Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3 Михаил Шолохов. «Судьба человека».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Опубликованный в «Правде» 31 декабря и 2 января, а затем прочитанный Сергеем Лукьяновым, одним из самых популярных киноактеров тех лет, по Всесоюзному радио, \этот рассказ потряс тогда миллионы людей. От войны отделяло 11 лет, раны еще болели, где-то ждали фронтовиков, о плене и пленных говорили с большой оглядкой (боязнь репрессий, так как военнопленный был приравнен к изменнику Родины и после освобождения в 1945-ом из гитлеровских лагерей направлялся прямо в лагеря сталинские). А тут судьба одного из таких, как все, своего брата-шофера. Таким было первое впечатление от рассказа. Андрей Соколов – главный герой – заурядный представитель массы, «простой советский человек». Таких людей уже изображали на страницах советской печати, но представляли их героями или людьми необыкновенными (особенно в сравнении с врагами внутренними и внешними). Но Шолохов ломает соцреалистический канон, существенно расширяя его границы. Во-первых, Соколов не был героем в полном смысле этого слова, никогда не воевал на первой линии и в плен попал случайно. Во-вторых, еще в мирной жизни он представлен сознательно аполитичным в то время, как эпоха просто надрывалась от догм усиления внутренней борьбы с врагами народа – его идеалом была семья, любимая жена и больше всего волновала размолвка и короткое расставание с ней. В-третьих, по форме своего противостояния врагам Соколов человек мирный: немцев не убивает, в руки оружие не берет (в этом смысле показательна его расправа с потенциальным предателем), а борется даже не телом, а духом (сцена со спиртом), человечным отношением к слабым и даже к немцам. Это эпический герой, ему свойственна эпическая медлительность и неторопливость. В-четвертых, главным испытанием для Соколова является собственно не война, а потеря семьи: известие о гибели семьи и сына – в последний день войны, а наградой – обретение новой семьи. Собственно, в формуле «простой советский человек» Шолохов делает акцент на «простой человек», а эпическая основа героя и повествования выявляет в нем исконно русский характер – «русского человека». Этот простой человек противостоит типу «настоящего человека», художественным воплощением которого стала «Повесть о настоящем человеке», подлинного героя своей эпохи и своего строя. Рассказ состоит из 11 микроновелл, в которых происходит одна и та же борьба, один и тот же конфликт, в котором Соколов выходит победителем. Этот конфликт не борьба между политическими системами и странами, не борьба с внешним супостатом, а с последствием войны как таковой, ее разрушающей силой, испытание на твердость духа и веру в Победу (возвращение на круги своя). Микроновеллы, составляющие исповедь Андрея Соколова, убеждают в том, что смысл истории, ее движущий «мотор» составляет борьба между человечностью, взращенном на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно простым законам нравственности. Образы весны (символа обновления), дороги (вечной надежды), Отца и Сына являются образами вечного, того, что составляет светлый и ровный смысловой фон рассказа. Обретение семьи – сыном Отца, а отцом Сына – также показывает не формальное, кровное, а духовное родство, символизирующее возвращение жизни на круги своя. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди. И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». В этом микрообразе вся история показана как борение между силами, оберегающими вечные нравственные идеалы народа, и силами, попирающими простые законы нравственности. В этом микрообразе открывается великая созидательная роль рядовых людей, которые своими силами осуществляют историческую работу, и все изломы и ухабы истории отпечатываются в их сердцах неизгладимыми рубцами и шрамами. Тот тип жанрового единства, который разрабатывал Шолохов в «Судьбе человека», назвали монументальным рассказом. Эта жанровая разновидность стала во второй половине 1950-х годов «формой времени» – ее черты узнаются и в «Матренином дворе», и в «Одном дне Ивана Денисовича» А.Солженицына, и в «Матери человеческой» В.Закруткина, и в рассказе Э.Казакевича «При свете дня».
Лекция 4. Лирическая фронтовая повесть.
Поколение «навеки девятнадцатилетних» (по названию одноименной повести Григория Бакланова) – призыва 1941 года, рожденных в период с 1922 по 1924. Они ушли на фронт по призыву, сразу после окончания школы, со студенческой скамьи. А из каждой сотни возвратились трое. Они приняли на себя весь натиск войны. А те, кому посчастливилось вернуться, словно восполняли трагические утраты целого поколения, сосредоточили в себе колоссальный душевный опыт. Из их рядов вышли выдающиеся кинорежиссеры и артисты, композиторы и музыканты, живописцы и скульпторы: Э.Неизвестный, Г.Чухрай. И.Смоктуновский. Ю.Никулин (род. 1921), С.Бондарчук, Б.Неменский, В.Сидур и многие другие. Особенно много среди тех, кто прошел войну и остался верен ее памяти в своем творчестве, литераторов – поэтов и прозаиков. Поэты: С.Гудзенко, Ю.Друнина, М.Луконин, С.Орлов, М.Дудин, В.Ваншенкин, Е.Винокуров, Б.Окуджава (1924 и в 17 лет пошел на фронт) и др. Фронтовая проза появилась чуть позже поэзии – в конце 1950-х, а ее формирование шло очень бурно. Буквально в течение 6-7 лет (с 1957 по 1963) увидели свет «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю.Бондарева, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959) Г.Бакланова, «Повесть о моем ровеснике» (1957) Ю.Гончарова, «До свидания, мальчики» (1961) Б.Батлера, «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962) и «Фронтовая страница» (1963) В.Быкова, «Звездопад» (1961), В.Астафьева, «Один из нас» (1962) В.Рослякова, «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой» (1963) К.Воробьева. Типологически «лейтенантская проза» находилась в родстве с современной ей «исповедальной» прозой (тип героя, лирическая доминанта), а генетически восходила к повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» с ее тенденцией к «психологическому натурализму». Но главным импульсом, вызвавшим к жизни прозу фронтового поколения, была полемическая установка – протест против идеологических стереотипов, которым была оказенена и изолгана тема войны, активное неприятие господствовавших и официально одобряемых псевдоромантических клише и шаблонов, которые превращали кровавую правду войны в помпезно-театральное представление. И для того чтобы оформить свой, выстраданный и выношенный взгляд, писателям-фронтовикам приходилось разрабатывать другую поэтику.
