Тема: бихевиоризм как Новое направление в психологии 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: бихевиоризм как Новое направление в психологии



Учебные вопросы темы

1. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме. Дж. Уотсон – теоретик бихевиоризма.

2. Необихевиоризм, его разработка в работах Э. Толмена, К. Халла. Теория субъективного бихевиоризма (Д. Миллер, К. Прибрам).

3. Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера и проблема программированного обучения.

4. Теории социального научения: Дж. Доллард, А. Бандура. Концепция социального бихевиоризма Дж. Мида.

Литература: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [39] [40]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основных представителей бихевиоризма.

2. Что является предметом изучения в бихевиоризме?

3. Кого принято считать «отцом бихевиоризма»?

4. В чем отличие необихевиоризма от классического бихевиоризма?

5. Назовите представителей необихевиоризма.

6. Что такое «промежуточные переменные» и кто ввел их в психологию?

7. Что такое «оперантный бихевиоризм»?

8. Кто из бихевиористов сосредоточил свое внимание на подкреплении?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Какие теории, идеи, традиции можно отнести к «предшествующим влияниям» возникновения и развития бихевиоризма?

2. Почему бихевиоризм «завоевал» Америку?

3. Какие выделяют законы научения? Кто является их автором?

4. Является ли Торндайк бихевиористом? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Опишите влияние личного фактора на становление и степень распространения бихевиоризма.

6. Почему бихейвиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии? Какой метод исследования был разработан бихевиористами?

7. У Охарактеризуйте программный документ бихевиористов «Психология с точки зрения бихевиориста». Какие задачи ставит Уотсон в психологии, как описывает состояние психологической науки?

8. Чем классический бихейвиоризм отличается от необихевиоризма? Почему потребовалась модификация учения?

9. Влияние каких теорий и школ испытал бихевиоризм?

10. В чём различия между стимульным и оперантным бихевиоризмом?

11. Социальный бихевиоризм - роль когнитивных процессов в организации поведения. Почему в бихевиоризме оформляются теории социального научения?

12. Прикладное значение бихевиоризма - разработки в области психологии управления и рекламы, педагогической психологии.

13. Можно ли утверждать, что бихевиоризм исчерпал программу исследований, является «умирающим» направлением?

Творческие работы

1. Понимание сознания в бихевиоризме.

2. Современный бихевиоризм: проблемы и решения.

3. Роль и место бихевиоризма в мировой психологии

4. Педагогическое и коррекционно-развивающее значение теории Скиннера.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Заполните таблицу:

Представитель бихевиоризма Особенности теории Значение идей автора для развития психологии

ЗАНЯТИЕ 22

Тема: Гештальтпсихология

Учебные вопросы темы

1. Экспериментальные исследования восприятия движения М. Вертгеймера. Законы восприятия

2. Проблема творческого мышления. Стадии продуктивного мыслительного процесса.

3. Динамическая теория личности К. Левина.

Литература: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [39] [40]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое гештальт?

2. Назовите основных представителей гештальтпсихологии.

3. Какие законы восприятия были открыты гештальтистами?

4. Кто автор работы «Экспериментальное исследование видимого движения»?

5. Кто из гештальтистов занимался исследованием интеллекта человекообразных обезьян?

6. Что такое инсайт?

7. Какова роль инсайта в творческом мышлении?

8. Кто из гештальтистов свою теорию личности назвал «теорией психологического поля»?

9. Какие закономерности групповой динамики открыл К. Левин?

10. Опишите суть феномена, получившего название «Эффект Б. В. Зейгарник».

11. Что такое валентность в теории К. Левина?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Какие теории, идеи, традиции в науке можно назвать предшественниками гештальтизма? Почему течение возникло именно в Германии? Каким образом его возникновение связано с новейшими открытиями в области физики?

2. Почему гештальтпсихология не получила должного распространения? Можно ли сказать, что исследовательская программа направления была исчерпана?

3. Что такое фи-феномен? Почему для объяснения фи- феномена не могли быть использованы подходы психологии Вундта?

4. Роль личностного фактора в возникновении и развитии направления. Охарактеризуйте программный документ гештальтистов «О гештальттеории».

5. На каких объяснительных принципах строится психология гештальта?

6. Является ли гештальтпсихология направлением, изучающим только перцептивные процессы? Обоснуйте своё мнение.

7. Какие открытия в области психологии восприятия были сделаны берлинскими психологами?

8. Инсайт как объяснительная основа мыслительной деятельности. Исследования инсайта в работах В. Кёллера.

9. В чём суть теории поля Курта Левина? Каким образом исследования Левина используются в возрастной психологии и психологии управления?

10. Определите место гештальтпсихологии вмировой психологии, сделайте выводы.

