Участковая социальная служба. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участковая социальная служба.



Участковая социальная служба.

Опыт внедрения инновационных технологий в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершенно­летних «Остров Надежды»» Дмитровского района

Участковая социальная служба в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Остров Надежды» функционирует на базе отделения социально-педагогической помощи на основе преемственности и взаимосвязи с территориальными органами и учреждениями социальной защиты населения, образования, Управления по делам молодежи, отделени­ем по делам несовершеннолетних УВД, лечебно-профилактическими учреждениями, комиссией по делам несовер­шеннолетних, общественными и др. организациями.

Цель:

•S защищать права детей Дмитровского района через под­держку семей с целью обеспечения адекватной заботы о детях в се­мье: дать возможность детям воспитываться в семье;

•S предотвратить попадание детей из семей группы риска в социальные учреждения или под опеку вне их собственной семьи;

•S поддерживать детей, возвращающихся из социального уч­реждения в семью, и помочь им адаптироваться как можно быстрее. Задачи:

•S оказание комплексной социальной помощи и поддержки семье;

•S поддержка родителей и семей в выявлении их потенци­альных ресурсов;

S предотвращение попадания детей из семей группы риска в социальные учреждения;

•S поддержка детей, возвратившихся из социальных учреж­дений.

 

Основные направления деятельности:

• Оказание социальной помощи семье по ликвидации трудной жизненной ситуации.

• Социальный патронаж семей, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в социальной поддержке.

• Работа с несовершеннолетними по предотвращению кризисной ситуации посредством индивидуальных консультаций, и индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятель­ности.

• Работа по формированию здорового образа жизни и се­мейных форм воспитания.

• Внедрение новейших социальных технологий.

• Повышение педагогической культуры родителей

• Профилактическая работа по предупреждению семейно­го неблагополучия и детской безнадзорности.

Как работает служба

Изучение направления, интервью (если в службе);

Первичный патронаж (налаживание контакта);

Комплексное обследование, сбор детальной информации;

Как правило, в работе с семьёй мы двигаемся наощупь, мел­кими шагами, постепенно приобретая умения в выявлении ключе­вой проблемы, (определяем причину и следствие); овладеваем уме­нием отделять информацию от эмоций (бывает много фактов, кото­рые являются эмоционально насыщенными, но малозначащими); видеть информацию с разных позиций (соседей, учителей, родст­венников)

Планирование сопровождения, составление плана-соглашения (совместно с клиентом);

Оказание социальной помощи (применение различных видов услуг).

Спектр услуг, которые оказывает служба, достаточно широк:

1. Психолого-педагогические - самая многочисленная и мно­гообразная разновидность услуг.

Иногда для семьи просто подарком бывает, что наконец на­шлись люди, которые выслушают, не осудят, постараются понять -одно это уже помогает облегчить груз семейной беды.

2. Посредничество в конфликте;

3. Социально-правовые:

1. трудоустройство родителей или родственников;

2. помощь в оформлении документов;

3. оформление пособий, пенсий, субсидий.

4. Содействие обучению и развитию ребёнка:

· устройство в детский сад,

· на профессиональное обучение,

· в секцию, кружок; '

· содействие защите здоровья ребенка;

5. Сотрудничество с организациями, которые связаны с защи той интересов ребёнка:

· представление интересов ребёнка перед админист­рацией школы, ПУ, контроль за посещением заня­тий ребёнком;

· представление интересов ребёнка перед органами государственной и местной власти;

· представление интересов ребёнка перед органами опеки и попечительства;

· вовлечение родственников или других лиц в защи­ту ребенка.

 

«Ребенок может быть счастлив только в семье». К сожале­нию, нередки случаи, когда этот постулат перестаёт быть таковым. Для многих детей приюты, детские дома остаются единственными местами, вырывающими их из опасности и сохраняющими им жизнь. Однако мы делаем всё возможное, чтобы сохранить ребёнка в семье. На этом фокусируются наши профессиональные и челове­ческие усилия.

Наша служба предпринимает попытки создания плотной по­ложительной социальной сетки над семьёй, для чего осуществляет взаимодействие со всеми учреждениями, заинтересованными в за­щите интересов ребёнка, где не может быть места конкуренции, где главенствует принцип содружества, направленный на защиту детст­ва.

Пока наше сотрудничество скорее ситуативное, но мы уве­рены, что это взаимодействие скоро станет системой, поскольку в нашем районе много достойных людей, озабоченных состоянием общества и готовых направить свои усилия на улучшение жизни в каждой отдельной семье.

Поводом для «закрытия случая» является утверди­тельный ответ на вопросы:

· достигнуты ли цели, определённые в плане,

· может ли семья в дальнейшем справляться с ситуацией;

· существует ли поддерживающая социальная сетка;

· потребности в помощи семья сейчас не испытывает.

Но это не значит, что мы отпускаем семью в «свободное плавание». Мы осуществляем наблюдение, т.к. ситуации в наших семьях может опять измениться в худшую сторону Такие случаи бывали. Нередко семья привязывается к социальному работнику, окончание случая приобретает форму нелегкого расставания.

