Изменение представления о предмете психологии в ходе ее исторического развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение представления о предмете психологии в ходе ее исторического развития.



Билет №1

Прокомментируйте следующее мнение. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите по крайней мере 5 доводов «за» и «против».

Психология – это не наука, а самая что ни есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих, – чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на Ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать Ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем этим, – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!

1) Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.

Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

2) Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб.

Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3) Ещё одно отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера.

4) Существует различие в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Преимущество научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато-и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Билет №2

Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.

Психология - наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики. +

Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. +

Психология - отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

Психология - наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

Билет №3

Возникновение и развитие эмпирической психологии сознания.

См. Билет №1

Билет №4

Прокомментируйте приведенное высказывание. Согласны ли Вы с его автором и почему? О какой особенности психического знания идет речь? Как называется этот феномен на языке современной психологической науки?

Мыслящий индивид не может расщепиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждением.

Возможность раздвоения сознания, или интроспекция, существует. Но она существует не всегда: например, раздвоение сознание невозможно при полной отдаче какой-либо деятельности или переживанию. Когда же все-таки оно удается, то наблюдение как вторая деятельность вносит искажение в основной процесс.

 

Билет № 5

Ниже приведен отрывок из работы У. Джемса. Выпишите его аргументы в пользу ненаучности психологии. Можете ли Вы возразить автору по всем этим пунктам? Проанализируйте современный этап развития психического знания. Какие доводы У. Джемса сохранили, а какие утратили свою силу?

Называя психологию естественной наукой, мы хотим сказать, что она в настоящее время представляет собой совокупность отрывочных эмпирических данных; что в ее пределы отовсюду неудержимо вторгается философский критицизм и что коренные основы этой психологии, ее первичные данные должны быть обследованы с более широкой точки зрения и представлены в совершенно новом свете… Даже основные элементы и факторы в области душевных явлений не установлены с надлежащей точностью. Что представляет собой психология в данную минуту? Кучу сырого фактического материала, порядочную разноголосицу во мнениях, ряд слабых попыток классификации и эмпирических обобщений чисто описательного характера, глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состоянием сознания, а мозг наш обуславливает их существование, но в психологии нет ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово в области физических явлений, ни одного положения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путем. Нам неизвестны даже те факторы, между которыми могли бы быть установлены отношения в виде элементарных психических актов. Короче, психология еще не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой.

 

Билет № 6

Билет № 7

Билет № 8

Психология - наука о душе.

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием “душа”. Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п.

Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Так, Демокрит (460-370 гг. до н. э.) считал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. По его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов.

В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.

Платон постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей - идей о сущностях предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели вообще, красоты вообще, справедливости вообще. То, что происходит на земле в повседневной жизни людей, есть лишь отражение, тень этих общих идей. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир идей.

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то.

«...Душа,- писал он,- необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела».

Аристотель заложил глубокие основы естественнонаучного подхода к изучению психики. Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира.

«Новая экспериментальная психология» объявила понятие души метафизическим и отказалась от рассмотрения как самого этого понятия, так и связанных с ним нравственно-этических выводов. И только в последние десятилетия духовные аспекты жизни человека стали интенсивно обсуждаться в психологии в связи с такими понятиями, как зрелость личности, рост личности, здоровье личности и т. п. И многое из того, что сейчас обнаруживается, вполне перекликается с этическими следствиями учения о душе выдающихся античных философов.

 

Проанализируйте приведенный пример. Объясните, как связаны между собой повседневная жизнь и бессознательное. В какой форме подавленные влечения просачиваются в сознание?

«Заседание закрыто… Ах, простите… Заседание открыто», - объявляет председатель.

 

Билет № 9

Билет № 10

Билет № 11

З.Фрейд – см. Билет №5

Установка и бессознательное в психологической школе Д.Н. Узнадзе.

Теория этой школы чаще всего называется «психологией установки». «Фиксированная установка» возникает после ряда специальных «фиксирующих» опытов.

Испытуемому дают в руки (в каждую по одному) два шара, совершенно одинаковые по всем свойствам, кроме, например, объема: один шар явно больше другого по объему. Каждый раз этот

больший по объему шар дается, например, в левую руку. А далее происходит следующее.

Д.Н. Узнадзе: «Через определенное число повторных воздействий (обычно через 10-15

воздействий) субъект получает в руки пару равных по объему шаров с заданием сравнить их

между собой. И вот оказывается, что испытуемый не замечает, как правило, равенства этих

объектов, наоборот, ему кажется, что один из них явно больше другого, причем в

преобладающем большинстве случаев в направлении контраста, то есть большим кажется

ему шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объему

шар... Бывает и так, что объект кажется большим в другой руке, то есть в той, в которую

испытуемый получал больший по объему шар.

