Тема: философско-психологическая мысль нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: философско-психологическая мысль нового времени



Учебные вопросы темы

1. Психологические идеи Ф. Бэкона

2. Дуализм Р.Декарта.

3. Материалистические взгляды Б.Спинозы.

4. Дж. Локк как основатель эмпирической психологии сознания

Литература: [1] [3] [4] [16] [18] [29] [28]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему изменился предмет психологии в Новое время?

2. В чем суть учения об идолах Ф. Бэкона?

3. В чем состоит разница между позициями рационализма и сенсуализма?

4. Как разрешается проблема познаваемости мира в рационализме?

5. В чем роль рефлекса в теории Декарта?

6. В чем роль индукции и какие ее виды описываются в теориях Декарта и Лейбница?

7. На чем основывается доказательство познаваемости мира в теории Спинозы?

8. В чем состоит предназначение аффектов в теории Спинозы?

9. Каким образом решается проблема свободы воли в этике Спинозы?

10. Какие аргументы приводит Локк в своей критике врожденных идей?

11. Какие виды опыта выделял Локк?

12. На основании каких фактов Локк приходит к выводу о неполной познаваемости внешнего мира?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Какие два направления в методологии науки противостояли друг другу в исследуемый период?

2. Какие правила, которыми должен руководствоваться исследователь, чтобы достичь объективности, выделяет Декарт?

3. Какие способы изменения естественного протекания рефлекса рассматриваются

4. Декартом?

5. Каким образом решается проблема свободы воли в этике Спинозы?

6. Чем отличаются подходы к проблеме эмоций Декарта и Спинозы?

7. Основателем какого направления в психологии является Дж. Локк?

8. Каким образом изменился предмет психологии в Новое время? Какие были к этому объективные предпосылки?

9. Какова роль эксперимента и индукции в трудах Ф. Бэкона?

10. Докажите, что именно с именем Р. Декарта связана смена предмета психологии.

11. Почему мы говорим о дуализме Декарта?

12. В чём состоит разница между позициями рационализма и сенсуализма? Выделите критерии и проведите сравнительный анализ.

13. Определите вклад психологии Нового времени в мировую психологию.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Законспектируйте:

1) Соколова, Е.Е. Диалог 3. Метод универсального сомнения Р. Декарта и его путь к понятию сознания // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 106–116.

2) Соколова, Е.Е. Диалог 3. Критерий отличия психических процессов от непсихических и постановка психофизической проблемы // Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 116–122.

 

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

Творческие работы

1. Р. Декарт. Психологический портрет.

2. Механистический детерминизм как принцип психологической мысли XVII в.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Психологическая мысль Эпохи Просвещения

Учебные вопросы темы

1.Особенности развития психологии в 18 веке: смена рационализма эмпиризмом.

2. Оформление ассоцианизма как господствующего направления.

3. Французская психология Эпохи Просвещения.

Литература: [1] [3] [4] [16] [18] [20] [28]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое эмпиризм?

2. Кого принято считать основателем психологии эмпиризма?

3. Какое влияние оказал позитивизм на развитие психологии?

4. Каковы основные законы ассоциации?

5. Что нового в понимание ассоциации вносит Гартли?

6. В чём состоит наследие ассоцианизма?

7. Что стало объединяющей идеей для психологии Просвещения?

8. Как развилось учение Дж.Локка в трудах Э. Кондильяка, Ж.Ламетри, К.Гельвеция, Д.Дидро?

9. Чем характеризуется «естественный человек» Ж. Ж. Руссо?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Поясните учение о государстве Т. Гоббса.

2. Перечислите основные проблемы, которые разрабатывались русскими учеными в ΧVІІІ веке.

3. Сенсуализм Гоббса и Локка - выделите основные положения сенсуалистической теории.

4. Почему сенсуализм ярко представлен именно в Англии?

5. Почему мы называем сенсуалистов предшественниками ассоцианистов?

6. Кто является предшественниками ассоциативной психологии? Обоснуйте своё мнение.

7. Ассоцианизм как явление в мировой психологии. Можно ли назвать ассоцианизм научной школой?

8. Беркли и Юм о познании. Какие законы ассоциации появляются в трудах первых авторов.

9. Докажите, что каждый из ассоцианистов проводил методологическую работу, приведите примеры.

10. Определите место ассоциативной психологии в мировой истории психологии.

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

Творческие работы

1. Спор Дидро и Гельвеция по проблеме способностей.

2. Материалистическая психология во Франции в XVIII веке.

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Проблема активности в немецкой психологии 18-19 веков

Учебные вопросы темы

1.Понятие апперцепции и способностей в работах Х.Вольфа.

2.Взгляды Э.Канта на психологические феномены.

3. Философские системы Г. Гегеля и Л.Фейербаха.

4. Психологическая концепция И.Гербарта.

Литература: [1] [3] [4] [7] [29]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как определяет способности и Х.Вольф?

2. Что такое апперцепция?

3. Что такое, по Канту, априорные формы познания?

4. Что такое трансцендентальная схема?

5. Раскройте смысл учения Г.В.Ф. Гегеля о связи индивидуального и общественного сознания.

6. Что такое, по мнению Гегеля, субъективный дух?

7. В чем заключается антропологический материализм Фейербаха?

 

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Дайте краткую характеристику эмпирической и рациональной психологии Х. Вольфа. Каково их значение для развития научной психологии?

2. Какое влияние оказала классическая философия Иммануила Канта (1724- 1804), Иоганна Фихте (1762-1814), Фридриха Шеллинга (1775-1854), Георга Гегеля (1770-1831) на развитие немецкой психологии? Каково значение психологических идей классической немецкой философии для развития теоретических основ психологии?

3. В чем видел различия И. Кант между явлениями и вещью в себе?

4. Что новое вносит И.Ф. Гербарт в теории ассоцианизма?

5. В чём значимость привнесения идей И.Ф. Гербарта в педагогическую теорию и практику того времени?

6. Каково отношение И. Гербарта к использованию математики в психологических исследованиях?

7. Каковы основные положения учения И. Гербарта о сознании и о порогах сознания; какое применение это учение получило в экспериментальной психологии?

8. Какое влияние оказало понятие апперцепция на разработку педагогических принципов организации процесса обучения?

9. Какое продолжение получили идеи И. Гербарта в работах его последователей?

 

 

Заполните таблицу:

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии

Творческие работы

1. И. Кант и его роль в развитии психологической теории.

2. Немецкая философия XIX века и ее влияние на русскую психологическую мысль.

ЗАНЯТИЕ 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.01 с.)