ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитический учет ведется в книгах или на карточках.



Мемориально-ордерная форма учета впервые появилась в 1926 году и получила широкое распространение в нашей стране в 30-х годах XX века. Свое название форма получила от названия основного учетного регистра – мемориального ордера (в буквальном переводе – памятный приказ). Она характеризуется использованием книг для ведения синтетического и карточек для аналитического учета.

Порядок записей в бухгалтерском учете следующий:

На основании первичных документов бухгалтерия составляет проводку, которая записывается в регистр под названием «мемориальный ордер». Если происходит много однородных операций, то их группируют в накопительных ведомостях, а мемориальный ордер с проводкой составляют один по итогам ведомости.

2) Все мемориальные ордера записывают в хронологическом порядке в регистрационном журнале, который служит для определения общей суммы оборота всех операций за отчетный период.

После записи в регистрационном журнале мемориальные ордера используют для отражения операций на счетах Главной книги. Главная книга представляет собой систематический регистр синтетического учета. Для каждого синтетического счета в ней отводится отдельный развернутый лист. Форма счетов Главной книги строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету и выглядит следующим образом.

 

Дата № мемориального ордера С кредита счетов Итого по дебету Дата № мемориального ордера В дебет счетов Итого по кредиту
  №   №   №   …   №   №   №   …
                           

 

 

Аналитический учет ведется в книгах или на карточках.

В конце месяца на основании записей в аналитических счетах составляют оборотные ведомости, в которых аналитические счета группируют по каждому синтетическому счету. На основании оборотной ведомости по синтетическим счетам составляется баланс.

Схема мемориально-ордерной формы учета

 

Бухгалтерский баланс
Главная книга
Регистрационный журнал
Мемориальные ордера
Кассовая книга
Первичные документы  

 

 

 


34.Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета.

Журнально-ордерная форма учета была впервые применена в 1939 году на предприятиях электропромышленности и электростанциях, а массовое ее распространение началось в 50-х годах XX века. До настоящего времени журнально-ордерная форма бухгалтерского учета распространена на многих средних и крупных предприятий Республики Беларусь. Свое название эта форма получила по названию основного регистра – журнала-ордера.

Эта форма учета основана на принципе накапливания данных первичных документов для получения необходимых показателей синтетического и аналитического учета.

При журнально-ордерной форме учет ведется в журналах-ордерах по кредитовому признаку, т.е. отражаются суммы по кредиту счетов. Месячные итоги по журналу заменяют собой бухгалтерскую проводку. Итоговые данные журналов-ордеров подлежат записи в Главной книге, в которой каждому счету отводится одна страница, причем записи делаются только по дебету каждого счета с указанием корреспондирующего счета по кредиту.

Записи в журналах-ордерах и ведомостях осуществляются в хронологическом порядке по датам первичных документов.

По некоторым счетам с целью усиления контроля банковских и кассовых операций наряду с журнальными записями кредитовых оборотов одновременно ведут ведомости дебетовых оборотов. Все ведомости ведутся по дебетовому признаку и дают дебетовый оборот по счету.

Схема журнально-ордерной формы учета

 

 

 


 


Упрощенная форма бухгалтерского учета.

Упрощенная форма бухгалтерского учета была разработана в 1991 году для применения на малых предприятиях.

Небольшой объем имущества и деятельности малых предприятий позволяет значительно сократить перечень счетов и учетных регистров. Основным регистром в упрощенной форме учета является книга учета хозяйственных операций (форма № К-1).

В книге сначала записываются остатки по счетам на начало месяца, после чего в течение месяца по каждой операции составляется проводка и разносится по дебету и кредиту счетов, т.е. сочетается хронологическая и систематическая запись. В конце месяца подсчитываются обороты и конечные сальдо и на их основе составляются оборотные ведомости и баланс.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета представляет собой непрерывный процесс сбора, регистрации и обработки учетной информации с помощью компьютера с целью получения необходимых показателей для управления производством. Данные первичных документов о совершенных хозяйственных операциях вводится в память машины (с помощью специальных программ – «1С:Бухгалтерия», «Анжелика», «БЭСТ», «ИнфоБухгалтер», «Галактика» и др.), производится группировка и обработка первичных данных, обобщение информации в соответствии с программным обеспечением и получение выходной результативной информации в электронной форме или на бумажных носителях в виде машинограмм.

 

Все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и являющиеся юридическими лицами составляют и представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций – с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно.

Промежуточная бухгалтерская отчетность представляется в сроки, установленные Министерством финансов Республики Беларусь или другими республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, но не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который составляется такая отчетность.

Пользователями (потребителями) бухгалтерской отчетности являются юридические или физические лица, заинтересованные в информации о деятельности организации:

1) Собственники, органы, уполномоченные управлять имуществом, участники, учредители в соответствии с учредительными документами;

2) Государственные налоговые и финансовые органы;

3) Банки, если это предусмотрено договором на обслуживание организации в банке или кредитным договором;

4) Органы государственной статистики;

5) Другие государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложена проверка всех или отдельных сторон деятельности организации и получение отчетности;

Важным элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране является «Инструкция по заполнению и представлению форм бухгалтерской отчетности» (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 19 от 14 февраля 2008 г.)

В разделе I «Доходы и расходы по видам деятельности» определяется прибыль (убыток) от основного вида деятельности, т.е. от реализации готовой продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, определяемая на счете 90 «Реализация».

В разделе II «Операционные доходы и расходы» приводится информация о суммах полученных операционных доходов и соответствующих им операционных расходов, влияющих на финансовые результаты деятельности организации и учитываемых на счете 91 «Операционные доходы и расходы».

