Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что следует понимать под общественными науками?

Поиск

В самом общем виде Стюарт Чейз [50] определяет общественные науки как «применение научного метода для изучения человеческих взаимоотношений»1.

Теперь мы можем перейти к определению и более детальному рассмотрению общественных наук. Это нелегкое дело. Обычно определение состоит из двух частей. Одна часть касается предмета (то есть характеристики данных наук как общественных), а вторая часть — соответствующего метода исследования (то есть характеристики данных дисциплин как научных).

Ученый, работающий в области общественных наук, заинтересован не столько в том, чтобы убедить кого-то в чем-то или даже предсказать ход развития событий в будущем, сколько в систематизации элементов, из которых складывается изучаемое явление, в определении факторов, играющих решающую роль в развитии событий при данных условиях, и, если это возможно, в установлении подлинных причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями. Он не столько решает проблемы, сколько помогает лучше уяснить смысл проблем тем, кто занимается их решением.

О каких проблемах здесь идет речь? К общественным наукам не относится все то, что касается материального мира, форм жизни, всеобщих законов природы. И, наоборот, к ним относится все, что касается деятельности отдельных индивидуумов и целых общественных групп, выработки решений, создания различных общественных и государственных организаций.

Возникает вопрос: с помощью какого метода следует решать любую данную проблему из области челозеческих отношений? Меньше всего нас свяжет следующий ответ: таким методом является тот, который максимально приближается к «научному методу» в пределах, допускаемых характером изучаемого нами вопроса из области человеческих отношений. Ему, безусловно, должны быть присущи та-

1 Такое определение общественных наук антинаучно, поскольку оно игнорирует классовую природу современного буржуазного общества и помогает затушевать раздирающие его антагонистические противоречия. Подлинные общественные наукн изучают не просто отношения между людьми, а их общественные, классовые отношения.— Прим ред.


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 173

кие характерные элементы научного метода, как определение ключевых терминов, формулировка основных предположений, систематическое развитие исследования от построения гипотезы через сбор и оценку фактов к выводам, логичность мышления на всех стадиях исследования.

Особенно важно, пожалуй, отметить, что ученый, работающий в области общественных наук, может только надеяться сохранить полную беспристрастность по отношению к исследуемому предмету. Как член общества, ученый почти всегда крайне заинтересован в исследуемом им предмете, поскольку общественные явления непосредственно и во многих отношениях затрагивают его положение, его чувства и т. п. Ученый в этой области должен всегда быть предельно точным и строгим в научной работе, насколько это позволяет исследуемый им предмет.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что суть общественных наук состоит в изучении групповой жизни людей; эти науки используют метод анализа; они проливают свет на сложные общественные явления, помогают их осмыслить; они являются орудием в руках тех, кто направляет индивидуальную и коллективную деятельность людей; в будущем, возможно, с помощью общественных наук можно будет точно предугадывать развитие событий — даже сегодня некоторые общественные науки (например, экономика) позволяют сравнительно точно предсказывать общее направление развития событий (например, изменения на товарном рынке). Короче говоря, суть общественных наук состоит в систематическом применении настолько точных методов анализа, насколько это позволяет обстановка и предмет исследования для расширения наших знаний о поведении отдельных индивидуумов и общественных групп.

Коэн [15], однако, замечает:

«Общественные и естественные науки не следует считать совершенно не связанными между собой. Напротив, их надо рассматривать как науки, изучающие отдельные аспекты одного и того же предмета, но подходящие к ним с различных позиций. Общественная жизнь людей протекает в рамках явлений природы; однако определенные характерные особенности общественной жизни делают ее предметом изучения целой группы


ГЛАВА 5

наук, которые можно назвать естественными науками человеческого общества. Во всяком случае, наблюдения и история свидетельствуют о том, что многие явления одновременно относятся как к области материального мира, так и общественной жизни...»

Почему офицер информации должен читать много литературы по общественным наукам?

Во-первых, потому, что общественные науки изучают деятельность различных общественных групп, то есть как раз то, что представляет особый интерес для разведки.

Во-вторых, потому, что многие идеи и методы общественных наук можно позаимствовать и приспособить для использования в информационной работе разведки. Чтение литературы по общественным наукам расширит кругозор офицера информации, поможет ему составить более широкое и глубокое представление о проблемах информационной работы, так как обогатит его память знанием соответствующих примеров, аналогий и противоположений.

