Учение Гераклита – первая развернутая концепция души. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Гераклита – первая развернутая концепция души.



Практический раздел

Планы семинарских занятий и материалы для них

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: История психологии: теоретические и методологические основания

Учебные вопросы темы

1.Объект, предмет, функции и задачи истории психологии..

2.Принципы историко‑психологического исследования

3.Методы изучения истории психологии.

4.Основные этапы развития мирового и отечественного психологического знания

Литература: [1] [3] [4]

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что является предметом истории психологии?

2. С какими науками связана история психологии?

3. Каковы основные подходы в определении предмета истории науки?

4. Назовите методы истории психологии.

5. Назовите этапы развития психологии.

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. В чем состоит отличие психологического знания от психологического познания?

2. Какие формы существования психологического знания представлены в современном общественном и индивидуальном сознании?

3. Опишите основные методологические принципы истории психологии

4. Охарактеризуйте самостоятельные методы истории психологии

5. Перечислите особенности предметной области истории психологии

6. Каким образом реализуются основные функции истории психологии? Приведите примеры.

7. Какие факторы влияют на развитие психологии, психологических учений и теорий? Приведите примеры.

8. Составьте план-схему развития психологии на исторических этапах.

Сделайте выводы.

9. Докажите, что история психологии относится к фундаментальным наукам. В чём специфика её преподавания и изучения?

10. Как изменялся метод исследования в психологии с течением времени?

С чем это связано?

11. В чём состоит проблема периодизации психологического знания?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

 

Заполните таблицу:

Определение истории психологии как науки Предмет и задачи Методы исследования

Творческие работы

1. Биографический метод в историко-психологических исследованиях.

2. Разработка категориального подхода в психологии: история развития.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Характеристика основных подходов к проблеме души в период дофилософской психологии

Учебные вопросы темы

1.Понимание души в первых теориях о переселении душ, орфической и тотемной религии.

2.Психологические учения основных философских школ Древней Индии и Китая.

Литература: [1] [3] [4] [29]

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы предпосылки зарождения естественнонаучного знания о психической деятельности?

2. Китайские и индийские медицинские источники о природе психического.

3. Назовите философские направления в Индии

4. Этическая направленность философских учений Китая (даосизм, конфуцианство и др.).

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Что в китайских и индийских медицинских источниках считалось главным органом?

2. Какая идея лежит в основе ряда теорий об умственной деятельности?

3. В чем видели причины индивидуальных различий между людьми китайские врачи?.

5. Каковы общие закономерности развития психологических идей на Востоке? Ответ аргументируйте.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

 

Законспектируйте:

1) Древнеиндийская философия // Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов. – В 3 ч.– М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Ч. 1. – С. 5–24.

2) Древнекитайская философия // Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов. – В 3 ч. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Ч. 1.– С. 25–43.

3) Ярошевский, М.Г. Развитие психологических идей в арабоязычной науке//М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 92–98.

 

Заполните таблицу:

Учение, школа Представители Проблематика Способы решения
       

Творческие работы

1. Человек и социум на Востоке.

2. Особенности психологии отношения к телу в... (индуизме, даосизме, брахманизме, йоге, конфуцианстве и др. - любая школа по выбору).

ЗАНЯТИЕ 3-4

Тема: Психологические учения Античности

Учебные вопросы темы

1. Особенности Античной психологии, ее периодизация.

2. Протофилософский этап развития античной психологической мысли (Фалес, Анаксимен, Анаксагор).

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные этапы развития античной психологии.

2. В чем сущность детерминизма Демокрита?

3. Как Вы считаете, кто из древних философов внес в психологию идею постоянного изменения и развития?

4. Кто считал душу источником разума и нравственности?

5. Чем творчество Сократа важно для психологического знания?

6. Кто из древних философов внес в психологию идею структурности души?

7. Кто из древних философов внес в психологию идею эволюции души?

8. Чем характеризуются «идеи» Платона?

9. Как Платон доказывал бессмертие души?

10. Что привнес в развитие психологического знания Аристотель?

11. В чем сущность теории познания Аристотеля?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Почему на определённом этапе развития общества ставятся и решаются философско-психологические проблемы? Есть ли исторические параллели в ранних учениях Востока и Греции?

2. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития античной психологии.

3. Выделите общие положения, идеи, объяснительные принципы, присущие мыслителям досократического периода.

4. Что такое анимизм, гилозоизм, панпсихизм? Какие образом эти объяснительные моменты отображены в учениях досократиков? Встречаются ли они в более поздних учениях?

5. Что такое Логос? В какой объяснительный принцип он трансформируется?

6. Сделайте обзор отдельных концепций периода: Гераклит, Демокрит.

7. Какие мысли, изречения, открытия остаются в психологии как наследие досократического периода? (в том числе в трудах античных классиков)

8. В чём состояла новизна психологических взглядов Сократа?

9. Понимание души в концепции Платона. Почему его называют «разочарованным идеалистом»? Основные идеи теории Платона.

10. В чём состоит сходство, в чём различие концепций Платона и Аристотеля - выделите критерии и проведите сравнительный анализ.

11. В чём сущность теории познания Аристотеля? Что такое «общее чувствилище»? Можем ли мы говорить об Аристотеле как о прямом предшественнике ассоцианистов?

12. Что представляет собой трактат «О душе»? Охарактеризуйте труд Аристотеля с точки зрения теоретического проникновения в сущность психического; как психологический трактат.

13. В чём противоречивость положений Аристотеля? Почему психологическая мысль Средневековья во многом развивалась по пути трактовки Аристотеля?

14. Опишите дальнейшее развитие психологии в период эллинизма, - какие выделились школы, каковы были их основные направления поиска, их открытия, вклад в развитие мировой

15. Определите место психологии Античности в мировой психологии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

Творческие работы

1. Значение Демокрита в развитии материалистических взглядов на природу психического.

2. Психологический портрет. (Платон или Аристотель)

3. Платон и Аристотель. Сходство и различие во взглядах на природу психического.

4. Развитие представлений об аффектах в античности.

5. Проблема воли и ее развитие в античности.

6. Исторические предпосылки создания теории психологических типов.

ЗАНЯТИЕ 5-6

Тема: Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения (V‑XVI вв.).

Учебные вопросы темы

1. Общая характеристика развития психологии Средневековья.

2. Понимание внутреннего мира человека в теории Августина.

3. Учение Фомы Аквинского как форма схоластической интерпретации души.

4. Антропологическое и психологическое учение Ибн Сины (Авиценны).

5. Психологические воззрения Ибн Рушда и Ибн аль‑Хайсама (Альгазены).

6. Материалистические тенденции в позднем Средневековье.

7. «Научная революция» Эпохи Возрождения.

8. Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения.

9. Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей

Литература: [1] [3] [4] [15] [19] [28]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что выступает идеалом познания в Средневековье?

2. В чем состояла сущность экспериментов, проведенных Ибн Синой?

3. Назовите арабского мыслителя, автора «теории двух истин».

4. В чем отличия в понимании общих понятий номиналистов и реалистов?

5. Чем характеризуются взгляды В. Оккама и Д. Скотта?

6. Какие идеи лежали в основе учения Ибн Сины?

7. Кто из арабских мыслителей специально занимался проблемой зрительного восприятия?

8. Какие проблемы поднимали исследователи в эпоху Возрождения?

9. Укажите основные черты культуры Возрождения.

10. В чем состоял новый взгляд на человека в трудах мыслителей Возрождения?

11. Какая проблема была основной в творчестве Помпонацци?

12. Что является высшей ценностью у Леонардо да Винчи?

13. Как рассматривал соотношение теории и практики Леонардо да Винчи?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Как изменились представления о человеке в эпоху Средневековья по сравнению с античностью?

2. Какие психологические проблемы рассматривались в эпоху Средневековья?

3. В чём состоит проблема поиска психологией своего предмета в период Средневековья? Рассмотрите проблему по периодам.

4. Можно ли сказать, что в Средние века развитие психологической мысли приостановилось, существенного вклада в мировую психологию сделано не было?

5. Охарактеризуйте основные черты психологии периода Средневековья. Выделите основные факторы, повлиявшие на её развитие.

6. В чём состоит вклад арабской психологии в психологию Средневековья и мировую психологию?