По группе статей раздела III «Внереализационные доходы и расходы» раскрывается информация о суммах полученных и признанных внереализационных доходов и расходов, влияющих на финансовые результаты деятельности организации, учет которых ведется на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности организации включает в себя прибыль (убыток) от реализации, сальдо операционных доходов и расходов, сальдо внереализационных доходов и расходов.

Если из этой прибыли отчетного периода вычесть налоги и сборы, производимые из прибыли, то получим чистую прибыль (чистый убыток) отчетного периода, которая отражается в бухгалтерском балансе в составе собственного капитала.

С целью пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в годовой бухгалтерской отчетности организации предусмотрены такие формы как «Отчет об изменении капитала» (форма № 3), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма № 5), «Отчет о целевом использовании полученных средств» (форма № 6), а также пояснительная записка и аудиторское заключение.В «Отчете об изменении капитала» (форма № 3) отражаются остатки на начало и конец года, а также поступление и использование слагаемых собственного капитала. В справке к форме № 3 приводятся остатки на начало и конец года средств, полученных организацией из бюджета, отраслевых и бюджетных фондов.«Отчет о движении денежных средств» (форма № 4) предусматривает указание их остатка на начало и конец года, поступление по видам (текущая деятельность, инвестиционная деятельность, финансовая деятельность), направления выбытия по видам.«Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма № 5) формируется на основе информации по составу отдельных активов и обязательств организации с приведением источников финансирования затрат по приобретению активов, с указанием структуры дебиторской и кредиторской задолженности, своевременности погашения кредитов и займов (включая уплату процентов), операции с финансовыми активами организации. Таким образом, в «Приложении к бухгалтерскому балансу» (форма № 5) предусматривается расшифровка ряда статей баланса.«Отчет о целевом использовании полученных средств» (форма № 6) формируется по учетным данным некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли.В отчете приводится информация об источниках поступления средств в некоммерческую организацию и направлениях их расходования в течение отчетного года, а также остатках средств на конец отчетного года.В пояснительной записке приводятся краткая характеристика деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации, то есть финансовая информация, необходимая для получения более полной и объективной картины об ее имущественном и финансовом положении.Аудиторское заключение должно содержать итоговые выводы по результатам проверки достоверности показателей бухгалтерской отчетности организации за отчетный период, проведенной независимой аудиторской организацией.Составление и представление бухгалтерской отчетности производится в миллионах белорусских рублей без десятичных знаков после запятой.

Для достижения единообразия в ведении бухгалтерского учета и составления отчетности, повышения достоверности учетной информации и снижения трудоемкости ее получения в Республике Беларусь осуществляется государственное руководство бухгалтерским учетом. Оно выражается в создании единого методологического и правового обеспечения бухгалтерского учета и отчетности для всех организаций.

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции.

Методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, в структуре которого создано управление методологии бухгалтерского учета и отчетности. Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь принимает обязательные для исполнения всеми коммерческими организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные государственными органами, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

В отрасли специфического бухгалтерского права можно выстроить своеобразную пирамиду правовой подчиненности, на вершине которой – Конституция и действующие для Республики Беларусь международные договоры, а в основании – акты организаций. В этой правовой пирамиде по вертикали вышестоящие уровни имеют приоритет перед нижестоящими уровнями, а по горизонтали – чем ниже уровень – тем больше нормативно-правовых актов и органов, их принимающих.

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и утвержденной решением руководителя организации.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю коммерческой организации.

В его компетенцию входят постановка и ведение бухгалтерского учета в организации, формирование учетной политики организации, составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Частичная централизация бухгалтерского учета означает, что в некоторых структурных подразделениях создаются свои бухгалтерии, которые ведут учет по подразделениям, могут составлять отчетность, а затем представлять эту отчетность либо законченные учетные регистры в главную бухгалтерию для составления сводной отчетности.

Полная децентрализация учета означает его ведение бухгалтериями структурных подразделений. Последние в установленные сроки представляют бухгалтерскую отчетность главной бухгалтерии для свода по всей организации, объединению, концерну.

Мемориально-ордерная форма учета впервые появилась в 1926 году и получила широкое распространение в нашей стране в 30-х годах XX века. Свое название форма получила от названия основного учетного регистра – мемориального ордера (в буквальном переводе – памятный приказ). Она характеризуется использованием книг для ведения синтетического и карточек для аналитического учета.

Порядок записей в бухгалтерском учете следующий:

На основании первичных документов бухгалтерия составляет проводку, которая записывается в регистр под названием «мемориальный ордер». Если происходит много однородных операций, то их группируют в накопительных ведомостях, а мемориальный ордер с проводкой составляют один по итогам ведомости.

2) Все мемориальные ордера записывают в хронологическом порядке в регистрационном журнале, который служит для определения общей суммы оборота всех операций за отчетный период.

После записи в регистрационном журнале мемориальные ордера используют для отражения операций на счетах Главной книги. Главная книга представляет собой систематический регистр синтетического учета. Для каждого синтетического счета в ней отводится отдельный развернутый лист. Форма счетов Главной книги строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету и выглядит следующим образом.

 

Дата № мемориального ордера С кредита счетов Итого по дебету Дата № мемориального ордера В дебет счетов Итого по кредиту
  №   №   №   …   №   №   №   …
                           

 

 

Аналитический учет ведется в книгах или на карточках.

В конце месяца на основании записей в аналитических счетах составляют оборотные ведомости, в которых аналитические счета группируют по каждому синтетическому счету. На основании оборотной ведомости по синтетическим счетам составляется баланс.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.014 с.)