В этих случаях мы говорим об ассимилятивном феномене. <…> Мы видим, что везде, во всех этих опытах, решающую роль играет не сенсорный материал, возникающий в особых условиях этих задач, или что-нибудь иное, характерное для них. Решающее значение в этом процессе, нужно полагать, имеют наши предварительные экспозиции. В процессе повторного предложения их у испытуемого вырабатывается какое-то внутреннее состояние, которое подготовляет его к восприятию дальнейших экспозиций». Это «внутреннее состояние» было бессознательным. Его

бессознательность доказывалась следующим экспериментом.

«Предварительные экспозиции» проводились с испытуемым, находящимся в состоянии

гипноза. После пробуждения он ничего не помнил из того, что делал во время гипноза. И тут

же ему предъявили «критическую экспозицию»: дали в руки шары, допустим, равного объема. И при этом - уже вполне сознательном - восприятии испытуемый обнаруживал установку, которая

сформировалась у него, когда он находился в состоянии гипноза, то есть она оставалась для него бессознательной. Другая характерная черта установки - ее "целостность" обнаруживалась в не менее остроумных экспериментах. Установка формировалась, допустим, на материале шаров, предъявляемых зрительно. А «критическая экспозиция» происходила на материале шаров, даваемых в руки. И сформированная ранее на другом материале установка все равно «срабатывала»: равные по объему шары казались неодинаковыми.

В школе Узнадзе выделяли еще и так называемые первичные установки. Они

возникают при встрече некой имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и ситуации удовлетворения этой потребности - с другой. Так называемый импринтинг у некоторых высших позвоночных: известный австрийский ученый Конрад Лоренц обнаружил, что гусята, только что вылупившись из яиц, начинают следовать за первым движущимся предметом, попавшим в их поле зрения. Обычно этим предметом оказывается гусыня. Но если они вместо нее увидят движущийся мяч или даже человека - происходит «импринтинг», то есть запечатление в их памяти данного предмета как предмета, за которым нужно всегда следовать. Врожденная потребность следовать за кем-то встретилась с конкретной ситуацией, и произошло формирование установки как готовности действовать определенным образом.

Второй тип (и уровень) установок - целевые установки. Они изучены лучше всего. Это готовность субъекта совершать определенные действия в соответствии с выбранной им целью (какие бы мотивы ни стояли за выбором этой цели).

А.Г. Асмолов: «В поздний вечерний час охотник с нетерпением подстерегал в засаде кабана. И вот, наконец, долгожданное событие произошло, листья кустарника качнулись, и... грянул выстрел. Охотник кинулся к подстреленному «кабану», но вместо кабана он увидел девочку. Сила целевой установки, готовности увидеть именно то, что он ожидал и хотел увидеть, была столь велика, что сенсорное содержание, возникшее в процессе восприятия объекта (девочки), преобразовалось в иллюзорный образ кабана...»

Асмолов выделяет еще один, более низкий уровень установок: операциональные установки. Они возникают в условиях решения задачи в определенной конкретной ситуации, когда у субъекта уже имеется опыт поведения в подобных ситуациях и установки «актуализируются» иногда независимо от воли и желания субъекта. Фиксированные установки - хороший пример операциональных установок. Можно выделить и более низкий уровень установок, которые, вероятно, и установками уже нельзя назвать: это, например, определенная готовность мышечного аппарата к взятию того, или иного предмета, то есть речь идет уже о некоторых физиологических или психофизиологических механизмах реализации поведения.

 

Билет № 13

Билет № 14

Билет № 15

Отрасли психологии.

Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни.

К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:

- общая психология;

Изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека: познавательные, эмоциональные процессы, а также процессы регуляции деятельности, психические состояния человека.

- психология личности;

Занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.

- дифференциальная психология;

Изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.

- психофизиология;

Изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью НС.

- нейропсихология;

Занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций.

- социальная психология;

Изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.

- психология развития (возрастная психология);

Изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности.

- зоопсихология.

Изучает психику животных, врождённые и приобретённые формы их поведения.

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определённых сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

- педагогическая психология;

Изучает закономерности обучения и воспитания человека.

- медицинская психология;

Изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней.

- юридическая психология;

Занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики.

- экономическая психология;

Изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми.

- психология труда;

Это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда.

- политическая психология;

Изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе.

- психология спорта;

Рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов.

- психология искусства;
Исследует закономерности творческой деятельности, психологические механизмы создания произведений искусства.

- психология религии;

Направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений, чувств верующих людей; а также религиозных традиций, обрядов, культов.

- психология семьи.

Занимается изучением психологических вопросов формирования семьи, анализом межличностных отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.

