Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования



Схема;

Методики исследования конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследовании Методы исследования способы получения фактов проявления психики, отвечающих методологическим принципам Стратегии исследования общий путь построения психологического исследования Методологические принципы требования к построению исследования Методология психологического исследования система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе

Реализация данного принципа в психологическом иссле­довании происходит следующим образом: психика невидима, следовательно, ее надо выявлять с помощью каких-либо признаков: по действиям испытуемого, по его речевой деятельности, поведению, мимике, пантомимике, которые выступают проявлениями сознания.

Сущность генетического (исторического) подхода к изучению психики состоит в том, что всякое изучаемое психическое явление рассматривается как процесс и исследователь стремится восстановить все моменты его диалектиче­ского развития, увидеть и понять, как они возникают, развиваются и сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретной

истории.

В отечественной психологии необходимость использования генетического принципа утвердилась благодаря трудам П. П. Блонского, Л, С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Например, Л. С. Выготский, применяя генети­ческий принцип, доказал предположение о том, что эгоцентрическая речь не исче­зает, а переходит во внутренний план, после чего становится внутренней речью.

Системный подход к изучению развития психики ребенка предполагает и осуществление принципа детерминизма, причинной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязи всех сторон психического развития.

Реализацию данного принципа мы наблюдаем во множестве научных иссле­дований, особенно в эмпирических, поскольку каждое исследование выясняет причинно-следственные отношения в изучаемых характеристиках, роль тех или иных причин в следствиях, которые, в свою очередь, возникают при наличии тех или иных внешних или внутренних факторов.

Принцип объективности означает, что сам исследователь и методы иссле­дования, им используемые, не оказывают влияния на получаемые результаты, реализации данного принципа мы можем добиться с помощью включенного наблюдения, проведения исследования с помощью «зеркала Гезелла», анонимности целей и результатов исследования, а также проведения исследования в естественных для испытуемого условиях. Характеристика принципов представлена в схеме 3.

Основные методологические принципы

На основе методологических принципов строится любое психологическое исследование.

Планирование и построение исследования

1. Принцип единства сознания (психики) и деятельности психика формируется и проявляется в деятельности
2. Принцип развития (генетической обусловленности) всякое изучаемое психическое явление рассматривается как результат определенного развития, в его конкретной истории
3. Принцип детерминизма обусловленность психологических процессов внешними и внутренними факторами
4. Принцип объективности исследователь не оказывают влияния на получаемые результаты

Психологическое исследование имеет несколько общих этапов и начинается с осознания общественной необходимости решить определенную проблему. Проб­лемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих теоретических и практических задач, стоящих перед психо­логией как наукой. Например, всегда актуальными являются задали изучения влия­ния определенных видов деятельности индивида на развитие отдельных сторон его психики.

Далее определяется цель исследования как желаемый конечный результат исследования. Цели исследования могут быть теоретическими, практическими и прикладными. В зависимости от поставленных целей выделяют следующие виды научных исследований:

Теоретическое — разрабатывается концептуальная модель изучаемых явле­ний, после чего созданная теория соотносится с результатами других иссле­дований.

Эмпирическое — направлено на получение и описание полученных фактов в рамках какой-либо одной теории.

Прикладное -- направлено на решение какой-либо прикладной проблемы и внедрения научных результатов.

На схеме 4. представлены цели и причины исследований.

На основе имеющихся проблем, определенной цели и теоретического анали­за опубликованной литературы в соответствующей области психологии определя­ются задачи конкретного исследования, его объект и предмет Объект исследова­ния — это тот контингент испытуемых, который будет изучался В качестве объек­та исследования могут выступать индивид, группа людей, общности людей и др. Следовательно, для характеристики объекта исследования необходимо ответить



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.004 с.)