ТЕМА 1. Общее понятие о психологии, её структура и задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Общее понятие о психологии, её структура и задачи



ТЕМА 1. Общее понятие о психологии, её структура и задачи

Психология как наука о внутреннем мире человека. Человек как природное явление и как душевно-духовная реальность. Особенность субъективных явлений, их отличие от явлений материального мира. Внешняя и внутренняя жизнь человека. Специфика психологического знания. Ценность и значимость познания себя и других. Понятие психологической культуры человека.

Житейская и научная психология. О реальности внутреннего мира человека. Человеческая субъективность как объективная реальность. Понятие житейской психологии. Формы сосуществования житейского психологического знания. Внутренний мир человека в мифах, сказках, легендах, притчах, пословицах, поговорках и т.п.. Понятие о научной психологии. Различия житейской и научной психологии. Научное и художественное описание человеческой психологии.

Структура современной психологии. Основные отрасли психологии. Принципы классификации отраслей психологии. Возникновение «стыковых» отраслей психологии. Дифференциация и интеграция отраслей психологии. Психология человека как область психологической науки. Основные задачи психологии человека и конкретных отраслей психологической науки.

Современная психология и её место в системе наук и вненаучного знания о человеке. Философия и психология. Психология и педагогика. Психологические аспекты гуманизации образования. Психологическая готовность социального педагога как условие эффективности его профессиональной деятельности. Проблемы психологической службы в школе и вузе.

Ключевые понятия: общая психология, философия, социология, педагогика,физиология, высшая нервная деятельность, педагогическая психология, возрастная психология, психодиагностика, психокоррекция, дифференциальная психология, психологическая служба, социальная психология, нейропсихология, сравнительная психология, юридическая психология, зоопсихология, медицинская психология, военная психология, космическая психология, инженерная психология.

ТЕМА 5. Психология личности

Естественная природа и социальная сущность человека.

Понятие о человеке как индивиде. Человек как природное существо.

Учение о человеке как индивиде в психологии. Понятие об индивидуальных свойствах человека: половозрастные и индивидуально-типические особенности человека. Человек и культура.

Понятие биологического возраста и стадий онтогенетической эволюции. Проблема созревания психофизиологических функций. Понятие сензитивности в развитии индивида. Половой деморфизм и психология половых различий.

Индивидуально-типические свойства человека: конституционные и нейродинамические свойства человека.

Человек как личность. Проблема личности в психологии. Различные подходы к пониманию сущности личности. История образов личности: личность как личина, маска, персона, герой, лик, ипостась. Теории личности. Взаимовлияние личности и социальной роли. Личность как социальный феномен. Ценностно-нормативная система личности. Влияние социальных норм на личность. Личное место в системе реальных отношений с другими (позиция и роль). Ценностные ориентации личности. Человеческая индивидуальность. О специфике индивидуального бытия человека. Психологические различия личности и индивидуальности. Индивидуальность как диалог с собой. Понятие человеческой индивидуальности. Индивидуальность как единство многообразного, многого в одном. Индивидуальность и её проявления. Соотношение индивидуального и биологического в структуре индивидуальности. Основные компоненты структуры индивидуальности (Б.Г.Ананьев, Э.А.Голубева). Теория интегральной индивидуальности. Уникальность жизненного пути человека.

Системно-структурное представление о личности. Структура личности в различных психологических теориях. Биологическое и социальное в психологической структуре личности. Основные психологические параметры (подсистемы) структуры личности (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, А.В. Петровский и др.). Направленность личности и активность. Мотивы и мотивация поведения. Функции и виды мотивов. Мотив и смысл. Мотивация как проявление потребностей личности. Специфика человеческих потребностей и их основные виды. Потребности и активность личности. Влечения, желания и отношения личности. Целеполагание как основа произвольной регуляции деятельности и поведения.

Направленность личности как иерархическая система потребностей, мотивов и целей личности. Интерес в структуре направленности личности. Виды и функции интересов. Идеалы, смысловые образования, ценностные и эмоциональные ориентации личности. Убеждения и мировоззрение. Установки личности и особенности их формирования. Психологические основы воспитания направленности личности.

