Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фактор 4. Компетентность в области используемых естественных и общественных наук

Поиск

Компетентность разведчика в области используемых наук составляет четвертый фактор из числа основных факторов, обусловливающих предвидение. Предвидение в любой об.ласти, безусловно, требует постоянно иметь в виду рассмотренные выше основные принципы. Однако, если взять конкретный пример — составление прогноза относительно движения цен, промышленного производства или занятости рабочей силы,—мы увидим, что имеем дело с экономическими


ГЛАВА 1

по своей природе явлениями. Если мы компетентны в об' ласти экономической науки, мы уверенно будем решать соответствующие вопросы. Если нет, если в экономике мы новички, мы не можем ожидать, что достигнем полного успеха, на который может рассчитывать специалист в области экономики.

Точно так же будет обстоять дело и с прогнозом относительно народонаселения. Рассмотрев некоторые общие принципы, применимые к предвидению в любой области, мы обнаружим, что в данном случае перед нами хорошо разработанная область демографии. Если мы имеем знания в этой области, мы сможем с успехом применить соответствующие методы исследования. Если нет — будем блуждать в потемках.

Составление разведывательных прогнозов может потребовать специальных знаний также в области метеорологии, физики, эпидемиологии и других естественных наук. Точно так же могут потребоваться специальные знания в области общественных наук, наиболее талантливые представители которых в последнее время уделяют много внимания изучению внутренних причинных связей, движущих сил, лежащих в основе явлений политической, социальной и культурной жизни. Специалист, имеющий знания в этих областях науки, чувствует себя уверенно. Ему известны имевшие место в прошлом явления, аналогичные изучаемым. Он, конечно, легче найдет правильный путь к решению вопроса и точнее определит вероятное направление развития событий в будущем, чем человек, не знакомый с данной наукой или имеющий о ней поверхностное представление.

Итак, в числе важных условий, обеспечивающих успех подготовки разведывательных прогнозов, необходимо указать использование специалистов в области непосредственно затрагиваемых естественных и общественных наук, знакомых также с методами и принципами информационной работы стратегической разведки.

Фактор 5. Творческие способности. Зрелость суждений

Пятый и последний из кардинальных факторов, обеспечивающих успех в предвидении,— это творческие способ-


ПРЕДВИДЕНИЕ

ности и зрелость суждений составителя информационного документа. Эти качества позволяют свести все добытые многочисленные, но разрозненные данные о характере народа, а также принципы предвидения и познания в области естественных и общественных наук в единое осмысленное целое, отражающее причинно-следственные связи между этими отдельными элементами знаний. Зрелость суждений помогает офицеру информации отобрать из множества факторов главные, решающие. Работник стратегической разведки, занимающийся составлением прогнозов, должен обладать знаниями, здравым смыслом и проницательным умом.

Общая профессиональная компетентность, необходимая для составления первоклассных разведывательных прогнозов, слагается из трех совершенно различных элементов знания и личных качеств, которые приобретаются офицером информации в различное время и различными способами. Во-первых, это знания в области тех естественных и общественных наук, с использованием которых в первую очередь связана работа над составлением прогноза. Знания этого рода приобретаются в процессе обучения в школе и высших учебных заведениях. Во-вторых, это знание методов информационной работы разведки и знание изучаемого района. Эти знания приобретаются преимущественно в процессе информационной работы. В-третьих, это зрелость суждений и проницательность ума. Эти качества — для многих результат многолетнего опыта работы, глубоких раздумий и творческих споров. Во всех этих трех отношениях требования, предъявляемые к первоклассному1 офицеру информации, в основном те же, что и требования, предъявляемые к первоклассному юристу, врачу, военному. Все они должны иметь первоклассное образование, профессиональный опыт и природные способности.

