Тема 2. Понятие, сущность и методологические основы становления стратегического управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Понятие, сущность и методологические основы становления стратегического управления.



 

Стратегический маркетинг, формирование миссии, долгосрочные и краткосрочные цели, уровни стратегии. Стратегическое ви́дение. Корректировка стратегии. Реализация стратегии.Оценка и контроль реализации стратегии. Формулирование стратегического ви́дения в различных зарубежных и отечественных компаниях и организациях. Долгосрочные и краткосрочные цели. Формирование целевой картины организации.

Тема 3. Анализ стратегии, ее выбор и оценка стратегий организации.

 

Сущность и основные направления разработки стратегии. Типы стратегий развития бизнеса: выживания, развития, интеграции, диверсификации, роста. Оценка выбранной стратегии. Два понимания стратегии. Анализ конкурентной среды: матрица Портера, Минцберга. Виды конкурентных сил и преимуществ, и стратегии их создания. Учет фактора конкурентных преимуществ организации при разработке стратегии. Оценка конкурента и защита от конкурентных преимуществ. Методика PEST как макроэкономического анализа внешних факторов. SWOT-анализ – цели и особенности. Различные подходы и методы сканирования обстановки: мониторинг текущих событий, конструирование сценария. Анализ конкурентных сил на рынке отрасли. Конкуренция продавцов и покупателей с их ответственностью. Факторы, определяющие возрастание интенсивности конкуренции. Конкурентное давление фирм со стороны замещающих продуктов, поставщиков, покупателей. Оценка позиций конкурентов. Изучение будущего поведения конкурентов. Оперативный анализ ключевых конкурентов. Идентификация стратегий и целей с последующей диверсификацией.

 

Тема 4. Конкурентная продуктовая стратегия и методы анализа портфеля продукции организации.

 

Формирование конкурентной продуктовой стратегии. Позиционирование фирмы в изменяющейся среде. Методы анализа портфеля продукции, значимость матриц «темп прироста – доля рынка»; матрица Ансоффа «степень новизны рынка – степень новизны товара»; 3-х мерная матрица Абеля. Управление процессом выбора стратегии. Стратегии дифференциации: сущность и подходы, стратегия оптимальных издержек. Стратегии концентрации усилий. Условия привлекательности с учетом риска. Наступательные и оборонительные стратегии. Понятие конкурентного преимущества. Перечень типовых конкурентных стратегий. Стратегия обеспечения лидерства в низкой стоимости. Матрица Мак-Кинси.

Тема 5. Жизненный цикл товара в стратегическом управлении.

 

Стратегический маркетинг – инструмент формирования стратегии. Значимость S - образной кривой продукта в стратегическом управлении для определения стадии жизненного цикла товара. Инвестиционный аспект ЖЦТ. Стратегия создания нового продукта. Взаимосвязь ЖЦТ и ЖЦО в стратегическом управлении.

Тема №6. Методы оптимизации продуктового набора стратегических центров: хозяйствования.

 

Классификация стратегий. Базовые стратегии. Стратегии достижения конкурентных преимуществ. Отраслевые, портфельные, функциональные стратегии. Стратегия как искусство – достижение цели развития. Увеличение доли объема продаж на рынке без понижения цены; производство нужного продукта при одновременном сокращении производства другого; проникновение в ниши контролируемые конкурентом; переход на бригадную форму организации труда.

 

Тема 7. Стратегические неопределенности и эффект синергии технолого-производственных стратегий.

 

Синергизм и синергетический портфель. Значимость бизнес-единиц в организации. Готовность организации к стратегической гибкости. Стратегические зоны хозяйствования и ресурсов. Взаимосвязь технолого-производственных стратегий с учетом социально-политических аспектов. Стратегия диверсификацииинструмент создания синергетического эффекта.

Тема 8. Стратегическое управление персоналом.