Самосознание и самоопределение личности. Сознание и самосознание. Самосознание и самоопределение личности. Происхождение, структура, функции и развитие самосознания. Самосознание и рефлексия. Механизмы и средства рефлексии.

Я – концепция (образ собственного «Я») как подвижная система объективных представлений о себе и субъективных отношений к себе. Структура образа «Я»: когнитивный, эмоциональный, оценочный, регулятивный компонент. Открытие «Я» в процессе развития личности ребенка.

Оценка и самооценка, её роль для становления самосознания. Условия формирования самооценки. Виды самооценки, её влияние на поведение личности. Возрастная динамика самооценки. Уровень притязаний и уровень ожиданий личности. Зависимость притязаний школьников от педагогических воздействий учителя. Притязания и самоутверждение личности. Перспективы личности и фрустрации. Самостоятельность и внушаемость. Проблема конформизма в психологии.

Психологическая защита личности. Теория защитных механизмов. Защитные механизмы и неврозы.

Роль учителя в формировании адекватного самосознания и чувства психологической защищенности школьников.

Ключевые понятия: человек, индивид, онтогенез, филогенез, сензитивность, половой демормизм, личность, роль, статус, индивидуальность, направленность личности, мотив, мотивация, мотивировка, иерархия мотивов, потребность, цель, интерес, убеждение, мировоззрение, установка, самосознание, сознание, рефлексия, я – концепция, самооценка, уровень притязаний, фрустрация, конформизм, психологическая защита личности, вытеснение, идентификация, сублимация, рационализация, замещение.

ТЕМА10. Эмоции и чувства

Понятие о чувствах и эмоциях. Отличие эмоций от чувств и ощущений. Роль чувств в практической и познавательной деятельности человека. Чувства и потребности личности.

Основные функции эмоций-отражательно-оценочная, сигнальная, регулятивная, экспрессивная, мотивационная, подкрепляющая, коммуникативная, оценочная, защитная.

Нейрофизиологические механизмы эмоций. Роль коры и лимбической системы в регуляции эмоций. Вегетативные проявления эмоций. Эмоции и вторая сигнальная система.

Психологические теории эмоций. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина. Качественные различия эмоций животных и человека. Историческая обусловленность человеческих чувств. Когнитивные теории эмоций

Формы переживания чувств. Чувственный тон. Ситуативные эмоции и их экспрессивная сторона. Аффект и стадии его протекания. Паталогический аффект. Настроения и стрессы, условия их вызывающие. Теория стресса. Страсти и связь с волевой сферой личности. Фрустрации и толерантность личности.

Классификация видов чувств. Низшие и высшие чувства. Высшие чувства как результат общественного развития личности и как мотивы поведения.

Нравственные, интеллектуальные, эстетические, практические, стенические и астенические чувства. Амбивалентные чувства.

Положительные и отрицательные чувства. Динамика развития чувств -продолжительность, интенсивность, глубина, осознанность.

Эмоциональные особенности личности. Классификация видов чувств. Эмотивное поведение. Проблемы управления эмоциями.

Психологические проблемы воспитания и самовоспитания чувств в процессе формирования личности.

Ключевые понятия: чувства, эмоции, потребности, экспрессия, лимбическая система, теория когнитивного диссонанса, чувственный тон, аффект, настроение, дистресс, стресс, фрустрация, страсть, толерантность, эмпатия, апатия, депрессия, виды чувств: высшие чувства, нравственные, интеллектуальные, эстетические, праксические, стенические, астенические, положительные, отрицательные, амбивалентные, глорические, альтруистические, гедонические, акизитивные.

 

ТЕМА 11. Психология воли

Воля как способность человека руководить желаниями, потребностями, мотивами. Мотивационная сфера личности и волевая активность. Функции воли: саморегулирующая, стимулирующая, тормозящая.

Теории воли. Волевая регуляция поведения. Воля и произвольность.

Волевые действия, их отличие от импульсивных и привычных действий. Простые и сложные волевые действия.

