Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 3. Методы психологического познания человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие о методе науки. Методология как учение о методе теоретической и практической деятельности человека. Основные методологические принципы научной психологии. Различение научного подхода конкретно-исследовательского метода, частной методики в психологии. Методологическое различение естественно-научного и гуманитарного подхода к познанию человека. Психологическая практика как основа выделения методов психологии. Классификация и сравнительная характеристика методов и методик исследования. Методы естественно-научной психологии. Возможности естественно-научного познания субъективной реальности. Объективные методы психологии. Внешнее наблюдение, требования к его организации и проведению в психологии. Экспериментальный метод. Лабораторный, естественный и формирующий (психолого-педагогический) эксперименты. Тесты и основные проблемы современной психодиагностики. Метод опроса: анкетирование, беседа, интервью. Метод анализа результатов деятельности: контент-анализ, графология. Моделирование, математико-статистический, структурный и др. Методы гуманитарной психологии. Назначение методов описательной психологии. Методы описания и понимания психологии человека: включенное наблюдение, самоотчёты, интроспекция, эмпатическое слушание, идентификация, диалогическая беседа, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого, герменевтика и др. Методы практической психологии. Практическая психология и психологическая практика. Методы психологической практики: консультация, психоанализ, психотерапия, психосинтез, психокоррекция, психотренинг, клиент-центрированная терапия, логотерапия и др. Пространство психологии и условия работы в нем. Возможности использования научно-психологических методов в практической работе социального педагога. Ключевые понятия: метод, методология, методика, парадигма научная, парадигма гуманитарная, парадигма естественно-научная, детерминизм, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип объективности, сциентизм, наблюдение, лабораторный и естественный эксперимент, формирующий эксперимент,тестирование, беседа, анкетирование, тестология, метод анализа продуктов жизнедеятельности, контент-анализ, графология, референтометрия, интроспекция, метод самоотчета, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, биографический метод, интуиция, диалогическая беседа, психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг, психоанализ, гештальт-терапия, клиент-центрированная терапия, логотерапия, трансактный анализ, Т-группы, психодрама, группы встреч, психосинтез, арт-терапия.
ТЕМА 4. Развитие психики и сознания Возникновение психики в процессе биологической эволюции материи. Теории происхождения психики («панпсихизм», «биопсихизм», «антропсихизм», «нейропсихизм»). Психика и эволюция нервной системы. Основные свойства психики и их развитие в филогенезе. Проблемы субъективности человеческой психики. Развитие психики в филогенезе. Раздражимость. Тропизмы как особая форма раздражимости. Чувствительность. Гипотеза о происхождении психического отражения в эволюции живой материи (А.Н.Леонтьев). Этапы развития психики-стадия элементарной, сенсорной психики, стадия перцептивной психики, стадия элементарного интеллекта. Типы поведения на разных этапах развития психики - инстинкты, навыки, (научение), интеллектуальное поведение. Общение и «язык» животных. Психика и мозг. Рефлекторная природа психического. Функционирование и развитие мозга как органа психического отражения действительности. Мозг как сложная саморегулирующая система. Рефлекторная «дуга» и рефлекторное «кольцо» как основные механизмы психики. Механизм обратной афферентации и его значение для обеспечения контролирующей и регулирующей функции в работе мозга. Структурно-функциональная организация нервно-психической деятельности. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы. Свойства и функции нейронов. Функциональная морфология нервной системы. «Акцептор действия» как психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах. Вклад А.Р. Лурия в изучение материального субстрата психики. Динамическая системность и целостность в работе мозга. Принцип динамической локализации. Основные блоки, их роль в управлении поведением. Активизирующая роль лобных долей в саморегуляции и прогнозировании психической деятельности. Функциональная асимметрия коры больших полушарий головного мозга. Функции левого и правого полушарий в осуществлении психики. Становление и качественная специфика психики и поведения человека. Общественно-историческая природа человеческой психики. Культурно-историческая теория психики Л.В. Выготского. Сравнительный анализ психики человека и животных. Проблема возникновения сознания. Сознание как способ бытия человека. Понятие о сознании. Сознание и деятельность. Деятельность, общение и взаимодействие людей-предпосылки и результаты сознания. Сознание и бессознательное. Бессознательные явления в жизни человека. Учение о бессознательном в психологии. Психологическая структура сознания. Основные подходы к структуре сознания. Учения о структуре сознания в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Бытийный и рефлексивный слои сознания (В.П. Зинченко). Биодинамическая ткань, движения и действия, чувственная ткань образа как образующие бытийного слоя сознания. Значение и личностный смысл как составляющие рефлексивного слоя сознания. Рефлексия и саморазвитие.