Творческие работы

1. Вклад гештальтпсихологии в проблему творческого мышления.

2. Вклад гештальтпсихологии в проблему мотивации.

3. Феноменологическое движение в немецкой философии и его влияние на возникновение гештальтпсихологии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Заполните таблицу:

Представитель гештальтпсихологии Особенности теории Значение идей автора для развития психологии

ЗАНЯТИЕ 23-24

Тема: Глубинная психология

Учебные вопросы темы

1.Психоанализ – центральное психологическое течение глубинной психологии. Психологическая концепция 3. Фрейда

2.Индивидуальная психология А. Адлера,

3. Аналитическая психология К. Юнга

4..Развитие психоанализа в 1930‑1950‑е годы. Концепция К. Хорни.

5. «Фрейдомарксизм» В. Райха.

6. Концепция Г. Салливена.

7. Персонология Г.Мюррея.

8. Концепция гуманистического психоанализа Э. Фромма.

9. Эго‑психология Э. Эриксона..

Литература: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [39] [40]

Вопросы для самоконтроля

1. Какие три сферы психики выделял З. Фрейд и как они соотносились между собой?

2. Какова роль «защитных механизмов» личности?

3. Какие стадии в развитии личности выделял З. Фрейд? Что стало критерием для выделения этих стадий?

4. Что такое архетипы и какова их роль в развитии личности?

5. В чем состоят основные принципы типологии личности К. Г. Юнга?

6. Назовите главные разногласия в теориях З. Фрейда и К.Г. Юнга.

7. Как формируется индивидуальный стиль жизни по мнению А. Адлера?

8. Какие условия, способствующие появлению чувства неполноценности, выделяет А. Адлер?

9. Как влияет порядок рождения на формирование личности, по мнению А. Адлера?

10. В чем отличие концепции К. Хорни от классического психоанализа?

11. Какие типы личностей выделяет и характеризует

К. Хорни?

12. Какие основные идеи лежат в основе концепции Г.С. Салливана?

13. Кто автор теории гуманистического психоанализа?

14. Чем, по мнению Э. Фромма, отличаются люди, живущие по принципу «иметь» и «быть»?

15. Назовите виды любви по Э. Фромму.

16. Какие типы ориентации личности выделяет Э. Фромм?

17. Какие тенденции поведения характеризуют бегство человека от неразрешимых проблем?

18. Какие изменения внес Э. Эриксон в периодизацию развития личности?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Опишите социальную ситуацию развития науки на рубеже веков? Можно ли утверждать, что появление глубинной психологии было закономерностью?

2. В чём заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления?

3. Какие основные принципы легли в основу теории Фрейда? Какие теории и учёные оказали на З. Фрейда наибольшее влияние?

4. Докажите влияние личностного фактора на степень распространённости психоаналитической теории.

5. Опишите взаимоотношения между психоанализом и основным руслом академической психологии. Докажите наличие влияния психоаналитической концепции на основные мировые школы психологии.

6. Выделите основные положения присущие всем теориям психоаналитического направления. Какие положения «материнской» теории были наиболее критикуемы последователями?

7. Опишите современную оценку взглядов З. Фрейда. Подтверждалась ли его теория экспериментально?

8. С каких позиций велась критика психоанализа?

9. Предположите, почему психоанализ критиковался и преследовался в Советский период развития русской психологии? Почему он получил такое распространение на современном её этапе? Почему большинство людей, далёких от психологии, из всех психологов знает только З. Фрейда?

Дальнейшая работа на занятии проходит в виде обучающего семинара.

Основные авторы и концепции направления рассматриваются по следующему плану- сценарию:

- Краткие биографические сведения об авторе. Можно ли утверждать, что детские впечатления и травмы повлияли на становление научных взглядов и оформление теории?

- В каких отношениях автор находился с Фрейдом? Что было взято из «материнской» теории, что подвергалось критике.

- Основные положения теории, термины, вводимые автором.

- Возможности практического использования.

- Современное состояние и степень распространённости.

- Повлияла ли теория на дальнейшее развитие психологии, на становление конкретных учёных и их теорий?

- Интересное в теории, то, что можно легко о ней запомнить.

ЗАНЯТИЕ 25-26

Тема: Развитие российской психологии в 20‑30‑е годы XX в.

Учебные вопросы темы

1. Социальные условия в России после революции 1917 года и их влияние на развитие психологии.

2. Возникновение проблемы «психология и марксизм».Принципы отечественной психологии, методы исследования.

3. Поведенчество как фактор формирования материалистических основ в советской психологии в 20‑30‑е годы

4. Педология, ее достижения и ошибки. Концепции психического развития М. Я. Басова, П. П. Блонского и А. Б. Залкинда

5. Психотехника, работы И. Н. Шпильрейна и С. Г. Геллерштейна.

