Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антонио Сальери – убийца Моцарта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Постой, постой, постой!..» – кричит Сальери, – «Ты выпил!..»
И понимает, что, да! – выпил! свершилось! и сделать ничего уже нельзя! И в одно мгновенье осознав, что его троекратное «постой» может вызвать подозрение даже у простодушного Моцарта, спохватившись мгновенно, как бы взяв себя в руки, добавляет: «...без меня?» И словно в довершение сальериевского мучения, добрый друг и «единомышленник» Антонио Сальери – Вольфганг Амадеус Моцарт внезапно говорит Сальери то,
что ему, Сальери, как раз-то и хотелось услышать:
«Моцарт: Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни; Все предались бы вольному искусству. Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов». Господи, господи, господи!!! – наконец-то!!!
Сальери слышит именно то, что он мечтал услышать от Моцарта все эти годы. И никакая зависть не позволила бы Сальери отравить Моцарта.
Но Моцарт уже выпил яд...
Ах, если бы Моцарт сказал все это вовремя, а не после отравления...
А ведь такое время было! Даже в пределах текста «Маленькой трагедии». Читатель сам может произвести этот эксперимент. Давайте сделаем текстовую перестановку.
Когда Антонио Сальери, услыхав гениальный набросок Моцарта, находит Бога: «Ты, Моцарт, Б о г, и сам того не знаешь; Я знаю, я», то, если бы Моцарт вместо своего издевательского и хулиганского: «Ба! Право? Может быть... Но божество мое проголодалось».
Ответил бы так:
«Моцарт: Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни; Все предались бы вольному искусству. Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов».
Но есть в «Маленькой трагедии» и еще очень важный знак, свидетельствующий о том, что не Сальери уничтожил Моцарта, а наоборот: Моцарт не оставил Сальери ни одного шанса для того, чтобы жить дальше, находясь в гармонии с самим собой и в уверенности, что он, Сальери, выполнил свой долг. В предсмертном монологе Моцарт говорит: «Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов».
Вот это да! Уже отравленный, Моцарт причисляет Сальери к самому священному кругу «жрецов, пренебрегающих презренной пользой». И говорит он это после того, как Сальери в своем обвинительном монологе оправдывает убийство, которое ему предстоит совершить именно отсутствием «пользы» от того, что Моцарт существует:? «Что пользы, если Моцарт будет жив (курсив всюду мой. – М.К.) И новой высоты еще достигнет? Подымет ли он тем искусство? Нет; Оно падет опять как он исчезнет: Наследника нам не оставит он».
И вновь: «Что пользы в нем?»
И поскольку Сальери не пренебрег «презренной пользой», наоборот, оправдывал убийство «бесполезностью» Моцарта и «полезностью» своего преступления, он осужден отныне никогда не причислять себя к немногочисленным «избранным, счастливцам праздным».
И еще одна удивительная пушкинская деталь: Сальери осуждающе называет Моцарта «гулякой праздным». Моцарт же радостно причисляет Сальери к своему уровню «счастливцев праздных». Какая риторика! Но и какой приговор! А приговор этот произносит простодушный Моцарт. И тот факт, что Моцарт даже и не подозревает, что это приговор (ибо он действительно уверен, что Сальери, как и сам Моцарт, относится к «избранным счастливцам»), делает этот приговор куда страшнее, чем если бы Моцарт знал правду. Итак, пушкинский Сальери теперь не просто убийца, он – плебей, он – ничтожество. И как человек, и как творец. Имя Сальери навсегда входит в историю человечества. «Свершилось» то, о чем он мечтал всю свою жизнь. Бессмертие! Но какой ценой!
Но, все же, сколько бы я не перечитывал «Маленькую трагедию», для меня это непостижимо: осознать, что пушкинский Сальери – убийца. Ибо многое в образе пушкинского Сальери свидетельствует о том, что Антонио Сальери – не злодей, а прежде всего выдающийся мастер. Художник, знающий цену мастерству, творчеству, самопожертвованию. И кто, как не он, в этом мире до конца, по-настоящему понимает, кто такой Моцарт. И убил Сальери не кого-нибудь, а именно МОЦАРТА!!! Ибо все в пушкинской трагедии правда: и зависть Сальери по отношению к Моцарту, и сальериевское несогласие с моцартовским шутовством как формой поведения гения, и уверенность Сальери в его праве учить Моцарта нормам поведения. И сальериевская уверенность в том, что он, Сальери, – истина в последней инстанции (в том числе и в области всего, что касается понимания подлинного величия музыки Моцарта) И сальериевская вера в то, что, убив Моцарта, он спасает всех остальных.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.207.112 (0.006 с.) |