Компетенция местного самоуправления: понятие, общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетенция местного самоуправления: понятие, общая характеристика.



Первым составным элементом компетенции являются предметы ведения. Каждый орган должен иметь свое поле деятельности, воздействовать на определенные виды обще­ственных отношений. Поэтому правовое регулирование компетенции органа предполага­ет, прежде всего, обозначение круга его деятельности.

Под предметами ведения следует понимать сферы общественной жизни, в которых действует данный орган местного самоуправления, в которых он юридически компетентен.

Предметы ведения - структурный элемент понятия «компетенция» - выступают как способ юридического обозначения тех общественных отношений, сфер общественной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа.

Законодательство РФ о местном самоуправлении, закрепляя компетенцию местной администрации, устанавливает в качестве предметов ведения практически все области, местной жизни:

- планирование, бюджет, финансы и учет;

- управление муниципальной собственностью, взаимоотношения с пред­приятиями, учреждениями и организациями;

- использование земли и других природных ресурсов, охраны природы;

- строительство, транспорт и связь;

- жилищное хозяйство, коммунально-бытовое и торговое обслужива­ние населения;

- социально-культурное обслуживание;

- социальная защита населения;

- обеспечение законности, правопорядка, охрана прав и свобод граждан и др.

Финансовая компетенция органов МСУ

Разработка и реализация программы развития территорий местного самоуправле­ния тесно взаимосвязаны с бюджетным процессом: формированием, утверждением и ис­полнением местного бюджета, ибо социально-экономическое развитие территории пред­полагает наличие соответствующих средств и ресурсов, включая и финансовые.

Конституция РФ (ст. 132) закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Разрабатывает ме­стный бюджет и представляет его на утверждение представительного органа местного са­моуправления местная администрация. Местная администрация также осуществляет исполнение этого бюджета и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигно­ваний.

К ведению представительного органа местного самоуправления относятся:

- рассмотрение проекта местного бюджета;

- утверждение соответствующего бюджета;

- контроль за его исполнением;

- утверждение отчета о его исполнении.

Охрана окружающей среды и регулирование земельных отношений органами МСУ

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и дру­гими природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Компетенция органов местного самоуправления в данной сфере определяется пре­жде всего Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном само­управлении, а также земельным законодательством Российской Федерации, Законом Рос­сийской Федерации об охране окружающей природной среды, другими законодательными и нормативно-правовыми актами РФ, ее субъектов, а также положениями (уставами) о ме­стном самоуправлении.

Полномочия органов местного самоуправления в области строительства

Деятельность органов местного самоуправления в данной сфере направлена на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, эффективного форми­рования системы расселения и размещения производительных сил, рациональной плани­ровки, застройки и благоустройства городских и сельских поселений, развития производ­ственной и социальной инфраструктур.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере строительства характери­зуют, прежде всего, их деятельность по планировке, застройке, реконструкции, благоуст­ройству и озеленению городских и сельских поселений, других территорий, на которых реализуется местное самоуправление. Эти полномочия тесно связаны с задачами, которые решают органы местного самоуправления, обеспечивая комплексное социально-экономи­ческое развитие территории.

Органы местного самоуправления разрабатывают, утверждают и реализуют соот­ветственно схемы и проекты районной планировки, генеральные планы городов и других поселений.

Поселковая и сельская администрация организует за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт муниципальных жилых домов, объектов комму­нального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи

Органы местного самоуправления управляют муниципальным жилищным фондом, объектами коммунального и дорожного хозяйства, отнесенными к муниципальной собст­венности. Муниципальный жилищный фонд включает: фонд, который находится в собст­венности района, города, входящих в них административно-территориальных образова­ний, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муни­ципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

Деятельность органов местного самоуправления в жилищной сфере направлена на обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан (в пределах своей компетенции). Органы местного самоуправления принимают меры по осуществлению строительства и реконструкции муниципального и частного жилищных фондов; созданию условий для привлечения внебюджетных источников финансирования; развитию конку­ренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда и т.д.

Органы местного самоуправления руководят транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, обеспечивают торговое об­служивание населения.

Соответствующие органы местного самоуправления:

- утверждают маршруты и графики движения транспорта;

- привлекают на договорных началах к транспортному обслуживанию населения
предприятия и организации, действующие на их территории;

- принимают меры по обеспечению обслуживания пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах;

- обеспечивают работу предприятий связи, развитие радио и телевидения;

- организуют рынки и ярмарки;

- контролируют соблюдение правил торговли;

- ведают кладбищами, обеспечивают содержание в надлежащем состоянии иных
мест погребения.

Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной области

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Фе­дерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Важную роль в реализации этой политики призваны играть органы местного само­управления ввиду их непосредственной близости к населению, знания его нужд и потреб­ностей. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют деятельность, направленную на обеспечение основных экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, создание необходимых условий жизне­деятельности населения.

Социально-культурная сфера деятельности органов местного самоуправления, в широком смысле этого слова, включает вопросы: образования, культуры, здравоохране­ния, социального обеспечения и защиты населения.

Деятельность органов местного самоуправления в этой области связана с функцио­нированием социальной инфраструктуры как средства удовлетворения социальных и культурных потребностей населения, необходимого условия развития личности.

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка, прав и свобод граждан

Конституция Российской Федерации, во-первых, закрепляет обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы и, во-вторых, возлагает на органы местного самоуправления функцию охраны общественного порядка (ст. 15, 132). В целях реализации конституционных требований органы местного самоуправления принимают в рамках своей компетенции меры, обеспечивающие соблюдение Конститу­ции РФ и законов на своей территории.

Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту нарушаемых прав местного самоуправления. Местная администрация вправе предъявлять в суд или ар­битражный суд требования о признании недействительными актов органов государствен­ного управления, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, органов местного самоуправления.

62 Вопросы местного значения. Понятие. Закрепление в нормативных актах

В соответствии с ФЗ вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, указанным ФЗ, законами субъектов РФ. Вопросы местного значения регулируются на уровне федерального законодательства (Конституция РФ), законодательства субъектов РФ, устава муниципального образования и иных нормативных актов органов местного самоуправления, конкретизирующих отдельные вопросы местного значения.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к числу вопросов местного значения относятся:

принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования;

организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

организация утилизации и переработки бытовых отходов;

организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

организация и содержание муниципальных архивов;

организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

организация и содержание муниципальной информационной службы и др

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.016 с.)