Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие психоанализа в работах А. Адлера и К. Юнга.

Поиск

А. Адлер.

А. Адлер (один из первых единомышленников Фрейда) первым же и отошел от него, создав свое учение, названное им «индивидуальной психологией». Отторгая пансексуализм Фрейда как некую догму, Адлер попытался обратиться к психологии обычного человека, у которого могут быть и другие проблемы. Он считал врождённое стремление к совершенству исходной и основной тенденцией развития личности.

Главная из целей человека - это «совершенство». Но его творческие стремления уже в детстве встречают препятствия. Ребенок сравнил свои возможности с необходимыми для достижения выбранной им цели - и ощутил свою несостоятельность, у него возник «комплекс неполноценности». Однако при умелом воспитании даже при существенных физических и иных недостатках этот комплекс может не возникнуть у ребенка или быть преодолен. Именно взрослый и должен помочь ребенку выработать соответствующие механизмы компенсации дефекта, которые зачастую приводят даже к сверхкомпенсации. Иногда эти механизмы находятся ребенком самостоятельно и тогда вырастают сильные, волевые личности, «сделавшие себя сами».

Учение Адлера оппозиционно к характерологии Фрейда. Его отделяют от последнего две идеи: идея социальной основы развития личности и идея финальной направленности этого процесса. Индивидуальная психология отрицает обязательную связь характера и вообще психологического развития личности с органическим субстратом. Вся психическая жизнь индивида есть смена боевых установок, направленных к разрешению единой задачи - занять определенную позицию по отношению к имманентной логике человеческого общества, к требованиям социального бытия. Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая реализация.

К. Юнг.

Когда Карл Густав Юнг встретился с Фрейдом, он уже был сложившимся ученым, психиатром по образованию.

Одним из первых Юнг приходит к мысли о том, что для понимания человеческой личности - здоровой или больной - необходимо выйти за пределы формул естествознания. Не только медицинские учебники, но и вся история человеческой культуры должна стать открытой книгой для психиатра. Болеет личность, которую, в отличие от организма, можно понять лишь через рассмотрение ее социально-культурного окружения, сформировавшего ценности, вкусы, идеалы, установки... Для понимания нормы и патологии необходимо выйти на макропроцессы культуры, духовной истории человечества, в которую включается и которую интериоризует индивид.

Юнг признает существование, кроме личного, еще и так называемого коллективного бессознательного.

К.Г. Юнг: «Содержания этого коллективного бессознательного не личные, а коллективные, другими словами, принадлежат не одному какому-нибудь лицу, а, по меньшей мере, целой группе лиц; обыкновенно они суть принадлежность целого народа или, наконец, всего человечества. Содержания коллективного бессознательного не приобретаются в течение жизни одного человека, они суть прирожденные инстинкты и первобытные формы постижения - так называемые архетипы, или идеи. Ребенок, хотя и не имеет врожденных представлений, обладает высокоразвитым мозгом, который имеет возможность определенным образом функционировать. Мозг унаследован нами от предков. Это органический результат психических и нервных функций всех предков данного субъекта... В мозгу заложены переформированные инстинкты, а также и первобытные типы, или образы, основания, согласно которым издавна образовывались мысли и чувства всего человечества, включающие все громадное богатство мифологических тем».

Одной из граней таинственности бессознательного является то, что в человеке одновременно живут несколько личностей - и он может это не осознавать. Этот факт известен психиатрам под названием «расщепление» или «раздвоение» личности, когда больной в разные периоды своей жизни ведет себя то как один, то как другой человек со своим характером, склонностями, даже со своим собственным именем. Но Юнг показал, что в каждом нормальном человеке тоже имеется такое «расщепление». Существует то, что Юнг называет «Персоной». Это «социальный характер», некая «маска», которую человек надевает на себя, отправляясь в общество. Это «внешний характер». Есть и «внутренний характер», который Юнг называет «Анимой», то есть собственно душой. Есть и другие «личности» в человеке: это и собственно Я как субъект сознания, и «Тень» как олицетворение всего негативного и агрессивного в человеке (то, что Фрейд называл «Оно»), и «Самость» как субъект всей психики вообще и тем самым некая «идеальная личность», и другие. Для человека самое главное, по Юнгу, понять свою «Самость», а это включает познание не только сознательного Я, но и всех многообразных сфер бессознательного. Познать самого себя и быть самим собой - это, по Юнгу, важнейшее условие свободного развития человека. Этот процесс Юнг называет индивидуацией и утверждает, что если «существенно задерживать развитие индивидуальности – значит, искусственно калечить ее».

Юнгу принадлежит также классификация типов по дихотомиям мышление/чувство, сенсорика/интуиция, экстра-/интраверсия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.007 с.)