Когнитивная психология. Познание и отражение. Опосредование в познавательной деятельности. Понятие о внимании. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивная психология. Познание и отражение. Опосредование в познавательной деятельности. Понятие о внимании. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности.



Явления и проблема внимания. Феномен смыслового (семантического) пресыщения. Рассеянность как состояние торможения. Мнимая рассеянность. Явление пустого взора. Феномен временного провала (дорожного гипноза). Рассеянность как следствие чрезвычайной подвижности и отвлекаемости. Старческая рассеянность. Внешние проявления внимания.

Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности протекания психических процессов, общения между людьми. Психологические теории внимания. Эмоционально-моторная теория внимания Т. Рибо. Внимание как установка (Д.Н.Узнадзе).

Внимание как активность личности (Н.Ф.Добрынин). Гипотеза П.Я.Гальперина о сущности внимания. Исследование внимания в когнитивной психологии. Внимание как умственное усилие (Д.Каннеман).

Физиологические основы внимания. Ориентировочная деятельность и внимание. Представления И.П.Павлова об очаге оптимальной возбудимости в коре больших полушарий. Принцип доминанты и его значение для понимания механизмов внимания.

Современные представления о нейропсихологических основах внимания. Классификация видов внимания. Внешнее и внутреннее внимание. Виды внимания: чувственное и интеллектуальное, непосредственное и опосредованное (апперцептивное). Непроизвольное и произвольное внимание и их разновидности. Природное и социально обусловленное внимание.

Попытка построения классификации видов внимания. Факторы, способствующие непроизвольному вниманию: внешние (особенности объекта) и внутренние (установки, эмоциональные состояния и т.д.). Роль сознательно поставленной цели и волевой характер произвольного внимания. Переход интереса цели в процессуальный интерес как одно из условий возникновения послепроизвольного внимания.

Основные свойства внимания (концентрация, интенсивность, объем, распределение, устойчивость, переключение, колебание). Развитие внимания в процессе обучения. Управление вниманием учащихся. Качества внимания, необходимые для успешного выполнения учебных задач. Внимательность как свойство личности. Методы исследования внимания.

Ключевые понятия: внимание, феномен смыслового пресыщения, феномен временного провала, рассеянность, ориентировочный рефлекс, оптимальный очаг возбуждения, доминанта, внешнее, внутреннее, чувственное, интеллектуальное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание, концентрация, интенсивность, объем, распределение, устойчивость, переключение, колебание.

 

ТЕМА 13. Ощущение

Понятие об ощущении. Ощущение как начальная ступень познания. Проблема адекватности и специфичности чувственного познания. Рецепторы и анализаторы.

Классификация ощущений. Виды ощущений по модальности: эрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, двигательные, вестибулярные, висцеральные. Контактные и дистантные ощущения. Характеристики ощущений: пространственная локализация, временная последовательность и длительность, отражение движения, модальность, интенсивность.

Закономерности ощущений. Чувствительность и ее измерение. Пороги ощущений (верхний и нижний абсолютный порог). Адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений.

Значение ощущений в жизни человека. Компенсаторные возможности в области ощущений.

Ключевые понятия: ощущение, рецептор, анализатор, экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные ощущения, кинестезия, модальность, чувствительность, верхний абсолютный порог, нижний абсолютный порог, разностный порог, закон Вебера - Фехнера, последовательный образ, адаптация, сенсибилизация, синестезия, дистантные, контактные ощущения, протопатическая, эпикритическая чувствительность.

 

ТЕМА 14. Восприятие

Понятие о восприятии как целостном отражении мира. Отличие восприятия от ощущения. Трактовка восприятия в ассоциативной и структурной психологии.

Физиологические основы восприятия.

Свойства восприятия: константность, избирательность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность.

Основные виды восприятия. Восприятие пространства. Восприятие формы предметов. Восприятие величины, глубины и удаленности предметов. Восприятие направления. Восприятие времени. Восприятие движения. Иллюзии восприятия. Восприятие человека человеком. Восприятие как деятельность.

Активный характер восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии. Восприятие и система перцептивных действий.

Роль прошлого опыта, установок, мышления, речи, сознания в восприятии. Апперцепция при восприятии.

Восприятие и личность. Перцептивные особенности личности, их учет и развитие в процессе обучения и воспитания.

Ключевые понятия: восприятие, апперцепция, перцептивные действия, аккомодация, конвергенция, иллюзии, наблюдательность, константность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность, восприятие пространства,восприятие времени, восприятие движения.

