Понятие о сознании и самосознании. Структура сознания и самосознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о сознании и самосознании. Структура сознания и самосознания.



Понятие о сознании и самосознании. Структура сознания и самосознания.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Следовательно в процессы сознания включаются мышление и эмоций (В сознании образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием). Сознание развивается у человека только в общении и труде т.е. лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. Функции сознания: отражательная, творчески-креативная, регулятивно-оценочная, рефлексивная функция (основная функция).

Структуру сознания это определенная система уровней и проекций, описывающих характер отражения действительности. Структура: когнитивный компонент – образуется на базе совокупности знаний человека о мире. В него входят познавательные психические процессы, которые обеспечивают познание. Аффективный компонент – человек не только познаёт мир, но и имеет своё отнесение к нему, которое он способен осознать с помощью эмоций, чувств. Регулятивный компонент – человек способен регулировать своё поведение и дать себе в этом ответ. Эта регуляция может быть произвольной, волевой.

Если эти компоненты отсутствуют, то действие совершается без контроля сознания. А если эти компоненты повернуть на себя, возникает самосознание (сознание, объектом которого является сам человек, т.е. это представление человека о самом себе и окружающем мире). Следовательно самосознание сугубо индивидуально.

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

Уровни сознания: чувственно-эмоциональный, связанный с непосредственным отражением внешней действительности (ощущение, восприятие, представление); рационально-дискурсивный (предполагающий интеллектуальную обработку чувственных данных в соответствии с заданным культурной традицией, логикой и ценностями, интуитивно-волевой, самосознание. «Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. 1. Самонаблюдение. В самом себе я замечаю события, которые представляют собой свойственные мне модусы восприятия, памяти, чувства и т. п. Я останавливаю внимание на разного рода мимолетных, почти незаметных явлениях. Между мной и тем, что я наблюдаю в себе как некий внешний объект, устанавливается определенная дистанция, и я отдаю себе в этом полный отчет. Моя установка нейтральна — как во всех тех случаях, когда мне приходится иметь дело с данностями.

 

2. Понимание самого себя («самопонимание»). Происходящее во мне я приписываю определенным мотивам и связям; я пытаюсь разъяснить их. Пока это внутреннее созерцание не выходит за рамки простого наблюдения, оно может указывать на бесчисленное количество разнообразных возможностей. Но понимающее истолкование также бесконечно и всегда относительно. В конечном счете я никогда не знаю, что же именно я есть, что движет мною, какие мотивы имеют по-настоящему решающее значение. В себе я могу распознать широчайший спектр разнообразных возможностей — подчас и скрытых. Понимание самого себя — это не просто желание узнать; иначе оно было бы беспочвенно.

 

3. Самопрояснение - Пассивное понимание самого себя обеспечивает ту среду, которая необходима для действительного самопрояснения. Последнее наступает благодаря всецелому участию в деятельности, которая в философских терминах обозначается как форма внутреннего поведения, как безусловность решения; в психологии подобная деятельность не поддается точной фиксации — между тем как кризисы самопонимания со всеми их темными сторонами и инверсиями достаточно хорошо исследованы психологически. Что касается демонстрации процессов самопрояснения с помощью концептуальных построений из области психологического понимания, то здесь Кьеркегор все еще остается непревзойденным мастером. Укажем на несколько моментов, представляющих интерес с психопатологической точки зрения.

 

Ощущение как основа познания, виды ощущений.

Ощущения есть отражение определённых свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, другими словами, мыслить о нём. Для возникновения ощущений необходим внешний раздражитель (воздействующий на органы чувств и явления мира). По средствам ощущений человек узнаёт о таких свойствах как запах, вкус, твёрдость, мягкость, звук свет. Благодаря ощущениям мы можем определить движение и положение нашего тела в пространстве. Органы чувств – единственные каналы, по которым внешний мир проникает в сознание человека. Т.е. они получают, отбирают накапливают информацию и передают её в мозг. А благодаря мозгу возникает адекватное отражение мира и состояния организма.

У ощущений есть свойства: Интенсивность – определяется силой раздражителя и состоянием того органа, который воспринимает раздражителя. Длительность – время действия раздражителя. Пространственная локализация – дистанционные рецепторы дают нам сведения о расположении источника в пространстве и т.д.

Виды ощущений: Экстрорецепторы (располагаются на поверхности тела и распознают свойства предметов и явления внешней среды) подразделяются на контактные (осязательные, вкусовые) и дистантные (зрение слух, обоняние). Интрорецепторы - голод, тошнота. Проклиорецепторы – находятся во внутренних органах и отражают их состояние. Они расположены в мышцах и связках и дают инфу о движении и положении тела. Выделяют также отдельные виды: вибрации, температуры, равновесия.

