Основные черты общества как целостной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты общества как целостной системы.



 

Система - упорядоченная определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Основные признаки социальных систем:

качественная определенность

выделенность относительно среды существования

гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества составных частей в целом.

наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость частей и целого.

Система социологического знания в качестве элементов включает:

социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:

общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма...

отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.

методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.

 

31. ‪Понятие «система». Основные свойства систем. Простые и сложные системы.

Система – это совокупность элементов, соединенных друг с другом и благодаря этому соединению образующих определенную целостность с качественно новыми свойствами. Признаки: 1) совокупность элементов 2) связь между элементами 3) обладание качественно новыми свойствами, не принадлежащим отдельным элементам Поле системы – совокупность элементов, входящих в систему. Структура системы – совокупность связей между элементами. Свойства систем: 1) Эмерджентность – возникновение новых свойств системы, которые не сводятся к сумме свойств составляющих элементов. 2) Целенаправленность функционирования – т.е. любая система имеет цель и все элементы системы работают на эту цель. 3) Иерархичность строения – любой элемент системы может рассматриваться в качестве отдельной системы, а система может быть элементом более широкой системы. 4) Сложность строения. 5) Способность к самоорганизации – способность на основе информации о внешней среде изменять свою структуру или значение параметров таким образом, чтобы соответствовать целевому назначению. 6) Вероятностной характер состояния и поведения – прогнозируемые (простые) и непрогнозируемые (сложные) системы. Виды систем: I. Простые и сложные системы Совокупность критериев для установления границ между сложными и простыми системами – интегральная сложность: 1) разнообразие связей и элементов 2) непознаваемость процессов и состояний 3) кол-во перерабатываемой информации 4) входные и выходные функции 5) характер реакции на внешнюю среду II. Классические и синергетические III. Биологические, технические и социальные системы   32. Биологические и социальные системы: сходства и различия   Отличия и сходства социальной и биологической эволюции
Социальная систе́ма — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение. Биологическая система представляет собой совокупность упорядочение взаимодействующих и взаимозависимых элементов, образующих единое целое, выполняющее определенную функцию и взаимодействующее со средой и другими системами. Определяющие отличия, прежде всего, состоят в том, что навыки, умения, знания и опыт не передаются по наследству, а усваиваются, приобретаются, наследуются в ходе обучения и воспитания, как в семье, так и в школе и других социальных коллективах и группах. Если в ходе биологической эволюции происходит наследование и пе­редача чисто генетических свойств и факторов, то в про­цессе социальной эволюции передаются навыки, знания, правила поведения и другой социальный опыт, что выра­жается термином «социально-культурная традиция». Именно по этой причине социаль­ная эволюция происходит несравнимо быстрее, чем биоло­гическая. Нельзя также не заметить, что если биологиче­ская эволюция рода homo sapiens фактически завершилась, то социально-культурная эволюция набирает новые темпы. Однако и здесь велика роль образования и воспитания. Наряду с различиями следует учитывать определенные сходства, аналогии и даже единства между биологической и социальной эволюциями. Объединяющим здесь служит то, что они совершаются постепенно и, что еще более су­щественно, эволюционные изменения обусловлены со­стоянием окружающей природной среды и являются ре­зультатом адаптации, приспособления к ней живых орга­низмов или социальных коллективов. Здесь динамика внутренних факторов самоорганизации определяется зако­номерностями и логикой сферы естествознания. Связь и различие между биологической и социальной эволюцией коренятся в двойственной природе самого че­ловека, который по своей генетической природе - сущест­во биологическое, но, с другой стороны, его деятельность осуществляется в обществе и, следовательно, не может не отличаться от поведения живых существ. С завершением антропогенеза человек, сохраняя свою биологическую природу, превращается вместе с тем в общественное суще­ство. Человеческая деятельность включает не только есте­ственные, природные, но и искусственные «сверхприрод­ные», социальные и культурные факторы. Превращаясь в «сверхорганизм» и в этом новом качестве во многом поры­вая дотоле существовавшие связи с природой, человек выражает свою родовую сущность в создании «сверхпри­роды», материальные и духовные составляющие которой охватываются понятиями «вторая природа» и «культура».    