Ключевые понятия: психика, антропоморфизм, филогенез, онтогенез, панпсихизм, биопсихизм, антропопсихизм, нейропсихизм, раздражимость, тропизмы, чувствительность, сенсорная психика, перцептивная психика, элементарное мышление, инстинкт, навык, интеллектуальное поведение, первая и вторая сигнальная система, рефлекс (условный и безусловный), рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, анализатор, рецептор, обратная связь, эфферентация, акцептор действия, динамический стереотип, электроэнцефалограмма, функциональная асимметрия коры больших полушарий, сознание, бессознательное, труд, речь, язык, ассоциация, локализация, антогенез, филогенез, синапс, импринтинг.
ТЕМА 5. Психология личности Естественная природа и социальная сущность человека. Понятие о человеке как индивиде. Человек как природное существо. Учение о человеке как индивиде в психологии. Понятие об индивидуальных свойствах человека: половозрастные и индивидуально-типические особенности человека. Человек и культура. Понятие биологического возраста и стадий онтогенетической эволюции. Проблема созревания психофизиологических функций. Понятие сензитивности в развитии индивида. Половой деморфизм и психология половых различий. Индивидуально-типические свойства человека: конституционные и нейродинамические свойства человека. Человек как личность. Проблема личности в психологии. Различные подходы к пониманию сущности личности. История образов личности: личность как личина, маска, персона, герой, лик, ипостась. Теории личности. Взаимовлияние личности и социальной роли. Личность как социальный феномен. Ценностно-нормативная система личности. Влияние социальных норм на личность. Личное место в системе реальных отношений с другими (позиция и роль). Ценностные ориентации личности. Человеческая индивидуальность. О специфике индивидуального бытия человека. Психологические различия личности и индивидуальности. Индивидуальность как диалог с собой. Понятие человеческой индивидуальности. Индивидуальность как единство многообразного, многого в одном. Индивидуальность и её проявления. Соотношение индивидуального и биологического в структуре индивидуальности. Основные компоненты структуры индивидуальности (Б.Г.Ананьев, Э.А.Голубева). Теория интегральной индивидуальности. Уникальность жизненного пути человека. Системно-структурное представление о личности. Структура личности в различных психологических теориях. Биологическое и социальное в психологической структуре личности. Основные психологические параметры (подсистемы) структуры личности (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, А.В. Петровский и др.). Направленность личности и активность. Мотивы и мотивация поведения. Функции и виды мотивов. Мотив и смысл. Мотивация как проявление потребностей личности. Специфика человеческих потребностей и их основные виды. Потребности и активность личности. Влечения, желания и отношения личности. Целеполагание как основа произвольной регуляции деятельности и поведения. Направленность личности как иерархическая система потребностей, мотивов и целей личности. Интерес в структуре направленности личности. Виды и функции интересов. Идеалы, смысловые образования, ценностные и эмоциональные ориентации личности. Убеждения и мировоззрение. Установки личности и особенности их формирования. Психологические основы воспитания направленности личности. Самосознание и самоопределение личности. Сознание и самосознание. Самосознание и самоопределение личности. Происхождение, структура, функции и развитие самосознания. Самосознание и рефлексия. Механизмы и средства рефлексии. Я – концепция (образ собственного «Я») как подвижная система объективных представлений о себе и субъективных отношений к себе. Структура образа «Я»: когнитивный, эмоциональный, оценочный, регулятивный компонент. Открытие «Я» в процессе развития личности ребенка. Оценка и самооценка, её роль для становления самосознания. Условия формирования самооценки. Виды самооценки, её влияние на поведение личности. Возрастная динамика самооценки. Уровень притязаний и уровень ожиданий личности. Зависимость притязаний школьников от педагогических воздействий учителя. Притязания и самоутверждение личности. Перспективы личности и фрустрации. Самостоятельность и внушаемость. Проблема конформизма в психологии. Психологическая защита личности. Теория защитных механизмов. Защитные механизмы и неврозы. Роль учителя в формировании адекватного самосознания и чувства психологической защищенности школьников. Ключевые понятия: человек, индивид, онтогенез, филогенез, сензитивность, половой демормизм, личность, роль, статус, индивидуальность, направленность личности, мотив, мотивация, мотивировка, иерархия мотивов, потребность, цель, интерес, убеждение, мировоззрение, установка, самосознание, сознание, рефлексия, я – концепция, самооценка, уровень притязаний, фрустрация, конформизм, психологическая защита личности, вытеснение, идентификация, сублимация, рационализация, замещение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.006 с.) |