Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение точности сведений, значения имеющихся различий и тенденцийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Математическая статистика окажет значительную помощь при решении указанных в заголовке задач. Прибегнув к ее содействию, офицер информации сможет извлечь максимум пользы из имеющихся сведений и избежать многих обычных ошибок. Всего этого можно достичь, зная математику в пределах элементарной алгебры. ВЕРОЯТНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ Здоровое любопытство Мостеллер и Буш [77] заканчивают написанную ими для учебника социальной психологии прекрасную главу «Избранные методы количественного анализа» следующими словами: «Научная статистика представляет в распоряжение исследователя методы, полезные для проведения углубленной исследовательской работы. Однако использование этих методов не освобождает от необходимости мыслить и трудиться. Основная цель обучения студентов статистике состоит в том, чтобы научить их статистически мыслить (курсив наш.— В. П.), а не просто заучить формулы математической статистики...» В данном разделе книги мы следуем этому совету и пытаемся помочь развитию статистического мышления как одного из условий успеха в информационной работе. Иными словами, мы стремимся научить читателя мыслить категориями теории вероятностей. Офицер информации, не являющийся специалистом-математиком и желающий глубже изучить теорию вероятностей и методы математической статистики, знание которых во многом может облегчить его работу, обнаружит, что большинство книг по этим вопросам оказывает на него явно отрицательное влияние. Ознакомление с этими книгами снижает у него интерес к указанным вопросам и не способствует их усвоению. У него создается впечатление, что математическая статистика сводится к массе формул из высшей математики и что изучить статистику абсолютно невозможно. Подобное впечатление является ложным. Рядовому работнику информационной службы, обладающему здоровым любопытством к рассматриваемым нами вопросам и серьезно стремящемуся повысить свою квалификацию, мы рекомендуем познакомиться с указанными ниже книгами в том порядке, как они перечислены. Хафф [73], «Как обманывать с помощью статистики». Книга читается без особого умственного напряжения. Весьма популярно в ней показывается практическая полезность применения теории вероятностей. Морони [69], «Факты из цифр». Просто и в весьма доступной форме в книге рассматриваются основные теоретические ГЛАВА 6 положения, методы и формулы математической статистики. Офицер информации может познакомиться с наиболее простыми положениями этой книги. В результате он без особого труда уяснит основные теоретические положения и методы математической статистики. Для того чтобы научиться уверенно применять эти методы, требуется определенное время и трудолюбие. Линдквист [74], «Начальный курс статистики», пересмотренное издание; его же [75] «Книга для чтения к начальному курсу статистики», пересмотренное издание. Нейсвангер [76], «Элементарные методы статистического анализа экономических данных». Книга предназначена для начинающих. В ней содержатся весьма детальные и доступные для понимания разъяснения. Кохран, Мостеллер и Такей [79], «Принципы выборочного метода». Джеймсон [80] приводит ряд прекрасных примеров из современной практики, показывающих, насколько важно уметь применять теорию вероятностей для решения оперативно-тактических задач. ОБЛАСТЬ ВЕРОЯТНОСТИ — НИЧЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ РАЗВЕДКИ В период первой мировой войны никто в войсках не любил ничейную землю — пространство между окопами воюющих сторон. Однако ночная разведка на ничейной земле приносила хорошие результаты. Несмотря на потери, та сторона, которая энергично занималась разведкой на ничейной земле, получала ценную разведывательную информацию и определенные тактические преимущества над противником. Сторона, проявлявшая нерешительность в проведении разведки в этой опасной полосе, оказывалась явно в невыгодном положении. Точно так же дело обстоит с использованием в информационной работе большого количества неопределенных по своему характеру сведений. Это опасное, но благодарное поле деятельности для офицера информации. Приведем другой аналогичный пример. Известный горный инженер Джон Хейс Хэммонд, добившийся 50 лет тому назад выдающихся успехов в своей работе, одним из первых ВЕРОЯТНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ при оценке величины запасов руд систематически стал выделять: разведанные запасы руды; вероятные запасы руды; возможные запасы руды. Хэммонд обогатил своих хозяев, применив новый метод, в соответствии с которым при разведке руд он придавал серьезное значение учету вероятных и возможных запасов руды. Точно так же и в информационной работе масса неопределенной информации, вероятные и возможные запасы разведывательного сырья являются благодарной для исследователя ничейной землей, полной скрытых опасностей, требующей жертв, которую