Происхождение различий между характерами однотипных групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение различий между характерами однотипных групп



Различия практически значимого характера однотипных групп складываются в результате действия одного или нескольких из следующих факторов:

1. Генетика. В науке имеется тенденция принижать значение врожденных различий (помимо физических) между расовыми, этническими и. другими группами1.

1 Объяснение особенностей национального характера различных народов наследственностью, то есть биологическими факторами, крайне реакционно, оно лежит в основе многочисленных расистских теорий. Советская биологическая наука доказала полную несостоятельность вейсманизма и морганизма, этих реакционных направлений в современной буржуазной биологии, из арсенала которых черпают подобные теории воинствующие американские расисты. — Прим. ред.


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 215

2. Культура. В широком смысле слова это — вся совокупность тех идей, представлений, теорий и т. п., которые присущи данной группе. Сюда относятся обычаи, фольклор, религия, образование, духовные ценности.

3. Отбор. Каждая данная группа есть продукт отбора, в результате которого из более многочисленного населения любыми способами, сознательно и бессознательно, отбираются отдельные лица, с тем чтобы соответствующая группа имела в своем составе как можно больше людей физически сильных, умных, храбрых и т. д.1

4. Природные условия. Климат, почеэ, изолированность территории. Эти условия могут сделать жизнь слишком легкой; они могут стимулировать активность и делать работу плодотворной; наконец, природные условия могут быть столь тяжелыми, что все силы данной группы уйдут только на поддержание своего существования2.

5. Конструктивное внутригрупповое сотрудничество. Члены группы могут вознаграждаться либо на основе системы фаворитизма, либо по заслугам. Все члены группы могут получать одинаковое вознаграждение или может существовать система свободной конкуренции. Члены группы могут получать или не получать признание и вознагражде-

1 Рассуждая об отборе, якобы имеющем место в человеческом обществе, автор пытается оживить мальтузианские теории, опровергнутые марксистско-ленинской наукой и практикой социалистического строительства в СССР и других социалистических странах.

В современных условиях идеологи американского империализма пытаются' всячески распространять идеи мальтузианства, видимо, для того, чтобы оправдать политику подготовки новой мировой войны, которую проводят империалисты США, разгул расизма в «свободных» Соединенных Штатах и многочисленные антинародные мероприятия американского и других капиталистических правительств, ввергающие народные массы в омут безработицы и нищеты. — Прим. ред.

2 Мы не можем согласиться с геополитическими рассуждениями автора о том, что географическая среда оказывает определяющее влияние на национальный характер, на общественную жизнь людей. Решающим фактором, определяющим общественную жизнь людей, является характер производственных отношений. В царской России народы Средней Азии, Кавказа жили в благоприятных климатических условиях, но в экономическом, политическом и культурном отношениях они, как и народности Севера, были крайне отсталыми, так как их угнетали свои феодалы и русская буржуазия Октябрьская революция раскрепостила эти народы, и в тех же географических условиях они за короткий исторический срок добились выдающихся успехов в экономическом, политическом и культурном строительстве. — Прим. ред.


ГЛАВА 5

ние за свои заслуги; антиобщественные действия могут караться или не караться. Руководители группы могут способствовать или препятствовать развитию определенных черт характера.

Далее, каким образом можно получить сведения о групповом характере вообще или об особенностях характера определенной группы, проявляющихся в данной конкретной обстановке?

Частично ответ на это заключается в том, что правительство и другие организации должны выступать инициаторами разработки методологии исследований в этой области и таким образом обеспечивать получение сведений о характере определенных групп. Однако опять возникает вопрос, что следует делать сотрудникам информационной службы до того, как будут предприняты и завершены эти исследования?

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДАННЫЕ О ГРУППОВОМ ХАРАКТЕРЕ В РАЗВЕДКЕ

Предположим, перед офицером информации, изучающим данное иностранное государство, поставлена задача представить доклад: 1) об экономическом восстановлении этой страны, на результаты которого должна оказать определенное влияние такая черта национального характера, как трудолюбие; 2) о возможности развязывания этой страной войны, в связи с чем воинственность как черта национального характера сыграет свою роль; 3) о перспективах заключения с этой страной на справедливой основе договора об урегулировании спорных международных вопросов, в связи с чем определенную роль сыграют такие черты национального характера, как дружелюбие и справедливость. Каким путем следует идти в подобном случае, чтобы ответить на следующий вопрос: какое влияние окажет так называемый национальный характер (если он вообще существует и может оказать какое-то влияние) на решение поставленной перед разведкой задачи?

Во-первых, подразделите вопрос о национальном характере на ряд подвопросов о характере определенных групп, имеющих отношение к изучаемым вопросам. Необходимо знать, какая группа или какие группы данной страны иг-


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 217

рают в изучаемой области важную роль; какие группы в данной стране пользуются достаточным влиянием, чтобы выступить в качестве инициатора определенных действий, и, наконец, какие группы могут воспрепятствовать определенным действиям.

Во-вторых, рассматривая только относящиеся к делу группы, необходимо определить, каким образом принимаются и осуществляются решения в каждой из таких групп. Принимаются ли решения одним-двумя лидерами или относительно малочисленным «исполнительным комитетом»? Соглашаются ли, как правило, остальные члены группы с этими решениями? Определяет ли незначительное меньшинство группы политику, которую более или менее добровольно принимают остальные? Выражают ли решения группы волю большинства? Следует ли судить о характере группы по совокупной деятельности всех ее членов, а не лидеров и незначительного меньшинства? Например, о характере группы бережливых людей можно судить по количеству сбережений всей группы, в которую входят как люди, имеющие значительные сбережения, так и совершенно их не имеющие.

В-третьих, следует выяснить историю развития каждой группы, обладающей данными чертами характера.

В-четвертых, необходимо установить, не произошло ли недавно каких-либо важных изменений в составе, руководстве и условиях жизни группы, которые могут привести к выводу о том, что в ближайшем будущем характер группы изменится. Если такие изменения имели место, то в каком направлении? Можно ли предположить, что изменения будут происходить и в будущем?

Таким образом, несмотря на несовершенство наших знаний относительно национального характера и методов решения проблем, на которых сказывается его влияние, мы можем определить вероятный курс действий данной группы. Для этого мы используем метод анализа и сужаем рамки изучаемого вопроса, сосредоточивая все внимание на характере подгруппы, способной оказать решающее воздействие на развитие интересующего нас явления. В некоторых случаях мы должны также изучать подгруппы, противодействие которых может помешать успешному проведению государством определенных мероприятий.


ГЛАВА 5

Итак, мы повторяем: сведения о национальном характере вполне могут быть использованы разведкой в целях предвидения, несмотря на то, что вопрос о национальном характере полностью еще не изучен.

И в данной области мы придерживаемся провозглашенного нами ранее принципа — пытаемся извлечь максимальную пользу из концепций, которые могут быть использованы в информационной работе. И здесь мы ставим перед собой задачу помочь разведчикам понять основные принципы информационной работы, найти разумные методы, предупредить их от ошибок и указать на полезные для них работы в этой области.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.005 с.)