Считаем, что необходимо междуэтапное систематическое обсуждение процесса реабилитации на еженедельных командных встречах.

В верном ли направлении действуем; реалистичны ли цели; просмотрели ли мы все возможности; то ли это, что хочет клиент, -вот вопросы, которые мы выносим на командные встречи.

В своей работе мы не ставим перед собой цели покорения заоблачных высот, осознаём, что прежде чем стать лучше, ситуация может ухудшиться, что для изменения необходимо время - не скоро из небольших изменений вырастают большие перемены, не всё лег­ко и гладко, мы стараемся готовить себя к этим трудностям, мы учимся быть терпеливыми.

Говоря об эффективности нашей работы, мы не можем рас­считывать, что семья, обретя союзников в нашем лице, семимиль­ными шагами направится к своему «светлому будущему». Большин­ство наших семей проблемные, которые не справляются с несколь­кими или всеми возложенными на них природой и обществом функциями. Поэтому, на наш взгляд, стабилизированная ситуация, когда нет движения назад, когда нет опасности перехода семьи в категорию ещё менее благополучную, - тоже результат. Обретение семьёй уверенности, повышение самооценки, осознание, что ее про­блемы небезразличны - наша общая с ней победа.

ПРОГРАММА

подготовки воспитателей

семейной воспитательной группы (12 часов)

 

 

№   ТЕМА ЗАНЯТИИ   Кол-во   Ответственный  
п/п       часов      
I   Медицинский раздел   3,5 часа      
1.1   Первая медицинская помощь детям по основным группам заболеваний: - ОРВИ, кишечные инфекции; - хронические соматические болезни, - нервно-психические болезни; - первая помощь при повреждениях и несчастных случаях (кровотечения, переломы, нарушения дыхания и др.)   20 мин.   Врач- педиатр  
           
           
    20 мин.   -II-  
    20 мин.   Врач- психиатр  
    30 мин.   Ст. медсестра  
           
           
1.2   Гигиена и санитария: - режим для дошкольника и школьника; - техника и приемы восстановления психофизического состояния          
    20 мин   Ст. медсестра  
        Врач- психиатр  
    30 мин.      
           
1.3   Организация рационального питания' - правильное питание детей и подростков; - диетическое питание и лечебное питание          
           
    20 мин   Ст. медсестра  
           
    20 мин.      
           
1.4   Организация медицинской помощи   30 мин.   Врач- педиатр  
    детям (диспансерное наблюдение,          
    санаторно-курортное лечение)            
1.5   Разработка программы укрепления здоровья приемного ребенка в зависимости от его состояния (показателя роста, массы тела. физ. развития, на- личия соматических и хронических заболеваний)   1ч   Врач- психиатр  
           
           
           
           
           
II   Психолого-педагогический раздел 5,5ч      
           
2.1   Возрастные закономерности психического и социального развития ребенка (младенчество, дошкольный возраст, подростковый)   1ч   Врач- психиатр  
           
           
           
2.2   Воспитание и развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей: -травматические ситуации в предыдущей жизни и их последствия для развития приемного ребенка (психо логические травмы в семье, жестокое обращение, разлука с матерью); -эмоциональная неустойчивость приемного ребенка и методы ее коррекции (агрессивность, эгоизм и др.); - вредные привычки приемного ребенка и способы их преодоления. лень, бытовая небрежность, проявле- ние нарушений поведения приемного ребенка и их преодоление   1,5ч   Директор  
           
           
        Врач- психиатр  
           
           
           
           
           
        Психолог  
           
           
           
           
           
2.3   Содержание, методы воспитания детей - развитие личности детей, - половое воспитание; - общение в семье, практическая техника общения, -воспитание чувства защищенности, готовности войти в новое будущее, коррекция «образа Я», формирование самооценки; - приемы, методы, помогающие изменить поведение приемного ребенка, модификация поведения   1,5ч   Врач- психиатр Психолог    
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
2.4   Подготовка ребенка к школе. Сущность научения и психологии, основы обучения   1,5ч   Зам директора  
           
           
III   Юридическо-экономический раздел   Зч      
3.1   Нормативно-правовые акты о правах детей и реализации их в России (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ; «Семейный кодекс»)   1ч   Специалист по  
        соц работе  
           
           
3.2.   Нормативно-правовые основы для организации жизнедеятельности приемных семей (Гражданский кодекс, Семейный кодекс, ФЗ об образовании, ФЗ о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, Положение о семейной воспитатель- ной группе и т.д)   1ч   Специалист по  
        соц. работе  
           
           
           
           
           
           
3.3.   Основы экономических знаний (как открыть счет в банке, бух учет в приемной семье). Как отстаивать свои права: судебные процедуры, контакты с административно-хозяйственными органами   1ч   Специалист по  
        соц. работе  
           
           
           
           

5 этап - открытие СВГ. Этот этап - период активных контак­тов потенциального воспитателя с ребенком.

