Мотивы и поведение. Виды мотивов. Полимотривированность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивы и поведение. Виды мотивов. Полимотривированность.



В поведении чела есть 2 взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации. Ощущения, восприятия, внимание, память, темперамент, эмоции и т.д. обеспечивают в основном регуляцию поведения. А вот мотивация (стимулирование) связана с потребностями, мотивами, целями, интересами, намерениями, влечениями. Представления о мотивации поведения возникает при поиске ответов на вопросы типа: почему, зачем, для чего, с какой целью человек действует или ведёт себя таким образом.

Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

Понятие "мотив" означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

Мотивы поведения могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, реально действующие (мотивы, которые на самом деле управляют поведением человека) и мнимые, побудительные (это мотивы, которые являются источником поведения) и само образующие (выражают отношения того, что побуждает действия чела, к тому, но что направлена его деятельность).

Среди понятий, имеющих отношение к этому вопросу можно отметить стимул, цель, интерес, намерение, побуждение, влечение.

Реальное поведение человека в любой ситуации зависит не только от того, что мотивирует поведение изнутри, но и то, что воздействует на поведение извне. Следовательно принято читать, что любое поведение чела, любой его поступок имеет двойную мотивацию: поведение = личностные особенности + ситуация.

 

Способности и их виды. Одаренность и талант.

Способности – развитые в процессе образования и воспитания природные склонности к опред. виду деят-сти. У человека имеется множество самых разных способностей но необходимо различать элементарные и сложные способности. Элементарные – связаны с с работай органов чувств (способность различать цвета, звуки, запахи или скорость) Сложные – способности к разным видам деятельности (напр. технические, математические, музыкальные, литературные и т.д) Могут быть общими ( овладение знаниями, успешная деятельность) и специальными (свойства личности, обеспечивающие высокие результаты в избранном виде деятельности). Существуют практические (умения ставить и решать практические задачи) и теоретические (оперировать понятиями и делать умозаключения). Выделяют учебные (успехи в обучение, освоении знаний) и творческие (создание предметов материальной и духовной культуры, в производстве новых идей) способности. Выделяют коммуникативные (способности связанные с общение с людьми) предметно-деятельные (проявляющиеся в деятельности чела с неодушевлёнными предметами) Выделяют профессиональные способности.

Способности несут в себе природные предпосылки в виде задатков.

Задатки – это врожденные особенности мозга, НС, органов чувств и движения, функцион. особенности орг-ма человека, составляющ. природн. основу развития его способностей. Задатки – лишь предпосылки развития способностей.

От задатков к способностям – путь развития личности. К специфически человеческим способностям относят способность к труду, к рефлексии, к общению при помощи языка, к саморазвитию. В психологии используются такие понятия как одарённость, талант и гениальность. Одаренность – своеобразное сочетание способностей, высокий уровень их развития, обеспечивающий успешное выполнение деятельности. Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Гениальность – высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных.

 

1. Предмет, структура, основные понятия и методы возрастной психологии.

Возрастная психология - изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Одна из центральных проблем возрастной психологии - проблема обучения и умственного развития в их взаимосвязи.

Предмет-исследование возрастных особенностей и динамика процесса психологического развития личности в течение жизни, т.е. в онтогенезе.

Осн.понятия:

Возраст -опред.этап в разв.чел-ка, характериз-ся специфическ.особенностями формиров.организма и личности.

Псих.развит - закономерное измерение псих.процессов свойств во времени,кот выражается в их колич-ом, качеств-ом и структурн. преобразовании.

Соц.ситуация развит - специф.для кажд. Возрастного периода система отнош. чел-ка и соц.сферы, определяющ. направление и хар-тер псих.развит.

Возрастной кризис-период интенсивн.резких изменений психики чел-ка.

1. метод срезов: в достаточно больших группах с помощью конкретных методик изучается определённый аспект развития, напр. Уровень развит. интеллекта.В результате получают данный, характерные для группы.

