Целостный подход в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целостный подход в психологии.



Несостоятельность старой психологии подчеркивали и бихевиористы, и психоаналитики. Первые в корне, как казалось тогда, изменили понимание предмета психологии, оставив, правда, старое понимание сознания, утверждая, что это не тот предмет, который следует изучать научно, то есть объективно. Психоанализ был против отождествления в «академической» психологии сознания и психики. Вертгеймер и другие исследователи, которых причисляют к направлению «целостная психология», стали критиковать еще один методологический постулат старой психологии: принцип элементаризма. Согласно этому постулату, сознание можно было разложить на элементарные составляющие и установить связи между ними. Таким образом, сознание понималось, как говорят современные исследователи, как «суммативная система»: целое (сознание) отождествлялось с суммой входящих в него частей (ощущений, представлений).

Идеи целостности сознания появляются у отдельных мыслителей уже начиная с сер. XIX века. Особенно часто высказывали эти идеи немецкие или немецкоязычные исследователи. Они связывались в их творчестве с идеями единства и активности сознания.

Один из законов сознания, сформулированный Вундтом, назывался законом «творческого синтеза». Согласно этому закону, уже в простом восприятии, например, музыкального аккорда, отчетливо обнаруживается, что оно есть нечто большее, чем «простая сумма одиночных тонов».

Эта закономерность проявляется при действии так называемой апперцепции, то есть духовной активности со стороны субъекта, который может произвольно комбинировать те или иные элементы сознания, как это происходит, например, при создании произведений искусства и логическом мышлении. Таким образом, Вундт рассматривал сознание в строгом смысле не как суммативную, а как «организованную» систему.

Постановка проблемы целостности в австрийской школе.

Австрийская школа развивала в основном идеи Франца Брентано, своего непосредственного учителя. Брентано считал сознание изначально единым, то есть целостным.

Австрийский психолог Христиан фон Эренфельс обратил внимание на то, что восприятие мелодии в известной степени независимо от входящих в его состав ощущений звуков: при транспонировании в другую тональность звуки могут изменяться, а восприятие мелодии сохраняется. И тогда Эренфельс формулирует следующую проблему: откуда берется это новое «качество целостности», или, как его называет Эренфельс, «гештальт-качество» (от немецкого слова Gestalt, которое обычно переводится как «форма» или «структура»)? Решает он её следующим образом: восприятие мелодии представляет собой еще одно, новое, содержание сознания, которое автоматически появляется в сознании, как только в нем возникнут составляющие мелодию звуки.

Глава Австрийской школы Алексиус Мейнонг считает гештальт-качество результатом специального «продуктивного» духовного акта. По Мейнонгу, в действительности существуют только звуки, которые непосредственно воспринимаются субъектом. Чтобы воспринять мелодию, а не набор звуков, субъект должен совершить акт «установления отношений между звуками», который приведет к тому, что в сознании возникнет новое представление, качественно

отличное от представлений звуков. Таким образом, восприятие не есть зеркальное отражение

физической реальности; восприятие есть результат специальной «целостнообразующей»

духовной деятельности.

Это новое представление прибавляется к старым как некий новый элемент. Таким образом, решение проблемы целостности в Австрийской школе не вышло за рамки элементаристского подхода к сознанию. Против этого и выступила гештальт-психология, представители которой пытались показать, что нельзя говорить о какой-то суммации ощущений в целостный образ восприятия - восприятие изначально целостно. Не целое образуется из суммации элементов, а, наоборот, элементы определяются свойствами целого, в состав которого они входят.

 

Выберите правильный вариант ответа.

Аристотель… а) делает акцент на знание и мудрость, б) считает душу сущностью тела, наделенного жизнью, в) ставит целью познание царящего во Вселенной порядка, г) все ответы верны, д) все ответы не верны.

Декартова концепция человека… а) дуалистична, б) механистична, в) отвергает идею души как сущности человека, г) опирается на идею рефлекторного характера психики, д) опирается на разум, освященный верой, е) материалистична, ж) все ответы верны, з) все ответы не верны.

Гуманистическая школа психологии… а) ориентирована на расцвет потенциальных возможностей человека, б) сделала целью воспитания личностный рост, в) отводит главную роль индивидуальному опыту, г) является ветвью экзистенциализма, д) все ответы верны, е) все ответы не верны.

Аристотель: б)

Декарт: а) (?)

Гуманисты: д) (?)

 

Билет № 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.004 с.)