Сценарий активных форм обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарий активных форм обучения.



При изучении предмета «Экономика труда» используются различные формы активного участия студентов:

Проблемная ситуация – совокупность условий, обстоятельств, характеризующих такой тип учебной или профессиональной деятельности, при котором появляется потребность в освоении новых знаний или способов деятельности. Проблема, принятая к решению, и есть проблемная ситуация.

Тренинг - вид учебной подготовки студента, заключающийся в закреплении приобретенных на занятиях знаний и умений по изучаемой теме на примере решения или анализа профессионально-ориентированных вопросов. Конечная цель любого тренинга – переход от категории «знание» и «умение» к категории «владение».

Ролевая игра – предполагает наличие сложной задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения, а также взаимодействие участников игрового занятия, в частности проведением дискуссии.

Деловая игра – метод обучения путем имитации реальной производственно-хозяйственной деятельности. Студенты – участники игры имитируют деятельность должностных лиц, условно, представляя их интересы. Главная цель игры - подготовить обучающихся к решению профессиональных вопросов.

При использовании этих форм группа делится на микрогруппы, в которой назначается модератор – руководитель деятельности каждого студента в соответствии с его профессиональной ролью.

Кроме того, в различных разделах курса используются такие формы как

Провокация;Визуализация; Лекции вдвоем;Реферат и его презентация; Составление и решение кроссвордов;Дискуссия; Рецензирование студентами работ друг друга.

4.4.Конкретные задания по организации самостоятельной подготовки студентов к проведению активных форм обучения..

 

Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, а также в самостоятельном поиске литературы, необходимой для успешного проведения деловых игр, решения ситуаций и решении кроссвордов по тематике, представленной ниже.

Примерная тематика занятий с использованием форм активного обучения представлена в табл. 18.

 

Таблица 18

Примерная тематика применяемых форм активного обучения

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии  
 
  Модуль 1. Рынок труда и механизм его функционирования Цель: сформировать понятийный аппарат, закрепить полученные знания, научить студентов вырабатывать стратегию и тактику поведения на рынке труда. Тема 1. – Дискуссия, разработка и презентация рефератов, выявляющих особенности рынка труда в России и в странах с развитой рыночной экономикой.  
Тема 2. Анализ конкретных ситуаций и выработка моделей поведения на рынке труда.  
  Модуль 2.Трудовые ресурсы предприятия (организации) и эффективность их использования Цель: сформировать понятийный аппарат, выработать практические навыки анализа эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и выбора направлений оптимизации ресурсного потенциала     Тема 3. Анализ конкретных ситуаций (тренинг), связанных с поиском резервов роста производительности труда.  
   
   
Тема 4. Анализ конкретных ситуаций (треннинг) с расчетом основных показателей эффективности использования трудовых ресурсов  
  Модуль 3. Организация труда как фактор повышения эффективности трудовой деятельности. Цель: сформировать понятийный аппарат, выработать практические совершенствования организации труда на предприятии. Тема 5. Анализ конкретных ситуаций, связанных с неэффективной организацией труда.  
Тема 6. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором наиболее эффективных моделей организации труда.  
  Модуль 4. Нормирование труда и его значение для повышения эффективности использования трудовых ресурсов. Цель: закрепление лекционного материала посредством проведения студентами комплексного анализа состояния нормирования труда на предприятии и поиску наиболее эффективных его моделей. Тема 7. Анализ проблемных ситуаций, связанных с неэффективным нормированием труда.  
Тема 8. Анализ проблемных ситуаций, связанных с расчетом технически обоснованных норм труда. рецензирование студентами работ друг друга по оценке эффективности организации и нормирования труда.  
  Модуль 5.Оплата труда на предприятии. Цель:формирование понятийного аппарата, закрепление лекционного материала, овладение навыками оптимизации системы оплаты труда на предприятии. Тема 9. Анализ проблемных ситуаций, связанных с неэффективными моделями оплаты труда. Тема 10.Аналихз возможностей совершенствования оплаты труда на конкретных предприятиях.  