2.Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по кажд.группе сравниваются, делаются выводы о том, какие тенденции развит. здесь наблюдаются и чем они обусловлены.

3. лонгитюдинальный (лонгитюдный)

4. Наблюдение – незаменим в работе с малышами, применяется для люб.возраста. Может быть сплошным (интересуют все особенности поведения ребенка) и выборочным.

5. Эксперимент – обстановка как можно более приближена к привычным для детей условиям. В констатирующем эксперименте опред. уровень и особенности развит. детей, присущие им в наст.время.

6.Развит. ребенка изучается с помощью бесед с детьми, письменных опросов и косвенных методов. К последним относятся проективные методы. Основаны на принципе проекции – перенесения на др. людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. Ребенок, посмотрев на картинку будет описывать ее, исходя из его собственного опыта.

7.Отношения между детьми позволяет опред. социометрический метод. Ребенку дается возможность выбрать 3 светстников, с кот. он лучше всего общается, отвечая на вопрос: «С кем ты хочешь сидеть за одной партой?»

8.Интелект. развитие изучается преимущественно с помощью тестов.

9. Анкетирование- сбор статического матнриала путем прямого опроса.

 

 

Эпигенетическая теория и стадии психосоциального развития личности (Э.Эриксон).

Эриксон - последователь Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развит. общества, в кот. растет ребенок,от того, какой ист.этап этого развития он застал. Ценности и нормы общества передаются в процессе воспит.Дети, принадлеж. к сообществам практич. одинакового уровня соц.-экон. развития, приобретают разные черты личности из-за разн. культурн. традиций, связ с основн. видом занятий и стилей воспит.

Развит. по своему содерж. определяется тем, что общество ожидает от человека, какие задачи ставит перед ним. Последовательность стадий развит. зависит от биологич. начала. Ребенок,созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий.На каждой стадии он приобретает опред.качество. До 17-20 лет происх.медленное, постепенное становление идентичности личности.

Стадии развития:

1.Младенчество (0-1), орально сенсорная, возникает доверие или недоверие к миру. Ребенок как бы вбирает в себя образ матери.

2.Раннее детство (1-3) мышечно-анальная, начинает ходить, отстаивать независимость. Но чувство самостоятельности не должно подорвать доверие к матери.Требования о ограничения родителей создают основу для чувства стыда и сомнения.

3.Детство (3-6)К самостоятельности добавл. инициатива, активно познает окружающий мир. Закладываются совесть и моральная ответственность.Чрезмерное неодобрение, вызывает ощущение вины, страх перед наказанием.Тормозится инициатива, развивается пассивность. Происходит половая идентификация, ребенок усваивает опред.форму(муж. Или жен)

4.школьный возраст (6-12) предшествует половому созреванию ребенка. Развив. латентная стадия(воспитание трудолюбия, необх. Овладения нов. знанием)Вместе с чувством компетентности развив. чувство неполноценности. Период профессиональной идентификации.

5.Подрастковый возраст и юность период самого глубокого кризиса. Завершаясь, этап приводит к формированию эдентичности. Главн. задача- сомоопределеие выбора жизненного пути. Когда не удается найти свое место, наблюд. диффузность идентичности.

6.Ранняя Зрелость( 20-25) проблема близости (интимности). Проявляется истинная сексуальность. Время создания семьи, приносит любовь.

7.Зрелость или Средний возраст (26-65)Решающем становится отношение человека к продуктам своего труда и своему потомству, забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности, реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению. Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других, появляется безразличие, сосредоточенность на себе. 8.Поздняя зрелость становится интегративной: созревают плоды семи предшествующих стадий.

 

3. Краткая характеристика теории социального научения А.Бандуры. Теория стадиального развития психики Ж.Пиаже.

Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения. Бандура говорит о наличии взаимной связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, на нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение. Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания. Он формулирует тезис о том, что изменения в поведении, вызываемые вследствие классического и инструментального обусловливания, а также угашения и наказания, активно опосредуются когнициями. Важную роль в человеческом поведении играют также процессы саморегуляции и самоконтроля

В исслед. Пиаже показаны качественное своебразие детского мышления, особая детская логика. Ребенок,как и взрослый,имеет опред. схемы действий,позволяющие ему решать разнообразные познавательные задачи. Ребенок,при реш. проблем использует 2 механизма: ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция- включение нов.проблемной ситуации в состав тех,с кот ребенок справляется без изменения наличных схем действий. Аккомодация - схемы действий изменяются так,чтобы можно было их применить к нов.задаче. В процессе асс. и акк. объединяются – адаптация.

Периоды:

1. Сенсомоторный (0-2)Не развита речь.отсутствуют представления, поведение строится на основе координации восприятия и движ. Родившись, ребенок имеет врожденные рефлексы. После упражнения улещает их.

2. репрезентативный интелект ( мышление с помощью представлений) и конкретные операции. Около 2 лет форм. План действий. Сильное образное начало при недостаточной развитии словесного мышления приводит к своеобразной логике.

-Этап дооперационных представлений, ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Ориентируется на внешние признаки объектов.Эгоцентризм-рассматривает весь мир со своей собственной точки зрения.

- Этап конкретных операций связан со способностью к рассуждению, доказательству, соотношению разных точек зрения.

-3. Период формальных операций, приобретает возможность мыслить, как взрослый человек, рассматривает суждения, как гипотезы, мышление становится гипотетико-дедуктивным.

4. Понятие ведущей деятельности и ее качественные признаки.

Ведущая Деятельность - деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности. Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.Значение В. д. для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения.. виды В. д.: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность младших школьников. На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе.

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Структура ВД:

сохраняющаяся (та, которая была);

- собственно ВД;

- нарождающаяся (та, которая будет на последующих этапах).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

Специфика предметной деятельности ребенка в раннем возрасте.

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развит

 

5. Понятие и основные направления психического развития человека/

Психические развитие рассматривается как измене-ние в психике человека в процессе онтогенеза (от рождения до зрелости). Метафизический подход к проблеме психическою развития предполагает его рассмотрение как количественные изменения психи-ки (внимание, память, опыт, качества). Диалектиче-ский подход предполагает рассмотрение психическо-го развития не только как количественные измене-ния, но прежде всего как возникновение новых форм и качеств психики, т.е. качественные изменения. По мнению Л.С.Выготского, психическое развитие - это количественные накопления, которые приводят к возникновению новых качественных показателей, к появлению психических новообразований, тех форм и качеств психики, которых не было на предыдущем этапе Период количественных накоплений в качест-венные новообразования может быть как быстрым, так и длительным (учиться говорить, мыслить, появляется привычка).

Источником развития выступает сама жизнь и изменения, которые в ней происходят. Предпосылками психического развития являются биологические факторы -наследственность, и врожденность. Биологический фактор создает основу для психического развития. Условиями психического развития являются социальные факторы - воздейст-вие социального окружения: 1) жизнь в человече-ском обществе; 2) макросреда (общество); 3) микро-среда (семья и д/с): 4) Природное окружение; 5) психическое активность самого ребенка в различных видах деятельность: 6) целенаправленное обучение и воспитание под руководством взрослых. Психиче-ское развитие как целостный процесс включает следующие ведущие линии развития - I) развитие знаний и способов деятельности; 2) развитие меха-низмов применения способов деятельности и знаний через усвоение способов деятельности и знаний через усвоение приемов умственной деятельности; 3) развитие личностных качеств ребенка.

Основными закономерностями психическою разви-тия ребенка являются: 1) психическое развитие осуществляется как переход от внешних практиче-ских действий к внутренним психическим (интерио-ризация); 2) психическое развитие осуществляется в процессе активной деятельности; 3) психическое развитие осуществляется под руководством взросло-го.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.033 с.)