Структура сложного волевого акта: побуждение и осознание цели, борьба мотивов, принятие решения, исполнение, преодоление трудностей, оценка и анализ результатов. Волевое усилие, его природа. Воля и риск. Волевые действия в экстремальных условиях. Проблема «свободы воли» и пути ее решения.

Волевые качества личности. Психологические особенности человека сильной воли (целеустремленность, ответственность, решительность, настойчивость, самостоятельность) и слабой воли (безответственность, нерешительность, отсутствие целеустремленности, наличие упрямства и негативизма). Значение воли в жизнедеятельности человека. Условия и пути воспитания и самовоспитания воли. Рефлексия и воля. Понятие локус контроля: экстернальный и интернальный локус контроля. Роль коллектива в формировании воли. Расстройства волевой деятельности и причины их вызывающие.

Ключевые понятия: воля, волевые действия, импульсивные действия, функции воли, торможение, контроль, регулирование, волевое усилие, сила воли, борьба мотивов,абулия, локус контроля: экстернальный и интернальный.

 

ТЕМА 12. Внимание

ТЕМА 13. Ощущение

Понятие об ощущении. Ощущение как начальная ступень познания. Проблема адекватности и специфичности чувственного познания. Рецепторы и анализаторы.

Классификация ощущений. Виды ощущений по модальности: эрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, двигательные, вестибулярные, висцеральные. Контактные и дистантные ощущения. Характеристики ощущений: пространственная локализация, временная последовательность и длительность, отражение движения, модальность, интенсивность.

Закономерности ощущений. Чувствительность и ее измерение. Пороги ощущений (верхний и нижний абсолютный порог). Адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений.

Значение ощущений в жизни человека. Компенсаторные возможности в области ощущений.

Ключевые понятия: ощущение, рецептор, анализатор, экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные ощущения, кинестезия, модальность, чувствительность, верхний абсолютный порог, нижний абсолютный порог, разностный порог, закон Вебера - Фехнера, последовательный образ, адаптация, сенсибилизация, синестезия, дистантные, контактные ощущения, протопатическая, эпикритическая чувствительность.

 

ТЕМА 14. Восприятие

Понятие о восприятии как целостном отражении мира. Отличие восприятия от ощущения. Трактовка восприятия в ассоциативной и структурной психологии.

Физиологические основы восприятия.

Свойства восприятия: константность, избирательность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность.

Основные виды восприятия. Восприятие пространства. Восприятие формы предметов. Восприятие величины, глубины и удаленности предметов. Восприятие направления. Восприятие времени. Восприятие движения. Иллюзии восприятия. Восприятие человека человеком. Восприятие как деятельность.

Активный характер восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии. Восприятие и система перцептивных действий.

Роль прошлого опыта, установок, мышления, речи, сознания в восприятии. Апперцепция при восприятии.

Восприятие и личность. Перцептивные особенности личности, их учет и развитие в процессе обучения и воспитания.

Ключевые понятия: восприятие, апперцепция, перцептивные действия, аккомодация, конвергенция, иллюзии, наблюдательность, константность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность, восприятие пространства,восприятие времени, восприятие движения.

ТЕМА 15. Психология памяти

Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности личности. Память и представления. Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами.

Теории памяти. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смежности, сходству, контрасту и смыслу. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Механизмы забывания по З.Фрейду. Деятельностная теория памяти: концепция Выготского-Леонтьева. Изучение смысловой памяти, изучение произвольной и непроизвольной памяти (П.И.Зинченко и др.). Современная информационно-кибернетическая теория памяти.

Механизмы памяти (физиологический, биохимический, психологический аспекты). Биохимические гипотезы о молекулярных механизмах памяти. Гипотеза о замкнутых кругах возбуждения на основе кратковременной памяти. Временные нервные связи и принципы проторения путей. Зависимость памяти человека от направленности личности.