вместе с тем смелому и опытному офицеру информации имеет смысл изучать и использовать. Многие не решаются высказать в письменной форме свое мнение по какому-нибудь вопросу до тех пор, пока они не смогут показать, сославшись, возможно, на научные источники, что это мнение является достаточно обоснованным. Тот, кто отказывается принимать решение до тех пор, пока не получит всех имеющихся фактов, в действительности принимает определенное решение, а именно — откладывает решение данного вопроса. При решении тактических задач на карту часто наносятся позиции войск синих и красных и ставится задача: «Определить, какое решение должен принять командующий синих в 9.00 22 марта». Основную трудность командующий войсками синих видит в выборе момента для принятия решения. Каким минимумом разведывательных сведений должен располагать командующий для принятия решения? Если он захочет дождаться получения от разведки исчерпывающих сведений, ему, безусловно, придется ждать до бесконечности. Фон Мольтке старший писал о военных действиях: «При любых условиях необходимо исходить из создавшейся обстановки, полной неизвестного и неясного, затем надо трезво взвесить известные всем факты, построить догадку относительно скрытых факторов, быстро принять решение и без колебаний действовать в соответствии с этим решением» [7]. Приведенная цитата подчеркивает одно положение, весьма неприятное для излишне щепетильных и стремящих- ГЛАВА 6 ся к полному совершенству людей. Суть этого положения состоит в следующем: наша разведывательная информация никогда не бывает безупречной. Правительственные органы всегда принимают решения на основе неполной информации. Если в правительственном органе заявляют: «Мы ничего не будем предпринимать по вопросу об импорте Аркадии до получения дополнительной информации», те, по существу, там принимают решение, исходящее из предположения, что с данным вопросом можно подождать. Некоторые выводы, к которым мы приходим в повседневной жизни, основаны на объективных фактах. В основе многих выводов лежат мнения, которые мы не можем подкрепить какими-либо фактами. Некоторые выводы основаны на фактах и мнениях. Так же обстоит дело и в информационной работе, и оно всегда будет обстоять именно так. Говорят, что работники информационной службы не должны делать выводы, «не подкрепленные фактами». Конечно, мы предпочли бы иметь дело с фактами, которые можно всем продемонстрировать. Однако после того, как запас фактов исчерпан, необходимо полностью использовать высказываемые мнения. Это означает, что у нас всегда должны быть люди, способные высказать самые компетентные суждения по данному вопросу. Мнение офицера информации, хорошо осведомленного о данной стране и разбирающегося в соответствующих естественных и общественных науках, обладающего опытом информационной работы и доказавшего, что он умеет трезво и разумно судить об изучаемых явлениях, является для разведки весьма ценным капиталом. Информационная служба разведки должна следить за тем, чтобы лицам, пользующимся ее документами, было ясно, какие разделы этих документов составлены преимущественно на основе мнений. Извиняться за наличие таких разделов не обязательно. Мнения, так же как и другие важнейшие элементы разведывательной информации, необходимо подвергать критическому разбору. Люди, высказавшие мнения, должны доказывать их правильность. Несколько перефразировав приведенное выше высказывание Мольтке, мы можем применить его к практике информационной работы. Мы можем сказать: «Сделав все возможное для того, чтобы заранее собрать необходимые све- ВЕРОЯТНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ 241 дения, трезво взвесьте известные вам факты, дайте оценку скрытым от вас факторам, быстро примите решение и продолжайте воевать». (Мы считаем, что именно это имел прежде всего в виду Мольтке.) В результате перифразирования высказывание Мольтке было улучшено в двух отношениях. Во-первых, в новом варианте мы подчеркиваем, что для успеха информационной работы стратегической развед' и необходимо заблаговременно в плановом порядке проводить соответствующие подготовительные мероприятия. Вс-вторых, мы устраняем слово «догадка» — ужасное слово, которое всегда режет слух. Если серьезно разобраться в вопросе, мы увидим, что офицер информации никогда не строит догадок в том смысле, что он не принимает решений, полагаясь на чистую случайность, как это делает человек, гадающий, как упадет подброшенная им монета. По любому важному вопросу офицер информации должен иметь под рукой самые надежные сведения, которые должны быть хорошо систематизированы, с тем чтобы он мог в короткий срок представить в письменной или устной форме продуманные соображения по данному вопросу. Нам хочется подчеркнуть, что информационная работа не должна ограничиваться областью полной определенности, где все выводы могут основываться непосредственно на прочной основе достоверных фактов. Разведка должна охотно вторгаться в благодарную область ничейной земли — вероятности. Она должна полностью