Наконец, читать литературу по общественным наукам полезно потому, что в ней содержится большое количество положений, с которыми работники информации не могут согласиться. Сталкиваясь с положениями, резко расходящимися с нашими обычными взглядами, мы мобилизуем свои умственные способности, чтобы опровергнуть эти положения. Общественные науки окончательно еще не сложились. Многие из их положений и понятий настолько неопределенны, что их трудно опровергнуть. Это дает возможность различным экстремистам печататься в серьезных журналах. Выступления против сомнительных положений и теорий всегда держат нас настороже, побуждают нас ко всему относиться критически.

Положительные и отрицательные стороны общественных наук

Изучение общественных наук вообще полезно, поскольку помогает нам понять поведение людей. В частности, можно отметить, что благодаря большой положительной работе многих ученых в каждой общественной науке были вырабо-


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 175

таны совершенные методы исследования специфических явлений, изучаемых данной наукой. Поэтому стратегическая разведка может позаимствовать у каждой общественной науки ценные знания и методику исследовательской работы. Мы считаем, что эти знания могут быть ценными даже в тех случаях, когда они не являются абсолютно объективными и точными.

Экспериментирование и количественный анализ

Изучение различных явлений историей, экономикой, политикой и другими науками, исследующими общественную жизнь человека, проводилось на протяжении тысячелетий. Однако, как отмечает Стюарт Чейз, последовательное применение научного метода для изучения этих явлений, а также попытки выразить результаты исследования в количественных показателях и открыть общие закономерности общественной жизни были предприняты совсем недавно. Не удивительно поэтому, что общественные науки во многом еще незрелы 1. В солидных специальных работах рядом с крайне пессимистическими оценками перспектив развития и полезности общественных наук можно встретить и весьма оптимистические высказывания на этот счет.

За последние пятьдесят лет в области общественных наук были предприняты значительные усилия, чтобы сделать исследования объективными и точными (выраженными в количественных показателях), чтобы отдедить мнения и субъективные суждения от объективных фактов. Многие выражают надежду, что когда-нибудь мы в такой же мере изучим закономерности общественных явлений, в какой сейчас изучили закономерности явлений внешнего мира, представляющих предмет естественных наук, и сможем, располагая определенными отправными данными, уверенно предсказывать развитие событий в будущем.

1 Говоря о незрелости общественных наук, автор имеет в виду буржуазные науки и игнорирует такие общественные науки, как диалектический и исторический материализм, марксистская политическая экономия, которые вскрыли закономерности общественной жизни, дали научное объяснение истории человечества и указали пути и методы преобразования общества. — Прим. ред.


ГЛАВА 5

Шпенглер1 говорит: «Первые социологи... рассматривали • науку по изучению общества как своеобразную социальную физику». Был достигнут значительный прогресс в деле применения в общественных науках методов, успешно разрабатывавшихся для естественных наук. И тем не менее всем ясно, что в силу присущих им внутренних особенностей общественные науки располагают ограниченными возможностями предвидения. Шпенглер, безусловно, вносит элемент здоровой и острой критики в этот вопрос, когда не без иронии говорит следующее:

«Сегодня методология непомерно возвеличена и превратилась в фетиш. Только тот считается подлинным ученым, кто строго придерживается следующих трех канонов:

1. Только те исследования являются научными, которые содержат количественный (статистический) анализ.

2. Единственная цель всякой науки — предвидение.

3. Ученый как таковой не смеет выражать свое мнение о том, что хорошо и что плохо...»

Далее Шпенглер описывает возникающие в этой связи трудности и заканчивает следующим выводом:

«Из сказанного следует, что общественные науки коренным образом отличаются от физических наук. Три указанных канона нельзя распространить ни на одну из общественных наук. Никакие претензии на точность исследования, никакая напускная объективность не смогут сделать общественную науку такой же точной, как естественные науки. Поэтому ученому, работающему в области общественных наук, определен удел художника, полагающегося на свой здравый смысл, а не на методологию, известную лишь горстке посвященных. Он должен руководствоваться не только данными лабораторных исследований, но в большей мере здравым смыслом и обычными нормами порядочности. Он не может создавать даже видимость, будто он ученый-естествоиспытатель».