33. ‪Социальные системы и их отличия от технических систем.

Возможны два подхода к определению социальной системы. При одном из них социальная система рассматривается как упорядоченность и целостность множества индивидов и групп индивидов. Такое определение дается по аналогии с определением системы вообще как «комплекса элементов, находящихся во взаимодействии», как формулировал Л. Берталан-фи, один из основоположников «общей теории систем». При таком подходе взаимодействие превращается в прилагательное, что явно не учитывает специфику социальных систем и роль в них общественных отношений. другой подход, при котором за исходную точку принимается рассмотрение социального в качестве одной из основных форм движения материи. В таком случае социальная форма движения материи предстает перед нами как глобальная социальная система. Таким образом, традиционный подход к определению системы в принципе не нарушается, поскольку и «носитель» и «взаимодействие» в нем присутствуют, изменяется лишь их логическое положение в понятийном пространстве, что, на наш взгляд, позволяет лучше понять место человека в сложной сети общественных отношений, именуемых социальной системой'. При таком подходе в порядке рабочего определения можно сказать, что социальная система есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. черты социальной системы Во-первых, из этого определения следует, что существует значительное многообразие социальных систем, ибо индивид включен в различные общественные группы, большие и малые (планетарное сообщество людей, общество в пределах данной страны, класс, нация, семья и т. д.). Во-вторых, из этого определения следует, что поскольку в лице социальных систем мы имеем целостность, то главное в системах — это их интегративное качество, не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы. В-третьих, из этого определения следует, что человек является универсальным компонентом социальных систем, он непременно включен в каждую из них, начиная с общества в целом и кончая семьей. В-четвертых, из этого определения следует, что социальные системы относятся к разряду самоуправляемых. Эта черта характеризует только высокоорганизованные целостные системы, как природные и естественноисторические (биологические и социальные), так и искусственные (автоматизированные машины). Сама же способность к саморегулированию и саморазвитию предполагает наличие в каждой из подобных систем специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов и институтов. Роль этой подсистемы чрезвычайно важна — именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие Функции социальной системы Во-первых, это функция сохранения системы, ее устойчивого состояния (гомеостаза). Все, что делает система, все, на что нацелены основные сферы деятельности человека, работают на эту функцию, т. е. на воспроизводство системы. В связи с этим можно говорить о подфункции воспроизводства компонентов системы и прежде всего биологического и социального воспроизводства человека, подфункции воспроизводства внутрисистемных отношений, подфункции воспроизводства основных сфер деятельности и т. д. Во-вторых, это функция совершенствования системы, ее оптимизации. Сразу же встает вопрос: оптимизации по отношению к чему? Очевидно, по отношению к природной, а также и к социальной среде. Не менее очевидна и органическая связь обеих основных функций, что предопределяется спецификой социальной системы как адаптационно-адаптирующей.   34. классические и синергетические системы   35. Общественное мнение как объект изучения социологии   Понятие, субъект и объект общественного мнения Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни.Происхождение этого термина английское. В 1759 г. его впервые употребил в парламентской речи Джон Солберн. Важнейший фактор при формировании общественного мнения – это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение, или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения предполагает борьбу индивидуальных мнений. сущность Во-первых, это итог мыслительной деятельности людей. Во-вторых, при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности. В-третьих, массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, порой, если нет научного фундамента, возникает ошибочное общественное мнение, часто за общественное мнение выдаются предрассудки. В-четвертых, общественное мнение – побудительная сила людей к практической деятельности. В-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит нелинейное сложение. Субъект общественного мнения – народное большинство – обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение. Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Например, экологические проблемы или проблемы социального неравенства. Функции и характеристика общественного мнения Общественное мнение в зависимости от предпочтений субъекта может иметь позитивную или негативную направленность либо быть индифферентным. Мнение можно классифицировать следующим образом: индивидуальное, групповое и общественное. Общественное мнение имеет корни в социальной среде, часто им манипулируют партии и движения для достижения своих целей. Оно всегда возникает в противоборстве мнений всех слоев общества. Иногда создается подобие общественного мнения. Для того чтобы этого не произошло, людям нужна объективная информация, они должны быть просвещенными и грамотными. Можно выделить следующие функции общественного мнения: 1) контрольная, которая контролирует институты власти и государства; 2) консультативная, когда оно дает советы органам власти; 3) директивная, когда решения по проблемам социальной жизни принимаются с помощью референдума; 4) оценочная.  