7. Почему на Арабском востоке происходит прорыв в развитии психологического учения?

8. Влияние теории Аверроэса на европейскую психологию.

9. В чём сущность номинализма? Почему он был представлен именно в Англии?

10. Почему томизм являлся признанным католичеством психологическим учением?

11. В чём сущность учения Фомы Аквинского?

12. Какие проблемы поднимали исследователи в эпоху Возрождения?

13. Какие идеи предвосхищали развитие психологической мысли?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

Творческие работы

1. Проблема сознания и веры в концепции Фомы Аквинского.

2. Проблема эмпирического познания души в работах Ф. Бэкона.

3. Леонардо да Винчи и его подход в интерпретации психики и поведения людей и животных.

ЗАНЯТИЕ 7

Вопросы для самоконтроля

1. Почему изменился предмет психологии в Новое время?

2. В чем суть учения об идолах Ф. Бэкона?

3. В чем состоит разница между позициями рационализма и сенсуализма?

4. Как разрешается проблема познаваемости мира в рационализме?

5. В чем роль рефлекса в теории Декарта?

6. В чем роль индукции и какие ее виды описываются в теориях Декарта и Лейбница?

7. На чем основывается доказательство познаваемости мира в теории Спинозы?

8. В чем состоит предназначение аффектов в теории Спинозы?

9. Каким образом решается проблема свободы воли в этике Спинозы?

10. Какие аргументы приводит Локк в своей критике врожденных идей?

11. Какие виды опыта выделял Локк?

12. На основании каких фактов Локк приходит к выводу о неполной познаваемости внешнего мира?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Какие два направления в методологии науки противостояли друг другу в исследуемый период?

2. Какие правила, которыми должен руководствоваться исследователь, чтобы достичь объективности, выделяет Декарт?

3. Какие способы изменения естественного протекания рефлекса рассматриваются

4. Декартом?

5. Каким образом решается проблема свободы воли в этике Спинозы?

6. Чем отличаются подходы к проблеме эмоций Декарта и Спинозы?

7. Основателем какого направления в психологии является Дж. Локк?

8. Каким образом изменился предмет психологии в Новое время? Какие были к этому объективные предпосылки?

9. Какова роль эксперимента и индукции в трудах Ф. Бэкона?

10. Докажите, что именно с именем Р. Декарта связана смена предмета психологии.

11. Почему мы говорим о дуализме Декарта?

12. В чём состоит разница между позициями рационализма и сенсуализма? Выделите критерии и проведите сравнительный анализ.

13. Определите вклад психологии Нового времени в мировую психологию.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Законспектируйте:

1) Соколова, Е.Е. Диалог 3. Метод универсального сомнения Р. Декарта и его путь к понятию сознания // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 106–116.

2) Соколова, Е.Е. Диалог 3. Критерий отличия психических процессов от непсихических и постановка психофизической проблемы // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 116–122.

 

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

Творческие работы

1. Р. Декарт. Психологический портрет.

2. Механистический детерминизм как принцип психологической мысли XVII в.

ЗАНЯТИЕ 8

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое эмпиризм?

2. Кого принято считать основателем психологии эмпиризма?

3. Какое влияние оказал позитивизм на развитие психологии?

4. Каковы основные законы ассоциации?

5. Что нового в понимание ассоциации вносит Гартли?

6. В чём состоит наследие ассоцианизма?

7. Что стало объединяющей идеей для психологии Просвещения?

8. Как развилось учение Дж.Локка в трудах Э. Кондильяка, Ж.Ламетри, К.Гельвеция, Д.Дидро?

9. Чем характеризуется «естественный человек» Ж. Ж. Руссо?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Поясните учение о государстве Т. Гоббса.

2. Перечислите основные проблемы, которые разрабатывались русскими учеными в ΧVІІІ веке.

3. Сенсуализм Гоббса и Локка - выделите основные положения сенсуалистической теории.

4. Почему сенсуализм ярко представлен именно в Англии?

5. Почему мы называем сенсуалистов предшественниками ассоцианистов?

6. Кто является предшественниками ассоциативной психологии? Обоснуйте своё мнение.