Основные черты поэтики «окопной правды».
1. Герой – это вчерашний школьник или студент, недоучившийся, недолюбивший, только готовящийся вступить во взрослую жизнь. Отсюда мотивы радости и надежды, мечта (воспоминание) о любви (как правило, первой) и круговорот впечатлений. Ощущение это отлично передано стихотворением Д.Самойлова «Сороковые». Трагические события войны укладываются в открытую для впечатлений душу героя, поэтому столь глубокими бороздами и прошлась война по их душам. Они быстро становились «стариками» (как это показано в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни старики», 1974), но никогда солдафонами, существующими только в военной империи, острота переживаний не проходила, оставалась сильная мечта о послевоенной жизни. Поэтому большинство героев – лейтенанты, бывшие студенты, прошедшие офицерские курсы, лейтенантами и остаются. Они взрослеют в самой суровой школе жизни. 2. Мощный сплав натуралистической и лирической поэтики. Особое внимание к деталям как внешним натуралистически выпуклым, трагическим и ужасным деталям войны, так и к внутренним – к личным переживаниям, к лирическим интонациям. Взгляд юности свеж, зрение и слух предельно обострены, краски чисты. Молодой фронтовик видит войну голым незащищенным взглядом. И с предельно близкого расстояния – словно в телескопический объектив. Оттого образ войны предстает во фронтовых повестях через мозаику мельчайших подробностей и укрупненных деталей. Прежде всего, в их повестях натуралистическая образность является важным способом добывания правды. Они убеждены, что без жестоких, мучительных, неприятных подробностей не может возникнуть адекватного представления ни о подлинной мере мучений, ни о подлинной цене героизма человека на фронте. 3. На другом полюсе – лирическая экспрессия, источником которой является юношеская жадность к жизни и свежесть восприятия героя. Некоторые лирические образы поэтичны (описание тишины, уголка природы, не тронутого войной, мирного времени, образ женщины и т.д.), за всем этим происходит глубокий психологический процесс – пробуждение сознания бесценной ценности всего сущего. 4. Нравственный вектор конфликта связан не с размежеванием на своих и врагов. Враги – это объективная реальность, они порой не изображаются никак. А вот конфликт возникает между своими, внутренний. И речь идет не только о предателях, изменниках родины, откровенных трусах и дезертирах. Главным водоразделом между людьми становится совесть. Между людьми пролегает невидимая граница: за бессовестность одних расплачиваются другие, от лжи одних всегда страдают другие. «На войне между нами всегда Днестр», – говорит герой повести Г.Бакланова «Пядь земли» лейтенант Мотовилов. Большинство осталось на «левом» берегу, где тыл и спокойно, а небольшая часть закрепилась на «правом», удерживая плацдарм, безымянную сопку, высоту, какой-то клочок земли, «пядь земли», обильно поливая его кровью. Скользкие шкурники, защитившиеся всесильными документами, тыловики, санитары, нерадивые и бессовестные солдаты, офицеры-формалисты, политработники, бросающиеся словами, которые некоторые повторяют шепотом, – из-за их мелких «проступков» всегда страдают другие, погибают целые батальоны. 5. Место и количество персонажей действия в лирических повестях всегда ограничено. Это, как правило, «пядь земли», «полтора квадратных метров», окоп, орудийный расчет, маленький взвод. Действие происходит на безымянной высоте, на неглавных направлениях, в локальных стычках с врагом. И это вызвано творческой сверхзадачей: выбрать то место и время, где и когда совершается духовное преображение молодого фронтовика – когда кончается мальчишество и рождается Личность, Человек Нравственный. Прозаики фронтового поколения первыми придали человеческое измерение самой Отечественной войне, ибо главной мерой вещей, в том числе и мерой победы, у них стала жизнь человека. По существу, именно этот нравственный пафос фронтовой повести вызвал острую критику, в которой смешались упреки и в грубом натурализме, и в «недооценке роли общественных организаций в армии», и в «дегероизации», умалении великого подвига советского солдата-освободителя, и в узости взгляда на события мирового масштаба и т.д. Отвечая своим критикам, молодой Ю.Бондарев говорил: «Окопная правда для меня, в первую очередь, – это высокая достоверность. … Окопная правда – это те подробности взаимоотношений солдат и офицеров в их самых откровенных проявления, без которых война выглядит лишь картой со стрелками, обозначающих направление ударов, и полукругами, обозначающими оборону. Для меня окопная правда – это подробности характера, ведь есть у писателя время и место рассмотреть солдата с того момента, когда он вытирает ложку соломой в окопе, до того момента, когда он берет высоту и в самый горячий момент боя у него развертывается портянка и хлещет его по ногам. … А в героизм входит все: от мелких деталей (старшина на передовой не подвез кухню) до главных проблем (жизнь, смерть, честность, правда). В окопах возникает в необычайных масштабах душевный микромир солдат и офицеров, и этот микромир вбирает в себя все»[1]. Поэтика «окопной правды» ориентирована на то, чтобы художественный текст воспроизводил душевный микромир солдат и офицеров, и чтобы этот микромир вбирал в себя огромный макрокосм войны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 6438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.012 с.) |