Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 11-12. Психология полисубъектного взаимодействия в социально - педагогической среде

Поиск

А. Вопросы для теоретической подготовки

1. Межличностное взаимодействие как условие развития личности.

2. Парадигмальный подход к процессу взаимодействия субъектов образовательного процесса.

3. Педагогическая технология кооперативного учения.

4. Педагогический коллектив и его роль в организации гуманистиче­ски ориентированного полисубъектного взаимодействия в социально-образовательной среде.

5. Психология взаимодействия семьи и школы.

Б. Практические упражнения

Сравнительный анализ субъектной позиции разных участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей)

1-й этап Студенты делятся на 3 группы: «Учащиеся», «Учителя», «Родители». Каждая группа продумывает ответы на вопросы (15 мин.):

1) В чем, с Вашей точки зрения, заключается цель образования уча­щихся?

2) Что, с Вашей точки зрения, побуждает учащихся к образованию?

3) Что Вам нравится в современной системе образования?

4) Какие проблемы в современном образовании особенно волну­ют Вас?

2-й этап. Каждая группа делится своими ответами, преподаватель фиксирует их на доске (15 мин.).

3-й этап. Студенты с помощью преподавателя отыскивают в своих высказываниях положения, объединяющие разных субъектов обра­зовательного процесса и отличающие их (10 мин.).

Комментарии преподавателя: Позиции разных участников обра­зовательного процесса похожи друг на друга, однако стереотипы пе­дагогического деятельности часто мешают продуктивному взаимо­действию между ними (5мин.).

Лабораторное занятие 5: Учебно-педагогическое сотрудничество как условие эффективности образовательного процесса

Цель: ознакомление студентов с педагогической технологией кооперативного учения.

Оборудование: текст стихотворения (1 на группу из 4-х человек), задания по тексту (1 на группу), карточки с обозначением функцио­нальных ролей.

Ход работы:

1. Студенты разбиваются на группы по 4 человека и знакомятся со своими функциональньми ролями в группе.

2. Студенты выполняют ряд заданий по тексту, ориентированных на его понимание.

3. Процедура проверки степени понимания стихотворения:

а) ответы на вопросы по содержанию стихотворения;

б) подбор эпитетов к выделенным понятиям из области раз­ных наук.

4. Сочинение собственного стихотворения.

5. Ознакомление присутствующих со своим творчеством.

6. Рефлексивный анализ групповой деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.

2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

3. Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура пе­дагога. - Псков, 1999.

4. Иванова С.П. Психология полисубъектного взаимодействия в социаль­но-педагогической среде. - Псков, 2000.

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от ти­пологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.

7. КоротаеваЕ.В. Директор-учитель-ученик: пути взаимодействия. / Дирек­тор школы. №5. - М., 2000.

8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - Нальчик, 1996.

9. Лийметс Х.И. Групповая работа науроке. - М., 1976.

10. Педсовет: идеи, методики, формы.- М.: Педагогический поиск, 2000.

11. Посталюк И.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху.- Казань, 1992.

12. Психолого-педагогическая проблема взаимодействия учителя и учащих­ся. / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляуднс.- М., 1980.

13. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1998.

Семинар 13-14. Гуманитарная экспертиза образования. Школьная психологическая служба

А. Вопросы для теоретической подготовки

1. Общая характеристика гуманитарной экспертизы образования.

2. Средства и условия проведения гуманитарной экспертизы обра­зования.

3. Требования к экспертам.

4. Школьная психологическая служба.

5. Основные направления психологической помощи в сфере обра­зования.

Б. Практические задания

Задание 1. Ознакомление студентов с некоторыми аспектами де­формации профессионально-педагогической деятельности.

Ход работы:

1) Методика «Стресс усердия» (В книге Рогова Е.И Учитель как объект психологического исследования. - М, 1998, стр. 188-192.

2) Анкеты «Барьеры педагогической деятельности» (там же, стр. 217-220).

3) Тест «Восприятие индивидом группы» (там же, стр. 399-404). Рефлексивный анализ полученных результатов.

Комментарии преподавателя.

Рекомендуемая литература

1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. - М., 2000.

2. Братченко С.Л. Введение в гуманистическую экспертизу образования (пси­хологические аспекты). - М., 1999.

3. Жугикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М., 1988.

4. Любимова Т.Г. Уроки жизни. Занятия по развитию социального интел­лекта у школьников. - Чебоксары, 2000.

5. Мид М. Культура и мир детства - М., 1988.

6. Овчарова В.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.

7. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М., 1990.

8. Рогов Е. И Учитель как объект психологического исследования. - М., 1998.

9. Талызина Н Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

10. Эрик Эриксон Детство и общество. - СПб., 2000.

11. Ясвин В.А Экспертиза школьной образовательной среды. / Директор школы - №2. - М., 2000.

12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектирова­нию. - М., 2001.

6. Примерные вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «Педагогическая психология»

 

6.1. Примерные вопросы к зачету



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.27 (0.007 с.)