Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дошкольный возраст: развитие основных сфер личности дошкольника, психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кризис 7 лет служит переходным периодом и как бы отделяет младший школьный возраст от дошкольного детства. Псих.готовн. к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сфер произвольности. 2 аспекта псих. готовности –личностную(мотивационную) и интеллектуальную. Личностная готовность. У ребенка формируется внутренняя позиция. Первонач. из привлекают нов. Атрибуты школьной жизни (портфель, пенал). Возникает потребность новых впечатлений, новой обстановки. И только потом проявляется желание учиться, получать отметка. Важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного периода должно сложиться внеситуативно-личностное общение со взрослыми. Взрослый становится авторитетом, образцом для подражания. Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с др. детьми. Учебная деятельность- деятельность коллективная. Дя 6-летних детей с высоким уровнем псих.развития хар-но кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. Они следуют общей игровой цели, но видят друг в друге противников. Определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению. Самооценка не должна быть завышенной и недифференцированной. Интеллектуальная готовность связана с развит. мыстительн. процессов. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Методики выявления интеллектуальной готовности: 1.Исследование памяти. Дается ряд слов, надо повторить. 2.Методика Лурии, опред. уровень опосредованной памяти. выявл. общий уровень умственного развит. Задание запомнить слова с помощью рисунков. Уровень развития пространственного мышелния- методика лабиринт. 12. Младший школьный возраст: психическое развитие, особенности социальной ситуации развития. Психологический анализ ведущей деятельности. Ребенок действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него, что происходит благодаря изменению соц. ситуации разв.ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того,что он делает. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат. Развивается мотивация достижения. Учебная деятельность становится ведущей. Структура: 1.мотивация.. 2.учебная задача, система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий. 3. Учебные операции 4.Контроль.Постепенно они начинают работать и без контроля учителя. 5.Оценка.Ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу. Доминирующая ф-ция- мышление. В конце мл.шк. возраств проявляются индивидуальные различия: «теоретики», «мыслители», «практики»,»художники». Овладение системой научных понятий дает возможность говорить о развитии теоретического мышления. Восприятие не достаточно дифференцированно(иногда путает похожие цифры - 9 и 6) К концу мл.шк. возраста поясляется синтезирующее восприятие. Память. Развивается в 2 направлениях- произвольности и осмысленности. Но, в отличии от дошкольников способны запоминать материал, им не интересный, даже непонятный. Хорошая механическая память. Внимание. Способны концентрироваться на неинтересном, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Внешнее впечатление- сильный отвлекающий фактор, трудно сосредоточиться на непонятном, сложном. В учебной деятельности постепенно развивается произвольное внимание. Постепенно приобретает умение работать самостоятельно. 2 основные линии психич. ф-ций: интеллектуализацию и произвольность.
13.Младший.шк.Возр.новообразования,развит.основн.сфер личности, межличностные отношений. возр.псих Начало школьной жизни. Приобретение внутренней позиции школьника, учебной мотивации. Доверчивость, исполнительность служат предпосылками для успешного обучения и воспитания. Повышенная восприимчивость Повышенная реактивность Направленность на внешний мир. Потребности: -В игровой деятельности но уже с др. содержанием Потребность в движениях.не может долго спокойно сидеть на уроках Во внешних впечатлениях. Точно выполнять требования учителя Овладевать нов. Знаниями Получать хорошие отметки Быть лучшим учеником Выполнять общественную роль (староста) Самооценка. 3 группы: 1. Больше ориентируются на знание о себе, чем на оценку взрослых. Представл. О себе адекватны. 2. Представл. о себе относительно неадекватны и неустойчивы. Не умеют анализировать свои поступки. 3. Представления о себе неустойчивы и неадекватны. Незнание самого себя приводит к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои объективные возможности. Самооценка: 1.адекватная. Выбирают задачи соответственно своим возможностям. 2.высокая адекватная. максимальная самостоятельность, уверенность в себе. Правильная оценка своих возможностей. 3.Завышенная. переоценка возможностей, высокомерие, снобизм, бестактность. 4.неадекватная заниженная. Только легкие задачи. Деятельность других переоценивают. Склонны уходить в себя. Ранимы. В процессе воспитания огромную роль играют подкрепление, поощрение, наказание. 14.Подростки.псих.развитие, вед. деятельность. Причины конфликтов.возр.псих 11-15 лет. Считается трудным, критическим, причины: 1. различия между требованиями, предъявленными обществом к детям и к взрослым, различия в их обязанностях и правах. 2. быстрый темп происходящих физич. и псих.изменений подростка. 3. накопление дефектов воспитания. 4. психологические сдвиги, происходящие в ходе полового созревания, изменение самовосприятия. 5.осознание различий их положений в семье. Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Рефлексивный характер мышления: анализируют операции, которые производят, способы решения задач. Проходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству. Воображение менее продуктивно, чем у взрослого, но оно богаче фантазии ребенка. Отношение со взрослыми. Влияние родителей ограничено, но ценностные ориентации, полностью зависят от них. Основные сложности возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка. Трудности возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые подросток не в состоянии. Конфликты возникают при отношении родителей к нему как к маленькому ребенку. Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в общении не удовлетворяется, появляются тяжелые переживания. Вед. вид деятельности- деятельность общения.