ТЕМА 15. Психология памяти

Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности личности. Память и представления. Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами.

Теории памяти. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смежности, сходству, контрасту и смыслу. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Механизмы забывания по З.Фрейду. Деятельностная теория памяти: концепция Выготского-Леонтьева. Изучение смысловой памяти, изучение произвольной и непроизвольной памяти (П.И.Зинченко и др.). Современная информационно-кибернетическая теория памяти.

Механизмы памяти (физиологический, биохимический, психологический аспекты). Биохимические гипотезы о молекулярных механизмах памяти. Гипотеза о замкнутых кругах возбуждения на основе кратковременной памяти. Временные нервные связи и принципы проторения путей. Зависимость памяти человека от направленности личности.

Проблема классификации видов памяти. Основания для классификации видов памяти. Классификация видов памяти по происхождению: генетическая и прижизненная память. Промежуточная память. Деление памяти по времени хранения информации: сенсорная, кратковременная, оперативная, долговременная память; по характеру целей деятельности: непроизвольная, произвольная, послепроизвольная; в зависимости от того, что запоминается двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая; в зависимости от способа запоминания: механическая и смысловая память. Непосредственная и опосредованная память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение, узнавание.

Зависимость запоминания от характера деятельности. Роль установок в запоминании. Смысловое и механическое запоминание. Этапы логического запоминания.

Произвольное и непроизвольное запоминание. Заучивание и рациональные приемы его организации. Оценка и место мнемических способов запоминания.

Сохранение и забывание. Ретроактивное и проактивное торможение. Реминисценция. Факторы, влияющие на забывание.

Воспроизведение. Реконструкция информации в воспроизведении. Припоминание и воспоминания. Воспроизведение и узнавание.

Причины, влияющие на продуктивность памяти. Нарушения памяти при различных заболеваниях.

Индивидуальные особенности памяти и их учет в обучении. Память и личность. Эйдетическая память. Феноменальная память. Целенаправленное развитие памяти. Методы исследования памяти.

Ключевые понятия: память, мнемоника, представление, ассоциация, виды памяти: генетическая, прижизненная, промежуточная, кратковременная, сенсорная, долговременная, оперативная, непроизвольная, произвольная, двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, механическая, смысловая; воспроизведение, узнавание, мнемические действия, припоминание, воспоминание, реминисценция, амнезия, эйдетическая память, феноменальная память.

ТЕМА 16. Мышление

Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Мышление и речь. Социальная природа мышления. Внутренняя речь как материальная основа мышления. Мышление и обучение.

Теории мышления. Ассоциативная теория мышления. Понимание мышления в бихевиоризме и в гештальтпсихологии. Логическая теория мышления. Информационно-кибернитическая теория мышления.

Мышление как деятельность. Психологическая природа мыслительного процесса. Мотивация мыслительной деятельности. Проблемная ситуация и задачи. Ориентировочные действия. Гипотеза как основной механизм мышления и раскрытия творческих возможностей личности. Эвристический характер мыслительной деятельности человека. Мышление человека и «мышление» машины. Мышление и практическая деятельность.

Стадии развития мышления. Допонятийное и понятийное мышление. Концепция детского интеллекта и этапов его становления по Ж.Пиаже. Теория развития понятий по Л.С.Выготскому.

Классификация видов мышления: по генезу (наглядно-действенное,наглядно-образное, словесно-логическое); по типу познания (теоретическое, эмпирическое), по средствам действия (вербальное, наглядное); по типу проблем (практическое, теоретическое); по степени рефлексии (дискурсивное, интуитивное); по степени новизны и оригинальности (репродуктивное и творческое); по функциям (критическое, творческое). Особенности творческого мышления и условия его развития в обучении. Препятствия на пути творческого мышления. Творческое мышление и воображение.

Формы мышления – понятие, сужение, умозаключение.

Формирование понятий в процессе обучения.

Основные мыслительные действия: сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение.

Индивидуальные особенности мышления. Качества ума (критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, креативность). Методы исследования мышления.

Ключевые понятия: мышление, проблемная ситуация, мыслительные действия, ориентировочные действия, гипотеза, эвристика, допонятийное и понятийное мышление, виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, теоретическое, эмпирическое, вербальное, наглядное, практическое, дискурсивное, интуитивное, репродуктивное, творческое, критическое, понятие суждение, умозаключение, интеллект, индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, опосредование, синкретизм, искусственный интелект.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.6.167 (0.011 с.)