7. Ассоцианизм как явление в мировой психологии. Можно ли назвать ассоцианизм научной школой?

8. Беркли и Юм о познании. Какие законы ассоциации появляются в трудах первых авторов.

9. Докажите, что каждый из ассоцианистов проводил методологическую работу, приведите примеры.

10. Определите место ассоциативной психологии в мировой истории психологии.

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

Творческие работы

1. Спор Дидро и Гельвеция по проблеме способностей.

2. Материалистическая психология во Франции в XVIII веке.

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Проблема активности в немецкой психологии 18-19 веков

Учебные вопросы темы

1.Понятие апперцепции и способностей в работах Х.Вольфа.

2.Взгляды Э.Канта на психологические феномены.

3. Философские системы Г. Гегеля и Л.Фейербаха.

4. Психологическая концепция И.Гербарта.

Литература: [1] [3] [4] [7] [29]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как определяет способности и Х.Вольф?

2. Что такое апперцепция?

3. Что такое, по Канту, априорные формы познания?

4. Что такое трансцендентальная схема?

5. Раскройте смысл учения Г.В.Ф. Гегеля о связи индивидуального и общественного сознания.

6. Что такое, по мнению Гегеля, субъективный дух?

7. В чем заключается антропологический материализм Фейербаха?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Дайте краткую характеристику эмпирической и рациональной психологии Х. Вольфа. Каково их значение для развития научной психологии?

2. Какое влияние оказала классическая философия Иммануила Канта (1724- 1804), Иоганна Фихте (1762-1814), Фридриха Шеллинга (1775-1854), Георга Гегеля (1770-1831) на развитие немецкой психологии? Каково значение психологических идей классической немецкой философии для развития теоретических основ психологии?

3. В чем видел различия И. Кант между явлениями и вещью в себе?

4. Что новое вносит И.Ф. Гербарт в теории ассоцианизма?

5. В чём значимость привнесения идей И.Ф. Гербарта в педагогическую теорию и практику того времени?

6. Каково отношение И. Гербарта к использованию математики в психологических исследованиях?

7. Каковы основные положения учения И. Гербарта о сознании и о порогах сознания; какое применение это учение получило в экспериментальной психологии?

8. Какое влияние оказало понятие апперцепция на разработку педагогических принципов организации процесса обучения?

9. Какое продолжение получили идеи И. Гербарта в работах его последователей?

 

 

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

Творческие работы

1. И. Кант и его роль в развитии психологической теории.

2. Немецкая философия XIX века и ее влияние на русскую психологическую мысль.

ЗАНЯТИЕ 10

Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенности развития представлений о психическом мире человека в петровскую эпоху в России?

2. Какие проблемы психологии были освещены в трудах М.В. Ломоносова?

3. Какие факторы оказали влияние на развитие российской психологии?

4. Какие проблемы были в центре внимания русских исследователей к середине 19в.?

5. Каково значение общественно-политических течений для развития представлений о человеке в России в первой половине 19 в.?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Какие основные проблемы психологии уже поставлены в русской науке 18 столетия?

2. В чем значение работы Н.А. Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии» для последующего развития психологии в России?

3. Какое значение имело просветительское движение в России в XVIII веке для развития психологического знания.

4. Дайте краткую характеристику психологическим учениям Ломоносова М.В.?

5. Каково их значение для развития научной психологии в России?

6. Сравните психологические идеи А.Н. Радищева с эмпирическими идеями Локка и Гельвеция.

7. Какие идеи относительно человека высказывал Герцен в своей работе "Письма о природе"?

8. Укажите наиболее ярких представителей субъективно-идеалистической и диалектико-материалистической линий в области философии второй половины XIX в.

9. Какую основную задачу решали революционные демократы?

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

Творческие работы

1. Психологические идеи в России X - XV веков.

2. Психологические взгляды русских мыслителей (по выбору: Татищев В.Н., Новиков Н.И., Козельский Я.П., Радищев А.Н., Сковорода Г.С. и др.)

3. Работы М.В. Ломоносова и их значение для развития психологического знания в России.

ЗАНЯТИЕ 11

Тема Предпосылки выделения психологии в самостоятельную область знания

Учебные вопросы темы

1. Развитие и основные достижения физиологии.

2. Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизиология, психофизика,, психометрия.

3. Накопление психологических идей в пограничных психологии областях: психиатрии, гипнологии, педагогике, медицине и т. д.

Литература: [1] [3] [4] [16] [18] [20] [28]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие достижения физиологии первой половины XIX в. повлияли на развитие психологии?

2. В чем состоит значение идей И. Мюллера для психологии?

3. Укажите достоинства и недостатки френологии Ф. Д. Галля.

4. Какова роль бессознательных умозаключений Гельмгольца?

5. Укажите основные достижения отечественных физиологов первой половины XIX.

6. Чем известен в науке П. Брока?

7. В чем суть локализационного подхода к психическим функциям?

8. Какие исследования положили начало психофизике и психометрии?

9. В чем проявилось влияние теории эволюции на психологию?

10. В чем суть основного психофизиологического закона?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. В чем заключается влияние естествознания на процесс становления психологии как самостоятельной науки?

2. Какие открытия в естествознании и медицине XIX в. оказались особенно значимыми для психологии?

3. В чем состоит закон специфических энергий органов чувств? Кто сформулировал этот закон?

4. Как развивалось учение о рефлексе?

5. Какие теории о соотношении психики и мозга возникли в связи с исследованиями в области анатомии и физиологии мозга?

6. Какова роль психофизики Г.Т. Фехнера и психометрии Ф.К. Дондерса в становлении психологии как самостоятельной науки?

7. Какое влияние оказала эволюционная теория Ч. Дарвина на развитие психологии?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

Творческие работы

1. Развитие теории рефлекса в XIX веке.

2. Исследования Г. Гельмгольца и их влияние на психофизиологию.

3. Учение Ч. Дарвина и биологический детерминизм в психологии.

4. Возникновение и развитие детской психологии.

ЗАНЯТИЕ 12

Тема: Первые программы психологии как самостоятельной науки

Учебные вопросы темы

1.Программа «физиологической психологии» как науки о непосредственном опыте В. Вундта.

2. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе И. М. Сеченова.

3. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Ф. Брентано.

4. Программа психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа К.Д. Кавелина.

Литература: [1] [3][4] [16] [18] [20] [28]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите авторов программ развития психологии как самостоятельной науки.

2. Когда и где была открыта первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория?

3. Что выступало предметом психологии в «физиологической психологии» В. Вундта?

4. Как понимал свою задачу в области психологии И.М. Сеченов?

5. Почему, по мнению И.М. Сеченова, психологию должны разрабатывать физиологи?

6. Каким образом представлен объект в психическом процессе по Брентано?

7. Что, по мнению Ф. Брентано, входило в содержание психики?

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Чем обосновывалась В.Вундтом самостоятельность психологии?

2. К какому направлению функционализму или структурализму можно отнести взгляды Брентано?

3. Кому принадлежит идея о том, что психические явления это один из видов жизненных проявлений организма в процессе адаптации?

4. В чем вы видите взаимосвязь программы В. Вундта с ассоциативной психологией? Аргументируйте свой ответ.

5. Какие методы исследования психики были предложены В. Вундтом?

6. Какие ограничения накладывал В. Вундт на применение экспериментального метода в психологии?

7. На основании каких фактов мы можем считать, что Ф. Брентано стоит у истоков функционализма?

8. Как И.М.Сеченов понимал психическую деятельность?

9. Представителем какой научной линии в психологии (идеалистической или материалистической) выступал И.М. Сеченов?

10. Использование каких методов в изучении психического обосновывал И.М. Сеченов при построении программы построения психологии?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

 

Законспектируйте:

 

1) Соколова, Е.Е. Диалог 6. «Рефлексы головного мозга», психическая деятельность // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 228–242.

2) Соколова, Е.Е. Диалог 6. Предмет и метод психологии в программе построения психологии И.М. Сеченовым // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 239–242.

3) Ярошевский, М.Г. Ф. Брентано // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 200–203.

 

Заполните таблицу:

Представитель Предмет и метод Негативное и позитивное в содержании программы построения психологии
     

Творческие работы

1. В. Вундт - основатель экспериментальной психологии.

