Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о сознании и самосознании. Структура сознания и самосознания.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие о сознании и самосознании. Структура сознания и самосознания. Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Следовательно в процессы сознания включаются мышление и эмоций (В сознании образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием). Сознание развивается у человека только в общении и труде т.е. лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. Функции сознания: отражательная, творчески-креативная, регулятивно-оценочная, рефлексивная функция (основная функция). Структуру сознания это определенная система уровней и проекций, описывающих характер отражения действительности. Структура: когнитивный компонент – образуется на базе совокупности знаний человека о мире. В него входят познавательные психические процессы, которые обеспечивают познание. Аффективный компонент – человек не только познаёт мир, но и имеет своё отнесение к нему, которое он способен осознать с помощью эмоций, чувств. Регулятивный компонент – человек способен регулировать своё поведение и дать себе в этом ответ. Эта регуляция может быть произвольной, волевой. Если эти компоненты отсутствуют, то действие совершается без контроля сознания. А если эти компоненты повернуть на себя, возникает самосознание (сознание, объектом которого является сам человек, т.е. это представление человека о самом себе и окружающем мире). Следовательно самосознание сугубо индивидуально. Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Уровни сознания: чувственно-эмоциональный, связанный с непосредственным отражением внешней действительности (ощущение, восприятие, представление); рационально-дискурсивный (предполагающий интеллектуальную обработку чувственных данных в соответствии с заданным культурной традицией, логикой и ценностями, интуитивно-волевой, самосознание. «Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. 1. Самонаблюдение. В самом себе я замечаю события, которые представляют собой свойственные мне модусы восприятия, памяти, чувства и т. п. Я останавливаю внимание на разного рода мимолетных, почти незаметных явлениях. Между мной и тем, что я наблюдаю в себе как некий внешний объект, устанавливается определенная дистанция, и я отдаю себе в этом полный отчет. Моя установка нейтральна — как во всех тех случаях, когда мне приходится иметь дело с данностями.
2. Понимание самого себя («самопонимание»). Происходящее во мне я приписываю определенным мотивам и связям; я пытаюсь разъяснить их. Пока это внутреннее созерцание не выходит за рамки простого наблюдения, оно может указывать на бесчисленное количество разнообразных возможностей. Но понимающее истолкование также бесконечно и всегда относительно. В конечном счете я никогда не знаю, что же именно я есть, что движет мною, какие мотивы имеют по-настоящему решающее значение. В себе я могу распознать широчайший спектр разнообразных возможностей — подчас и скрытых. Понимание самого себя — это не просто желание узнать; иначе оно было бы беспочвенно.
3. Самопрояснение - Пассивное понимание самого себя обеспечивает ту среду, которая необходима для действительного самопрояснения. Последнее наступает благодаря всецелому участию в деятельности, которая в философских терминах обозначается как форма внутреннего поведения, как безусловность решения; в психологии подобная деятельность не поддается точной фиксации — между тем как кризисы самопонимания со всеми их темными сторонами и инверсиями достаточно хорошо исследованы психологически. Что касается демонстрации процессов самопрояснения с помощью концептуальных построений из области психологического понимания, то здесь Кьеркегор все еще остается непревзойденным мастером. Укажем на несколько моментов, представляющих интерес с психопатологической точки зрения.
Ощущение как основа познания, виды ощущений. Ощущения есть отражение определённых свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, другими словами, мыслить о нём. Для возникновения ощущений необходим внешний раздражитель (воздействующий на органы чувств и явления мира). По средствам ощущений человек узнаёт о таких свойствах как запах, вкус, твёрдость, мягкость, звук свет. Благодаря ощущениям мы можем определить движение и положение нашего тела в пространстве. Органы чувств – единственные каналы, по которым внешний мир проникает в сознание человека. Т.е. они получают, отбирают накапливают информацию и передают её в мозг. А благодаря мозгу возникает адекватное отражение мира и состояния организма. У ощущений есть свойства: Интенсивность – определяется силой раздражителя и состоянием того органа, который воспринимает раздражителя. Длительность – время действия раздражителя. Пространственная локализация – дистанционные рецепторы дают нам сведения о расположении источника в пространстве и т.д. Виды ощущений: Экстрорецепторы (располагаются на поверхности тела и распознают свойства предметов и явления внешней среды) подразделяются на контактные (осязательные, вкусовые) и дистантные (зрение слух, обоняние). Интрорецепторы - голод, тошнота. Проклиорецепторы – находятся во внутренних органах и отражают их состояние. Они расположены в мышцах и связках и дают инфу о движении и положении тела. Выделяют также отдельные виды: вибрации, температуры, равновесия. У ощущения есть свои закономерности: пороги чувствительности, сенсорная адаптация, взаимодействие ощущений. Порог чувствительности делится на нижний порог (наименьшая сила раздражителя при которой впервые возникают едва заметные ощущения) и верхний порог (наибольшая сила, при которой раздражитель ещё ощущается. Если раздражитель превышает эту величину, то возникают болевые ощущения). Говоря о сенсорной т.е. изменение чувствительности под влиянием постоянного воздействия раздражителя выделяют 3 вида: адаптация и полное исчезновение ощущения, адаптация как уменьшение чувствительности под влиянием сильного раздражителя, адаптация как повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя. Понятие внимания, его свойства и виды. Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. - как внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для человека определённую значимость, сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень интеллектуальной или двигательной активности. Выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей, т.к. человек прилагает волевое усилие. Свойства внимания: Объем, Концентрация, Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. -интерес. отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Колебания Переключение внимания Различают переключение внимания произвольное непроизвольное. Произвольное переключение внимания происходит при перемене деятельности, при постановке новых задач и т.д. Непроизвольное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непроизвольное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.
