Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация типов покупок и решений о покупке

Поиск

Принятие решения о покупке является центральным действием потребителя, когда он удовлетворяет свою потребность. В различных ситуациях процесс принятия решения о покупке может протекать по-разному. Иногда такое решение принимается за считанные секунды, иногда может длиться неделями, а то и месяцами. В некоторых случаях для принятия решения собирается большой объем информации, а иногда решение принимается совершенно спонтанно. Существуют покупки, решения о которых принимаются редко, а то и раз в жизни, а есть те, которые делаются регулярно.

Типы покупательских решений (Дж. Катон):

1. Первичные покупательские решения; они предполагают под собой наличие некой новой потребности, удовлетворение которой возможно только после изучения неизвестной ранее потребителю информации о свойствах и местах продажи товара;

2. Поведение по поводу покупки, основанное на привычке, когда в процессе постоянных покупок данного товара у потребителя вырабатывается некий автоматизм в принятии решения.

3. (Добавили Д. Говард и Д. Шет) «ограниченные» покупательские решения. Речь идет о тех ситуациях, когда потребитель имеет опыт покупок какого-либо товара (например, повторные покупки автомобиля). В этом случае у потребителя сформированы определенные требования и критерии по отношению к этому товару, и эти критерии будут учтены в случае повторной покупки. Дополнительный сбор информации будет касаться только уточнения некоторых деталей, например, в отношении цены, скидок, новых функций или свойств товара.

Типы покупок:

1. Запланированная покупка – если потребитель поставил себе цель купить в определенный период времени конкретную марку товара. Планирование покупки предполагает высокую степень продуманности и трудно поддается изменению.

2. Частично запланированная покупка – есть общая цель (покупка автомобиля), но возможны некоторые изменения в деталях (например, точно не определено время покупки и конкретная марка автомобиля). К частично запланированному решению можно отнести рефлексорные решения, когда потребитель регулярно покупает 1-2 марки товара, не проводя предварительные исследования цены и достоинств других марок. Например, перед посещением магазина покупатель планирует купить молоко торговых марок, которые он покупает регулярно. Придя в магазин, он выбирает ту марку, которая ему первая попалась на глаза.

3. Незапланированные покупки возникают спонтанно или импульсивно.

3.1. Спонтанная покупка может иметь место, когда потребитель вспомнил о нехватке чего-либо. Спонтанность вызвана не внешними воздействиями (как при импульсивной покупке), а внутренними движущими силами, причинами и побуждениями. Отличие спонтанной покупки от импульсной: первая в целом рациональна, в то время как вторая, чаще всего, нерациональна.

3.2. Импульсные покупки происходят тогда, когда существует некая (зачастую неявная) потребность и покупатель получает сильный внешний стимул, и при этом не существует никаких препятствий для совершения покупки (есть товар, деньги и время).

- склонность к немедленному действию (острое желание купить тотчас) как реакция на прямые стимулы (красивая этикетка, приятный запах и пр.);

- волнение, возбудимость, появляющиеся в виде первого побуждения (импульса), быстро распространяющегося по нервному волокну сигнала от сенсорного органа человека к центральной нервной системе;

- игнорирование последствий.

 

Решения могут быть продуманы в деталях путем сбора и обработки информации, определения времени покупки и марки товара или в целом, когда потребитель ограничивает свои предпокупочные усилия, возможно не определившись со временем покупки и маркой товара. Часто потребитель вообще не склонен прилагать предпокупочные усилия и покупает товар спонтанно или импульсивно. Если детально продуманные решения, скорее всего, принимаются еще до посещения магазина, то менее продуманные решения принимаются непосредственно в магазине либо накануне посещения. Рефлексорные, спонтанные и импульсивные покупки совершаются в магазине.

М одель черного ящика

При моделировании принятия решения о покупке “черный ящик“ рассматривается как набор определенных стимулов, под воздействием которых происходит принятие решения о покупке. Это стимулы внутреннего характера (физические и духовные потребности, стремление к самоутверждению, склонность к экономии) и стимулы внешнего характера (групповые интересы, обычаи, традиции, мнение общества). Таким образом, специалист по маркетингу на основе моделирования поведения потребителя получает возможность: знать, удовлетворению каких потребностей служит его товар, и при необходимости совершенствовать его характеристики; видеть куда и как потребитель обращается за информацией о товаре и помочь ему быстрее и полнее получить интересующие его данные; помочь потребителю принять решение о покупке на основе знаний тех мотивов и стимулов, которыми он руководствуется; знать оценку своего товара потребителями.

Стимулирующие факторы маркетинга проникают в «черный ящик» сознания покупателя и вызывают ответные реакции, поддающиеся наблюдениям.
Существует 4 группы факторов:

- социокультурные (культура, субкультура, социальный класс),

- психосоциальные (референтная группа, семья, статусы и полы),

- личностные (возраст и этап жизни, профессия, экономическое положение, стиль жизни, тип личности),

- психологические (мотивация, восприятие, усвоение, отношение, убеждение).

Также покупатель учитывает такие факторы, как товар; цена; методы распространения; методы стимулирования; коммуникации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 2320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.009 с.)