше товара по более низкой цене, объясняется следующим:

Во-первых, доход потребителя всегда органичен, поэтому объективно по более низкой цене он может купить больше экономических благ.

Во-вторых, в экономике действует закон убывающей предельной полезности, содержание которого заключается в том, что каждая последующая единица блага приносит меньше удовлетворения, чем предыдущая, и потому потребитель готов приобрести каждую последующую единицу товара по меньшей цене.

В-третьих, такое поведение объясняется эффектом дохода, содержание которого состоит в том, что снижение цен на потребительские товары равнозначно увеличению дохода. Поэтому по более низким ценам потребитель может приобрести больше этих благ, не ограничивая себя в потреблении других.

В-четвертых, поведение потребителя определяется эффектом замещения в связи с тем, что потребитель заинтересован в том, чтобы заменить потребление дорогих товаров более дешевыми (при прочих неизменных условиях), то есть, если они качественны, отвечают стандартам и т.п. Например, если цена на яблоки уменьшится, а на груши будет оставаться высокой, потребитель может заменить потребление груш яблоками.

Закон спроса может быть проиллюстрирован с помощью кривой спроса D (от английского «demand»). Кривая спроса – отражает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара. Каждая точка показывает объем спроса и соответствующую ему цену. Например, на графике (рис. 6) цене P* соответствует объем спроса Q*. Пересечение горизонтальной и вертикальной осей графика кривой спроса выражает, с одной стороны, тот факт, что даже бесплатное потребление любого данного блага за ограниченный период времени имеет свои пределы (Qmax), а с другой стороны, что существует такая высокая цена Pmax, по которой покупатели откажутся от приобретения данного товара.

P
Q
Pmax
P*
A
Qmax
Q*
D
 

 

Рис. 6. Кривая спроса

 

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. К числу неценовых факторов спроса относят:

· потребительские предпочтения, вкусы, моду, привычки людей;

· количество покупателей (увеличение количества покупателей повышает объем рыночного спроса и наоборот);

· доходы потребителей (увеличение доходов повышает спрос на основную массу товаров, однако на товары низшего качества спрос может снижаться с ростом дохода);

· ожидания потребителей (ожидание роста цен в будущем увеличивает текущий спрос и наоборот);

· цены на взаимозависимые товары. Если возрастает цена на товар-субститут (взаимозаменяемый товар), то спрос на этот товар уменьшается, а на его заменитель увеличивается. Например, повышение цены на растительное масло приведет к сокращению спроса на него и увеличению спроса на маргарин. Если возрастает цена на товар-комплемент (дополняющий), то уменьшается спрос и на данный товар, и на дополняющий. Например, возрастание цены на бензин вынуждает собственника автомобиля меньше пользоваться им, а потому сокращается спрос и на бензин, и на масла, и на тормозную жидкость.

Изменение цены на товар ведет к изменению величины спроса в соответствие с действием закона спроса. Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например из A в B, показывает изменение величины спроса (рис.7). Это движение было вызвано тем, что цена на товар возросла с Р до Р1, и потребитель отреагировал сокращением объема спроса на этот товар с Qa до Q1b.

Изменение неценовых факторов ведет к изменению самого спроса. Подобное влияние графически изображается путем сдвига кривой спроса вправо или влево. Данное изменение продемонстрировано на рисунке 3 параллельными сдвигами кривой D до кривых спроса D1 и D2. Движение кривой спроса D до кривой D2 говорит о том, что при неизменной цене, спрос на товар возрос с Qa до Q2a. На это могли повлиять неценовые факторы (рост доходов потребителя, ожидания в будущем повышения цен, рост цен на товары-субституты и т.д.), влияющие на изменение в характере спроса. Движение кривой спроса D до кривой D1 говорит о том, что при неизменной цене, спрос на товар сократился.

P
Q
D2
D
D1
P
P1
A
A2
A1
В
 
Q1a Q1b Qa Q2a

 

Рис. 7. Изменение спроса и его величины за счет ценовых и неценовых факторов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.140 (0.012 с.)