Эмпирическая социология время появления, цели, задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирическая социология время появления, цели, задачи



Эмпирическая социология - это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов. В 40 - 50-е гг. эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т.Парсовом и его последователями.

Характерными чертами эмпирической социологии являются:

1) отождествление научной социологии с эмпирической социология;

2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;

3) увлечение математическими методами анализа данных, приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.

Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви - академическую и прикладную.

Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологи» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.

Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70-80-е тт. произошло резкое увеличение объема прикладных исследований.

 

62. ‪Организация и проведение конкретного социологического исследования.

Этапы социологического исследования: 1) подготовка исследования; 2) сбор первичной информации; 3) обработка информации; 4) анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций. программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную. · Программа представляет собой изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с общими целями предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием проведения процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. · Программа должна четко установить изучаемую проблему, направление исследования, определить принципы их реализации, а также приемы, методы, средства, принципы получения и анализа информации. · Программа должна предписывать определенные действия по эффективности сбора информации, обеспечивать контроль этой деятельности. · В программе социологического исследования фиксируется инструментарий – система методических и технических приемов проведения исследования, заключающихся в определенных операциях и процедурах, которые оформлены и зафиксированы в инструкциях, анкетах, протоколах, диаграммах и других документах. · Программа дополняется рабочим планом исследования, где указываются этапы и сроки исследовательских работ, оцениваются и распределяются материальные средства и т.д. Требования к программе исследования 1. Она должна быть. 2. Эксплицитность программы. положения - четкие, все элементы - продуманные 3. Логическая последовательность всех элементов программы. 4. Гибкость программы.

63. ‪Виды социологических исследований и особенности их проведения.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Виды: разведывательное, описательное и аналитическое. 1. Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. 2. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. объектом - большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. 3. Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. В ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. два вида социологического исследования - точечное и повторное. 1. Точечное (разовое) исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. 2. Повторное- в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени, основанные на единой программе и инструментарии, Особый вид повторного исследования - панельное. Оно предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени.

64. ‪Методологическая часть программы социологического исследования.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Методологическая функция П.С.И. позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам. П.С.И. состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. С целью использования единого понятийного аппарата в П.С.И. определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операциональным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных. На этом заканчивается работа над первой (методологической) частью П.С.И. и начинается работа над второй ее частью. Процедурная часть П.С.И. включает методику и технику исследования, т.е. описание способов сбора, обработки и анализа социологической информации. 65. ‪Математические основы выборочного исследования. Расчет выборки. Выборочный метод – это основной способ сбора информации в условиях развитой рыночной экономики. Выборка – разновидность несплошного наблюдения, позволяющего определить показатели всей совокупности (генеральной совокупности) на основе изучения ее части. При этом отобранная часть формируется с учетом положений теории вероятности и математической статистики. Для получения надежных результатов необходимо тщательно готовить выборку. Подготовка включает следующие этапы: 1. Обоснование целесообразности проведения выборки; 2. Подготовка программы выборки; 3. Решение организационных вопросов выборки; 4. Определение способа отбора и численности выборки, обеспечивающих репрезультативность ее результатов. 5. Проведение отбора единиц генеральной совокупности. 6. Сводка полученных результатов и расчет параметров выборки. 7. Определение ошибок выборки. 8. Распространение параметров выборки на генеральную совокупность. Главная задача выборки: 1. Вычисление ожидаемой ошибки выборки, то есть разницы между одноименными характеристиками выборочной и генеральной совокупности; 2. Определение доверительной вероятности того, что ошибка репрезультативности не превысит некоторого заранее заданного значения; 3. Расчет численности выборки, обеспечивающей с заданной вероятностью необходимую точность исследований. Для бесповторной случайной выборки: - выборочная совокупность N – генеральная совокупность - предельная ошибка репрезентативности, достоверности =0.01; 0.05; 0.1 z – коэффициент доверия определяется по таблице критических точек стандартного нормального распределения при уровне значимости =2.5% z=1.96 p, q – вероятность событий в результате разведывательных исследований p+q=1 Если не знаем, то p=0.5, q=0.5

66. ‪Выборочное исследование: правила и приемы подбора респондентов.