4.5.Правила оформления результатов выполнения заданий по каждой теме

Результаты работы по каждой теме самостоятельной работы должны быть оформлены студентами в отдельные документы с титульным листом и Оглавлением в соответствии с действующим порядком оформления контрольных и курсовых работ.

Вопрсы для самопроверки

Для закрепления полученных знаний по каждой теме студенты должны ответить на вопросы для самопроверки, приведенные в Учебно-практическом Пособии в соответствующих разделах.

4.7.Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Скляревская В.А. Экономика труда. Учебник-М. ИТК «Дашков и К», 2012

2. Скляревская В.А. Экономика труда.Учебно-практическое пособие.–М.: МГУ ТУ.2012

3. Скляревская В.А. Экономика труда.Практикум.– М.: МГУ ТУ, 2012.

4.Скляревская В.А. Рабочая программа курса «Экономика труда».-М.:МГУТУ,2012

5. Экономика труда [Текст]: Учеб. для вузов./ Под

 

 

Дополнительная литература.

 

6.Скляревская В.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии.-М.:ИТК «Дашков и К»,2011,

7.Мэйо Э.Эффективное управление и теория «человеческих отношений» // http://revolution.allbest.ru/management/00032053_0.html

8.Ф.Тейлор. Принципы научной организации труда.-М:Экзамен.2010

9.У истоков НОТ.Забытые дискуссии и нереализованные идеи. СПб. 2011.

10.Файоль А.» Административное управление» http://revolution.allbest.ru/management/00045955_0.html

11..Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности» http://revolution.allbest.ru/management/00032053_0.html

12.Периодические издания: журналы «Человек и труд». «Актуальные проблемы экономического и социального развития России». «Предпринимательство», «Российское предпринимательство». «Креативная экономика»

4. 8.Материально-техническоне обеспечение.

 

Программное и коммуникативное обучение:

1. Операционные системы Windows, стандартные офисные программы.

2. Законодательно-правовая электорнно-поисковая база по организационным формам предприятий («Консультант», «Гарант»).

3. Электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой, находящихся в свободном доступе для студентов.

4. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

5. Презентации лекций по модулям и темам дисциплины.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации

2. Декларация об основополагающих принципах и правах
в сфере труда [принята Международной организацией
труда 19 июня 1998 г.].

3. Трудовой кодекс Российской Федерации

4. О занятости населения в Российской Федерации
[закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1]:

5. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности [Текст]: [Федер. закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ]:

 

5.Тесты по дисциплине

Модуль 1

Тесты по теме 1.

Тест 1.Как изменяется цена товара «рабочая сила» при превышении спроса над предложением

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не изменится?

Тест 2. О какой модели рынка труда идет речь в случае, когда ни предприниматели, ни рабочие не имеют возможности влиять на ставку заработной платы

а) рынок труда при совершенной конкуренции;

б) рынок труда при несовершенной конкуренции;

в) внутренний рынок?

 

Тест 3. О какой модели рынка труда идет речь, когда количество работающих на данной фирме составляет основную часть занятых конкретным видом труда

а) монопсония;

б) монополия;

в) двусторонняя монополия?

 

 

Тесты по теме 2.

 

Тест 1. Являются ли занятыми учащиеся общеобразовательных школ

а) являются;

б) не являются;

в) являются частично?

 

Тест 2. К какой категории населения относятся студенты дневной формы обучения

а) экономически активное население;

б) экономически неактивное население;

в) безработные граждане?

 

Тест 3. О какой модели управления занятостью идет речь, когда создается большое количество низкооплачиваемых рабочих мест

а) американская;

б) скандинавская;

в) европейская?

 

Тесты по теме 3.

Тест 1. О каком виде безработицы идет речь, когда фирма сокращает персонал под влиянием конкуренции

а) добровольная;

б) фрикционная;

в) вынужденная?

 

Тест 2. Правомерны ли действия службы занятости, отказавшейся зарегистрировать гражданина в качестве безработного на том основании, что ему было предложено два варианта подходящей работы

а) правомерны;

б) не правомерны;

в) правомерны частично?

 

Тест 3. Может ли считаться подходящей работа, предлагаемая службой занятости для гражданина не работающего в течение 5 месяцев, если предполагаемый заработок на ней ниже среднего заработка по последнему месту работы, но выше среднего заработка по данному региону

а) может;

б) не может;

в) может частично?

