ТОП 10:

Сложившаяся ситуация сделала необходимым принятие мер по приостановлению действия Договора.



13 июля 2007 года был подписан и вступил в силу Указ Президента Российской Федерации № 872 «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». В дальнейшем был принят Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 276-ФЗ «О приостановлении Российской Федерацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе», вступивший в силу 3 декабря 2007 года.

Следует также отметить, что приостановление действия Договора, в отличие от выхода из него, сохраняет возможность достаточно быстрого возобновления выполнения его положений в случае решения обозначенных нами проблем. Говоря на данном этапе лишь о приостановлении действия ДОВСЕ, Россия дает всем государствам-участникам шанс вернуть Договору жизнеспособность.

В связи с приостановлением действия Договора прекращены предоставление информации, прием и проведение инспекций. Россия в период приостановления не связана ограничениями, в том числе фланговыми, на количества обычных вооружений. В то же время планов их массированного наращивания или концентрации на границах с соседями в нынешней обстановке не имеется. В дальнейшем реальные количества и размещение вооружений и техники будут зависеть от конкретной военно-политической ситуации, в том числе от готовности наших партнеров проявлять сдержанность.

На бухарестском саммите Североатлантического альянса 28 августа 2008 г. было заявлено, что Украина и Грузия станут членами НАТО. Российская сторона исходит из того, что если соответствующие решения все же будут приняты, то это приведет к кардинальному смещению баланса сил и интересов на европейском континенте, что поставит под вопрос целесообразность существования режима ДОВСЕ.

В июле 2008 года американская сторона выразила готовность интенсифицировать диалог и вести его также и в более широких форматах. Однако после событий августа 2008 года в Закавказье страны НАТО взяли паузу в консультациях.

17 декабря 2008 года российско-американские консультации по ДОВСЕ были возобновлены (очередные встречи состоялись в апреле, июне и сентябре 2009 года). Они показали, что с объявлением новой администрацией США курса на «перезагрузку» отношений с Россией эта тема постепенно стала выходить из тени.

Наши принципиальные позиции в диалоге с партнерами остаются неизменными. Долговременная жизнеспособность режима может быть обеспечена только путем скорейшей, без искусственных увязок, ратификации адаптированного ДОВСЕ и одновременного принятия дополнительных мер на основе российских предложений по его приведению в соответствие с новыми условиями безопасности в Европе.

Россия выступает за расширение формата консультаций по ДОВСЕ и начало диалога на экспертном уровне. Такого же мнения придерживаются и некоторые европейские страны. Так, по инициативе ФРГ 10 июня 2009 года в Берлине состоялась многосторонняя встреча экспертов высокого уровня по ДОВСЕ.

Выступая 1 декабря 2009 года на заседании СМИД ОБСЕ в Афинах, С.В.Лавров отметил: «Мы сожалеем, что последние два года оказались фактически потерянными для поиска выхода из кризиса. До сих пор нет ответа на наши предложения от 5 мая этого года о дальнейших шагах на основе российско-американского проекта «пакетного решения». Еще раз призываем партнеров перейти к интенсивной работе по восстановлению жизнеспособности ДОВСЕ с использованием всех каналов, включая Совместную консультативную группу в Вене».

Договор по открытому небу

Разработанный при активном участии Российской Федерации многосторонний Договор по открытому небу (ДОН) является, прежде всего, крупной мерой в области укрепления доверия и безопасности. Наряду с Договором об обычных вооруженных силах в Европе и Венским документом 1999 года, вступление в силу ДОН практически завершило формирование режима транспарентности и доверия в области обычных вооружений на евроатлантическом пространстве.

ДОН подписан 24 марта 1992 года в г. Хельсинки (Финляндия) 27 государствами – участниками СБСЕ (с 1994 года – ОБСЕ). Последовавший за этим период ратификации Договора национальными законодательными органами завершился после подписания 26 марта 2001 года Президентом Российской Федерации закона о ратификации ДОН и передачи российской ратификационной грамоты государству-депозитарию (Канада). 1 января 2002 года Договор по открытому небу вступил в силу.

