Ассоциация как явление и как механизм работы сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассоциация как явление и как механизм работы сознания.



Само явление ассоциации как некоторой «связи идей» было известно еще в древности, но термин «ассоциация» предложил Дж. Локк.

«Некоторые наши идеи имеют естественное соотношение и связь между собой.

Назначение и преимущество нашего разума заключается в том, чтобы прослеживать и

поддерживать их вместе в том сочетании и соотношении, которое основано в свойственном

им бытии. Кроме этой связи есть еще другая связь идей, целиком обязанная случаю или

обычаю: идеи, сами по себе вовсе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так,

что очень трудно разделить их».

После Локка в английской эмпирической психологии появляется течение ассоци-

анизма, которое ставит ассоциацию во главу угла и считает ее не просто основным, а

единственным механизмом работы сознания.

Д. Беркли сделал попытку объяснить механизмом ассоциации явления зрительного восприятия пространства. У Беркли идеи (ощущения) есть некая самодостаточная реальность, только и известная субъекту сознания. Критерием истины у Беркли считается ясность и отчетливость чувственного восприятия, ощущений. В трактате «Опыт новой теории зрения» Беркли исследует вопрос, который до сих пор интересует психологов: каким образом человек воспринимает пространственные характеристики видимых объектов? «Я знаю с очевидностью, что расстояние само по себе не воспринимается, что, следовательно, оно должно восприниматься через посредство некоторой другой идеи, воспринимаемой непосредственно и притом изменяющейся вместе с различными степенями расстояния».

Беркли считает, что такими «опосредствующими» идеями являются, во-первых, ощущения от поворота глаз и другие мышечные и осязательные ощущения, которые возникают, например, при перемещении к какому-либо предмету; во-вторых, степень неясности объектов (в случае близлежащих предметов); в-третьих, «яркость» отдаленных объектов. Связь между идеей расстояния и данными «опосредствующими» идеями образуется в опыте. Но связь между одними и другими зрительными идеями и идеями зрения и осязания не есть необходимая связь: она образуется только при временном совпадении двух различных идей.

Ассоциация станет объяснительным принципом всех познавательных процессов в работах младшего современника Беркли Д. Юма. Он продолжает развивать предложенное предшественниками понимание сознания как «непосредственно» данной нам реальности. Ощущения - вот что самое достоверное, считает Юм. Причем его не просто не интересует то, что «стоит за ощущениями» - душа, например, - он считает, что никаких материальных и духовных субстанций вообще нет.

Английский учёный и врач Д. Гартли стал одним из основоположников ассоциативной психологии. Вся душевная жизнь строится на основе ассоциирования друг с другом трёх типов элементов: ощущений, мыслей (идей) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности. Опираясь на успехи физиологии и медицины, он соединил понятие о рефлексе и понятие об ассоциации. Начало психической деятельности связано с внешними воздействиями на НС, которые передаются от органов чувств через мозг к мышцам. Эти воздействия запечатлеваются в виде ощущений и их следов – идей. Частое повторение смежных ощущений приводит к тому, что одно ощущение вызывает всю цепь следов, оставленных в НС другими ощущениями (связанными с ним в прежнем опыте). Когда в эту цепь включается новый раздражитель – слово, то зарождаются воля и мышление. Слово начинает замещать и вызывать по ассоциации те действия, для возникновения которых прежде требовались прямые чувственные воздействия.

В нач. ХIХ в. ассоцианизм достигает апогея своего развития. Д. Милль является автором одной из завершенных систем ассоциативной психологии. Он называет ее «ментальной механикой», в которой все психические процессы могут быть сведены к механическим явлениям. Элементами сознания являются ощущения и их копии - идеи; в нечто более сложное они складываются благодаря последовательным и одновременным ассоциациям. Восприятие предмета строится на основе одновременных ассоциаций, то есть целостное восприятие предмета возникает как результат связывания всех входящих в это целое ощущений разных модальностей.

Выберите правильный вариант ответа.

Философы средневековья… а) полностью отвергали идеи Аристотеля о душе, б) опирались на учения богословов, в) защищали догматы христианской религии, г) были вульгарными материалистами, д) развивали учение Платона, е) все ответы верны, ж) все ответы не верны.

Классический психоанализ… а) опирался на практику лечения истерических неврозов, б) сделал предметом бессознательного влечения человека, в) определил либидо как энергию, соответствующую потребности в самореализации личности, г) ввел в психологию метод «свободных ассоциаций», д) все ответы верны, е) все ответы не верны.

Гештальтпсихологии… а) сделали предметом психологии образы восприятия, б) определили гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию, в) трактовали интеллект как поведение, г) ввели в психологию идею инсайта, д) определили гештальты как элементы сознания, е) все ответы верны, ж) все ответы не верны.

 

Билет № 8

Психология - наука о душе.

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием “душа”. Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п.

Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Так, Демокрит (460-370 гг. до н. э.) считал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. По его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов.

В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.

Платон постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей - идей о сущностях предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели вообще, красоты вообще, справедливости вообще. То, что происходит на земле в повседневной жизни людей, есть лишь отражение, тень этих общих идей. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир идей.

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то.

«...Душа,- писал он,- необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела».

Аристотель заложил глубокие основы естественнонаучного подхода к изучению психики. Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира.

«Новая экспериментальная психология» объявила понятие души метафизическим и отказалась от рассмотрения как самого этого понятия, так и связанных с ним нравственно-этических выводов. И только в последние десятилетия духовные аспекты жизни человека стали интенсивно обсуждаться в психологии в связи с такими понятиями, как зрелость личности, рост личности, здоровье личности и т. п. И многое из того, что сейчас обнаруживается, вполне перекликается с этическими следствиями учения о душе выдающихся античных философов.

 

Проанализируйте приведенный пример. Объясните, как связаны между собой повседневная жизнь и бессознательное. В какой форме подавленные влечения просачиваются в сознание?

«Заседание закрыто… Ах, простите… Заседание открыто», - объявляет председатель.

 

Билет № 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.007 с.)