6. Исследование физиологических основ психической деятельности: И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, К. Н. Корнилов, В. А. Вагнер.

7. Культурно– историческая теория Л. C. Выготского

Литература: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [39] [40]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы оказали преимущественное влияние на развитие российской психологии?

2. Какие психологические школы существовали в России в 20- е годы? Опишите основные направления их исследований, основных представителей, судьбу школ.

3. Чем было вызвано запрещение и преследование некоторых областей психологии в 30- 40- е годы?

4. Становление и развитие культурно- исторической традиции в отечественной психологии.

5. Какие направления существовали в российской психологии в концеXIX– начале XX веков? Назовите представителей этих направлений.

6. Как понимал предмет психологии В.М. Бехтерев?

7. Что является предметом изучения науки педологии?

8. Назовите представителей российской педологии.

9. Что изучает психотехника?

10. Кто из ученых разрабатывал проблемы психотехники?

11. Перечислите основные методологические положения, разработанные в послереволюционный период развития советской психологии и составившие ее теоретическое основание.

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. В чем состояла, по мнению В.М. Бехтерева, суть комплексного подхода к изучению психики человека?

2. Что представляла собой задача «перевода психологии на марксистские рельсы»?

3. Как развивалось поведенческое направление в русской психологии? Его вклад в развитие мировой психологии.

4. В чём состоит вклад Л.С. Выготского в развитие отечественной психологии?

5. В чем проблематика и основное содержание методологических дискуссий 20-30-х гг. в отечественной психологии?

6. Укажите основные итоги развития отечественной психологии в 20-30-е гг. XX столетия.

7. В чем состояла задача преобразования развития психологии применительно к условиям военного времени, и какие требования к ней предъявлялись?

8. Какие психологические проблемы разрабатывались психологами в годы войны?

ЗАНЯТИЕ 27-28

Тема: Развитие отечественной психологии в 40‑80‑е годы XX в

Учебные вопросы темы

1. Формирование методологических основ советской психологии. Вклад С Л. Рубинштейна в разработку теоретико‑методологических основ общей психологии.

2. А. Н. Леонтьев. Проблема соотношения значений и смыслов в социогенезе сознания.

3. Теория планомерно‑поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

4. Проблема «ведущей деятельности» и периодизация психического развития в онтогенезе (Д. Б. Эльконин).

5. Развитие психологии в период со второй половины 60‑х и до конца 80‑х годов. Исследование природных основ психики.

6.Отечественные теории личности: Д. Н. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев

7. Психология способностей Б. М. Теплова.

8. Проблемы комплексного и системного изучения психологии человека Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова

Литература: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [39] [40]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какой вклад в развитие отечественной психологии внес Б.Г. Ананьев?

2. Какой вклад в развитие отечественной психологии внес С.Л. Рубинштейн?

3. Какой вклад в развитие отечественной психологии внес А. Н. Леонтьев?

4. Кто из отечественных психологов разработал теорию установки?

5. Назовите автора теории поэтапного формирования умственных действий.

6. Назовите автора теории развивающего обучения.

7. Каково современное состояние исследований в отечественной психологии? Выделите основные тенденции её развития.

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Каковы причины теоретических дискуссий 50 - 70-х годов?

2. В чем их суть? Каково их значение для развития психологической науки?

3. Какими общими тенденциями характеризуется развитие отечественной психологии в 60-80 г. XX в.?

4. Какие достижения в разработке теоретико-методологических основ психологии характеризуют период 60-80-х гг. XX столетия?

5. Укажите достижения в разработке проблем познавательной деятельности человека в психологии 60-80-х гг. XX в.

6. Какие новые отрасли психологической науки сформировались в 60-е гг. XX в. и что явилось причиной этого?

Творческие работы

1. Психологические портреты (по выбору: Смирнов А.А., Зейгарник Б.В.,

Эльконин Д.Б. и др.)

2. Проблема метода в психологии

 

Семинарское занятие проводится в форме обучающего семинара.

 

Рассматриваются крупнейшие отечественные психологи и их вклад в мировую психологию.

Обсуждение происходит по следующим вопросам:

• Биографические сведения. Учителя, принадлежность к определённой научной школе.

• Область исследования, основные открытия, введённые в науку понятия, монографии.

• Судьба исследований, подготовленные ученики, перспективы использования данных и исследований автора.

Предполагается рассмотреть как можно большее количество русских исследователей, среди которых: Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.В. Запорожец, В.Д. Небылицын, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л.И. Божович и др. Особое внимание обращается на учения и вклад авторов в области психологии управления, труда, инженерной психологии и т.п.

ЗАНЯТИЕ 29



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.005 с.)