2. Роль И.М. Сеченова в развитии отечественной и мировой психологической науки.

 

ЗАНЯТИЕ 13

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите исследователей, развивавших возрастную психологию.

2. Что явилось предпосылками выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания?

3. На основе какой теории строил свою концепцию психического развития С.Холл?

4. В чем заключалась причина популярности педологии?

5. Какие положения Селли были положены в основу программы развивающего обучения М.Монтессори?

6. Какие проблемы исследовал в своей экспериментальной школе Э.Мейман?

7. Какие механизмы психического развития были описаны Клапаредом?

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Опишите экономические факторы, которые повлияли на развитие прикладной психологии в начале 20 века.

2. В состоит значение педологии для развития психологической науки?

3. Каковы объективные трудности и ошибки педологии?

4. Как рассматривал развитие ребенка Стэнли Холл?

5. Зачем необходима общая теория развития?

6. В чем суть идеи саморазвития в работах Э. Клапареда?

7. Каков подход к детскому развитию был предложен Дж. Селли?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

ЗАНЯТИЕ 14

Тема: Становление и развитие дифференциальной психологии и зоопсихологии

Учебные вопросы темы

1. Развитие дифференциальной психологии.

2. Экспериментальные исследования в зоопсихологии.

Литература: [1] [3][4] [16] [18] [20] [28]

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает дифференциальная психология?

2. Какой главный вопрос решал Ф.Гальтон?

3. Какими методами пользовался Гальтон для проверки собственной гипотезы?

4. Как учение Локка повлияло на работу Гальтона в области тестирования интеллекта?

5. Какими статистическими методами пользовался Гальтон при оценке особенностей людей?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Как Романес и Морган изучали смекалку животных?

2. Каково значение экспериментов в области зоопсихологии для развития научной психологии?

3. Кто в русской психологии разрабатывал проблемы этнической, социальной, дифференциальной психологии?

4. Каковы основные заслуги В. Штерна в развитии детской и дифференциальной психологии?

5. Какие новаторские идеи были предложены Ф. Гальтоном? Их значение для дифференциальной психологии?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Заполните таблицу:

Отрасль психологического знания Представители Проблематика Значение идей автора для развития психологии

 

ЗАНЯТИЕ 15

Вопросы для самоконтроля

1. Как шло развитие метода тестов? Охарактеризуйте основные вехи.

2. Назовите науки, послужившие основанием для социальной психологии?

3. Какие задачи, по Г. Мюнстербергу, призвана решать психотехника?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Опишите экономические факторы, которые повлияли на развитие прикладной психологии в начале XX века.

2. В чем состоит значение психотехники для развития психологической науки?

3. Каково влияние второй мировой войны на развитие клинической психологии и психологии промышленного менеджмента?

4. Каковы объективные трудности и ошибки психотехники?

5. В чем заключается проблема соотношения теории и практики в связи с ростом прикладных исследований в психологии?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

ЗАНЯТИЕ 16-17

Описательная психология.

Литература: [1] [3] [4] [16] [18] [20] [28]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему психология Э. Титченера называется структурализмом? Каковы основные задачи психологии структурализма, программа исследования, судьба направления?

2. Как проводилось экспериментальное исследование мышления в Вюрцбургской школе? Какие основные открытия были сделаны О. Кюльпе и его сотрудниками?

3. Почему функционализм получил такое название?

4. Что общего у функционализма и прагматизма?

5. Какое понятие становится центральным в теории В.Дильтея?

6. Почему С.Л. Рубинштейн назвал описательную психологию вершинной?

7. В чем сущность форм жизни Э. Шпрангера?

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. В чем состоит основное различие системы В.Вундта и ее интерпретации Э.Титчинером?

2. Охарактеризуйте историю развития и основные положения функционализма. В чём сходство и в чём различие европейской и американской школ функционализма?

3. Вклад У. Джемса в развитие мировой психологии. Какие открытия были сделаны. Почему функционализм получил такое развитие именно в Америке?

4. Какие методы исследования психики использовались во французской психологической школе?

5. Почему Т. Рибо считается основателем экспериментальной психологии во Франции? Французская социологическая школа психологии - вклад в мировую психологию.