использовать такой ценный капитал, как «продуманные мнеьия», при условии, если составитель информационного документа указывает тем, для кого он предназначается, какие выводы основаны на одних мнениях и какова степень правильности этих мнений. ПРАВИЛО ТРЕХ ЧАСТЕЙ Пример статистического распределения Впервые я услышал о правиле трех частей от одного местного работника министерства сельского хозяйства, который думал, что он сделал великое открытие. В обязанности этого работника входило помогать фермерам своего района лучше вести хозяйство — использовать для посева лучшие сорта пшеницы, применять больше удоб- ГЛАВА 6 рений и т. п. Время от времени он проводил по вечерам беседы, распространял специальную литературу и другими способами пропагандировал передовые методы ведения сельского хозяйства. Он рассказал мне, что, несмотря на все старания, ему никогда не удавалось сразу убедить больше одной трети наиболее передовых фермеров принять его рекомендации. Позже к этим более прогрессивным хозяевам присоединилась еще одна часть фермеров. Последняя часть наиболее отсталых фермеров не желала вводить никаких улучшений. Рано или поздно в силу определенных экономических факторов последние разорялись и лишались своих ферм. В другой раз такие же соображения высказал мне один опытный педагог, профессор университета. Он говорил о гом, что в первые годы после второй мировой войны в колледж в связи с принятием так называемого «Солдатского билля о правах» принимали слишком много студентов. При таком большом количестве студентов было трудно, а зачастую невозможно хорошо организовать преподавание. Профессор сказал мне: «В таких условиях, вы не можете, как это обычно делается, уделить достаточное внимание каждому студенту. Приходится планировать время таким образом, чтобы расходовать его с наибольшей пользой.' В самом начале работы выявите наиболее способных студентов, составляющих первую четверть группы. Этими студентами в дальнейшем можно не заниматься. Они в состоянии все усвоить сами и наверняка сдадут экзамены. Затем как можно скорее выявите самых слабых студентов, составляющих последнюю четверть группы. На них не следует зря тратить время. Они не принесут славы ни вам, ни университету. Вероятно, им не удастся получить диплом инженера. Чтобы расходовать свое время с максимальным эффектом, тратьте его почти целиком на студентов со средними способностями, составляющими половину группы. Они нуждаются в вашей помощи и обладают достаточными способностями, чтобы извлечь из нее пользу». Приведем последний пример, о котором автору довелось где-то читать \ Молодой врач-терапевт в начале своей медицинской карьеры был подавлен легшей на него ответствен- 1 Вероятно, в трудах У. Ослера — профессора кафедры медицины Оксфордского университета. ВЕРОЯТНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ ностью за жизнь и здоровье своих пациентов. Другой пожилой врач успокаивал своего молодого коллегу примерно так' «Вам не следует беспокоиться за здоровье всех своих пациентов Третья часть их не страдает от какого-либо серьезного заболевания. Природа исцелит их с помощью или без помощи ваших лекарств. Вторая треть страдает неизлечимыми болезнями. Вы не можете существенным образом изменить ход их болезни. Остается еще одна треть пациентов, которые нуждаются в вашей помощи и за которых вам только и следует беспокоиться». Разделение любой изучаемой группы людей или организаций на три части практически полезно и помогает уяснить явление «дисперсии», свойственное любому развивающемуся обществу и являющееся важнейшим элементом математической статистики. С помощью этого метода мы выделяем в рамках любой данной группы руководителей людей, которые занимают положение в середине группы и со временем воспримут передовые методы, и, наконец, людей, плетущихся в хвосте Рано или поздно в силу экономической или интеллектуальной конкуренции либо же в результате болезни последняя часть группы исчезает Этот метод помогает работникам информации понять многочисленные проблемы, с которыми они сталкиваются, а также определить, в каком направлении могут измениться действующие в настоящее время факторы. Население любой данной страны удобно рассматривать, разделив его на три части. Хотя, конечно, трудно определенно сказать, где должны проходить разграничительные линии между ними. С точки зрения статистики ближе к истине будет разделение на верхнюю четверть, среднюю половину и нижнюю четверть. У специалиста-статистика это деление будет звучать более научно, поскольку он применит термин «квартили». Средняя половина у него будет называться «междуквартильным промежутком» (рис. 5), столь милым сердцу статистиков старой школы. В течение столетия первый и второй законы термодинамики направляли развитие мысли в области естественных наук. Быть может, описанное нами правило трех частей заслуживает того, чтобы его назвать первым законом человеческой динамики. Возможно, этот закон окажет аналогичное влияние на развитие общественных наук. ГЛАВА 6 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ, ДОВЕДЕННОЕ ДО КРАЙНОСТИ В качестве примера применения теории вероятностей познакомьтесь с правилом № 816 из книги покойного Генри Уивера [80 А]. Правило № 816. Относительно новых идей. Встретившись с новой идеей, вы скорее всего посту, пите правильно, если выскажетесь против нее. Основания: 1. Возможно, это нехорошая идея. Новые идеи редко бывают хорошими. 