ТОП 10:

Распространение конфликтного потенциала происходит в двух плоскостях.



Во-первых, конфликты практически всех типов все чаще и интенсивнее затрагивают безопасность даже тех стран, которые напрямую не задействованы в конкретном противостоянии.

Во-вторых, некоторые виды вызовов и угроз, ранее свойственные исключительно тому или иному государству или группе государств, постепенно интернационализируются, становясь актуальными для большинства стран.

Все это происходит на фоне многолетнего застоя, а местами и коррозии существующих механизмов безопасности - имеющиеся в распоряжении мирового сообщества средства профилактики и преодоления конфликтов зачастую не способны противостоять современным методам недобросовестной геополитической конкуренции, будь то на локальном, региональном или глобальном уровнях.

Таким образом, налицо серьезное противоречие- устаревающий антикризисный инструментарий, доставшийся нам в качестве наследия времен холодной войны, все меньше соответствует современному набору быстро эволюционирующих вызовов и угроз, подвергая тем самым глобальную стабильность серьезным испытаниям на прочность. В результате назревает явная опасность общесистемного кризиса в области безопасности.

Единственно верным решением в этой ситуации С.Лавров видит в возведении в абсолют принципа примата международного права, полномасштабное укрепление его норм и механизмов их реализации,неукоснительное следование им со стороны всех без исключения субъектов международных отношений. Окончательный выбор в пользу правовых методов взаимодействия на международной арене должен в конечном итоге привести к ситуации, когда любые силовые акции - будь то применение силы или угроза силой - будут полностью исключены.

В современных условиях все насущнее становится потребность в широкомасштабной согласованной деятельности по нормативному регулированию универсальных процессов, протекающих в области безопасности. При этом речь нельзя вести лишь о формальной адаптации неэффективных и устаревающих правовых норм. Хотя и эти меры необходимы и первостепенны - требуется тщательная инвентаризация юридической базы в сфере безопасности на предмет определения эффективности ее отдельных элементов, нахождения лакун и узких мест. Давно назрела необходимость разработки и заключения принципиально новых широкомасштабных договорных актов.

Придание такому нормотворчеству общесистемного характера позволило бы создать единую «правовую платформу» системы гарантий в военно-политической сфере, своего рода матрицу глобальной безопасности.

Для решения этой многосложной задачи потребуются важные усилия. Прежде всего, необходимо добиваться всеобщего признания непреложного факта взаимозависимости, проистекающей из неделимости безопасности. Принцип равной и неделимой безопасности для всех суверенных государств является тем сердечником, вокруг которого должно формироваться общее пространство безопасности. Основа основ данной философии заключается в том, что безопасность ни одного государства не может обеспечиваться за счет безопасности другого. Принципиально важно обеспечить практическое воплощение этого принципа через придание ему юридически обязывающего характера.

Один из центральных приоритетов - рациональное реформирование и адаптация основных многосторонних институтов, предназначенных для поддержания международной стабильности и безопасности. В первую очередь это касается ООН как глобальной площадки, обладающей уникальным мандатом и общепризнанной легитимностью и призванной на коллективной основе генерировать универсальные правовые нормы и обеспечивать их выполнение, а также Североатлантическолго альянса, ОБСЕ и других международных организаций.

Здесь же необходимо подчеркнуть важность всестороннего укрепления многосторонних режимов контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения. На повестке дня - расширение состава государств-участников таких режимов, упрочение их жизнеспособности и эффективности, модернизация их инструментария, придание их работе большей системности и ориентированности на результат.

Кроме того, многое будет зависеть от готовности всех сторон к осуществлению усилий по созданию атмосферы взаимного доверия. Острый дефицит доверия, наоборот, способен разрушить любую систему гарантий.

К значительным успехам на этом пути по праву следует причислить заключение нового российско-американского Договора о СНВ, призванного стать одним из стержневых инструментов системы гарантий в матрице глобальной безопасности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.189 (0.004 с.)