Характер и его структура. Характер – это совокупность черт личности, определяющих отношение чела к людям, к происходящим событиям, его действия, называемые поступками. Х. - целостное образование личности, определяющее особенности деят-сти и поведения человека и отлич-ся устойчивым отношением к различным сторонам деят-сти. В нем сочетается итог взаимодействия как естественных факторов, так и обстоятельств жизни. Физиол. основа хар-ра: тип нервной системы, система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий. К чертам хар-ра относятся: отзывчивость, откровенность, требовательность, трудолюбие, честность, недоверчивость, скрытность, хвастливость, хитрость и т. д. Черты характера делятся на 3 группы: волевые, деловые и коммуникативные. Воля – св-во состояния человека, кот. проявляется в способности сознательно управлять своей психикой поступками. Хар-р человека – это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее натурой человека. Деловые черты – те, черты, кот проявляются в труде. Коммуникативные – которые проявляются в общении. Существуют также разделение черт характера чела на мотивационные (побуждают, направляют и поддерживают – напр. целеустремлённость) и инструментальные (придают стиль - напр. театральность, скромность, сдержанность) Акцентуации ха-ра – понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт хар-ра и их сочетаний. Хар-р не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека.
Стадии развития: 1.Младенчество (0-1), орально сенсорная, возникает доверие или недоверие к миру. Ребенок как бы вбирает в себя образ матери. 2.Раннее детство (1-3) мышечно-анальная, начинает ходить, отстаивать независимость. Но чувство самостоятельности не должно подорвать доверие к матери.Требования о ограничения родителей создают основу для чувства стыда и сомнения. 3.Детство (3-6)К самостоятельности добавл. инициатива, активно познает окружающий мир. Закладываются совесть и моральная ответственность.Чрезмерное неодобрение, вызывает ощущение вины, страх перед наказанием.Тормозится инициатива, развивается пассивность. Происходит половая идентификация, ребенок усваивает опред.форму(муж. Или жен) 4.школьный возраст (6-12) предшествует половому созреванию ребенка. Развив. латентная стадия(воспитание трудолюбия, необх. Овладения нов. знанием)Вместе с чувством компетентности развив. чувство неполноценности. Период профессиональной идентификации. 5.Подрастковый возраст и юность период самого глубокого кризиса. Завершаясь, этап приводит к формированию эдентичности. Главн. задача- сомоопределеие выбора жизненного пути. Когда не удается найти свое место, наблюд. диффузность идентичности. 6.Ранняя Зрелость( 20-25) проблема близости (интимности). Проявляется истинная сексуальность. Время создания семьи, приносит любовь. 7.Зрелость или Средний возраст (26-65)Решающем становится отношение человека к продуктам своего труда и своему потомству, забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности, реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению. Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других, появляется безразличие, сосредоточенность на себе. 8.Поздняя зрелость становится интегративной: созревают плоды семи предшествующих стадий.
