Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 17. Психология воображения

Поиск

Понятие о воображении, его отличие от образов восприятия и памяти. Воображение и творческое мышление. Роль воображения в жизни, обучении, художественном и научном творчестве.

Воображение как психологическая система (Л.С. Выготский).

Воображение и органические процессы. Влияние воображения на протекание органических процессов. Физиологические механизмы воображения. Идеомоторные акты и механизм внушения.

Функции воображения: познавательная, программирующая, антиципирующая, регуляторная, контрольно-корректирующая, эмоциональная.

Виды воображения: по степени активности и осознанности (непроизвольное, произвольное), по степени уникальности (воспроизводящее и творческое), в зависимости от характера образов (конкретное и абстрактное).

Мечты и практическая деятельность. Воображение и творчество.

Аналитико-синтетический характер процесса воображения. Способы создания образов воображения: агглютинация, центрирование, схематизация, гиперболизация, типизация.

Воображение и личность. Индивидуальные особенности воображения, их учет в учебном процессе. Роль фантазии в игровой деятельности ребенка и творческой деятельности взрослого. Методы исследования воображения.

Ключевые понятия: воображение, идеомоторные акты, виды воображения: непроизвольное, произвольное, воспроизводящее, творческое, конкретное, абстрактное, опережающее отражение, творчество, агглютинация, акцентирование, систематизация, гиперболизация, мечта, грёзы, галлюцинации.

 

 

ТЕМА 18. Речь и язык

Речь как особая форма психической деятельности. Речь и язык.

Основные функции речи: коммуникативная, экспрессивно-выразительная.

Физиологические механизмы речи. Роль левого полушария головного мозга в речевой деятельности. Центры речи. Единство мышления и речи. Внутренняя речь, ее роль в процессе мышления.

Виды речи. Особенности устной речи. Монологическая и диалогическая речь. Интонация и другие коммуникативные и экспрессивные возможности речи. Письменная речь и её особенности. Понимание речи, психологические основы овладения устной и письменной речью.

Роль речи в развитии психики, сознания и поведении человека.

Взаимосвязь внутренней и внешней речи. Внутренняя речь и её происхождение, важнейшие черты внутренней речи.

Становление и развитие речи ребенка. Психологические компоненты культуры речевого поведения.

Расстройства речи (афазии).

Ключевые понятия: речь, язык, внутренняя речь, внешняя речь, устная и письменная речь, монологическая и диалогическая речь, эгоцентрическая речь, афазия.

ТЕМА 19. Психология общения

Общение как особая деятельность и как форма человеческого взаимодействия. Значение общения в жизни человека.

Подходы к пониманию общения в психологии. Единство общения и деятельности.

Структура и виды общения.

Многоплановый характер общения – коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения.

Общение как обмен информацией. Понятие коммуникативных барьеров.

Средства коммуникации: вербальные и невербальные средства общения.

Речь как процесс общения с помощью языка. Невербальная коммуникация и её формы: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение.

Общение как межличностное взаимодействие. Виды взаимодействия – кооперация и конкуренция. Социальный контроль и социальные нормы. Роль и ролевые ожидания в процессах общения. Такт и бестактность в педагогическом общении. Психологический барьер в общении. Психологическое воздействие. Межличностный конфликт, его истоки, пути предотвращения и коррекция.

Общение как взаимовосприятие. Механизм социальной перцепции: идентификация и рефлексия. Идентификация и эмпатия. Исследования каузальной атрибуции. Роль установки при формировании первого впечатления. Социально – психологические эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга: эффект ореола (галоэффект), эффект новизны (первичности), эффект стереотипизации. Аттаракция.

Способы воздействия в процессе общения (заражение, внушение, убеждение, подражание).

Виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, биологическое и социальное, личное и деловое, целевое и инструментальное, вербальное и невербальное, материальное, когнитивное, кондиционное, деятельностное.

Ключевые понятия: общение, коммуникация, интеракция, социальная перцепция, вербальная и невербальная коммуникация, кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение, межличностное взаимодействие, социальные нормы,роль, ролевые ожидания, ролевые конфликты, такт, психологический барьер, межличностный конфликт, смысловой барьер, идентификация, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция, эффект новизны, эффект ореола, эффект стереотипизации, аттаракция, внушение, убеждение, подражание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.007 с.)