2. Даже если это хорошая идея, ее ценность, возможно, никогда не удастся проверить на практике. 3. Даже если это хорошая идея и она будет испытана, возможно, ее не удастся сразу претворить в жизнь. 4. Даже если это хорошая идея, если ее испытывали и она удачно претворена в жизнь, всегда можно будет найти против нее достаточно других возражений. Поэтому, встретившись с новой идеей, вы скорее всего поступите правильно (или, во всяком случае, не будете рисковать), если прямо и определенно выскажетесь против нее. С точки зрения формальной логики теоретические основы приведенных выше рассуждений правильны. Однако можно выставить вполне резонные доводы в обоснование и противоположной точки зрения, состоящей в том, что разумно поступает тот, кто с вниманием относится к новым идеям и изучает наиболее многообещающие из них. Данная точка зрения не менее логична, чем правило № 816, и может принести больше пользы, если ею руководствоваться на практике. Правило № 816 игнорирует два соображения, которые всегда следует иметь в виду, применяя на практике теорию вероятностей. В связи с данным примером эти соображения состоят в следующем. Во-первых, польза от успешного осуществления одной новой идеи часто превышает издержки, связанные с проверкой сотен неудачных идей. ВЕРОЯТНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ Во-вторых, автор правила № 816 «стремится быть благоразумнее, чем этого требует разум». Иными словами, он строит свои выводы, исходя только из возможностей, вероятность реализации которых не подвергает всесторонней проверке, как того требует здравый смысл. Математическая статистика и теория вероятностей не могут сами по себе обеспечить достаточно широкой основы для решения как информационных проблем в разведке, так и практических проблем в других областях. В определенный момент должны сыграть свою роль разум и здравый смысл. При решении любого вопроса, связанного с применением статистики, в момент, когда вам надо сделать выводы, немедленно заявляет свои права здравый смысл. Это неизбежно. Для многих — это причина постоянного раздражения. Отсюда необходимость здравого смысла еще раз подчеркивает особую роль опытных разведчиков во всех случаях, когда требуется принимать практические решения, определяющие успех информационной работы. Раздел 2. ВЫРАЖЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ Часто невозможно дать разумный ответ на разумный вопрос, не прибегая к категориям теории вероятностей. ВЫРАЖЕНИЕ СТЕПЕНИ ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ Во многих областях деятельности, помимо информационной работы в разведке, естественных и общественных наук, автор обычно уверен в надежности привлеченных им фактов и сделанных выводов и, можно сказать, «не испытывает сколько-нибудь оправданных сомнений» на этот счет, иначе он не станет опубликовывать свою работу. Напротив, в разведке в силу стоящих перед ней задач приходится готовить информационные документы и делать в них соответствующие выводы, основываясь на данных, которые часто имеют очень малую степень достоверности. Документы, написанные на основе неполных сведений и содержащие сомнительные выводы, бывают весьма полезны для разведки и лиц, ответственных за принятие политических решений, не потому, что в них случайно делаются пра- ГЛАВА 6 вильные догадки, а потому, что в них собрано все, что нам известно по данному вопросу, а также потому, что в них проводится четкая грань между тем, что мы знаем и чего не знаем Действия, которые предпримет познакомившийся с информационным документом человек, будь то другой разведчик или лицо, ответственное за выработку политики,- естественно, в огромной мере зависят от степени достоверности информации, содержащейся в этом документе. Некоторые факты можно без всяких колебаний считать достоверными. Другие же, хотя и правдоподобны, представляются тем не менее весьма сомнительными. Поэтому составитель информационного документа обязан определить степень достоверности приводимой в нем информации и довести об этом до сведения лиц, читающих документ. Буквенно-цифровая система определения достоверности сведений Для оценки надежности источника сведений и достоверности самих сведений был разработан условный код, известный под названием буквенно-цифровой системы. Надежность источника сведений в соответствии с этой системой обозначается буквами от А до Е, достоверность сведений— цифрами от 1 до 6. Ниже приводится расшифровка обозначений этого кода. Надежность источника А — абсолютно надежный источник, Б — обычно надежный источник, В •— довольно надежный источник, Г — не всегда надежный источник, Д — ненадежный источник, Е — надежность источника нельзя определить. Достоверность сведений 1. Достоверность сведений подтверждается данными из других источников. 