Основные стратегии изучения человеческой психики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные стратегии изучения человеческой психики



Исходя из методологических принципов и конкретных задач изучения тех или иных особенностей психологических явлений, определяется стратегия,общий путь психологического исследования.

Можно выделить три основные стратегии исследований в психологии; иссле­дование путем «поперечных срезов» (трансверсальная стратегия), «продольное изучение» (лонгитюдная стратегия), комплексная стратегия и изучение развития отдельных сторон детской психики в процессе их активного формирования, в процессе целенаправленного обучения и воспитания (экспериментально-генетическая, формирующая стратегия). Многие исследователи относят эти стратегии непосредственно к методам исследования. В частности, Б. Г. Ананьев относит трансверсальную и лонгитюдную стратегию в группу организационных методов. Мы же выделяем стратегии исследования в самостоятельный блок.

Исследования путем «поперечных срезов»осуществляются следующим об­разом. Подбираются относительно однородные группы испытуемых, которые отли­чаются друг от друга по какому-либо существенному признаку, например: по возрасту, полу, времени пребывания в учебном учреждении, уровню образования и т.п.,— и далее сравниваются по уровню развития той или иной психологической характеристики.

Так, при изучении памяти подбирается по 60 испытуемых (30 мальчиков и 30 девочек) семи-, восьми, девяти- и десятилетнего возраста. Посредством опре­деленных методов и методик у них измеряются основные показатели памяти (ско­рость запоминания материала, количество усвоенных объектов, время сохранения материала и т.п.). На основании сравнения полученных данных делаются выводы о возрастных особенностях памяти у детей младшего школьного возраста. Второй пример. На основании данных, полученных с помощью трансверсальной страте­гии, американскими психологами было обнаружено, что частота драк и физической агрессии выше у мальчиков младшего школьного возраста, а частота вербальной агрессии и оскорблений — у девочек.

Положительная сторона данной стратегии заключается в том, что за сравни­тельно короткое время можно получить статистически достоверные данные о воз­растных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или какой-либо другой из выделенных факторов на основные тенденции психи­ческого развития.

Однако у этой стратегии есть и слабые места. Так, при исследовании испытуе­мых различного возраста почти ничего нельзя узнать о самом процессе развитая, о его природе и движущих силах. Кроме того, при массовых обследованиях, когда полученные результаты суммируются и усредняются, невозможно учесть индиви­дуальные особенности в характере и типах психического развития каждого испы­туемого.

Данные недочеты можно ликвидировать с помощью лонгитюдной страте­гии при которой исследование основывается на генетическом принципе. С по­мощью этой стратегии психическое развитие выявляется не путем срезов (т.е. характеристики отдельных возрастных этапов развития и сопоставления их между собой), а в результате длительного, часто на протяжении ряда лет, изучения какой-либо характеристики испытуемого в специального организованных условиях его обучения и воспитания.

Так, например, при сравнении групп детей 4, 8, 12 и 16 лет американские психо­логи обнаружили, что частота драк и физической агрессии выше у младших детей, а частота вербальной агрессии, оскорблений — у старших. Самые крупные комп­лексные лонгитюдные исследования осуществлены сотрудниками Института развития человека Калифорнийского университета (г. Беркли, США). Первое из них было предпринято в 1928 года. 248 детей в возрасте 21 месяца регулярно изучались до 18 лет, после чего проводились их однократные обследования в 30 и 40 лет.

Данный способ построения исследования дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности и выявить причины. Также следует отметить, что изучение развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная сторона или психический процесс, и комплексным, когда исследуется психическое развитие в целом.

Лонгитюдное исследование имеет свои минусы. Очевидно то, что оно требует много времени. К тому же, если кто-то «выпадает» из исследования и наблюдать его в более старшем возрасте нет возможности, это может внести погрешность в результаты. Например, родители детей с низким или сверхнизким уровнем интел­лекта могут прервать их участие в эксперименте, стесняясь этого. Повторное тестирование и наблюдение может также исказить результаты вследствие того, что дети приобретают навыки выполнения тестовых заданий или эксперименталь­ная ситуация становится для них привычной. Также следует отметить, что органи­зовать такое углубленное и непрерывное изучение многих испытуемых достаточно трудно, поэтому часто приходится ограничиваться небольшим числом испытуемых.

Основной же недостаток лонгитюдных исследований заключается в том, что результаты, основанные на изучении небольшого числа испытуемых, опасно рас­пространять на всех людей данного возраста. Здесь может быть преувеличена роль индивидуальных различий и в динамике, и в содержании психического раз­вития.

Наилучшие результаты имеют место при сочетании обеих стратегий,— так называемая комплексная стратегия. Как отмечает Д. Б. Эльконин, наиболее рациональной является такая организация исследования, когда сначала путем воз­растных «срезов» определяется общая тенденция в развитии какой-либо психи­ческой деятельности, а затем в некоторых «поворотных» пунктах, требующих дополнительного изучения, проводится продольное исследование.

Изучение психики детей в процессе активного формирования тех или иных ее сторон экспериментально-генетический путь исследования основыва­ется на теоретических положениях, выдвинутых Л. С. Выготским, согласно которым ведущую роль в психическом развитии играет обучение. В процессе эксперимен­тально-генетического исследования исследователь не просто описывает и измеряет какое-либо психическое явление, он стремимся его активно формиро­вать, исходя из предположения о закономерностях его возникновения и изменения в обычных условиях.

Суть данной стратегии состоит в следующем: в лабораторных условиях вос-создается некоторая модель развития определенной функции или способности человека. которой он ранее не обладал. Если это ему действительно удается, значит. выдвинутая гипотеза верна. Стратегии психологического исследования отражены на схеме 6.

Схема 6



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.008 с.)