У ощущения есть свои закономерности: пороги чувствительности, сенсорная адаптация, взаимодействие ощущений. Порог чувствительности делится на нижний порог (наименьшая сила раздражителя при которой впервые возникают едва заметные ощущения) и верхний порог (наибольшая сила, при которой раздражитель ещё ощущается. Если раздражитель превышает эту величину, то возникают болевые ощущения). Говоря о сенсорной т.е. изменение чувствительности под влиянием постоянного воздействия раздражителя выделяют 3 вида: адаптация и полное исчезновение ощущения, адаптация как уменьшение чувствительности под влиянием сильного раздражителя, адаптация как повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя.

Понятие внимания, его свойства и виды.

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. - как внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для человека определённую значимость, сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень интеллектуальной или двигательной активности.

Выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей, т.к. человек прилагает волевое усилие.

Свойства внимания:

Объем, Концентрация, Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. -интерес. отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Колебания Переключение внимания

Различают переключение внимания произвольное непроизвольное. Произвольное переключение внимания происходит при перемене деятельности, при постановке новых задач и т.д. Непроизвольное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непроизвольное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

 

Характер и его структура.

Характер – это совокупность черт личности, определяющих отношение чела к людям, к происходящим событиям, его действия, называемые поступками. Х. - целостное образование личности, определяющее особенности деят-сти и поведения человека и отлич-ся устойчивым отношением к различным сторонам деят-сти. В нем сочетается итог взаимодействия как естественных факторов, так и обстоятельств жизни. Физиол. основа хар-ра: тип нервной системы, система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий. К чертам хар-ра относятся: отзывчивость, откровенность, требовательность, трудолюбие, честность, недоверчивость, скрытность, хвастливость, хитрость и т. д.

Черты характера делятся на 3 группы: волевые, деловые и коммуникативные. Воля – св-во состояния человека, кот. проявляется в способности сознательно управлять своей психикой поступками. Хар-р человека – это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее натурой человека.

Деловые черты – те, черты, кот проявляются в труде.

Коммуникативные – которые проявляются в общении.

Существуют также разделение черт характера чела на мотивационные (побуждают, направляют и поддерживают – напр. целеустремлённость) и инструментальные (придают стиль - напр. театральность, скромность, сдержанность)

Акцентуации ха-ра – понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт хар-ра и их сочетаний.

Хар-р не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека.

 

Стадии развития:

1.Младенчество (0-1), орально сенсорная, возникает доверие или недоверие к миру. Ребенок как бы вбирает в себя образ матери.

2.Раннее детство (1-3) мышечно-анальная, начинает ходить, отстаивать независимость. Но чувство самостоятельности не должно подорвать доверие к матери.Требования о ограничения родителей создают основу для чувства стыда и сомнения.

3.Детство (3-6)К самостоятельности добавл. инициатива, активно познает окружающий мир. Закладываются совесть и моральная ответственность.Чрезмерное неодобрение, вызывает ощущение вины, страх перед наказанием.Тормозится инициатива, развивается пассивность. Происходит половая идентификация, ребенок усваивает опред.форму(муж. Или жен)

4.школьный возраст (6-12) предшествует половому созреванию ребенка. Развив. латентная стадия(воспитание трудолюбия, необх. Овладения нов. знанием)Вместе с чувством компетентности развив. чувство неполноценности. Период профессиональной идентификации.

5.Подрастковый возраст и юность период самого глубокого кризиса. Завершаясь, этап приводит к формированию эдентичности. Главн. задача- сомоопределеие выбора жизненного пути. Когда не удается найти свое место, наблюд. диффузность идентичности.

6.Ранняя Зрелость( 20-25) проблема близости (интимности). Проявляется истинная сексуальность. Время создания семьи, приносит любовь.

7.Зрелость или Средний возраст (26-65)Решающем становится отношение человека к продуктам своего труда и своему потомству, забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности, реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению. Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других, появляется безразличие, сосредоточенность на себе. 8.Поздняя зрелость становится интегративной: созревают плоды семи предшествующих стадий.

 

3. Краткая характеристика теории социального научения А.Бандуры. Теория стадиального развития психики Ж.Пиаже.

Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения. Бандура говорит о наличии взаимной связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, на нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение. Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания. Он формулирует тезис о том, что изменения в поведении, вызываемые вследствие классического и инструментального обусловливания, а также угашения и наказания, активно опосредуются когнициями. Важную роль в человеческом поведении играют также процессы саморегуляции и самоконтроля

В исслед. Пиаже показаны качественное своебразие детского мышления, особая детская логика. Ребенок,как и взрослый,имеет опред. схемы действий,позволяющие ему решать разнообразные познавательные задачи. Ребенок,при реш. проблем использует 2 механизма: ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция- включение нов.проблемной ситуации в состав тех,с кот ребенок справляется без изменения наличных схем действий. Аккомодация - схемы действий изменяются так,чтобы можно было их применить к нов.задаче. В процессе асс. и акк. объединяются – адаптация.

Периоды:

1. Сенсомоторный (0-2)Не развита речь.отсутствуют представления, поведение строится на основе координации восприятия и движ. Родившись, ребенок имеет врожденные рефлексы. После упражнения улещает их.

2. репрезентативный интелект ( мышление с помощью представлений) и конкретные операции. Около 2 лет форм. План действий. Сильное образное начало при недостаточной развитии словесного мышления приводит к своеобразной логике.

-Этап дооперационных представлений, ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Ориентируется на внешние признаки объектов.Эгоцентризм-рассматривает весь мир со своей собственной точки зрения.

- Этап конкретных операций связан со способностью к рассуждению, доказательству, соотношению разных точек зрения.

-3. Период формальных операций, приобретает возможность мыслить, как взрослый человек, рассматривает суждения, как гипотезы, мышление становится гипотетико-дедуктивным.

4. Понятие ведущей деятельности и ее качественные признаки.

Ведущая Деятельность - деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности. Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.Значение В. д. для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения.. виды В. д.: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность младших школьников. На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе.

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Структура ВД:

сохраняющаяся (та, которая была);

- собственно ВД;

- нарождающаяся (та, которая будет на последующих этапах).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

Специфика предметной деятельности ребенка в раннем возрасте.

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развит

 

5. Понятие и основные направления психического развития человека/

Психические развитие рассматривается как измене-ние в психике человека в процессе онтогенеза (от рождения до зрелости). Метафизический подход к проблеме психическою развития предполагает его рассмотрение как количественные изменения психи-ки (внимание, память, опыт, качества). Диалектиче-ский подход предполагает рассмотрение психическо-го развития не только как количественные измене-ния, но прежде всего как возникновение новых форм и качеств психики, т.е. качественные изменения. По мнению Л.С.Выготского, психическое развитие - это количественные накопления, которые приводят к возникновению новых качественных показателей, к появлению психических новообразований, тех форм и качеств психики, которых не было на предыдущем этапе Период количественных накоплений в качест-венные новообразования может быть как быстрым, так и длительным (учиться говорить, мыслить, появляется привычка).

Источником развития выступает сама жизнь и изменения, которые в ней происходят. Предпосылками психического развития являются биологические факторы -наследственность, и врожденность. Биологический фактор создает основу для психического развития. Условиями психического развития являются социальные факторы - воздейст-вие социального окружения: 1) жизнь в человече-ском обществе; 2) макросреда (общество); 3) микро-среда (семья и д/с): 4) Природное окружение; 5) психическое активность самого ребенка в различных видах деятельность: 6) целенаправленное обучение и воспитание под руководством взрослых. Психиче-ское развитие как целостный процесс включает следующие ведущие линии развития - I) развитие знаний и способов деятельности; 2) развитие меха-низмов применения способов деятельности и знаний через усвоение способов деятельности и знаний через усвоение приемов умственной деятельности; 3) развитие личностных качеств ребенка.

Основными закономерностями психическою разви-тия ребенка являются: 1) психическое развитие осуществляется как переход от внешних практиче-ских действий к внутренним психическим (интерио-ризация); 2) психическое развитие осуществляется в процессе активной деятельности; 3) психическое развитие осуществляется под руководством взросло-го.

 

Младенчество.

Младенчество (2-12 мес.) – первый период эпохи раннего детства. Ведущая деятельность – непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Преимущественное развитие получает мотивационно-потребностная сфера. Центральная проблема возраста – развитие форм общения с близкими людьми.

- 4 мес. Активно реагирует от увиденного, двигается. Реагирует на цвет. Развив. Пространственное восприятие.. Движение рук направленно к предмету, ощупывание предмета. Отличает знакомые лица(улыбается). Появл. разных эмоц. сост. (удивление, тревожность, расслабление).

- До 6 мес преобладает эмоц. Общение, в речи взрослого младенец воспринимает только эмоц. Окраску. Свои эмоции выражает в форме движ., жестов, лепета.

- После 6-8 мес нач. формир. ситуативно-деловое общение (совместная деятельность ребенка и взрослого). Потребность в общении возникает под действием 2 условий: объективной нужде в уходе и заботе окружающих, поведении взрослого, кот. обращается к ребенку.