Проблема классификации видов памяти. Основания для классификации видов памяти. Классификация видов памяти по происхождению: генетическая и прижизненная память. Промежуточная память. Деление памяти по времени хранения информации: сенсорная, кратковременная, оперативная, долговременная память; по характеру целей деятельности: непроизвольная, произвольная, послепроизвольная; в зависимости от того, что запоминается двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая; в зависимости от способа запоминания: механическая и смысловая память. Непосредственная и опосредованная память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение, узнавание.

Зависимость запоминания от характера деятельности. Роль установок в запоминании. Смысловое и механическое запоминание. Этапы логического запоминания.

Произвольное и непроизвольное запоминание. Заучивание и рациональные приемы его организации. Оценка и место мнемических способов запоминания.

Сохранение и забывание. Ретроактивное и проактивное торможение. Реминисценция. Факторы, влияющие на забывание.

Воспроизведение. Реконструкция информации в воспроизведении. Припоминание и воспоминания. Воспроизведение и узнавание.

Причины, влияющие на продуктивность памяти. Нарушения памяти при различных заболеваниях.

Индивидуальные особенности памяти и их учет в обучении. Память и личность. Эйдетическая память. Феноменальная память. Целенаправленное развитие памяти. Методы исследования памяти.

Ключевые понятия: память, мнемоника, представление, ассоциация, виды памяти: генетическая, прижизненная, промежуточная, кратковременная, сенсорная, долговременная, оперативная, непроизвольная, произвольная, двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, механическая, смысловая; воспроизведение, узнавание, мнемические действия, припоминание, воспоминание, реминисценция, амнезия, эйдетическая память, феноменальная память.

ТЕМА 16. Мышление

Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Мышление и речь. Социальная природа мышления. Внутренняя речь как материальная основа мышления. Мышление и обучение.

Теории мышления. Ассоциативная теория мышления. Понимание мышления в бихевиоризме и в гештальтпсихологии. Логическая теория мышления. Информационно-кибернитическая теория мышления.

Мышление как деятельность. Психологическая природа мыслительного процесса. Мотивация мыслительной деятельности. Проблемная ситуация и задачи. Ориентировочные действия. Гипотеза как основной механизм мышления и раскрытия творческих возможностей личности. Эвристический характер мыслительной деятельности человека. Мышление человека и «мышление» машины. Мышление и практическая деятельность.

Стадии развития мышления. Допонятийное и понятийное мышление. Концепция детского интеллекта и этапов его становления по Ж.Пиаже. Теория развития понятий по Л.С.Выготскому.

Классификация видов мышления: по генезу (наглядно-действенное,наглядно-образное, словесно-логическое); по типу познания (теоретическое, эмпирическое), по средствам действия (вербальное, наглядное); по типу проблем (практическое, теоретическое); по степени рефлексии (дискурсивное, интуитивное); по степени новизны и оригинальности (репродуктивное и творческое); по функциям (критическое, творческое). Особенности творческого мышления и условия его развития в обучении. Препятствия на пути творческого мышления. Творческое мышление и воображение.

Формы мышления – понятие, сужение, умозаключение.

Формирование понятий в процессе обучения.

Основные мыслительные действия: сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение.

Индивидуальные особенности мышления. Качества ума (критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, креативность). Методы исследования мышления.

Ключевые понятия: мышление, проблемная ситуация, мыслительные действия, ориентировочные действия, гипотеза, эвристика, допонятийное и понятийное мышление, виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, теоретическое, эмпирическое, вербальное, наглядное, практическое, дискурсивное, интуитивное, репродуктивное, творческое, критическое, понятие суждение, умозаключение, интеллект, индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, опосредование, синкретизм, искусственный интелект.

 

ТЕМА 18. Речь и язык

Речь как особая форма психической деятельности. Речь и язык.

Основные функции речи: коммуникативная, экспрессивно-выразительная.

Физиологические механизмы речи. Роль левого полушария головного мозга в речевой деятельности. Центры речи. Единство мышления и речи. Внутренняя речь, ее роль в процессе мышления.

Виды речи. Особенности устной речи. Монологическая и диалогическая речь. Интонация и другие коммуникативные и экспрессивные возможности речи. Письменная речь и её особенности. Понимание речи, психологические основы овладения устной и письменной речью.