3. Краткая характеристика теории социального научения А.Бандуры. Теория стадиального развития психики Ж.Пиаже. Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения. Бандура говорит о наличии взаимной связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, на нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение. Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания. Он формулирует тезис о том, что изменения в поведении, вызываемые вследствие классического и инструментального обусловливания, а также угашения и наказания, активно опосредуются когнициями. Важную роль в человеческом поведении играют также процессы саморегуляции и самоконтроля В исслед. Пиаже показаны качественное своебразие детского мышления, особая детская логика. Ребенок,как и взрослый,имеет опред. схемы действий,позволяющие ему решать разнообразные познавательные задачи. Ребенок,при реш. проблем использует 2 механизма: ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция- включение нов.проблемной ситуации в состав тех,с кот ребенок справляется без изменения наличных схем действий. Аккомодация - схемы действий изменяются так,чтобы можно было их применить к нов.задаче. В процессе асс. и акк. объединяются – адаптация. Периоды: 1. Сенсомоторный (0-2)Не развита речь.отсутствуют представления, поведение строится на основе координации восприятия и движ. Родившись, ребенок имеет врожденные рефлексы. После упражнения улещает их. 2. репрезентативный интелект ( мышление с помощью представлений) и конкретные операции. Около 2 лет форм. План действий. Сильное образное начало при недостаточной развитии словесного мышления приводит к своеобразной логике. -Этап дооперационных представлений, ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Ориентируется на внешние признаки объектов.Эгоцентризм-рассматривает весь мир со своей собственной точки зрения. - Этап конкретных операций связан со способностью к рассуждению, доказательству, соотношению разных точек зрения. -3. Период формальных операций, приобретает возможность мыслить, как взрослый человек, рассматривает суждения, как гипотезы, мышление становится гипотетико-дедуктивным. 4. Понятие ведущей деятельности и ее качественные признаки. Ведущая Деятельность - деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности. Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.Значение В. д. для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения.. виды В. д.: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность младших школьников. На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Структура ВД: сохраняющаяся (та, которая была); - собственно ВД; - нарождающаяся (та, которая будет на последующих этапах). Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств. Специфика предметной деятельности ребенка в раннем возрасте. В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии. Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы. Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развит
5. Понятие и основные направления психического развития человека/ Психические развитие рассматривается как измене-ние в психике человека в процессе онтогенеза (от рождения до зрелости). Метафизический подход к проблеме психическою развития предполагает его рассмотрение как количественные изменения психи-ки (внимание, память, опыт, качества). Диалектиче-ский подход предполагает рассмотрение психическо-го развития не только как количественные измене-ния, но прежде всего как возникновение новых форм и качеств психики, т.е. качественные изменения. По мнению Л.С.Выготского, психическое развитие - это количественные накопления, которые приводят к возникновению новых качественных показателей, к появлению психических новообразований, тех форм и качеств психики, которых не было на предыдущем этапе Период количественных накоплений в качест-венные новообразования может быть как быстрым, так и длительным (учиться говорить, мыслить, появляется привычка). Источником развития выступает сама жизнь и изменения, которые в ней происходят. Предпосылками психического развития являются биологические факторы -наследственность, и врожденность. Биологический фактор создает основу для психического развития. Условиями психического развития являются социальные факторы - воздейст-вие социального окружения: 1) жизнь в человече-ском обществе; 2) макросреда (общество); 3) микро-среда (семья и д/с): 4) Природное окружение; 5) психическое активность самого ребенка в различных видах деятельность: 6) целенаправленное обучение и воспитание под руководством взрослых. Психиче-ское развитие как целостный процесс включает следующие ведущие линии развития - I) развитие знаний и способов деятельности; 2) развитие меха-низмов применения способов деятельности и знаний через усвоение способов деятельности и знаний через усвоение приемов умственной деятельности; 3) развитие личностных качеств ребенка. Основными закономерностями психическою разви-тия ребенка являются: 1) психическое развитие осуществляется как переход от внешних практиче-ских действий к внутренним психическим (интерио-ризация); 2) психическое развитие осуществляется в процессе активной деятельности; 3) психическое развитие осуществляется под руководством взросло-го.