2. Сведения, вероятно, правильны. ВЕРОЯТНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ 3. Сведения, возможно, правильны. 4. Сомнительные сведения. 5. Сведения неправдоподобны. 6. Достоверность сведений нельзя установить. Помимо создания этой простой системы оценки надежности источника, почти ничего не было сделано, чтобы облегчить выражение степени определенности и достоверности сведений, содержащихся в документах разведки, а также для установления взаимопонимания между составителями разведывательной информации и теми, кто ею пользуется. Напротив, тот факт, что в информационной работе приходится иметь дело преимущественно с ненадежными источниками, использовался при составлении некоторых документов для оправдания нечеткости в оценке достоверности сведений. В качестве примера можно указать на использование в информационных документах такого недопустимого выражения: «Сообщают, что...» Это выражение не сопровождается какими-либо дополнительными разъяснениями, кото-' рые помогли бы читателю уяснить характер сведений. Составителю информационного документа, конечно в определенной мере, известна степень достоверности приводимых им сведений. Он должен сообщить об этом тем, кто будет читать документ. В противном случае этот документ не заслуживает внимания. Составитель документа может по крайней мере писать следующим образом: «Как сообщают перебежчики, показания которых, по-видимому, являются достоверными...», или «Как сообщает местная пресса...», или «Как сообщают туристы...» и т. д. Приведем другой пример неудачного выражения. Иногда пишут: «Возможно, что...», не определяя при этом вероятность описываемого явления. Разведчик, изучивший явление, о котором он пишет, имеет определенные основания, чтобы судить о вероятности или невероятности данного явления. Иногда стоит задуматься над тем, что внешне значительные фразы бывают совершенно бессмысленными. Взять, к примеру, хотя бы такую фразу: «Возможно, что в данный момент в Куртэнии какой-нибудь инженер, склонившись над чертежной доской, работает над созданием нового оружия, с помощью которого можно стереть с лица земли значительную часть оборонительных укреплений Со- ГЛАВА 6 единенных Штатов». Разве можно представить себе в качестве основы для выработки политического курса и практических мероприятий что-либо более бесполезное, чем такая фраза? В информационных документах используются иногда и другие, приводимые ниже выражения: «Вероятно, что...», «Весьма вероятно, что...» и т. д. Явление можно считать «вероятным» при 51 шансе за и 49 против; точно так же «вероятным» считается явление при 999 шансах из 1000. Употребляются и такие столь же неясные выражения: «Имеется много шансов, что...», «Шансы говорят в пользу того, что...» и т. д. Составитель информационного документа обычно имеет более четкое представление о степени вероятности описываемых явлений, о чем ему следует сообщить тем, кто будет читать документ, не претендуя при этом на такую точность, которой нельзя обеспечить. Схема Кента Чтобы показать графически все степени достоверности сведений от совершенно достоверных до совершенно недостоверных и дать каждой степени соответствующее определение, Шерман Кент составил схему, воспроизводимую нами на рис. 8, которая дает наглядную классификацию сведений с точки зрения степени их достоверности. Схема Кента определенно поможет составителю информационного документа полностью довести до сведения лиц, которым предназначается этот документ, степень достоверности приводимых в нем сведений. Номенклатура Разведчики стремятся в составляемых ими документах указывать степень надежности использованных источников и достоверности приведенных сведений. Для этого необходимо, чтобы документы составлялись в точных выражениях, одинаково понимаемых как автором документа, так и тем, кто будет его читать. По степени достоверности сведения целесообразно подразделять на следующие виды. Шансы против Степень достоверности^ выраженная в шанЬах Почти определенно, информация досто- верна (шансы: за-Э,против-1) 85 — ' ~" рзгж^ ~ ' | Имеется много шансов, что информация l**«™«J,„ I достоверна (шансы:за-3 против-1) »ж«ж««1 -" 1 ц]анСЬ1 примерно равны (шансы: за-1,против-1) L_,_ — ео—J — Я/ —I Имеется много шансов, что информация L- недостоверна ____________ (Шансы: за-1, против-3) -86—1 — яя—I aa- Почти определенно, информация недостоверна --------- (шансы:за-i, против -Э) Степень достоверности, выраженная через понятия вероятности Почти определенно, информация досто~ верна (почти определенно-да) Вероятно, информации достоверна (вероятно-да) Вероятно, информация недостоверна (вероятно-нет) Почти определенно, информация недостоверна (почти определенно-нет) H Е Д О В Р H О С Т Рис. 8. Схема Кента, иллюстрирующая степень достоверности информации. ГЛАВА 6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.93.122 (0.012 с.) |