Роль речи в развитии психики, сознания и поведении человека.

Взаимосвязь внутренней и внешней речи. Внутренняя речь и её происхождение, важнейшие черты внутренней речи.

Становление и развитие речи ребенка. Психологические компоненты культуры речевого поведения.

Расстройства речи (афазии).

Ключевые понятия: речь, язык, внутренняя речь, внешняя речь, устная и письменная речь, монологическая и диалогическая речь, эгоцентрическая речь, афазия.

ТЕМА 19. Психология общения

Общение как особая деятельность и как форма человеческого взаимодействия. Значение общения в жизни человека.

Подходы к пониманию общения в психологии. Единство общения и деятельности.

Структура и виды общения.

Многоплановый характер общения – коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения.

Общение как обмен информацией. Понятие коммуникативных барьеров.

Средства коммуникации: вербальные и невербальные средства общения.

Речь как процесс общения с помощью языка. Невербальная коммуникация и её формы: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение.

Общение как межличностное взаимодействие. Виды взаимодействия – кооперация и конкуренция. Социальный контроль и социальные нормы. Роль и ролевые ожидания в процессах общения. Такт и бестактность в педагогическом общении. Психологический барьер в общении. Психологическое воздействие. Межличностный конфликт, его истоки, пути предотвращения и коррекция.

Общение как взаимовосприятие. Механизм социальной перцепции: идентификация и рефлексия. Идентификация и эмпатия. Исследования каузальной атрибуции. Роль установки при формировании первого впечатления. Социально – психологические эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга: эффект ореола (галоэффект), эффект новизны (первичности), эффект стереотипизации. Аттаракция.

Способы воздействия в процессе общения (заражение, внушение, убеждение, подражание).

Виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, биологическое и социальное, личное и деловое, целевое и инструментальное, вербальное и невербальное, материальное, когнитивное, кондиционное, деятельностное.

Ключевые понятия: общение, коммуникация, интеракция, социальная перцепция, вербальная и невербальная коммуникация, кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение, межличностное взаимодействие, социальные нормы,роль, ролевые ожидания, ролевые конфликты, такт, психологический барьер, межличностный конфликт, смысловой барьер, идентификация, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция, эффект новизны, эффект ореола, эффект стереотипизации, аттаракция, внушение, убеждение, подражание.

ТЕМА 1. Общее понятие о психологии, её структура и задачи

Психология как наука о внутреннем мире человека. Человек как природное явление и как душевно-духовная реальность. Особенность субъективных явлений, их отличие от явлений материального мира. Внешняя и внутренняя жизнь человека. Специфика психологического знания. Ценность и значимость познания себя и других. Понятие психологической культуры человека.

Житейская и научная психология. О реальности внутреннего мира человека. Человеческая субъективность как объективная реальность. Понятие житейской психологии. Формы сосуществования житейского психологического знания. Внутренний мир человека в мифах, сказках, легендах, притчах, пословицах, поговорках и т.п.. Понятие о научной психологии. Различия житейской и научной психологии. Научное и художественное описание человеческой психологии.

Структура современной психологии. Основные отрасли психологии. Принципы классификации отраслей психологии. Возникновение «стыковых» отраслей психологии. Дифференциация и интеграция отраслей психологии. Психология человека как область психологической науки. Основные задачи психологии человека и конкретных отраслей психологической науки.

Современная психология и её место в системе наук и вненаучного знания о человеке. Философия и психология. Психология и педагогика. Психологические аспекты гуманизации образования. Психологическая готовность социального педагога как условие эффективности его профессиональной деятельности. Проблемы психологической службы в школе и вузе.

Ключевые понятия: общая психология, философия, социология, педагогика,физиология, высшая нервная деятельность, педагогическая психология, возрастная психология, психодиагностика, психокоррекция, дифференциальная психология, психологическая служба, социальная психология, нейропсихология, сравнительная психология, юридическая психология, зоопсихология, медицинская психология, военная психология, космическая психология, инженерная психология.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.064 с.)