- 5-6 мес хватает предмет (1 целенаправленное действие)

- 7мес «соотносящие действие»: вкладывание маленьких предметов в большие, откравание, закрывание крышки.

- 10 мес- 1функциональн. действия,но они еще не предметны (подражание взрослым)

- 7-11 мес страх расставания

Кризис 1 года.

-Переходный период между младенчеством и детством Всплеск самостоятельности Автономная речь Своя логика, слова становятся многозначными и ситуативными Ходит, выполняет действия с предметами Понимает взрослых, их речь, потребность в общении Биологич. Независимость

Речь:

- До 6 мес формир. речевой слух

- После 6 мес лепет с жестикуляцией

концу 1 года – понимает 10-20 слов, 1 или несколько слов произносит сам.

 

Потребности:

-В игровой деятельности но уже с др. содержанием Потребность в движениях.не может долго спокойно сидеть на уроках Во внешних впечатлениях. Точно выполнять требования учителя Овладевать нов. Знаниями Получать хорошие отметки Быть лучшим учеником Выполнять общественную роль (староста)

Самооценка. 3 группы:

1. Больше ориентируются на знание о себе, чем на оценку взрослых. Представл. О себе адекватны. 2. Представл. о себе относительно неадекватны и неустойчивы. Не умеют анализировать свои поступки. 3. Представления о себе неустойчивы и неадекватны. Незнание самого себя приводит к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои объективные возможности.

Самооценка:

1.адекватная. Выбирают задачи соответственно своим возможностям.

2.высокая адекватная. максимальная самостоятельность, уверенность в себе. Правильная оценка своих возможностей.

3.Завышенная. переоценка возможностей, высокомерие, снобизм, бестактность.

4.неадекватная заниженная. Только легкие задачи. Деятельность других переоценивают. Склонны уходить в себя. Ранимы.

В процессе воспитания огромную роль играют подкрепление, поощрение, наказание.

14.Подростки.псих.развитие, вед. деятельность. Причины конфликтов.возр.псих

11-15 лет. Считается трудным, критическим, причины:

1. различия между требованиями, предъявленными обществом к детям и к взрослым, различия в их обязанностях и правах. 2. быстрый темп происходящих физич. и псих.изменений подростка. 3. накопление дефектов воспитания. 4. психологические сдвиги, происходящие в ходе полового созревания, изменение самовосприятия. 5.осознание различий их положений в семье. Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Рефлексивный характер мышления: анализируют операции, которые производят, способы решения задач. Проходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству. Воображение менее продуктивно, чем у взрослого, но оно богаче фантазии ребенка. Отношение со взрослыми. Влияние родителей ограничено, но ценностные ориентации, полностью зависят от них. Основные сложности возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка. Трудности возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые подросток не в состоянии. Конфликты возникают при отношении родителей к нему как к маленькому ребенку. Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в общении не удовлетворяется, появляются тяжелые переживания. Вед. вид деятельности- деятельность общения.

 

 

15.Подростки. новообразование. Основные сферы личности. возр.псих

Появляется новообразование – чувство зрелости., представляющее собой стержневую особенность личности подростка. Источники чувства взрослости: -Сознание сдвигов в физич. Развитии - Изменение соц. Положения - Изменения отношения взрослых к нему -Половое созревание. Подросток стремиться походить на взрослого внешне. Предъявляет требования общаться с ним, как со взрослым. Формирование личности определяется потребность к самоутверждению. Формы самоутверждения: Драчливость, Упрямство,Своеволие, Негативизм

Возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих. Начинает формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Самосознание предметно и образно. Он видит себя в среде других таким, каким, как ему кажется, воспринимают его другие. Самооценка. Раньше начинают оценивать других, чем самих себя, оценивать других умеют лучше и правильнее. Эмоции и чувства отличаются большей силой и трудностью управления ими со стороны взрослых. Страстность, вспыльчивость, плохо себя сдерживают.

 

16.Ранняя юность. возр.псих

Специфика общения со взрослыми: растущая демократизация взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей - поведенческой, эмоциональной, моральной и ценностной автономии. В этом возрасте происходит увеличение потребности в общении со сверстниками, развитие способности к установлению более избирательных, дружеских отношений. В юношеской дружбе проявляются гендерные особенности: Юношеская дружба крепкая: В ранней юности появляется потребность в уединении, Профессиональное самоопределение и построение жизненных планов на будущее - центральные психологические новообразования юношеского возраста. Новообр-е личности является формирование личной идентичности. Кризис идентичности по Э. Эриксону включает ряд противостояний: временная перспектива или расплывчатое чувство времени, уверенность в себе или застенчивость. В случае негативного разрешения возникает ролевое смешение: молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возникнуть специфические трудности:

- диффузия времени - застой в работе - отрицательная идентичность Самосознание в ранней юности приобретает целостность.Особенность самооценки - четкое выделение области достижения результатов. Довольно часто встречается переоценка собственных возможностей, "юношеская самоуверенность".