 

36. ‪ ‪Социальные движения: понятие и причины возникновения. Типы социальных движений.

Социальные движения – разл. объединения социальных, демографических, этнических … групп для достижения общих целей. Классики XIX столетия выделили несколько причин, обусловливающих особую важность и значение социальных движений в современный период. 1. Первую можно назвать «темой Дюркгейма». Речь идет о простом физическом соединении больших масс людей в ограниченном районе, что происходит при индустриализации и урбанизации, приводящим к высокой «моральной плотности» населения. Это создает возможности для контактов и взаимодействия, выработки единой точки зрения, общей идеологии и сплочения единомышленников. 2. Следующая типичная черта современности, которую можно назвать «темой Тенниса», — это изоляция индивидов в депер-сонифицированном обществе (Gesellschaft), или «одиночество в толпе» (339). Опыт отчуждения, одиночества и оторванности вызывает стремление к общности, солидарности и «сплоченности». Участие в социальном движении позволяет удовлетворить эти всеобщие человеческие потребности. 3. «Тема Маркса» отмечает беспрецедентный рост социального неравенства, ступенчатую иерархию богатства, власти и престижа, что характерно для современной капиталистической экономики. Эксплуатация, угнетение, несправедливость, лишения объединяют людей. Те, чьи общие интересы находятся под угрозой, готовы бороться с теми, кто угрожает их интересам. В данном случае наиболее четко проявляется «структурная готовность» (360) к возникновению социальных движений. 4. «Тема Вебера» рассматривает демократические преобразования политической системы, открывающие поле для коллективных действий большим массам людей. Выражение различных мнений, выявление и объединение скрытых интересов и активная деятельность в их защиту становятся законным правом, более того, долгом ответственного гражданина. «Структура политических возможностей» (396) для появления социальных движений радикально преобразована. 5. «Тема Сен-Симона и Конта» акцентирует внимание на завоевании, контроле, господстве над реальностью и манипулировании ею — вначале природой, а постепенно и человеческим обществом. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей, что общество может быть сформировано его членами к их собственной выгоде, — важная идеологическая предпосылка активности и, следовательно, мобилизации социальных движений. Волюнтаризм питает их, а фатализм убивает. 6. Современное общество переживает культурный и образовательный подъем. Участие в социальных движениях требует известной степени сознательности, воображения, душевного отклика и неравнодушия к общественным проблемам, а также способности к обобщениям личного или местного опыта. Все это связано с уровнем образования, рост которого, сопровождая распространение капитализма и демократии, увеличивает резерв потенциальных участников социальных движений. 7. Последняя черта современного общества, способствующая формированию социальных движений, — возникновение и распространение средств массовой информации Это мощный инструмент для «выковывания» общественного мнения, которое раздвигает горизонты граждан, позволяя им выйти за пределы личного мира, обратиться к опыту других, социально или географически удаленных групп, классов, наций. В результате наступает «демонстрационный эффект», т. е. открывается возможность сравнить собственную жизнь с жизнью других. Обнаруживая, что они лишены многих благ, люди приобретают психологическую готовность к участию в социальных движениях. Кроме того, именно через средства массовой информации граждане узнают о политических кредо, взглядах и желаниях других, благодаря чему формируется солидарность, выходящая за узкие локальные рамки и являющаяся еще одним социально-психологическим условием для возникновения социальных движений. 1. Утопические в том числе религиозные 2. Экспрессивные, Хиппи, пассивное отношение 3. Движение реформ (Феминистические) 4. Революционные 5. Движения сопротивления 37. культура как механизм человеческого воздействия. Виды 37. культура как механизм человеческого взаимодействия. Виды культур. В социологии под культурой в широком смысле понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. Элитарная культура создается привилегированнойчастью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, триллеры, газетные “сенсации” и т.д. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. 38. культурные универсалии. Релятивизм и этноцентризм. Универсали: ·совместный труд ·спорт ·образование ·наличие ритуалов ·системы родства ·правила взаимодействия полов ·язык Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем "восток" - "запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм. Существуют две крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм: этноцентризм и релятивизм. Этноцентризм - всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов. Этноцентризм сплачивает группу, без него невозможно проявление патриотизма. Этноцентризм - необходимое условие появления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. В большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии. Релятивизм говорит о том, что каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм.Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры.     39. элементы и функции культуры.