Модуль 2

Тесты по теме 4

Тест 1. О каком понятии идет речь, когда учитываются возрастные ограничения

а) трудовые ресурсы общества;

б) трудовой потенциал общества;

в) трудовые ресурсы предприятия?

Тест 2. О каком пути использования трудовых ресурсов идет речь, когда объем производства увеличивается на 5%, а численность персонала возрастает на 3 %:

а) интенсивный;

б) экстенсивный;

в) интегральный?

 

Тест 3. О каком виде трудоемкости идет речь, когда учитываются затраты труда основных рабочих:

а) производственная трудоемкость;

б) технологическая трудоемкость;

в) полная трудоемкость?

 

Модудь 3

Тесты по теме 5.

Тест 1. Повышение производительности труда, снижение брака, повышение качества продукции – это:

а) принципы;

б) направления;

в) задачи рациональной организации труда?

 

Тест 2. Раскрытие творческих способностей работников, формирование у них интереса к своему труду, активизация «человеческого фактора» - это:

а) экономические;

б) психо-физиологические;

в) социальные задачи рациональной организации труда?

 

Тест 3. О каком способе выявления передовых методов труда идет речь, когда анализируются методы работы одного работника:

а) укрупненном;

б) аналитическом;

в) целевом отборе?

 

Тест 4.На какую составляющую индивидуальной производительности труда влияет внедрение передовых форм разделения труда

а) T0;

б) t0;

в) T0 и t0 одновременно?

 

Тест 5.На какую составляющую индивидуальной производительности труда влияет внедрение передовых форм кооперации труда

а) T0;

б) t0;

в) T0 и t0 одновременно?

Модуль 4

Тесты по теме 6.

 

Тест 1. Установление объема работ, который должны выполнить один или несколько рабочих – это:

а) норма выработки;

б) норма обслуживания;

в) нормированное задание?

 

Тест 2. Разработка норм труда на основе мероприятий по совершенствованию организации труда – это:

а) аналитический метод планирования;

б) расчетный метод нормирования;

в) сравнительный метод нормирования?

 

Тест 3. О каком методе нормирования труда идет речь, когда нормы труда устанавливаются на основе нормативов, разрабатываемых непосредственно на предприятии:

а) аналитичеки-исследовательском;

б) аналитичеки-расчетном;

в) статистическом?

 

Тест 4. О каком методе нормирования труда идет речь, когда норма подгоняется под фактический объем работ с целью сохранения работнику сложившегося или запроектированного заработка:

а) статистическом;

б) расчетном;

в) сравнительном?

 

Тест 5. Оптимальная численность персонала рассчитывается на основе:

а) суммарных методов нормирования;

б) аналитических методов нормирования;

в) расчетных методов нормирования?

Модуль 5

 

Тесты по теме 7.

Тест 1. О какой форме оплаты труда идет речь когда заработная плата устанавливается в зависимости от количества изготовленной продукции и квалификационных требований к выполненной работе:

а) сдельной;

б) повременной;

в) сдельно-повременной?

 

Тест 2. О какой форме оплаты труда идет речь когда работу необходимо выполнить в сжатые сроки:

а) косвенно-сдельной;

б) аккордной;

в) сдельно-премиальной?

 

Тест 3. О какой форме оплаты труда идет речь заработная плата рассчитывается умножением часовой тарифной ставки рабочего соответствующего разряда на количество отработанных им часов:

а) простой повременной;

б) повременно-премиальной;

в) сдельно-повременной?

 

Тест 4. Какую форму оплаты труда рекомендуется применять когда производственный процесс строго регламентирован, а функции рабочего сводятся только к наблюдению за ходом технологического процесса:

а) сдельную;

б) повременную;

в) сдельно-повременную?

 

Тест 5. Какую форму оплаты труда рекомендуется применять, когда имеется возможность точного учета объемов выполненных работ, а у рабочих есть возможность увеличивать выработку продукции или объем выполняемых работ:

а) сдельную;

б) повременную;

в) сдельно-повременную?