1 Освальд Шпенглер (1880—1936), немецкий философ-идеалист, идейный предшественник германского фашизма. Враг материалистического подхода к истории, к общественным явлениям, враг марксизма.— IJpuM. ред.


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 177

Таким образом, в настоящее время и в пределах обозримого будущего на пути развития общественных наук и осуществления с их помощью предвидения стоят следующие важнейшие препятствия, которых не знают естественные науки.

Явления, исследуемые естественными науками, могут вновь воспроизводиться (например, давление пара при нагревании воды до 70 градусов по Цельсию). Ученому в этой области нет необходимости начинать все исследования с самого начала. Он может работать, полагаясь на достижения своих предшественников. Вода, которую мы возьмем, будет вести себя точно так же, как и во время опытов, поставленных ранее. Напротив, явления, изучаемые общественными науками, в силу своих особенностей не могут быть воспроизведены. Каждое исследуемое нами в этой области событие в известной степени является новым. Мы приступаем к работе, располагая данными только о сходных явлениях, имевших место в прошлом, а также относительно имеющихся методов исследования. Эти сведения составляют тот вклад, который общественные науки внесли вдело развития человеческих знаний.

В области естественных наук большинство важных для исследования факторов можно измерить с определенной степенью точности (например, температуру, давление, напряжение электрического тока и т. д.). В области общественных наук результаты измерения многих важных факторов в такой мере неопределенны (например, количественные показатели силы побудительных мотивов, способностей военного командира или руководителя и т. д.), что ценность всех таких количественных выводов практически весьма ограничена.

Вопрос об измерениях и количественном выражении результатов исследования имеет важнейшее значение для общественных наук, и особенно для информационной работы разведки. Я вовсе не хочу сказать, что многие важнейшие для информационной работы разведки факторы нельзя измерить. Однако измерения такого рода требуют много времени, сопряжены с трудностями и часто имеют сомнительную ценность. Результаты измерений в области общественных наук труднее использовать, чем результаты измерений, сделанных в области естественных наук. Это положение, имеющее такое большое значение для информационной работы, более обстоятельно будет рассмотрено в этой главе ниже.


ГЛАВА 5

Количественные показатели весьма полезны. Они в большей мере помогают предвидеть развитие событий в будущем. Однако нельзя сводить все дело к этим показателям. Большинство суждений, в том числе по важнейшим вопросам, не связано с измерениями и не основывается на количественном учете всех соображений за и против. Мы никогда не измеряем в каких-то единицах своего доверия к друзьям, своей любви к родине или интереса к собственной профессии. Точно так же дело обстоит и с общественными науками. Они полезны прежде всего потому, что помогают понять нам внутренние связи и ключевые факторы многих явлений, имеющих важнейшее значение для разведки. Далее, общественные науки полезны теми методами, которые были ими выработаны. Весьма полезным исследованием по этому вопросу является книга Сорокина [85А].

Значение общественных наук для информационной работы стратегической разведки

Давайте посмотрим, в чем заключается ценность общественных наук для офицера информации. Почему он обращается за помощью к общественным наукам, что в них такого? Что в общем представляет'собой та помощь, которую офицер информации может получить от общественных наук и не может получить из других источников? Пегги [6] пишет:

«Эффективность информационной работы стратегической разведки зависит в будущем от использования •и развития общественной науки... Современные общественные науки располагают комплексом знаний,основная масса которых после самой строгой проверки оказывается правильной и на практике доказала свою полез ность».

Джи [21] следующим образом суммирует свои взгляды относительно будущего общественных наук:

«Несмотря на то, что развитие общественных наук органически сопряжено с бесчисленными трудностями, именно они более всего занимают умы человечества в наш век. Именно они обещают сослужить самую большую службу человечеству».


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 179

История. Важность изучения истории человечества говорит сама за себя. Разведывательная информация, несомненно, представляет собой один из элементов истории — прошлой, настоящей и будущей, если вообще можно говорить о будущей истории. Несколько утрируя, можно сказать, что, если разведчик-исследователь разгадал все загадки истории, ему немного нужно знать еще, кроме фактов текущих событий, чтобы понять положение в той или иной стране. Многие историки не считают истерию общественной наукой и не понимают, что она многим обязана методам исследования, применяемым в этих науках. В большинстве классификаций история, однако, причисляется к общественным наукам [25].