 

Билет № 17

Классификация неосознаваемых психических процессов (Ю.Б. Гиппенрейтер и А.Г. Асмолова)

Ю. Б. Гиппенрейтер выделяет три больших класса феноменов бессознательного:

1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

2) неосознаваемые побудители сознательных действий;

3) «надсознательные» процессы.

К первой группе относятся, во-первых, так называемые автоматизмы, то есть автоматизированные действия и навыки. Одни из них - типа ходьбы - сформировались еще до осознавания ребенком подобных процессов, другие - типа навыков игры на фортепиано - формировались когда-то как вполне осознанные, развернутые действия и только с течением времени «автоматизировались» и перестали быть под контролем сознания. Сюда же относятся «бессознательные умозаключения» Гельмгольца, которые представляют собой неосознаваемые механизмы перцептивной деятельности субъекта. Во-вторых, к этой группе относятся явления установки, изучаемые в школе Узнадзе. В-третьих, Гиппенрейтер относит к этой первой группе неосознаваемых явлений еще и «неосознаваемые сопровождения» сознательных действий: то, что называется идеомоторикой, то есть неконтролируемый человеческим сознанием «выход» испытываемых человеком чувств и занимающих его мыслей в различные внешние формы: дрожание рук, блеск глаз и многое другое. Ко второй группе Гиппенрейтер относит, прежде всего, явления, изучаемые в психоанализе. К третьей группе «надсознательных» процессов относятся процессы творчества, потеря и приобретение веры, которые часто происходят для человека незаметно, неосознанно.

Асмолов выделяет надиндивидуальные неосознаваемые явления. Они имеют социальное происхождение и представляют собой усвоенные субъектом (как членом той или иной группы) образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на деятельность не осознается субъектом и не контролируется им.

 

Билет № 18

Билет № 19

Билет № 19

Билет №1

Изменение представления о предмете психологии в ходе ее исторического развития.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Современная психология берет свое начало в античной философии. В ее рамках были впервые сформулированы представления о предмете нашей науки - психология тогда была наукой о душе.

Душа была неким объяснительным понятием для множества разнообразных явлений человеческой психики и поведения, то есть выступала как особая сущность, лежащая «за» явлениями и объясняющая их. На самом деле объяснение это было в общем мнимым. Одни считали душу состоящей из мелких, подвижных атомов, и такое понимание природы души как-то позволяло объяснять естественными причинами элементарные психические процессы (восприятие, механическую память), сновидения и тому подобное. Однако в атомистическом материализме необъяснимыми оставались общие понятия (универсалии) и морально-этические категории, которые явно не сводимы к движению атомов, но каким-то образом определяют человеческое поведение.

В Средние века развиваются исключительно идеалистические идеи Платона и Аристотеля.

С ростом городов и развитием промышленности схоластические словопрения отходят на второй план и перед философами практикой жизни буквально ставится вопрос: что же дальше?

По отношению к изучению души происходят два важнейших события: во-первых, если древние понимали душу очень широко, отождествляли фактически душу и жизнь, то впервые у Фрэнсиса Бэкона «жизненность» и «душевность» отделяются друг от друга. Во-вторых, Бэкон призывает отказаться от пустых изучений «метафизических» вопросов о сущности, бессмертии, частях души, а перейти к непосредственному эмпирическому изучению психических процессов и явлений как таковых.

Декарт отверг разные рассуждения о душе до того, как будут обнаружены наиболее достоверные основания ее познания. И он нашел эти достоверные основания в «непосредственном переживании» психических процессов. Это та первая истина, которую мы вообще имеем в познании, - осознание собственной психической деятельности. Отсюда было совершенно логичным вообще прекратить все рассуждения о природе и сущности души и исследовать только то, что дано нам "непосредственно" в нашем сознании. Это и было открытием для эмпирического изучения сознания как особой реальности. Поэтому я вначале и сказал, что с Декарта начинается новый этап развития психологии - психология теперь развивается в рамках науки осознании.

Декарт дал впервые в истории психологии критерий отличия психических процессов от непсихических. Он состоит в том, что психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические - нет.

В психологии была проделана большая и кропотливая работа по описанию общей картины и свойств сознания: многообразия его содержаний, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерению объема и т. д. Возникли вопросы: каким образом его исследовать дальше? Каковы следующие задачи психологии?

И здесь был сделан тот поворот, который со временем завел психологию сознания в тупик. Первая задача науки, считали ученые того времени, найти простейшие элементы. Значит, и психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые, части. Вторая задача состоит в том, чтобы найти законы соединения простейших элементов. Итак, сначала разложить сознание на составные части, а потом снова его собрать из этих частей.

Психология того периода описала многие важные свойства и феномены сознания и тем самым поставила многие до сего времени обсуждаемые проблемы.

Следующий крупный этап в развитии психологии ознаменовался тем, что в психологию были введены совершенно новые факты - факты поведения. По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.058 с.)