6. Описательная школа психологии - не являлось ли течение, отвергавшее позитивизм, естественно- научные методы, эксперимент наукой прошлых веков? В чём вклад направления в мировую психологию?

8. Являлся ли методологический кризис в психологии закономерностью исторического развития науки? Обоснуйте своё мнение.

9. Какой метод, по мнению В. Дильтея, должен стать методом исследования душевной жизни?

10. На каком основании В. Дильтей отвергал принципы объяснительной психологии?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

ЗАНЯТИЕ 18-19

Десятилетия XX в.

Учебные вопросы темы

1.Особенности развития отечественной психологии.

2. Полемика И. М. Сеченова и К. Д. Кавелина. Два подхода к пониманию психики в отечественной психологии.

3. Основные научные течения в российской психологии и их общая характеристика.

1. Экспериментальная психология.

2. Эмпирическая психология.

3. Русская богословская психология.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем суть полемики между Сеченовым и Кавелиным?

2. В чём состоит вклад Сеченова в мировую и отечественную психологию?

3. Какие направления развиваются в конце 19 – начале 20 века в России?

4. В чем отличия этих направлений?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Как развивалась русская психологическая мысль в период до 19 века? По каким источникам судят о её развитии?

2. Какие факторы оказали преимущественное влияние на развитие российской психологии? Можно ли сказать, что у российской психологии был свой путь?

3. Опишите состояние российской науки на рубеже веков. Можно ли сказать, что русская психология была в авангарде мировой психологии?

4. Опишите основные психологические проблемы, поднимаемые в трудах русских философов - В. Соловьёва, Лосского, Лопатина и др. кто являлся предшественником и последователем философов- психологов?

5. Какие изменения происходят с психологией после революции? Какие основные задачи она должна была решить?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

 

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

Творческие задания

1. Этапы творческого пути русских психологов начала века (на выбор: Бехтерев В.М., Г.И. Челпанов, Г.Г. Шлет, А. А. Смирнов, Н.А. Рыбников и др.).

2. Роль И.П. Павлова в развитии мировой психологии.

ЗАНЯТИЕ 20

Тема: Общая характеристика открытого кризиса в психологии (10‑е – середина 30‑х годов XX в.)

Учебные вопросы темы

1. Причины появления «открытого кризиса» в психологии.

2. Общая характеристика кризиса в психологии.

3. Зарождение новых психологических школ.

Литература: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [39] [40]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как Выготский Л.С. и Рубинщтейн С.Л. характеризуют причины кризисной ситуации в психологии?

2. Какие пути выхода из кризиса они предлагают?

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Опишите общее состояние психологии на рубеже веков. Как устанавливалась экспериментальная психология в разных странах? Каково было отношение с традиционной ассоцианистической психологией?

2. Какие процессы, согласно В.Вундту, может изучать экспериментальная психология? Как «школы-до-кризиса» развивали это положение Вундта?

3. Как новые школы обозначали свой метод исследования? Насколько исследовательские лаборатории школ отличались от Лейпцигской?

4. Изменился ли предмет психологии в понимании «школ-до-кризиса»?

5. В каких условиях вызревал кризис? Что из перечисленного, на Ваш взгляд, более определило характер и итоги кризиса? Каковы итоги кризиса?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Законспектируйте

1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. Соч., Т.1.- М.: Педагогика, 1982

2. Рубинщтейн С.Л. Проблемы общей психологии // Вопросы психологии. - 1983. - №2.

ЗАНЯТИЕ 21

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основных представителей бихевиоризма.

2. Что является предметом изучения в бихевиоризме?

3. Кого принято считать «отцом бихевиоризма»?

4. В чем отличие необихевиоризма от классического бихевиоризма?

5. Назовите представителей необихевиоризма.

6. Что такое «промежуточные переменные» и кто ввел их в психологию?

7. Что такое «оперантный бихевиоризм»?

8. Кто из бихевиористов сосредоточил свое внимание на подкреплении?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Какие теории, идеи, традиции можно отнести к «предшествующим влияниям» возникновения и развития бихевиоризма?

2. Почему бихевиоризм «завоевал» Америку?

3. Какие выделяют законы на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.40 (0.303 с.)