Культурная антропология. Антропология, буквально — наука о человеке, подразделяется на физическую антропологию, изучающую биологическую природу человека, и культурную. Судя по названию, культурная антропология может включать изучение всех форм культуры — экономических, политических и т. п. отношений всех народов мира. Фактически культурная антропология изучала культуру древних и первобытных народов. Это, однако, пролило свет на многие современные проблемы.

Кимболл Янг [52] пишет «Со временем культурная антропология и социология будут объединены в одну дисциплину». Культурная антропология может помочь офицеру информации узнать обычаи отсталых народов, с которыми приходится иметь дело Соединенным Штатам или другим государствам; понять проблемы, с которыми, вероятно, столкнется Куртэния, эксплуатируя те или иные отсталые народности, проживающие на ее территории.

Социология — учение об обществе. Прежде всего она изучает национальный характер, обычаи, установившийся образ мышления народов и культуру вообще. Кроме социологии, эти вопросы изучаются также психологией, политической наукой, правоведением, экономикой, этикой и педагогикой. В изучении этих вопросов социология играет незначительную роль. Основной вклад социология сделала в изучение тех групповых общественных отношений, которые не носят преимущественно политического, экономического или правового характера.

Получилось так, что социология в меньшей мере занимается изучением первобытной культуры, чем культурная


ГЛАВА 5

антропология. Тем не менее социология может помочь решить многие проблемы, относящиеся к области культурной антропологии. Офицер информации может рассчитывать, что социология поможет ему глубже уяснить роль народных обычаев, национального характера и «культуры» как факторов, определяющих поведение людей, а также деятельность общественных групп и институтов, не являющихся политическими или экономическими организациями. К Таким общественным институтам относятся, например, церковь, учебные заведения, общественные организации. Социология охватывает все вопросы, включая такой важный вопрос, как народонаселение, отнесенные к социологической разведывательной информации, составляющей один из видов стратегической информации. Ясно, что некоторые проблемы, изучаемые социологией, иногда имеют первостепенное значение для решения информационных задач.

Социальная психология изучает психологию человека в его взаимоотношениях с другими людьми, а также коллективную реакцию людей на внешние побудительные мотивы, особенности поведения общественных групп. Л. Браун [52А] пишет:

«Социальная психология изучает взаимодействие органических и общественных процессов, продуктом которых является человеческая природа». Социальная психология может помочь уяснить «национальный характер народа», рассматриваемый ниже в настоящей главе.

Политическая наука имеет отношение к развитию, структуре и деятельности органов государственной власти (см. Манро [54]).

Ученые, занятые в этой области науки, добились больших успехов в изучении, например, тех факторов, которые оказывают значительное влияние на исход выборов и деятельность государственных органов, включая такой фактор, как действия -общественных групп, выступающих против своего правительства. Тщательные исследования в этой области дали надеж-ные сведения, которые во многих случаях можно использовать для решения специальных информационных задач. Работникам информации политическая наука может помочь установить ключевые факторы будущей политической кампании и определить результаты действия каждого из них. С помощью политической


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 181

науки можно определить сильные и слабые стороны различных форм правления, а также последствия, к которым они могут привести при данных обстоятельствах.

Юриспруденция, то есть правоведение. Разведка может извлечь пользу из некоторых процессуальных принципов, особенно из принципа, предусматривающего представительство обеих сторон при разборе дела в суде. Из юристов часто получаются хорошие работники информации.

Экономика занимается социальными явлениями, относящимися прежде всего к обеспечению материальных потребностей отдельных индивидуумов и общественных групп. Она изучает такие категории, как предложение и спрос, цены, материальные ценности. Одной из важнейших основ мощи государства как в мирное, так и в военное время является промышленность. Исключительная важность экономической науки для изучения положения за границей очевидна.

Культурная география (иногда ее называют человеческой географией). Географическую науку можно подразделить на физическую географию, изучающую физическую природу, например реки, горы, воздушные и океанские течения, и культурную географию, занимающуюся в первую очередь явлениями, связанными с деятельностью людей, например городами, дорогами, плотинами, каналами и т. д. К культурной географии относится большинство вопросов экономической географии. Она тесно связана с экономикой. Культурная география имеет прямое отношение к ряду разновидностей стратегической информации и дает в большом объеме сведения для стратегической разведки, собирающей информацию о географии, средствах транспорта и связи, военных возможностях иностранных государств.