появление стремления к самовоспитанию. Юность - решающий этап становления мировоззрения. Развивается в юности эмоциональная сфера. Новообразования личности: профессиональное самоопределение; построение жизненных планов; формирование личной идентичности; устойчивое самосознание; наличие самооценки; потребность в самовоспитании; формирование мировоззрения.

 

1.. Предмет, задачи, структура, методы пед. П. Междисциплинарные связи пед.псих.

Пед. Псих-я – область знаний между псих. и пед-кой.

Предмет: з-номерности овладевания знаниями, умениями, навыками, их использование, развитие учащегося и его творческих спос-тей.

Задачи: раскрыть механизм воздействия обучения и воспитания на развитие ученика; определение связи между ур-нем интел. и личн. развития ученика и формами обучающего и воспитывающего воздействия; изучение психол. основ деят-сти педагога; разработка психол. основ дальнейш. совершенствования образов. процесса.

Методы: Метод ­ это те приемы и ­сpeдствa, с помощью которых можно получить данные об исследуемом объекте.

1) Основные (наблюдение - изучают объект воспитания без вмешательства, эксперимент - активное вмешательство иссле­дователя в деятельность испытуемоrо), Вспомогательные (опрос - ­отвeты испытуемых на конкретные вопросы, тестирование, анализ рез-тов деят-ти)

Структура: 1) П. обучения 2) П. воспитания 3) П. учителя

Междисциплин. связи: наука сформир. на стыке психологии и педагогики; она тесно связ. с возрастной педагогикой и психологией; посл. связ. с общей психологией, а также с др. науками.

 

2. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением.пед.псих.

Развитие - это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Обучение –управление учебной деят-стью молодого поколения, в процессе кот. усваиваются знания, умения, навыки, формируются индивид.-психол. св-ва личности и способности

1) Любое обучение является развивающим. Каждый шаг обучения считался и шагом развития.

2) Развитие создает возможности ­ обучение их реализует.

3) Процесс развития ребенка не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним.

Именно зону ближайшеrо развития и должно создавать обучение. Тогда обучение будет двигать развитие, опираясь не только на созревшие, но и на созревающие психические функции.

Научение ­ - процесс и результат приобретения индивидуального жизненнoгo опыта.

Научение отличается от учения, как приобретения опыта в деятельности, Haправляемой познавательными мотивами и целями. Научение включает протекающие неосознанно процессы уяснения содержания материала и eгo закрепления.

Обучение –управление учебной деят-стью молодого поколения, в процессе кот. усваиваются знания, умения, навыки, формируются индивид.-психол. св-ва личности и способности.

Учение – сознат., акт. процесс, организов. одним субъектом, направл. на акт. усвоение системы знаний, умений и навыков.

Обучение ­ это специально орrанизован'ная познавательная деятельность (в отличие от научения).

Обучеnие как процесс включает в себя две части: преподавание, в ходе которых осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учене как усв­оение опыта через ero восприятие, осмысление, преобразование и использование.

 

 

3. (Общая хар-ка)Психологическая характеристика учебной д.-сти

Учение – активный, сознательный процесс, организуемый самим субъектом, направленный на активное усвоение системы знаний, умений и навыков(ЗУН). Учебная деятельность(УД) социальна, есть предметность, осознанность, целенаправленность. УД – деятельность, направленная на приобретение человеком новых ЗУН или их изменения в процессе специально организованного и целенаправленного действия. Содержание УД связано с тем, на что она направлена – предмет – усвоение знаний, овладение обобщенными способностями и изменения субъекта УД.

Психологические хар.-ки УД:

1.специально направлена на овладение учебным материалом и решение уч. Задач

2. освоение общих способностей действии и учебного понятия

3. ведет к изменению в самом субъекте

4. происходит изменения психологических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих действий

Структура УД:

1. мотивация – совокупность мотивов побуждающих ученика усваивать системы ЗУН и определять интенсивность учебных действий

2. учебная задача – тот способ действия или знания, который должен освоить ученик в определённых условиях

3. учебное действие – определяется мотивацией УД, подчиняется учебной цели и включающий совокупность операций совершающихся учеником для решения учебной задачи

4. контроль и оценка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 5775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.107 с.)