Младенчество. Младенчество (2-12 мес.) – первый период эпохи раннего детства. Ведущая деятельность – непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Преимущественное развитие получает мотивационно-потребностная сфера. Центральная проблема возраста – развитие форм общения с близкими людьми. - 4 мес. Активно реагирует от увиденного, двигается. Реагирует на цвет. Развив. Пространственное восприятие.. Движение рук направленно к предмету, ощупывание предмета. Отличает знакомые лица(улыбается). Появл. разных эмоц. сост. (удивление, тревожность, расслабление). - До 6 мес преобладает эмоц. Общение, в речи взрослого младенец воспринимает только эмоц. Окраску. Свои эмоции выражает в форме движ., жестов, лепета. - После 6-8 мес нач. формир. ситуативно-деловое общение (совместная деятельность ребенка и взрослого). Потребность в общении возникает под действием 2 условий: объективной нужде в уходе и заботе окружающих, поведении взрослого, кот. обращается к ребенку. - 5-6 мес хватает предмет (1 целенаправленное действие) - 7мес «соотносящие действие»: вкладывание маленьких предметов в большие, откравание, закрывание крышки. - 10 мес- 1функциональн. действия,но они еще не предметны (подражание взрослым) - 7-11 мес страх расставания Кризис 1 года. -Переходный период между младенчеством и детством Всплеск самостоятельности Автономная речь Своя логика, слова становятся многозначными и ситуативными Ходит, выполняет действия с предметами Понимает взрослых, их речь, потребность в общении Биологич. Независимость Речь: - До 6 мес формир. речевой слух - После 6 мес лепет с жестикуляцией -К концу 1 года – понимает 10-20 слов, 1 или несколько слов произносит сам.
Потребности: -В игровой деятельности но уже с др. содержанием Потребность в движениях.не может долго спокойно сидеть на уроках Во внешних впечатлениях. Точно выполнять требования учителя Овладевать нов. Знаниями Получать хорошие отметки Быть лучшим учеником Выполнять общественную роль (староста) Самооценка. 3 группы: 1. Больше ориентируются на знание о себе, чем на оценку взрослых. Представл. О себе адекватны. 2. Представл. о себе относительно неадекватны и неустойчивы. Не умеют анализировать свои поступки. 3. Представления о себе неустойчивы и неадекватны. Незнание самого себя приводит к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои объективные возможности. Самооценка: 1.адекватная. Выбирают задачи соответственно своим возможностям. 2.высокая адекватная. максимальная самостоятельность, уверенность в себе. Правильная оценка своих возможностей. 3.Завышенная. переоценка возможностей, высокомерие, снобизм, бестактность. 4.неадекватная заниженная. Только легкие задачи. Деятельность других переоценивают. Склонны уходить в себя. Ранимы. В процессе воспитания огромную роль играют подкрепление, поощрение, наказание. 14.Подростки.псих.развитие, вед. деятельность. Причины конфликтов.возр.псих 11-15 лет. Считается трудным, критическим, причины: 1. различия между требованиями, предъявленными обществом к детям и к взрослым, различия в их обязанностях и правах. 2. быстрый темп происходящих физич. и псих.изменений подростка. 3. накопление дефектов воспитания. 4. психологические сдвиги, происходящие в ходе полового созревания, изменение самовосприятия. 5.осознание различий их положений в семье. Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Рефлексивный характер мышления: анализируют операции, которые производят, способы решения задач. Проходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству. Воображение менее продуктивно, чем у взрослого, но оно богаче фантазии ребенка. Отношение со взрослыми. Влияние родителей ограничено, но ценностные ориентации, полностью зависят от них. Основные сложности возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка. Трудности возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые подросток не в состоянии. Конфликты возникают при отношении родителей к нему как к маленькому ребенку. Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в общении не удовлетворяется, появляются тяжелые переживания. Вед. вид деятельности- деятельность общения.
15.Подростки. новообразование. Основные сферы личности. возр.псих Появляется новообразование – чувство зрелости., представляющее собой стержневую особенность личности подростка. Источники чувства взрослости: -Сознание сдвигов в физич. Развитии - Изменение соц. Положения - Изменения отношения взрослых к нему -Половое созревание. Подросток стремиться походить на взрослого внешне. Предъявляет требования общаться с ним, как со взрослым. Формирование личности определяется потребность к самоутверждению. Формы самоутверждения: Драчливость, Упрямство,Своеволие, Негативизм Возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих. Начинает формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Самосознание предметно и образно. Он видит себя в среде других таким, каким, как ему кажется, воспринимают его другие. Самооценка. Раньше начинают оценивать других, чем самих себя, оценивать других умеют лучше и правильнее. Эмоции и чувства отличаются большей силой и трудностью управления ими со стороны взрослых. Страстность, вспыльчивость, плохо себя сдерживают.
