Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая основа местного самоуправления в России.

Поиск

Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуще­ствления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государствен­ной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пра­вовую основу местного самоуправления составляют:

общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

Конституция РФ, федеральные конституционные законы, феде­ральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Прези­дента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации;

уставы муниципальных образований, решения, принятые на ме­стных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные право­вые акты.

Согласно Европейской хартии местного самоуправления право гра­ждан участвовать в управлении государственными делами относится к тем демократическим принципам, которые разделяются всеми госу­дарствами — членами Совета Европы.

Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы че­ловека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (В развитии правовой основы местного самоуправления в Россий­ской Федерации можно выделить четыре периода:

1) с 1990—1991 гг. по октябрь — декабрь 1993 г.;

2) с октября — декабря 1993 г. по сентябрь 1995 г.;

3) с 1 сентября 1995 г. (в этот день вступил в силу Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до принятия и вступления в силу Феде­ральною закона от 6 октября 2003 г., который знаменует новый (четвер­тый) период развития правовой основы местного самоуправления, про­должающийся по настоящее время. Вступление данного Закона в силу в полном объеме было перенесено на 1 января 2009 г., с тем чтобы в пе­риод между датой его принятия и датой вступления в силу в полном объ­еме был осуществлен ряд переходных (подготовительных) мероприя­тий, направленных на создание организационно-территориальных, фи­нансово-экономических и правовых предпосылок, необходимых для реализации всех положений Закона, для реформирования системы ме­стного самоуправления в Российской Федерации.

Первый период связан с началом формирования правовой основы мест­ного самоуправления в Российской Федерации. Именно в 1990—1991 гг. происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении (Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»). Со­ответствующие изменения вносятся в союзную Конституцию и Консти­туцию РСФСР.

Российский закон в отличие от союзного ввел в понятие местного самоуправления такой важный его признак, как собственная ответст­венность населения, берущего на себя право самостоятельного решения вопросов местного значения.

Закон использовал также понятие «муниципальная собственность», в то время как союзный — понятие «коммунальная собственность». Ме­стное самоуправление в соответствии с ним осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, Поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, т. е. в границах административно-территориаль­ных единиц.

Российский закон предполагал формирование мест­ного самоуправления на основе сложившейся структуры местной совет­ской власти, сохраняя при этом главенствующую роль местного Совета в системе местного самоуправления, двойное подчинение местных ор­ганов управления, право вышестоящих Советов отменять противореча­щие законодательству решения местных Советов.

31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который стал составной частью Конституции РФ. Договор относил установление об­щих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Фе­дерации и органов государственной власти ее субъектов. Края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значе­ния получили право осуществлять собственное правовое регулирование вопросов местного самоуправления в пределах своей компетенции в со­ответствии с федеральным законодательством. За республиками в соста­ве Российской Федерации признавалось право принимать по данным вопросам законы и иные правовые акты.

Второй период развития правовой основы местного самоуправления связан с начавшимся осенью 1993 г. процессом реформирования системы местного самоуправления, сложившейся на основе реализации Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».

Правовой основой реформирования местного самоуправления по­служили указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления, изданные в рамках его полномочий, которые были определены Указом от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федераци1, указами Президента РФ от 9 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации»2 и от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»3 дея­тельность местных Советов была прекращена, их функции возлагались на местную администрацию. Органам государственной власти субъектов Федерации было рекомендовано осуществлять реформу местного само­управления в соответствии с положениями Указа от 26 октября 1993 г.

Процесс реформирования местного самоуправления изменил осно­вы организации местного самоуправления. Существенным образом изменился характер взаимодействия пред­ставительного органа местного самоуправления и главы администра­ции, который стал именоваться главой местного самоуправления. По существу, утвердился приоритет местной администрации в ее взаимоот­ношениях с представительным органом местного самоуправления.

Указы Президента РФ послужили правовой базой для принятия субъектами Федерации соответствующих правовых актов по местному самоуправлению.

Складывалась ситуация, когда формируемая систе­ма местного самоуправления не в полной мере соответствовала консти­туционной модели местного самоуправления. Это положение усугубля­лось отсутствием федерального закона о местном самоуправлении.

В принятом Законе об общих принципах организации местного са­моуправления нашли отражение, по существу, положения из всех трех вариантов проекта закона: он явился своеобразным компромиссом, хо­тя за основу Государственной Думой был принят один из депутатских проектов.

Третий период развития правовой основы местного самоуправления связан с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 28 августа 1995 г. он был подписан Президентом РФ и 1 сентября 1995 г. — со дня своего офи­циального опубликования — вступил в силу. Начался новый этап в раз­витии правовой основы местного самоуправления.

В 1996 г. был принят Федеральный закон «Об обеспечении консти­туционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления», который призван обес­печить проведение муниципальных выборов, в случаях если: а) законо­дательным (представительным) органом субъекта Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выбо­ров; б) не принят устав муниципального образования; в) отсутствует вы­борный представительный орган местного самоуправления, а также в других случаях, затрудняющих проведение муниципальных выборов. Законом установлено право суда назначать по заявлению прокурора, или жалобе граждан, или жалобам общественных объединений дату му­ниципальных выборов, если они не проводятся в срок, предусмотрен­ный заключительными и переходными положениями Федерального за­кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон об общих принципах организации местного са­моуправления 1995 г., основываясь на конституционных положениях, разграничил полномочия органов государственной власти (федераль­ных и субъектов Федерации) в области местного самоуправления, опре­деляя тем самым их роль в развитии правовой основы местного само­управления.