 

Ценность знаний работников организации. Непрерывное обучение всего персонала. Стратегическое управление знаниями в организации. Участие сотрудников в формировании миссии организации. Организационные компетенции руководителей и управление ими. Система управления человеческими ресурсами организации. Векторно-стратегическое управление персоналом. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации. Синергизм «стратегия – персонал». Новационные структуры управления персоналом. Ротация персонала в организации. Творческий климат и партнерство руководителей с персоналом – стратегический ресурс развития.

 

Планы семинарских занятий

 

Целью проведения семинарских занятий является закрепление изученного на лекциях и в процессе самостоятельной работы материала, углубление знаний по основным разделам курса, промежуточный контроль знаний, а также развитие стратегического мышления и навыков работы с периодической и специальной литературой при подготовке сообщений на семинарах по актуальным и проблемным вопросам антикризисного управления.

Подготовка к занятиям основана на изучении лекционного материала, обязательной учебной и научной литературы. Преподавателем оказывается консультационная помощь в подборе литературы, и приведенный список литературы может быть расширен. На практических занятиях студенты должны уметь анализировать ход решения задачи, на основе знаний полученных при изучении темы.

На практических занятиях при заслушивании эссе и рефератов студенты обязаны учитывая методологические различия между устной речью и письменным отчетом, без зачитывания изложить смысл текста. Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений с подведением итогов или формулировкой своего вывода.

 

Семинар 1. Введение в курс «Стратегическое менеджмент» и понятие дисциплины.

Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы должно базироваться на изучении понятий менеджмента и управления. Изучая основные уровни управления необходимо рассмотреть их роль в процессе управления организационно-экономическими системами. При рассмотрении сущности стратегического управления необходимо знать этапы и их применение в организации при сочетании параллельно-последовательных методов, обеспечивающих рациональное достижение главной цели и функционирование объекта в условиях ограниченных ресурсов и времени. Так же необходимо остановиться на таких понятиях как тактика, бюджетирование, долгосрочное и стратегическое планирование и контроль.

Вопросы для обсуждения:

1. Стратегический управление в системе деятельности организаций.

2. Этапы стратегического управления.

3. Основные отличия стратегических и тактических решений.

4. Стратегическое планирование.

5. Бюджетирование и контроль.

 

Практическое задание

1. Выполнить диагностику стратегического плана реформирования машиностроительного предприятия «Ростсельмаш». Организационно-технические мероприятия стратегического плана реформирования предприятия способствуют сокращению численности на 150 чел. Объем продукции по плану и по отчету – 154000 тыс. ден, ед. Производство продукции на одного работника по отчету составляет 400 тыс. ден. ед.

Вопрос

Рассчитать повышение производительности труда и численности работников по стратегическому плану реформирования машиностроительного предприятия «Ростсельмаш».

 

2. Сделать анализ стратегической кооперации ООО «КЗ "Ростсельмаш"» с фирмой CLAAS по запуску линии мостов ведущих колес комбайна по технологии этой фирмы с участием ее специалистов, что позволит:

– уменьшить стоимость модели комбайна;

– сократить численность работников на 15%;

– объем продукции увеличить на 10%;

– качеству обеспечить рост имиджа.

Вопрос

Определить какие еще факторы позволят увеличить производительность труда.

 

Основная литература

1. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.

2. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. Г. Стратегическое управление. ОМЕГА – Л., – М: 2011.

3. Овчаренко Г. В., Ларкина Н. Г., Некрасова В. В. Стратегическое управление. Учебное пособие. – Изд-во «Перо», 2012.

4. Маленков Ю. А. Стратегическое управление. Учебное пособие. – Изд-во Проспект, 2011.

Дополнительная литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. – М.: Экономика, 2009.

2. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер. с англ. – М.: Экономика, 2008.

3. Фатхутдинов В. А. Стратегический менеджмент. ЗАО «Бизнес-школа Интель-Синтез», 2012.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.016 с.)