Многие авторы подчеркивают важность профессиональной компетентности и показывают, что ее нельзя приобрести сразу. Кент [5], например, пишет:

«Глубокие теоретические обобщения — явление редкое, и сделать их не просто. Это редчайший продукт информационной работы, и это дело по силам только наиболее квалифицированным специалистам нашей страны. От них требуется, чтобы они свободно владели


ГЛАВА 7

предметом, были беспристрастны перед лицом новых данных, изобретательны в создании новых методов исследования, имели богатое воображение, были смелы и оригинальны в своих гипотезах, критичны в отношении собственных склонностей и предубеждений, искусны в изложении своих выводов. От них требуется прекраснейшая профессиональная квалификация, высочайшая интеллектуальная честность и очень большая житейская мудрость. В данном случае я говорю не о грубой, хотя и важной, материи, которую можно назвать приобретенными фактами. Речь идет об утонченных знаниях, рождающихся в развитых и высокоорганизованных мозговых клетках».

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ

Если один человек не обладает всеми качествами, необходимыми для составления правильного прогноза, делу можно в известной мере помочь, объединив несколько работников, получивших различную подготовку, в бригаду, каждый член которой будет вносить свой вклад в общее дело и участвовать в свободном творческом обсуждении изучаемого вопроса. Тем самым мы обеспечиваем себе исключительно благоприятные условия, так как опираемся при решении поставленной проблемы на более широкие знания и различные точки зрения.

Например, над составлением прогноза относительно определенного этапа эк'ономического развития Куртэнии могут работать два человека: экономист (желательно, чтобы он одновременно являлся и разведчиком) и специалист по Куртэнии — кадровый офицер информации, курирующий Куртэнию в течение ряда лет. Один из них может отвечать за работу, другой — выступать в роли его помощника. Возглавить работу может также какой-нибудь руководящий работник разведки, специализирующийся р.а составлении разведывательных прогнозов; его опыт, здравый смысл и проницательный ум окажутся особенно полезными. Такой руководитель может принять участие в работе уже после того, как будет подготовлен первый вариант документа. Если он не имеет возможности принять активного участия в процессе работы над заданием, хорошо, чтобы


ПРЕДВИДЕНИЕ

он на самой начальной стадии работы обсудил изучаемый вопрос с двумя другими работниками, с тем чтобы прийти к общему мнению с ними относительно целей и масштаба исследования и употребляемых терминов и понятий. В этом случае руководителю придется затрачивать значительно меньше усилий на исправление и окончательную доработку представленного бригадой первого варианта документа на пересмотр сделанных ею выводов.

При правильной организации и-соответствующем руководстве к работе по составлению данного разведывательного прогноза с пользой для дела может быть привлечена большая группа людей.

УЧЕТ РЕШАЮЩИХ МОМЕНТОВ

Общественные науки оказывают нам полезную услугу, помогая понять характер и природу различных социальных процессов. Они показывают, в каких кругах фактически вырабатывается политика, кто принимает политические решения и что происходит потом.

Так, например, общественные науки могут рассказать нам об истории прохождения важного законопроекта через конгресс, роли, которую при этом играют комитеты палат, партийные лидеры, лоббисты, члены конгресса, выступающие с речами, и т. д.; о характере первобытных общин и условий жизни их членов; об изменениях, происшедших за последнее время в жизни сельских общин; о причинах, обусловивших итоги выборов. Общественные науки расскажут обо всем этом, прибегая лишь в незначительной степени к количественным показателям или вовсе обходясь без них. Однако, если они могут дать удовлетворительный количественный анализ важнейших факторов, они принесут еще большую пользу.

Многие ученые, работающие в области общественных наук, с гордостью говорят о своей способности определять характер последствий, порождаемых определенными обстоятельствами. Например, инфляция обычно следует за длительным периодом роста национального долга. Однако многие ученые не желают рисковать своей научной репутацией и отказываются делать прогнозы даже в той специальной области знаний, где они работают; например,


ОД4

ГЛАВА 7

они не захотят сказать, когда определенный рост государственного долга приведет к инфляции, сколь острой она будет; они не станут также делать прогнозов относительно результатов предстоящих выборов или возможности сохранения мира между двумя враждующими государствами в течение ближайших пяти лет.

Иначе дело обстоит в разведке. Нетрудно понять, что в интересах разработки политики и обеспечения национальной безопасности многие информационные документы должны содержать определенные прогнозы, эти прогнозы должен делать в установленные сроки и часто на основе скудных данных офицер информации независимо от того, нравится это ему или нет. И действительно, кто-то должен делать прогнозы. На долю разведчиков, несомненно, вы-пзла участь всегда быть на передовой линии, ступать там, где не осмеливаются появляться ангелы, если ученых-социологов позволительно назвать ангелами.