После вступления в силу Федерального закона 1995 г. был принят ряд федеральных законов, развивающих его положения: «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997 г.); «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (1998 г.) и др.

В соответствии с Законом 1995 г. на федеральном уровне (с учетом федеративного устройства нашего государства) должны были устанав­ливаться общие принципы организации местного самоуправления, его основы, а также система федеральных гарантий прав местного само­управления, прав граждан на его осуществление.

Основная тяжесть правового регулирования вопросов местного са­моуправления на основе федерального законодательства возлагалась в целом на субъекты Федерации.

В субъектах Федерации в развитие федерального законодательства о местном самоуправлении принимались следующие законы: о мест­ном самоуправлении; о муниципальных выборах; о местном референду­ме; об основах территориального общественного самоуправления; о по­рядке отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления; об основах статуса выборных должностных лиц местного самоуправле­ния; о порядке образования и преобразования муниципальных образова­ний; о государственной регистрации уставов муниципальных образова­ний; о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; о муниципальной службе и многие другие законодательные акты.

Свой вклад в формирование правовой основы местного самоуправ­ления в соответствии с законом вносят муниципальные образования. Нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществле­ния местного самоуправления принимают органы и должностные лица местного самоуправления (положение о порядке управления и распоря­жения муниципальной собственностью и др.), а также население (на ме­стном референдуме, сходе). В соответствии с Законом об общих прин­ципах организации местного самоуправления 1995 г. наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправ­ления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу должны были определяться уставом в соответствии с законом субъекта Федерации (ст. 19).

Начало четвертому этапу развития правовой основы местного само­управления положило принятие нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации». Осуществляемое на его основе реформирование местного самоуправления представляет собой часть реализуемого фе­дерального плана мероприятий, направленного на создание наиболее оптимального механизма функционирования публичной власти в го­сударстве. В системе этих мер отчетливо прослеживается тенденция к правовому закреплению общих для всей системы публичной власти принципов ее организации и деятельности, к определенной унифика­ции всех ее основных элементов, а также к централизации в определен­ных сферах функционирования институтов публичной власти. В основе этой тенденции — стремление добиться не только согласованного функ­ционирования всех органов публичной власти в государстве, но и жест­ко разграничить полномочия, ресурсы и ответственность каждого тер­риториального уровня власти в государстве.

Формирование и развитие правовой основы местного самоуправления осуществляется на основе следующих общих принципов:

1) признание общепризнанных принципов и норм международно­го права, международных договоров Российской Федерации в качестве составной части правовой основы местного самоуправления; преиму­щественное действие международных договоров России, когда ими ус­танавливаются иные правила поведения, чем предусмотрено россий­ским законодательством;

2) верховенство Конституции РФ и Федерального закона «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по отношению к федеральным законам и (или) иным нор­мативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим во­просы местного самоуправления;

3) верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Федерального закона «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законов по отношению к конституции (уставу), закону, иному норма­тивному правовому акту субъекта Федерации, регулирующим вопросы организации местного самоуправления и устанавливающим права, обя­занности и ответственность органов и должностных лиц местного само­управления;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органа­ми государственной власти Российской Федерации, органами государ­ственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправ­ления в сфере правового регулирования местного самоуправления;

5) обязательность муниципальных правовых актов для исполнения на территории муниципального образования;

6) высшая юридическая сила в системе муниципальных правовых актов и прямое действие на территории муниципального образования устава муниципального образования и оформленных в виде правовых актов решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан);

7) вступление в силу муниципальных правовых актов, затрагиваю­щих права, свободы и обязанности человека и гражданина, после их официального опубликования;

8) особый порядок принятия устава муниципального образования, внесения в него изменений, дополнений и государственная регистрация в органах юстиции;

9) соответствие муниципальных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Россий­ской Федерации, а также конституциям (уставам), иным нормативным правовым актам субъектов Федерации;

10) отмена или приостановление действия муниципальных право­вых актов органами и должностными лицами, их принявшими (издав­шими), судом; а в части, регулирующей осуществление органами мест­ного самоуправления отдельных государственных полномочий, — упол­номоченным органом государственной власти;

11) обжалование органами местного самоуправления в суд феде­рального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъек­та Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, если орган местного са­моуправления полагает, что они не соответствуют Конституции РФ, фе­деральным конституционным законам, федеральным законам, догово­рам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государст­венной власти субъекта Федерации;

12) участие населения в формировании правовой основы местного самоуправления;

13) обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъ­явления граждан, решений органов и должностных лиц местного само­управления;

14) наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями только федеральными законами и зако­нами субъектов Федерации; государственный контроль за осуществле­нием органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

15) наступление ответственности в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ за неисполнение муниципальных правовых актов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.216 (0.008 с.)