Сравнение общественных наук с биологией

Те, кто оптимистически оценивают перспективы развития общественных наук, говорят в обоснование своей позиции, что ученого, работающего в этой области, следует сравнивать, с точки зрения его способности устанавливать общие закономерности явлений общественной жизни и предвидеть, скорее с биологом, чем с химиком. Биолог,


ГЛАВА 5

подобно социологу, имеет дело с различными и отнюдь не однотипными проявлениями живой материи. Тем не менее он добился значительных успехов в установлении общих закономерностей и предвидении, опираясь на изучение большого количества явлений. Подобное сравнение социолога с биологом нельзя считать вполне правильным. Существенные различия между ними состоят в следующем. Занимаясь обобщениями и предсказывая будущие события, биолог часто имеет дело со средними величинами. Например, мы можем в опытном порядке установить урожайность пшеницы на нескольких участках, поставленных в различные условия (неодинаковая степень орошения, удобрения и т. п.). В этом случае при определении средней урожайности в равной мере учитывается каждый отдельный колос пшеницы. Выдающиеся личности не играют здесь никакой роли. На пшеничном поле нет руководителей, которые заставляли бы отдельные колосья развиваться определенным образом.

В других случаях биолог имеет дело с установлением определенной вероятности каких-то явлений, величин, например определяя смертность в результате эпидемии. Он может правильно предсказать, что смертность составит, например, 10 процентов, отчасти потому, что не должен указывать, кто именно попадет в число этих 10 процентов. Преимущество биолога состоит в том, что он имеет дело с большими числами. Он не интересуется, применимы ли открытые им закономерности и сделанные предсказания к отдельным лицам.

В области общественных наук дело обстоит иначе. Хотя с первого взгляда и кажется, что ученый имеет дело с тысячами людей, исход того или иного явления часто зависит от решения весьма узкого круга лиц, оказывающих влияние на окружающие их многотысячные массы. Например, боевые качества солдат армии Ли1 и армии Макклеллана2 были примерно равны. Тот факт, что использование этих

1 Имеется в виду генерал Роберт Эдвард Ли (1807—1870), командовавший в период Гражданской войны в Америке армией конфедератов.— Прим. ред.

2 Макклеллан Джордж (1826—1885), американский генерал, командовал в 1861—1862 гг. в период Гражданской войны в Америке армией северян. — ПриМ. ред.


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 183

солдат дало различные результаты, объясняется существенными различиями в способностях генерала Ли и его ближайших офицеров, с одной стороны, и генерала Мак-клеллана и его ближайших офицеров — с другой. Точно так же решение одного человека — Гитлера — ввергло миллионы немцев во вторую мировую войну.

В области общественных наук ученый в ряде случаев (но не всегда) лишен возможности действовать наверняка, опираясь на большие числа. Даже в тех случаях, когда внешне кажется, что он основывает свои выводы на учете действий большого количества людей, и тогда к окончательным заключениям он приходит из понимания того факта, что на самом деле решения очень часто принимаются небольшим кругом лиц. Исследователю-биологу не приходится иметь дело с такими факторами, действующими в обществе, как подражание, убеждение, принуждение и руководство. Таким образом, при решении многих проблем ученые-социологи не могут вдохновляться успехами в области предвидения, достигнутыми биологами, имеющими дело с большими группами различных индивидуумов, которых они, однако, рассматривают в целом, не принимая во внимание отношения руководства и подчинения, существующие в данной группе. В других случаях социологи могут, подобно биологам, не обращать внимания на отдельных индивидуумов и оперировать только целыми группами людей. Мы должны полностью учитывать различия, существующие в области научно-исследовательской работы между социологами и биологами.

Выводы

Подводя итог, следует сказать, что значительные успехи в области общественных наук достигнуты благодаря тому, что ученые стремились сделать свои работы более ясными (уточняя, например, используемую терминологию) и бол^е объективными, благодаря тому, что при планировании своей работы и оценке полученных результатов они стали применять метод математической статистики. Некоторые успехи в открытии закономерностей и в предвидении развития событий в будущем были достигнуты в тех случаях, когда ученые имели дело с большими числами


ГЛАВА 5

и ситуациями, на исход которых не влияли отношения руководства и подчинения, а также когда ученые могли ограничиться исследованием определенных качественных показателей членов данной группы в целом и им не нужно было предсказывать поведение заранее отобранных индивидуумов. И все же исход многих событий и явлений, изучаемых общественными науками, зависит от поведения определенных личностей.