Культура – (все что не является естественным) исторически определенный уровень развития общества, творческих возможностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Элементы культуры Знаково-символический

· знаки и символы - представлены главным образом в языке (объективная форма хранения и передачи человеческого опыта);

· ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться;

· ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться;

· социальные нормы - стандарты поведения; социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм - санкции (позитивные и негативные)

· привычки - установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных условиях;

· манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. По отдельности манеры составляют элементы или черты культуры, а в сумме особый культурный комплекс - этикет;

· традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколение в поколение;

· обряд - совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления. Нормы и ценности;

· ритуал - специфический тип поведения в ходе церемониальных актов.

Функции культуры

· Познавательная

· Оценочная

· Запрещающая

· Регулирующая

· Преобразующая

· Гедонистическая (получение удовольствия, развлечение)

· Преемственность

40. ‪Личность как единство биосоциального. Структура личности.

* общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). * понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. * человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. * это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое. А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: - темперамента (структуры природных свойств), - направленности (система потребностей, интересов, идеалов), - способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности. В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни). С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности. Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности: 1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества). 2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). 3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). 4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.). 1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами. По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

 

41. ‪Социализация: агенты, механизмы и этапы.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
         
Этап развития Психологический кризис Доминирующая социальная среда Благоприятный результат  
         
Младенчество Основы доверия в противовес недоверию Семья У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, своим родителям и к миру  
Раннее детство Самостоятельность в противовес стыду, сомнениям Семья Ребенок вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба самоуважению  
Возраст 4-5 лет Инициатива в противовес чувству вины Семья Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям  
Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания Трудолюбие, усердие в противовес ощущению подчиненности, зависимости Соседи; школа Ребенок приобретает чувство уверенности в своих знаниях и умениях  
Подростковый период Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями Группа сверстников и внешние группы Индивид развивает самоидентификацию - ясное ощущение собственного Я  
Юность Любовь в противовес одиночеству Друзья и партнеры Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие - дружеские и любовные отношения  
Взрослый Творческий потенциал в противовес застою Новая семья, работа Индивида начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи: другие люди, будущие поколения и общество в целом  
Пожилой возраст Целостность в противовес отчаянию Выход на пенсию и близящаяся смерть Индивид обретает чувство удовлетворения прожитой жизнью  

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

Институциональный механизм социализации, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д.

 

 

42. ‪Понятие социального статуса и социальной роли.

Социальный статус — положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями. Может относиться к группе людей. Различают статусы: достигаемый - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост, профессия). предписанный - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье, пол, раса, национальность), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.   Человек имеет основные или постоянные (определяющие его жизнедеятельность – профессор, коммунист, католик) и неосновные или временные (влияющие на детали поведения – пешеход, покупатель, пациент) статусы. Существуют различные виды статусов: Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные, кровно-родственные и т.д. За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория (врачи, христиане, пешеходы, покупатели). Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп!!! Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. У человека может быть множество ролей. Основные характеристики социальной роли 1) По масштабу. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. А в других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). 2) По способу получения. Роли делятся на предписанные и достигаемые аналогично статусам. 3) По степени формализации. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. 4) По видам мотивации. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

43 Девиантное поведение и его причины

 

Девиантное, или отклоняющееся, поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

Пониманием сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма - это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы возникают как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в этикете, морали, юридических нормах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.038 с.)