15.Подростки. новообразование. Основные сферы личности. возр.псих Появляется новообразование – чувство зрелости., представляющее собой стержневую особенность личности подростка. Источники чувства взрослости: -Сознание сдвигов в физич. Развитии - Изменение соц. Положения - Изменения отношения взрослых к нему -Половое созревание. Подросток стремиться походить на взрослого внешне. Предъявляет требования общаться с ним, как со взрослым. Формирование личности определяется потребность к самоутверждению. Формы самоутверждения: Драчливость, Упрямство,Своеволие, Негативизм Возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих. Начинает формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Самосознание предметно и образно. Он видит себя в среде других таким, каким, как ему кажется, воспринимают его другие. Самооценка. Раньше начинают оценивать других, чем самих себя, оценивать других умеют лучше и правильнее. Эмоции и чувства отличаются большей силой и трудностью управления ими со стороны взрослых. Страстность, вспыльчивость, плохо себя сдерживают.
16.Ранняя юность. возр.псих Специфика общения со взрослыми: растущая демократизация взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей - поведенческой, эмоциональной, моральной и ценностной автономии. В этом возрасте происходит увеличение потребности в общении со сверстниками, развитие способности к установлению более избирательных, дружеских отношений. В юношеской дружбе проявляются гендерные особенности: Юношеская дружба крепкая: В ранней юности появляется потребность в уединении, Профессиональное самоопределение и построение жизненных планов на будущее - центральные психологические новообразования юношеского возраста. Новообр-е личности является формирование личной идентичности. Кризис идентичности по Э. Эриксону включает ряд противостояний: временная перспектива или расплывчатое чувство времени, уверенность в себе или застенчивость. В случае негативного разрешения возникает ролевое смешение: молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возникнуть специфические трудности: - диффузия времени - застой в работе - отрицательная идентичность Самосознание в ранней юности приобретает целостность.Особенность самооценки - четкое выделение области достижения результатов. Довольно часто встречается переоценка собственных возможностей, "юношеская самоуверенность". появление стремления к самовоспитанию. Юность - решающий этап становления мировоззрения. Развивается в юности эмоциональная сфера. Новообразования личности: профессиональное самоопределение; построение жизненных планов; формирование личной идентичности; устойчивое самосознание; наличие самооценки; потребность в самовоспитании; формирование мировоззрения.
1.. Предмет, задачи, структура, методы пед. П. Междисциплинарные связи пед.псих. Пед. Псих-я – область знаний между псих. и пед-кой. Предмет: з-номерности овладевания знаниями, умениями, навыками, их использование, развитие учащегося и его творческих спос-тей. Задачи: раскрыть механизм воздействия обучения и воспитания на развитие ученика; определение связи между ур-нем интел. и личн. развития ученика и формами обучающего и воспитывающего воздействия; изучение психол. основ деят-сти педагога; разработка психол. основ дальнейш. совершенствования образов. процесса. Методы: Метод это те приемы и сpeдствa, с помощью которых можно получить данные об исследуемом объекте. 1) Основные (наблюдение - изучают объект воспитания без вмешательства, эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемоrо), Вспомогательные (опрос - отвeты испытуемых на конкретные вопросы, тестирование, анализ рез-тов деят-ти) Структура: 1) П. обучения 2) П. воспитания 3) П. учителя Междисциплин. связи: наука сформир. на стыке психологии и педагогики; она тесно связ. с возрастной педагогикой и психологией; посл. связ. с общей психологией, а также с др. науками.
2. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением.пед.псих. Развитие - это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Обучение –управление учебной деят-стью молодого поколения, в процессе кот. усваиваются знания, умения, навыки, формируются индивид.-психол. св-ва личности и способности 1) Любое обучение является развивающим. Каждый шаг обучения считался и шагом развития. 2) Развитие создает возможности обучение их реализует. 3) Процесс развития ребенка не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Именно зону ближайшеrо развития и должно создавать обучение. Тогда обучение будет двигать развитие, опираясь не только на созревшие, но и на созревающие психические функции. Научение - процесс и результат приобретения индивидуального жизненнoгo опыта. Научение отличается от учения, как приобретения опыта в деятельности, Haправляемой познавательными мотивами и целями. Научение включает протекающие неосознанно процессы уяснения содержания материала и eгo закрепления. Обучение –управление учебной деят-стью молодого поколения, в процессе кот. усваиваются знания, умения, навыки, формируются индивид.-психол. св-ва личности и способности. Учение – сознат., акт. процесс, организов. одним субъектом, направл. на акт. усвоение системы знаний, умений и навыков. Обучение это специально орrанизован'ная познавательная деятельность (в отличие от научения). Обучеnие как процесс включает в себя две части: преподавание, в ходе которых осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учене как усвоение опыта через ero восприятие, осмысление, преобразование и использование.
3. (Общая хар-ка)Психологическая характеристика учебной д.-сти Учение – активный, сознательный процесс, организуемый самим субъектом, направленный на активное усвоение системы знаний, умений и навыков(ЗУН). Учебная деятельность(УД) социальна, есть предметность, осознанность, целенаправленность. УД – деятельность, направленная на приобретение человеком новых ЗУН или их изменения в процессе специально организованного и целенаправленного действия. Содержание УД связано с тем, на что она направлена – предмет – усвоение знаний, овладение обобщенными способностями и изменения субъекта УД. Психологические хар.-ки УД: 1.специально направлена на овладение учебным материалом и решение уч. Задач 2. освоение общих способностей действии и учебного понятия 3. ведет к изменению в самом субъекте 4. происходит изменения психологических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих действий Структура УД: 1. мотивация – совокупность мотивов побуждающих ученика усваивать системы ЗУН и определять интенсивность учебных действий 2. учебная задача – тот способ действия или знания, который должен освоить ученик в определённых условиях 3. учебное действие – определяется мотивацией УД, подчиняется учебной цели и включающий совокупность операций совершающихся учеником для решения учебной задачи 4. контроль и оценка
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.39 (0.008 с.) |