 

Правильные ответы к тестам по темам.

Правильные ответы к тестам по темам

Тема 1.

1 – б)

2- а)

3 – а)

Тема 2.

1 – а)

2 – б)

3 – а)

Тема 3.

1 – в)

2 – а)

3 – а)

 

Тема 4.

1 – в)

2 – а)

3 – б)

Тема 5.

Тест 1 – в)

Тест 2 – в)

Тест 3 – а)

Тест 4 – в)

Тест 5 – а)

Тема 6.

Тест 1 – в)

Тест 2 – а)

Тест 3 – а)

Тест 4 – б)

Тест 5 – б)

Тема 7.

Тест 1 – а)

Тест 2 – б)

Тест 3 – а)

Тест 4 – б)

Тест 5 – а)

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Содержание предмета Экономика труда» и его задачи. Связь между модулями предмет.

2.История развития и становления науки об организации труда.

3.Сущность системы Ф.Тейлора.

4,Сущность систем Ф.Гилбрета, А.Файоля,Г.Эмерсона.

5.Э.Мэйо и его теория «человеческих отношений»

6.Истроия возникновения и развития науки об организации труда в России.

7.Современное состояние теории и практики организации труда в России и в странах с развитой рыночной экономикой.

8.Понятие рынка труда. Модели рынка труда.

9.Занятость населения и пути ее регулирования.

10.Безработица, ее виды.

11.Понятие трудовых ресурсов общества и предприятия. Классификация трудовых ресурсов предприятия.

12. Показатели использования трудовых ресурсов. Производительность труда и методы ее расчета.

13.Пути повышения производительности труда.

14. Сущность, задачи и направления рациональной организации труда.

15.Методика работы по совершенствованию организации труда.

16. Оценка эффективности работы по совершенствованию организации труда. Понятие индивидуальной производительности труда.

17. Совершенствование структуры трудового процесса. Методика работы и влияние на индивидуальную производительность труда

18. Внедрение передовых приемов и методов труда. Методика работы и влияние на производительность труда.

19. Рабочее место. Элементы его организации. Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест.

20. Фотография рабочего времени. Ее назначение. Методика проведения.

21. Хронометраж. Цели и задачи, методика проведения.

22. Разделение и кооперация труда. Методика работы и влияние на индивидуальную производительность труда.

23. Совершенствование условий труда. Методика работы и влияние на индивидуальную производительность труда.

24. Режимы труда и отдыха. Их оптимизация и влияние на производительность труда.

25. Работоспособность человека и факторы её определяющие.

26.Методика разработки мероприятий по совершенствованию организации труда и оценка их экономической эффективности.

27.Понятие нормирования труда. Роль нормирования труда в повышении экономической эффективности деятельности предприятия.

28.Виды норм труда, функции норм.

29.Методы научного обоснования норм труда.

30.Методика работы по совершенствованию нормирования труда.

31. Оптимизация численности персонала. Методика работы и влияние на экономические показатели деятельности предприятия.

32. Сущность нормирования труда. Его значение для оптимизации численности персонала.

33. Методы нормирования труда. Их сравнительный анализ.

34.Нормировани труда в России и в странах с развитой рыночной экономикой.

35. Анализ состояния нормирования труда на предприятии.

36. Фактический и проектируемый балансы рабочего времени. Их назначение и сравнительный анализ.

37. Нормы и нормативы. Их различие и классификация.

38. Нормирование труда специалистов и служащих.

39.Расчет численности различных категорий персонала.

40. Сущность, функции и принципы организации оплаты труда.

41. Формы и системы оплаты труда.

42. Бестарифные модели оплаты труда. Их сравнительный анализ.

43. Современная отечественная практика оплаты труда.

44. Организация оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой.

45. Принципы формирования доходов в рыночной системе.

46.Роль организации оплаты труда в повышении экономической эффективности деятельности предприятия.

47. Доплаты, компенсация, надбавка и премии. Их виды, особенности и порядок начисления.

48. Реальная и номинальная заработная плата.

49.Премиальные системы. их сущность, показатели премирования и методика разработки

50. Управление организацией и нормированием труда на предприятии.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.129 с.)