Ученые, работающие в области общественных наук, могут тем не менее часто оказать важную услугу, даже если они и не хотят делать прогнозов об исходе событий. Они могут указать на те решающие моменты, от которых могут зависеть результаты выборов, исход сражения, развитие какой-либо идеи.

Рассмотрим следующий пример. Во время президентской кампании, когда борьба шла между Юзом и Вильсоном, Юз пользовался большей популярностью. Говорят, что он проиграл на выборах потому, что, проводя избирательную кампанию в Калифорнии, однажды не пожал руку Джонсону — лидеру республиканской партии штата Калифорния. Джонсон обиделся. Он не оказал активной поддержки Юзу. В результате Юз потерял голоса выборщиков от Калифорнии и в связи с этим не прошел на пост президента.

Говорят, что специалисты в области политической науки могли вполне определенно указать, что исход выборов будет зависеть от Калифорнии, а результаты голосования в Калифорнии — от поддержки той или иной кандидатуры Джонсоном, даже если они не хотели предсказывать, как будет действовать Джонсон. Можно с полным основанием предположить, что, если бы ученые сообщили Юзу все эти соображения и убедили его в их справедливости, он действовал бы инач§,


ПРЕДВИДЕНИЕ

То же самое можно сказать о составлении разведкой прогноза относительно исхода сражения или по любому другому вопросу. Если кто-либо указывает офицеру информации на решающий момент и может привести веские доводы в пользу правильности своего суждения, он тем самым позволяет ему сосредоточить внимание на этом моменте и способствует составлению прогноза. Но, чтобы указать на решающий момент, от которого зависит исход выборов, сражения или осуществления политических мероприятий, естественно, необходимо знать все другие стороны изучаемого явления. При этом предполагается, что положение на остальных участках избирательной кампании или линии фронта будет именно таким, как ожидалось.

ТИПОВЫЕ ФОРМЫ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ПРОГНОЗОВ

В армии США в течение длительного времени при составлении многих важных документов широко использовались типовые формы. К числу таких документов относятся: оценка обстановки, боевые приказы и многие документы войсковой разведки, например регулярные сводки разведки и разведывательные оценки.

В Полевом уставе армии США FM-101-5, Организация и работа штабов, 1954, содержится детальное описание применяемых типовых форм документов и даются примерные образцы документов, составленных по этим формам *. См. «Решение военных задач» [86 А].

Если типовые формы документации используются не слепо, а разумно, как подсобные средства, и время от времени пересматриваются, они, как показала практика многих лет, приносят пользу. Они весьма полезны для обучения любых категорий работников. Применение типовых форм позволяет экономить время и силы и гарантирует, что в процессе работы из поля зрения не выпадут какие-либо важные элементы задания.

1 ЖуРнал «Панч» [88 А] описывает, как в английском военно-морском колледже слушателей учат разработке подобных типовых форм документации после того, как они завершают изучение курса «умственного процесса, именуемого критическим анализом». И хотя процесс обучения их этому искусству описан в юмористической форме, тем не менее о нем можно составить полное и ясное представление.


ГЛАВА 7

Весьма вероятно, что использование типовых форм документации может принести такую же пользу и в отдельных областях информационной работы стратегической разведки. Типовые формы, несомненно, можно использовать в ходе обучения разведчиков для привития им навыков систематического мышления и выработки общности взглядов среди работников информационной службы разведки.

В качестве первого шага на пути разработки типовых форм для стратегической разведки ниже описывается форжа составления прогноза относительно возможностей иностранного государства в указанной области. Можно разработать также форму оценки вероятного курса действий данной страны х.

Из приводимого ниже описания явствует желательность всестороннего освещения любой проблемы, с тем чтобы ясны были как сильные, так и слабые стороны аргументации составителя прогноза. Такой подход отстаивается Конантом [31] и более детально рассматривается в главе 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.95.56 (0.008 с.)