Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. А.Твардовский. “Василий Теркин” – книга про бойца.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Александр Трифонович Твардовский – знаменательная фигура в советской литературе. Пережил все болевые точки истории страны и народа: отказ от отца и любовь к Сталину, войну и коллективизацию. «Поэтика безыскусности», маскирующая всю стилистическую работу, вследствие чего его стихи считались «простенькими». Но попутно происходит обращение к глубинному хоровому началу русской души, погружение к первоистокам нравственности. На посту главреда «Нового мира» Твардовский стал символом «оттепели», благодаря ему и был напечатан «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына – первое правдивое произведение о Гулаге. История создания книги о Теркине в ходе советско-финской войны. Уникальность книги – «книги без начала, без конца» – связана с романной разомкнутостью, с языком нарочито безыскусным и газетным и фольклорным образом героя, балагура и шутника. «Жанровое обозначение "Книги про бойца", на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения "поэма", "повесть" и т. п. Это совпадало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил "Книгой про бойца". Имело значение в этом выборе то особое, знакомое мне с детских лет звучание слова "книга" в устах простого народа, которое как бы предполагает существование книги в единственном экземпляре. Если говорилось, бывало, среди крестьян, что, мол, есть такая-то книга, а в ней то-то и то-то написано, то здесь никак не имелось в виду, что может быть другая точно такая же книга. Так или иначе, но слово "книга" в этом народном смысле звучит по-особому значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный. И если я думал о возможной успешной судьбе моей книги, работая над ней, то я часто представлял себе ее изданной в матерчатом мягком переплете, как издаются боевые уставы, и что она будет у солдата храниться за голенищем, за пазухой, в шапке. А в смысле ее построения я мечтал о том, чтобы ее можно было читать с любой раскрытой страницы» (Твардовский А. «Как был написан “Василий Теркин”»).
По признания автора, Теркин пришел из газеты – в газету и ушел. «"Василий Теркин" вышел из той полуфольклорной современной "стихии", которую составляют газетный и стенгазетный фельетон, репертуар эстрады, частушка, шуточная песня, раек и т. п. Сейчас он сам породил много подобного материала в практике газет, специальных изданий, эстрады, устного обихода. Откуда пришел - туда и уходит. И в этом смысле "Книга про бойца", как я уже отчасти говорил,- произведение не собственное мое, а коллективного авторства. Свою долю участия в нем я считаю выполненной. И это никак не ущемляет мое авторское чувство, а, наоборот, очень приятно ему: мне удалось в свое время потрудиться над выявлением образа Теркина, который приобрел, как свидетельствуют письменные и устные отзывы читателей, довольно широкое распространение в народе» (Твардовский А. «Как был написан “Василий Теркин”»). Образ главного героя, по общему признанию, генетически связан с образом скомороха, одной из главных фигур русского фольклора, с образом находчивого солдата из старинной бытовой сказки, с образом неунывающего добра молодца, что в огне не горит и в воде не тонет, удальца-умельца, мастера на все руки. Но его эпичность «снижается» романной «прозаикой». Если Теркин в советско-финскую войну был «необыкновенный»: «Богатырь, сажень в плечах», то в 1942 году подчеркивается его обыкновенность, а вследствие этого и внешняя ординарность, массовость: «По уставу каждой роте / Будет придан Тёркин свой». Теркин порывает границу между книгой и жизнью – это хорошо запечатлел сам автор в статье «Как был написан “Василий Теркин”». Он воюет не только в книге, но и в жизни, и автор почувствовал, что продолжение эпопеи о Теркине, победоносное его вхождение в Европу, будет только повтором самого себя.
Синхронность создания образа Теркина и ходе войны. Интересно проследить, что когда советские войска отступали и терпели поражение, Теркин находил в себе силы шутить и поддерживать в других надежду, ближе к концу он становится серьезнее, старается осознать опустошительные последствия войны. Бессмертие героя – архетип богатыря. В поединке со смертью он выбирает жизнь, даже самую страшную, с лагерями и несвободой, потерями и болями. Но и сам финал книги показателен: она не заканчивается. Сам автор признается, что гибель Теркина в самом конце войны была бы обидной и случайной. Он дорожит им как живым человеком и поэтому завершает роман о нем в 1944 году – во время, когда советские войска вышли к государственной границе страны и вступили в Европу. Таким образом и литературно автор обессмертил своего героя, лишенного возможности отпраздновать Победу в Берлине. Но бессмертие героя было и по ту сторону литературного произведения. Уже после войны стали появляться многочисленные Теркины в различных ситуациях армии и мирной жизни. Этих Теркиных создавал сам народ, откуда, собственно, и вышел Теркин Твардовского. В принципе это народное творчество было закономерным, так как и характер героя был общенародным. Теркин был в каждой роте, многие узнавали себя в Теркиных. Но образ Теркина не распылял индивидуальность, а ее как раз создавал.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.008 с.) |