Основные виды исследования, их цели и причины



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды исследования, их цели и причины



1. Определение характеристик явления (из литературы жизни) Цель — неполнота имеющегося описания психического явления, противоречия между эмпирическими данными разных авторов.
2. Выявление взаимосвязи психических явлений Цель — определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости)
3. Изучение возрастной динамики явления Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости
4. Описание нового феномена, эффекта Выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, силы его проявления, условий существования феномена
5. Открытие новой природы явления Изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности явления Введение новых терминов. Создание теоретических построений, более простых, чем имеющиеся
6. Обобщение имеющихся данных Выведение более общих закономерностей, чем описанные в литературе. Введение новых понятий, конкретизация понятий расширение значения основных терминов, области определения понятий.
7. Создание типологий, классификаций Разработка классификации. Новое понимание класса явлений. Соотнесение классификации с имеющимися теориями, концепциями Определение видов, типов, групп и описание их отличительных признаков. Создание эффективных диагностических процедур на основе классификаций.
8. Создание методики Повышение точности, надежности измерения; более полная характеристика явления; сокращение времени обследования через расширение контингента испытуемых: упрощение обработки результатов и др.
9. Адаптация психодиагностической методики Модификация методики к новой культуре, этносу, языковой среде

на вопрос: кого изучают? При описании объекта определяется возраст испытуе­мых, их пол, уровень образования, состояние психического здоровья и т.д.

Объект исследования конкретизируется в предмете. Предмет исследования (познания) — это свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматри­ваемых в определенных исторических условиях. Если предмет не выделен, трудно оценить адекватность выбранного методологического подхода. Для характерис­тики предмета исследования нужно установить, что именно изучается в объекте Так, при изучении выбора профессии старшими школьниками в качестве предмета исследования могут выступать мотивы выбора.

После того, как определены объект и предмет исследования, поставлены его задачи и цели, исследователь размышляет над тем, каким может быть основной ответ на поставленный вопрос, т.е. выдвигает гипотезу Гипотеза— это научное предположение, вытекающее из теории, которое не подтверждено и не опроверг­нуто. Это предполагаемый ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Чаще всего гипотеза устанавливает возможную связь между определенными психиче­скими явлениями. Различают общую гипотезу и частные гипотезы, возникающие в ходе самого исследования.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез — один из основных этапов деятельности исследователя. Количество и качество гипотез определяется творче­скими способностями исследователя. В ходе проверки гипотез их количество огра­ничивается двумя: основной и альтернативной, что и воплощается в процедуре исследования. Выдвигая гипотезы, необходимо учитывать результаты ранее про­веденных исследований, общие психологические законы развития психики и, в определенной мере, педагогический опыт. Все это обеспечивает правдоподоб­ность гипотезы. Другое важное качество правильной гипотезы - доступность про­верке. Это значит, что, выдвигая гипотезу, мы должны быть уверены, что сможем в ходе исследования доказать ее истинность или ложность. Этапы психологического исследования отражены на схеме 5.

Схема 5



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.009 с.)