Способы извлечения выборки – совокупность правил, по которым объекты репрезентации или единицы отбора, входящие в состав генеральной совокупности включаются или не включаются в выборочную совокупность.

1. Случайный отбор (вероятностный) – все объекты имеют равные вероятности быть выбранными

2. Систематический отбор предполагает использование списков и картотек

3. Районированный (стратифицированный) отбор предполагает извлечение объектов репрезентации из заранее выделенных групп подобных объектам

4. Гнездовой отбор – группировка разнородных объектов в однородные похожие между собой группами – гнездами. (семья, отдел, бригада)

5. Направленный отбор для разведывательного исследования, случайность не соблюдается

6. Многоступенчатый отбор

7. Квотный отбор – наличие надежных статистических данных по ряду важных характеристик генеральной совокупности

8. Стихийный отбор осуществляется, насколько доступен респондент (пресса, первый встречный…)

9. Отбор себе подобных (метод снежного кома)

67. ‪Понятие измерения в социологии. Виды шкал.

Под измерением в социологическом исследовании понимается процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители соответствующих отношений, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами. Это процедура приписывания чисел значениям изучаемого признака, целью которой является получение числовой модели исследования. Под шкалой понимается тот алгоритм, с помощью которого устанавливается соответствие между свойствами социального объекта и свойствами сопоставляемых чисел.[1] В социологии обычно выделяют следующие виды шкал: номинальные, порядковые (ранговые), метрические (шкалы отношений, интервальные). Номинальная шкала это шкала соответствия социальных свойств равенства и неравенства соответствующим числовым отношениям с целью отличия одного социального объекта от другого, то есть выявление непересекающихся классов - каждый класс соответствует определенной позиции на шкале. Например, пол: мужской - 1, женский - 2; мужчины: холостой - 1, женатый - 2, разведенный - 3, вдовец - 4. Это закрытые вопросы, то есть все возможные ответы предлагаются респонденту. При этом решаются следующие задачи: во-первых, измеряется количество каждого признака; во-вторых, определяется различие между ними. или применением открытых вопросов, то есть вопросов, в которых дается респонденту возможность дать свой ответ, например, “Ваш возраст?”, “Ваше отношение к коллективному отдыху? Порядковая (ранговая) шкала это шкала соответствия социальных свойства равенства или неравенства и их степени выраженности с соответствующими числовыми отношениями. Например, удовлетворенность чем-либо: полностью - 5, скорее да чем нет - 4, трудно сказать - 3, скорее нет - 2, полностью не удовлетворен - 1. Для этого помимо задач, приведенных в номинальных шкалах, необходимо измерить интенсивность выраженности признаков. Чтобы решить эту задачу, достаточно выполнить математического сравнение "больше", "меньше" и расположить признаки в порядке возрастания или убывания, то есть проранжировать. Метрическая шкала это шкала соответствия социальных свойств равенства или неравенства и пропорций внутри них с соответствующими числовыми отношениями. Например, равных пропорций - определение возрастных групп: 16-20 лет - 1, 21-25 лет - 2, 26-30 лет - 3; неравных пропорций - срок службы: 1-2 года - 1, 2-5 лет - 2, 5-20 лет - 3, 20-25 лет - 4, более 25 Если на шкале ноль условный, то это интервальная шкала, если естественный - шкала отношений (возраст, заработанная плата и т.д.). Метрические шкалы помимо задач, решаемых с помощью номинальных и порядковых шкал, позволяют ответить на вопрос: на сколько или во сколько раз интенсивность выраженности одного признака больше или меньше другого.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.206.1.144 (0.009 с.)