16.Ранняя юность. возр.псих Специфика общения со взрослыми: растущая демократизация взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей - поведенческой, эмоциональной, моральной и ценностной автономии. В этом возрасте происходит увеличение потребности в общении со сверстниками, развитие способности к установлению более избирательных, дружеских отношений. В юношеской дружбе проявляются гендерные особенности: Юношеская дружба крепкая: В ранней юности появляется потребность в уединении, Профессиональное самоопределение и построение жизненных планов на будущее - центральные психологические новообразования юношеского возраста. Новообр-е личности является формирование личной идентичности. Кризис идентичности по Э. Эриксону включает ряд противостояний: временная перспектива или расплывчатое чувство времени, уверенность в себе или застенчивость. В случае негативного разрешения возникает ролевое смешение: молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возникнуть специфические трудности: - диффузия времени - застой в работе - отрицательная идентичность Самосознание в ранней юности приобретает целостность.Особенность самооценки - четкое выделение области достижения результатов. Довольно часто встречается переоценка собственных возможностей, "юношеская самоуверенность". появление стремления к самовоспитанию. Юность - решающий этап становления мировоззрения. Развивается в юности эмоциональная сфера. Новообразования личности: профессиональное самоопределение; построение жизненных планов; формирование личной идентичности; устойчивое самосознание; наличие самооценки; потребность в самовоспитании; формирование мировоззрения.
1.. Предмет, задачи, структура, методы пед. П. Междисциплинарные связи пед.псих. Пед. Псих-я – область знаний между псих. и пед-кой. Предмет: з-номерности овладевания знаниями, умениями, навыками, их использование, развитие учащегося и его творческих спос-тей. Задачи: раскрыть механизм воздействия обучения и воспитания на развитие ученика; определение связи между ур-нем интел. и личн. развития ученика и формами обучающего и воспитывающего воздействия; изучение психол. основ деят-сти педагога; разработка психол. основ дальнейш. совершенствования образов. процесса. Методы: Метод это те приемы и сpeдствa, с помощью которых можно получить данные об исследуемом объекте. 1) Основные (наблюдение - изучают объект воспитания без вмешательства, эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемоrо), Вспомогательные (опрос - отвeты испытуемых на конкретные вопросы, тестирование, анализ рез-тов деят-ти) Структура: 1) П. обучения 2) П. воспитания 3) П. учителя Междисциплин. связи: наука сформир. на стыке психологии и педагогики; она тесно связ. с возрастной педагогикой и психологией; посл. связ. с общей психологией, а также с др. науками.
2. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением.пед.псих. Развитие - это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Обучение –управление учебной деят-стью молодого поколения, в процессе кот. усваиваются знания, умения, навыки, формируются индивид.-психол. св-ва личности и способности 1) Любое обучение является развивающим. Каждый шаг обучения считался и шагом развития. 2) Развитие создает возможности обучение их реализует. 3) Процесс развития ребенка не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Именно зону ближайшеrо развития и должно создавать обучение. Тогда обучение будет двигать развитие, опираясь не только на созревшие, но и на созревающие психические функции. Научение - процесс и результат приобретения индивидуального жизненнoгo опыта. Научение отличается от учения, как приобретения опыта в деятельности, Haправляемой познавательными мотивами и целями. Научение включает протекающие неосознанно процессы уяснения содержания материала и eгo закрепления. Обучение –управление учебной деят-стью молодого поколения, в процессе кот. усваиваются знания, умения, навыки, формируются индивид.-психол. св-ва личности и способности. Учение – сознат., акт. процесс, организов. одним субъектом, направл. на акт. усвоение системы знаний, умений и навыков. Обучение это специально орrанизован'ная познавательная деятельность (в отличие от научения). Обучеnие как процесс включает в себя две части: преподавание, в ходе которых осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учене как усвоение опыта через ero восприятие, осмысление, преобразование и использование.
3. (Общая хар-ка)Психологическая характеристика учебной д.-сти Учение – активный, сознательный процесс, организуемый самим субъектом, направленный на активное усвоение системы знаний, умений и навыков(ЗУН). Учебная деятельность(УД) социальна, есть предметность, осознанность, целенаправленность. УД – деятельность, направленная на приобретение человеком новых ЗУН или их изменения в процессе специально организованного и целенаправленного действия. Содержание УД связано с тем, на что она направлена – предмет – усвоение знаний, овладение обобщенными способностями и изменения субъекта УД. Психологические хар.-ки УД: 1.специально направлена на овладение учебным материалом и решение уч. Задач 2. освоение общих способностей действии и учебного понятия 3. ведет к изменению в самом субъекте 4. происходит изменения психологических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих действий Структура УД: 1. мотивация – совокупность мотивов побуждающих ученика усваивать системы ЗУН и определять интенсивность учебных действий 2. учебная задача – тот способ действия или знания, который должен освоить ученик в определённых условиях 3. учебное действие – определяется мотивацией УД, подчиняется учебной цели и включающий совокупность операций совершающихся учеником для решения учебной задачи 4. контроль и оценка
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 5863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.144 (0.013 с.) |