Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Правила выбора методов для проведения исследования
При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы:
- опрос;
- анализ документов;
- наблюдение;
- эксперимент.
69. Наблюдение как метод сбора эмпирической информации.
Наблюдение – целенаправленное планомерное и фиксируемое восприятие изучаемого объекта: признаки, свойства, факторы деятельности, поведение наблюдаемого объекта, их повторяемость и типичность
Разновидности:
1) включенное – невключенное
2) явное - скрытое
3) формализованное – неформализованное
4) случайное – систематическое
70. Анализ документов как метод сбора эмпирической информации.
Анализ документов — метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. Примером анализа документов как самостоятельного метода может служить мониторинг рекламы или объявлений в СМИ.
Виды документов классифицируются:
· по способу хранения информации:
· письменные документы (сведения изложены в форме текста);
· статистические данные (цифровая форма изложения);
· иконографическая документация (видео-, кино-, фотодокументация);
· фонетические документы (радио-, аудио-, другие звукозаписи).
· по характеру источника:официальные, неофициальные.
Виды анализа:
· качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздание индивидуальной истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии.
· качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в отборе данных по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет представленных в некотором информационном массиве смысловых единиц, характеризующих те или иные качества изучаемого объекта. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов. Наибольшее применение контент-анализ находит при изучении средств массовой информации.
Условия, при которых его применение становится необходимым:
· при требовании высокой степени точности и объективности анализа;
· при наличии обширного по объему несистематизированного материала;
· при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубинных интервью, если категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах;
· когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.
Недостатки метода
Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ — изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ — изучение особенностей содержания, стиля документа.
72. Опрос как метод сбора эмпирической информации.
Опрос – основан на устном или письменном обращении к исследованию совокупности людей с вопросами, содержание которых представляют проблему исследования
Виды:
а) устный (интервью): формализованный, неформализованный, полуформализованный
б) письменный (анкетирование)
По способу организации:
- групповые- индивидуальные
По способу общения:
-лицом к лицу-телефонный-почтовый. Важное преимущество почтового опроса - простота организации.-прессовый
Опросы бывают:
-экспертный
– оценка ситуации знающими людьми
–тестирование
-социометрия - это один из социально-психологических методов, по результатам социометрического обследования коллектива можно выделить неформальных лидеров, составить рейтинг сотрудников, определить тех, кто оказался в социальной изоляции.
75. правила составления анкет для сбора эмпирической информации с помощью опросных методов
Основные требования к составлению анкет: вопросы должны быть понятны для опрашиваемых, учитывать их уровень; просты и ясны. Затем: не нести значительных эмоциональных нагрузок, формулироваться нейтрально, не выдавать установок исследователя. Правильная формулировка вопроса предполагает нейтральную интонацию. В закрытых вопросах все возможные варианты ответа должны быть перечислены. Можно разбить варианты ответа на смысловые блоки. Не следует утомлять опрашиваемых, затраты времени на заполнение анкеты должны составлять не более 30 минут.
Обычная последовательность построения анкеты такова:
Введение, в котором указано, какая организация проводит опрос и для чего. Как правило, подчеркивается анонимность ответов. Не стоит начинать анкету с паспортички, так как это настораживает людей. Всю демографическую информацию лучше относить в конец анкеты.
Вступительные вопросы, которые должны заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. В начале анкеты не должны ставиться трудные или беспокоящие респондента вопросы.
Для оживления текста можно использовать шутливые рисунки, стрелки, циферблат, знак "стоп", фотографии узнаваемых лиц и т. п.
|
|
|
76. Методы эмпирического исследования. Эксперимент.
Наиболее сложный вид социологического анализа, используемый для измерения устойчивости контрольных характеристик. Комплексное исследование всех методов.
Объект - выступает средством для создания экспериментальной ситуации. В качестве предмета выступают характеристики экспериментальной группы.
Цель - изучение "поведения" включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства
|
77. Методы исследования малых групп. Социометрический опрос.
Социометрия или метод социометрических измерений используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
Достоинства метода заключены в его задачах. Главным недостатком является субъективность.
Требования к проведению и процедура социометрического опроса.
1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной работы не менее 6 месяцев, т.е. времени необходимого для сработанности групп.
2.Размер исследуемой группы не должен превышать 12-15 человек.
3. Выбранный критерий должен однозначно восприниматься всеми членами группы.
4. Опрос должен проводиться посторонним лицом.
Вопрос, задаваемый с целью выяснения взаимоотношений, называется социометрическим критерием. Критерий задает различные ситуации взаимодействия членов группы.
Типы критериев:
а) производственные и непроизводственные
Производственные - используется при исследовании межличностных отношений в производственной, учебной и т.д. деятельности.
Непроизводственный критерий используется при выяснении межличностных отноше-ний, не связанных с производственной деятельностью.
б) коммуникативные и гностические
Коммуникативный – описывает, замеряет реальные отношения в группе. Пример: "Кого бы Вы выбрали старостой группы, руководителем?»
Гностический - отражает представление человека о том, как он оценивает свою роль, позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения, действия и т.п. Пример: "Кто из членов Вашей группы назвал бы Вас в качестве старосты?"
в) положительные и отрицательные:
Положительные - предполагают, ситуацию выделения членов группы, с которыми респондент хотел бы заниматься совместной деятельностью, фиксируют положительное отношение, реакцию.
Отрицательные - фиксируют негативное отношение одного человека к другому.
г) критерий ранжирования. Пример: «Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совме-стно выполнять работу в первую очередь, во 2-ю, в 3-ю?»
Социометрический критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологической анкеты, но есть и свои правила.
Правила выработки критериев:
1. в содержании социометрического критерия должны отражаться взаимоотношения между членами коллектива;
2. в социометрическом критерии должна воспроизводится ситуация выбора;
3. критерий не должен ограничивать возможности выбора;
4. применяемые критерии должны быть значимыми для исследуемой группы;
5. критерий должен описывать конкретную ситуацию, близкую данной группе;
6. критерий должен быть вежливо и корректно сформулирован. Он должен быть конкретным и однозначным;
7. число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от степени организации взаимоотношений, от опыта общения. Не реко-мендуется свыше семи-восьми критериев.
|
|