Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Общая характеристика педагогической деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
12.1. Сущность педагогической деятельности 12.1.1. Особенности педагогической деятельности 12.1.2. Структура педагогической деятельности 12.1.3. Функции и противоречия педагогической деятельности 12.1.4. Уровни продуктивности педагогической деятельности 12.2. Профессиональная Я-концепция учителя 12.2.1. Понятие Я-концепции 12.2.2. Профессиональное самосознание учителя 12.2.3. Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции учителя 12.3. Педагогическая направленность: понятие и структура 12.3.1. Проблема направленности в общепсихологических теориях личности 12.3.2. Понятие педагогической направленности 12.3.3. Педагогическая направленность по Л.М. Митиной 12.3.4. Структура педагогической направленности 12.3.5. Типы педагогической направленности 12.4. Мотивация и продуктивность педагогической деятельности 12.4.1. Классификация мотивов педагогической деятельности 12.4.2. Особенности проявления мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности 12.4.3. Концепция оптимальности "мотивационного комплекса" педагога 12.4.4. Основные типы центрации учителя
· Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры. o Е.А. Климовым была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий "человек - человек". o Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова: мотивация; педагогические цели и задачи; предмет педагогической деятельности; педагогические средства и способы решения поставленных задач; продукт и результат педагогической деятельности. o В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные. o Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего: целенаправленность; мотивированность; предметность. o Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности. · Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. o Структура профессионального самосознания учителя: "Я-актуальное" - то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время; "Я-ретроспективное" - то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы; "Я-идеальное" - то, каким хотел бы быть или стать учитель; "Я-рефлексивное" - то, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере. o Наиболее часто экспериментально изучаемым элементом самосознания является самооценка. В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты: операционально-деятельностный; личностный. · В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: "динамическая тенденция" (Рубинштейн С.Л.); "смыслообразующий мотив" (Леонтьев А.Н.); "основная жизненная направленность" (Ананьев Б.Г.); "динамическая организация "сущностных сил" человека" (А.С. Прангишвили) и т.д. o Структуру направленности составляют три группы мотивов: гуманистические; личные; деловые. o Психологические исследования по проблемам педагогической направленности ведутся по нескольким направлениям: определение сущности и структуры педагогической деятельности; изучение особенностей ее происхождения; исследование этапов и условий становления педагогической направленности; анализ состояния и средств ее формирования. o В зарубежных исследованиях подходы к пониманию сущности и структуры педагогической направленности группируются в русле трех направлений: бихевиористического; когнитивного; гуманистического. o Направленность - интегральная характеристика труда учителя, в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической жизнедеятельности (Л.М. Митина). · Иерархическая структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом: направленность на ребенка (и других людей); направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета). o Выбор главных стратегий педагогической деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: истинно педагогическую; формально педагогическую; ложно педагогическую. o Удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней мотивации и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной мотивации. o Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации. Центрация учителя - это не просто его направленность, но и заинтересованность, озабоченность интересами тех или иных участников педагогической системы, своеобразная психологическая обращенность, "повернутость" учителя к ним и, следовательно, столь же избирательное служение их интересам. Основные термины и понятия: деятельность, мотив, мотивация, "мотивационный комплекс", направленность, направленность педагогическая, педагогическая деятельность, самооценка, самосознание, самосовершенствование, центрация учителя, Я-концепция, Я-актульное, Я-идеальное, Я-ретроспективное, Я-рефлексивное. Вопросы и задания для самопроверки 1. Как определяется педагогическая деятельность в психолого-педагогической литературе? 2. К какой группе профессий, по Е.А. Климову, относится педагогическая деятельность? 3. Что входит в состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя? 4. Назовите основные компоненты структуры педагогической деятельности. 5. Что является предметом педагогической деятельности? 6. Какие средства педагогической деятельности Вы знаете? 7. Что, по вашему мнению, является продуктом педагогической деятельности? 8. Назовите основные функции педагогической деятельности. 9. В чем суть коммуникативной функции педагогической деятельности? 10. В чем проявляются основные противоречия педагогической деятельности? 11. Дайте характеристику основных уровней продуктивности педагогической деятельности по Н.В. Кузьминой. 12. Дайте определение понятию "Я-концепция". 13. Как проявляется профессиональное самосознание учителя в его деятельности? 14. Какие функции выполняет самосознание в жизнедеятельности человека? 15. Назовите структуру профессионального самосознания учителя. 16. Чем отличается "Я-ретроспективное" от "Я-идеального"? 17. Какое место самооценка занимает в структуре профессиональной Я-концепции учителя? 18. Как соотносятся понятия "самооценка" и "самоотношение"? 19. В чем особенности операционально-деятельностного аспекта самооценки учителя? 20. Как рассматривается проблема направленности в общепсихологических теориях личности? 21. Дайте определение понятия "педагогическая направленность". 22. Назовите основные направления психологических исследований по проблемам педагогической направленности. 23. Как трактуется педагогическая направленность в гуманистической психологии? 24. Чем отличается точка зрения Л.М. Митиной на педагогическую направленность от точки зрения Н.В. Кузьминой? 25. Что включает в структуру педагогической направленности Л.М. Ахмедзянова? 26. Какие типы педагогической направленности выделяет Н.В. Кузьмина? 27. Как классифицирует учителей Л. Фестингер на основе их заключений о результативности учащихся? 28. Чем отличаются учителя, ориентированные на "развитие", от учителей, ориентированных на "результативность"? 29. Назовите основные виды мотивов педагогической деятельности. 30. Как проявляются особенности мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности? 31. Дайте характеристику "мотивационного комплекса" педагога. 32. Что значит оптимальность "мотивационного комплекса" учителя? 33. Назовите основные типы центрации учителей по А.Б. Орлову.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.177 (0.008 с.) |