Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль педагогической психологии в цикле обучения↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогическая психология - одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки педагогов-психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии обучения и в прикладной деятельности практического психолога.
Количество часов Педагогическая психология входит в цикл дисциплин предметной подготовки (ДПП.Ф.02) и читается студентам очной формы обучения в объеме 182 час., а студентам заочной формы обучения в VII, VIII, IX семестрах. Примерный объем дисциплины и виды учебной работы:
Описание программы Основное содержание курса представлено в четырех разделах. В первом разделе студенты знакомятся с предметом, задачами и проблемами педагогической психологии. Рассматриваются концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития. Здесь студенты знакомятся с основными методами и категориями педагогической психологии. Во втором разделе рассматриваются разные аспекты психологии обучения. Студенты изучают основные виды, условия и механизмы научения, зарубежные подходы к исследованию законов усвоения социального опыта, современные отечественные концепции научения. Большое внимание уделяется изучению возрастных особенностей усвоения социального опыта, структуры учебной деятельности. Третий раздел посвящен вопросам психологии воспитания, формирования личности, ее мировоззрению в учебной деятельности. Последний, четвертый раздел посвящен ознакомлению студентов с психологической сущностью педагогической деятельности, проблемой педагогических способностей, изучению основных стилей педагогической деятельности, а также специфике педагогического общения и его психологическим характеристикам. В конце каждой темы указан список основной и дополнительной литературы, а также список вопросов и заданий для самостоятельного более углубленного изучения темы.
Цели и задачи курса Цель курса: - помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации. В результате изучения курса студенты: должны знать: · основные методологические подходы к изучению психолого-педагогических явлений; · отечественные и зарубежные теории научения и учения; · основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и психического развития; · теорию учебной деятельности; · психологические механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования умений и навыков; · психологические механизмы воспитания; · психологические основы педагогической деятельности. должны уметь: · определять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия; · определять особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность; · определять факты, механизмы, закономерности развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления; · определять уровни усвоения знаний, сформированности умений и навыков; · применять психодиагностические методики для определения уровня интеллектуального и личностного развития в учебно-познавательной деятельности; · решать психолого-педагогические проблемные ситуации; · конструировать учебно-воспитательные ситуации, выступающие в качестве средств управления интеллектуального и личностного развития.
Формы проведения занятий Программа данного курса рассчитана на профессиональную подготовку студентов по специальности 031000 «Педагогика и психология». Учебная программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта и предусматривает систему лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий дополняющих друг друга. 1.7. Формой контроля студентов являются: письменные контрольные работы, тестовые задания, доклады и рефераты, устные выступления, отчеты по лабораторным работам, зачет, экзамен. 1.8. Итоговый контроль: зачет - IV семестр; экзамен – V семестр. Студенты должны продемонстрировать: - знание основных понятий курса; - умение анализировать процессы обучения и воспитания с позиции знания психологических закономерностей; - умение поставить и сформулировать цели развивающего обучения и воспитания; - умение выделять психологические аспекты в решении педагогических задач.
Учебная программа Содержание изучаемого учебного материала, соответствует требованиям ГОС (2005 года), и учитывает специфику подготовки студента по специальности 031000 «Педагогика и психология». Для студентов психолого-педагогического факультета ГОСом предусматривается следующее содержание курса. Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Психология педагогического коллектива. Психологические основы организации педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Психология воспитания. Психология обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Соотношение обучения и воспитания. 3. Календарно-тематический план
4. Методические рекомендации по изучению дисциплины Изучение курса «Педагогическая психология» предполагает формирование целостного представления о профессиональной педагогической деятельности и развитие готовности к ее освоению. В связи с этим процесс обучения имеет комплексный характер: он включает ознакомление студентов с теоретическими основами педагогической деятельности, семинарские занятия, ориентированные на использование теоретических знаний по отношению к процессу анализа проблемных педагогических ситуаций, лабораторный практикум, целью которого является развитие профессионального самосознания студентов как будущих преподавателей психологии, педагогов-психологов, самостоятельную работу с психологической литературой при написании курсовой работы. Написание курсовой работы предполагает активную самостоятельную деятельность студентов не только с научной и методической литературой, но и с различными тестами и методиками, поскольку обязательным условием курсовой работы является эксперимент. Результаты экспериментального исследования должны быть подвергнуты математической обработке. Курсовая работа, как и реферат, оформляется в соответствии со специальными требованиями. При изучении курса педагогической психологии важно фиксировать изучаемый материал в письменной форме (особенно результаты наблюдений в школе). Это необходимо делать, чтобы избежать субъективизма при анализе и оценке деятельности других субъектов образовательного процесса, а также для практического использования конспектов в период учебно-ознакомительной практики. В случае отсутствия студента на занятии он обязан представить преподавателю конспект самостоятельно проработанного материала. Одна из главных задача курса - научить студентов самостоятельной работе - составления психологической характеристики личности и классного коллектива, а также психологическому анализу педагогических мероприятий (урока, внеклассного мероприятия). Цель самостоятельной работы студентов - развитие практических умений составления психологических характеристик разного типа. Основные направления самостоятельной учебной деятельности студентов: 1. Развитие у студентов практических умений составления психологической характеристики личности учащегося. 2. Развитие у студентов практических умений составления психологической характеристики классного коллектива. 3. Развитие у студентов практических умений психологического анализа урока. 4. Развитие у студентов практических умений психологического анализа воспитательного мероприятия. 5. Развитие у студентов практических умений комплексного диагностического исследования коммуникативной компетентности участников образовательного процесса. Формы самостоятельной работы студентов: 1. Конспектирование лекций и их дополнение фактами и примерами из житейской практики. 2. Самостоятельная работа с учебником И.А. Зимней «Педагогическая психология» и конспектирование соответствующих разделов в дополнение к конспектам лекций. 3. Самостоятельная работа с дополнительной литературой с целью написания курсовой работы (темы прилагаются). 4. Психологический анализ личности учащегося, классного коллектива, урока, внеклассного мероприятия. Формы методической помощи студентам в организации самостоятельной работы: 1. Учебное занятие по ознакомлению со спецификой самостоятельной работы с учебником по педагогической психологии и с научной психолого-педагогической литературой. 2. Учебное задание по разъяснению специфики работы, связанной с психологическим анализом личности учащегося, классного коллектива, урока, внеклассного мероприятия. 3. Учебное занятие по ознакомлению студентов с основами психодиагностической работы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.195 (0.01 с.) |