На сегодняшний день его участниками являются 34 государства Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ): США, Канада, Исландия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Испания, Франция, Великобритания, Греция, Италия, Норвегия, Португалия, Турция, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Словения, Белоруссия, Россия, Украина, Грузия, Швеция, Финляндия, Латвия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Эстония, Литва. ДОН открыт для присоединения других государств, в т. ч. не входящих в ОБСЕ.

Целями Договора являются содействие большей открытости и транспарентности военной деятельности, а также упрочение безопасности через меры укрепления доверия и стабильности на основе сотрудничества по созданию режима открытого неба. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения в которой принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.

В практическом плане ДОН предоставляет право государствам-участникам совершать облеты любых территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными в нем и согласованными между государствами-участниками квотами полетов. Он регламентирует проведение наблюдательных полетов, определяет механизм контроля за соблюдением Договора, содержит требования к самолету, составу и техническим возможностям аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.

Каждое государство – участник ДОН имеет право выделять в качестве самолетов наблюдения один или более типов или моделей самолетов, зарегистрированных соответствующими органами государства-участника. Самолет наблюдения проходит освидетельствование представителями государств – участников Договора с целью подтверждения, что самолет и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям ДОН.

Каждое государство – участник ДОН имеет право приобретать результаты фотосъемки, произведенной в ходе любых наблюдательных полетов в рамках Договора.

14–16 февраля 2005 года в Вене прошла первая Конференция по рассмотрению выполнения Договора по открытому небу (конференции проводятся раз в пять лет), на которой был проведен обстоятельный и предметный анализ реализации его ключевых положений. В частности, основное внимание было уделено переходу на полномасштабное выполнение Договора с использованием всех четырех категорий аппаратуры наблюдения и распределением 100 процентов активных квот.

С 1 января 2006 года государства-участники получили возможность задействовать весь предусмотренный Договором набор аппаратуры наблюдения:

Ø оптические панорамные и кадровые фотоаппараты,

Ø видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени (разрешение не лучше 30 см),

Ø радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой (разрешение не лучше 3 м),

Ø инфракрасные устройства линейного сканирования (разрешение не лучше 50 см).

В 2008 году государства – участники ДОН провели юбилейные торжества по случаю пятисотого наблюдательного полета по Договору. Был отмечен настрой на дальнейшее конструктивное сотрудничество в духе укрепления доверия и транспарентности.

Россия в 2010 году имеет право на проведение 42 наблюдательных полетов (такое же количество может быть выполнено над нашей территорией). В дополнение к этому у нас есть возможность совершить дополнительные полеты (сверх выделенной нам квоты) над государствами ЗЕС, согласно их заявлению от 1995 года. На 2010 год запланированы, в частности, четыре полета над территорией США, а также несколько совместных полетов: с Великобританией над Грузией, со Швецией над Болгарией и со Швецией и Хорватией над Боснией и Герцеговиной.

Вторая Конференция по рассмотрению выполнения ДОН состоялась в Вене 7 – 9 июня 2010 года.

Несмотря на то, что в целом Договор зарекомендовал себя эффективным инструментом укрепления доверия и обеспечения контроля за выполнением соглашений в области разоружения, эффективность реализации его потенциала в последнее время снижается, причем причины этого имеют как политический, так и технический характер.

С политической точки зрения – это, прежде всего, решение стран НАТО не выполнять наблюдательные полеты над территориями друг друга. В результате Российская Федерация практически не имеет возможности приобретать соответствующие фотоснимки. Такая ситуация создает определенный информационный дисбаланс, что препятствует осуществлению целей Договора и противоречит его духу.

Имеются и технические причины, ограничивающие возможность полного использования квот:

– отсутствие у ряда государств-участников собственных самолетов наблюдения;

– постепенное устаревание находящихся длительное время в эксплуатации самолетов открытого неба ряда государств-участников, что ведет к более низкой технической готовности парка самолетов наблюдения и его возможному сокращению.

В этих условиях актуальным становится обновление самолетного парка. В некоторых странах этот процесс уже идет, в частности, в России, а для других станет одной из важнейших проблем в ближайшем будущем.

Договору по открытому небу в ближайшее время необходим новый импульс. Для этого нужны политическая воля для преодоления устаревших подходов, прежде всего, ограничений полетов государств НАТО друг над другом, и, безусловно, обновление технической базы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.005 с.)