ПОВТОРЯЕТСЯ ЛИ ИСТОРИЯ?

Этот вопрос возникает вновь и вновь, и он, конечно, имеет большое значение для информационной работы. Многие считают, что история определенно повторяется. См., например, Фараго [54 Б].

Поставим вопрос более широко: «Может ли повториться какая-либо ситуация, изученная общественными науками?»

Знакомясь с историей, мы обнаруживаем много удивительно схожих ситуаций. Приведем пример из недавнего прошлого. Наполеон одерживал блестящие победы, ведя войны против почти всех стран Европы. Поход в Россию имел для него роковые последствия. Судьбу Гитлера с полным основанием можно считать весьма схожей с судьбой Наполеона. Читатель может вспомнить сам другие примеры.

Спрашивая, повторяется ли история, мы должны иметь в виду также следующие вопросы. Они расположены нами в такой последовательности, что на последующие вопросы могут быть даны менее определенные ответы, чем на предыдущие.

А. Повторяются ли события истории подобно тому, как повторяются явления, изучаемые естественными науками? В естественных науках мы можем сказать, что в результате соединения серной кислоты с раствором хлористого бария всегда выпадает белый осадок •— сульфат бария. Можем ли мы сказать, что крестьяне, недоедающие в определенной степени на протяжении данного количества лет, обязательно восстанут? Нет.

Можем ли мы получить положительный ответ на поставленный вопрос, если вместо «обязательно» скажем «в 80 случаях из J00»? Нет.


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 185

Очевидно, если мы мысленно представим себе ситуацию, которая полностью будет походить на имевшую место в прошлом ситуацию, когда вспыхнуло крестьянское восстание, нам станет ясно, что в будущем, вероятно, никогда уже не возникнет точно такой же ситуации. Таким образом, у нас не получится достаточно широкого обобщения, которое имело бы какую-то практическую ценность.

Следовательно, с точки зрения практических интересов информационной работы мы можем сказать, что история не повторяется.

В интересной и современной постановке этот вопрос, имеющий первостепенное значение для информационной работы, рассматривается Френкелем [54А].

Б. Имеет ли какая-либо сторона исторического процесса •(экономическая, политическая, культурная) тенденции, обусловливающие определенную последовательность событий, как утверждает Тойнби? Может ли историк — специалист по данному и ближайшим смежным вопросам предсказать, даже в гораздо меньших масштабах, чем это пытается сделать Тойнби в своем труде «Цивилизация», развитие конкретного события на основе имеющихся у него знаний о тенденциях и «законах» исторического или экономического развития? Автор настоящей книги считает, что историк может это сделать только в редких случаях.

Очень редко тенденции в экономической, политической или других областях общественной жизни бывают достаточно ясными, чтобы можно было предсказать будущее, зная только, что произошло в подобной ситуации в прошлом. Известные данные относительно развития аналогичных событий в прошлом могут принести некоторую пользу. Однако самое главное — это знать специфические условия конкретной изучаемой ситуации, поскольку они играют исключительно большую роль.

В. Имеется ли в исторических событиях много общих элементов? Если это так, в любом данном событии можно выделить имевшие ранее место элементы и изучить их с учетом воздействия специфических для данного события факторов. Таким образом, предвидение может основываться на оценке старых и новых факторов. Другими словами, если даже история определенно не повторяется, может ли изучение истории принести какую-либо практическую пользу}


ГЛАВА 5

Безусловно, да.

Давайте рассмотрим несколько аналогичных примеров. Повторяются ли во всех своих чертах военные кампании или сражения прошлого? Конечно, нет. Содержатся ли е военных кампаниях и сражениях прошлого элементы, полезные для планирования будущих кампаний? Конечно, да. При прочих равных условиях имеет ли командующий, хорошо знакомый с историей войн, преимущество перед командующим, который не знаком с этой историей? Конечно, имеет. Оказывают ли характерные особенности военных кампаний и сражений прошлого — от сражения при Каннах1 до первого сражения на Марне2—реальное воздействие на мышление и решения современных командующих? Да.

Если военные кампании никогда не повторяются, есть ли несомненная польза в тщательном изучении этих кампаний? Да.

Если нет двух совершенно одинаковых судебных дел и нельзя абсолютно одинаково проводить разные дела через суд, дает ли большая судебная практика какие-то преимущества адвокату, выступающему по данному делу? Да.

Если разговор между продавцом и покупателем никогда не повторяется, имеет ли преимущество опытный продавец? Да.

В каждом из приведенных примеров имеется один частично повторяющийся элемент, который в интересах дела -стоит запомнить и использовать применительно к новым ситуациям.

Общественные науки оказывают нам большую услугу, помогая понять каждую изучаемую ситуацию. Исследователь, вооруженный специальными методами и знаниями в своей области общественных наук и запомнивший большое количество более или менее сходных случаев, имевших место в прошлом, может выбрать общие для всех случаев элементы, установить специфические новые элементы и таким образом извлечь максимальную пользу

1 Имеется в виду знаменитое сражение при Каннах, в котором в 216 г. до н. э. Ганнибал наголову разбил римлян, применив тактику окружения и уничтожения окруженного противника. — Прим. ред.

2 Первое сражение на Марне, в результате которого союзники остановили наступление немцев, произошло в сентябре 1914 года. — Прим. ред.


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 187

из изучения истории своей науки. При этом специалист, обладающий основательными знаниями, преуспеет гораздо больше, чем дилетант, которому иногда приходят в голову удачные догадки, хотя история полностью и не повторяется.

Мысль о том, что история повторяется в той или иной доступной уразумению форме, настолько захватывает автора, что он не может сдержать полет своего воображения. Допустим для практических целей, что история повторяется. Тогда все исторические события можно было бы закодировать и нанести на карточки счетной машины. В этом случае разведке, чтобы решить какую-либо задачу, касающуюся современного события, достаточно было бы пустить в ход машину. В результате просмотра машиной всех карточек было бы отобрано одно имевшее место событие, ближе всего подходящее к изучаемому современному событию. Нам осталось бы только прочитать по карточке, каков был исход этого события, внести необходимые изменения в даты и названия стран и получить на серебряном подносе (на карточке счетной машины) ответ на свой вопрос.

В этом полете фантазии, если говорить о других областях знаний, есть элементы реального.Описанный метод вполне серьезно применялся при составлении прогнозов погоды. Начинают в этом случае с того, что по записям отыскивают имевшие место в прошлом метеорологические условия, максимально приближающиеся к изучаемым. Далее смотрят по записям, как изменялась погода при таких метеорологических условиях. Если требуется предсказать погоду, можно предположить, что в настоящее время, когда налицо такие же метеорологические условия, как и в прошлом, погода изменится аналогичным образом. Этот метод применялся и в некоторых других областях.

Таким образом, хотя история и не повторяется, хорошее знание истории в своей области может принести пользу офицеру информации.

Однако ему недостаточно знать сами исторические факты. Он должен знать их значение. Офицеру информации должно быть известно не только то, что произошло, но и почему имели место те или иные явления. Ему требуются не только знания, но и понимание, мудрость. Тогда он сможет максимально использовать частично повторяющиеся


ГЛАВА 5

элементы событий, опираясь на свой здравый смысл,сопоставить их с новыми специфическими факторами и на этой основе составить предельно точный прогноз на будущее.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЕ

В мире постоянно проводится критическое и позитивное изучение методов, применяемых в различных сферах человеческой деятельности. Если говорить о естественных науках, строительстве и промышленности, то все признают, что более совершенные методы помогают в работе. Мы обнаруживаем, что изучением методов работы занимаются в области педагогики, военной науки, истории. Методы общественных наук с недавнего времени являются объектом активной исследовательской работы. Из числа изданных за последнее время по этому вопросу книг можно назвать следующие: «Методы социологических исследований» [18], «Методы исследовательской работы в области общественных наук» [21], «Язык социологических исследований—книга для чтения по методологии социологических исследований» [58] и т. д.

В области информационной работы разведки методы как таковые пока что изучаются слабо, а ведь систематическое изучение методов в любой области науки, проводимое объективным специалистом, почти всегда помогает улучшить работу.

Теперь мы рассмотрим ряд методов, применяемых в общественных науках, которые могут оказаться полезными в информационной работе разведки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.016 с.)