Мы предоставляем возможность для посещения воспитанникам семьи потенциальных воспитателей Сроки контактов и их формы определяются индиви­дуально для каждой группы Ведется психологическое сопровожде­ние данного этапа работы воспитатель получает конкретные кон­сультации, советы, рекомендации.

В соответствии с действующим Положением о СВГ такая группа открывается приказом директора. Основанием для открытия группы являются письменное заявление кандидата о приеме на работу воспитателем СВГ; акт обследования ЖБУ и психологического климата се­мьи, заключение психолога и соц работника о возмож­ности открытия группы, трудовое соглашение администрации с кандидатом в воспитатели о принятии его на работу с испытательным сроком 3 месяца, договор о полной индивидуальной материальной ответ­ственности.

Так в результате кропотливой работы по отбору воспитате­лей было открыто 7 СВГ

СВГ № 1 функционировала 4 месяца и распалась в резуль­тате возникших трудностей в отношениях между ребенком и взрос­лыми членами семьи Воспитатель пыталась перевоспитывать де: вочку. Некоторые поступки ребенка раздражали членов этой семьи, возникало непонимание Одним словом воспитатель не рассчитала своих возможностей Но даже и после такого исхода мы поблагода­рили эту семью за сотрудничество с нами

СВГ № 2 проработала 6 месяцев Взрослые члены семьи так полюбили девочку, что в последствии удочерили ее.

СВГ № 3 - это многодетная семья, которая воспитывает 7 родных детей и 2 детей из приюта. Эта группа функционирует поч­ти год. Кристина обучается в 1 классе, школьный учитель дает де­вочке положительную характеристику Ксюша ходит в детский сад и готовится вместе с Ваней (сыном воспитателя) пойти в 1 класс Ксюша очень любит читать книги, рисовать. По решению Админи­страции Ступинского района этой семье были улучшены жилищные условия (выделены 2 двухкомнатные квартиры), а областная Дума подарила стиральную машину.

СВГ № 4 - в этой группе воспитанник приюта жил и воспитывался в течение 9 месяцев После того, как семье стало известно, что ребенок попал в банк данных на усыновление, было принято решение об оформлении опекунства над мальчиком С 1 апреля эта семья стала опекунской семьей

СВГ № 5 - функционирует более полугода Девочка живет в московской семье, готовится к сдаче выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в техникум Успеваемость девочки сильно повысилась Так, при поступлении в приют Валя училась в классе КРО Сейчас она обучается в школе-лицее в классе с химико-биологическим уклоном, является одной из сильных учениц в клас­се В школьной олимпиаде по биологии Валя заняла 1 место

СВГ № 6 - открыта в ноябре 2004г Эта семья взяла на вос­питание девочку без определенного статуса, без прописки В дан­ный момент сотрудниками приюта и отделом опеки ведется работа по установлению статуса ребенка Надеемся, что после сбора всех необходимых документов на Ксюшу эта семья впоследствии станет опекунской или усыновительной, т к воспитатель и члены его се­мьи полюбили девочку и видят дальнейшие перспективы в ее раз­витии Стоит отметить, что Ксюшу они взяли в семью, когда ей бы­ло 3,5 года, а этот возраст является благоприятным для усыновле­ния

СВГ №7 - открыта с 1 мая 2005 года Молодая семья, имеющая шестилетнего ребенка, взяла к себе из приюта мальчика Славу - ровесника их сына В этом году ребята вместе пойдут в 1 класс Стоит отметить, ребенок является родственником, но по эко­номическим причинам и в связи с тем, что родители сами еще моло­дые (им по 25 лет), они боялись взять на себя ответственность за воспитание еще одного ребенка Они постоянно приходили наве­щать Славу в приют, приносили ему вещи, игрушки, подарки, но взять его к себе отказывались По их поведению было видно, что им небезразлична судьба племянника Работа с ними велась на протя­жении года Недавно они все вместе заходили в приют - все радост­ные и счастливые Надеемся, что эта семья впоследствии станет опекунской или усыновительной семьей

СВГ №8 - будет открыта с ] августа 12-летняя Катя оста­лась без попечения родителей, ее мама умерла, а папа был лишен родительских прав, близких родственников у девочки нет После долгих раздумий ее решила взять в СВГ семья, которая жила с Ка­тей по соседству У них есть своя дочь, девочки дружат с детства и учатся в одном классе Данная группа полностью отвечает интере­сам ребенка Катя будет жить в родном доме, со знакомыми людь­ми, в семье близкой подруги Надеемся, что папа девочки пересмот­рит свои взгляды на жизнь, перестанет пить, устроится на работу и восстановится в родительских правах Кандидат в воспитатели уже сдала все документы, необходимые для открытия группы, наши специалисты провели акты обследования, составили социальную и психологическую карту кандидата Но так как эта семья не имеет ни дачи, ни другого места для летнего отдыха, по обоюдному согла­сию было решено, что два месяца Катя отдохнет вместе с нашими ребятами в санатории и на базе отдыха, а с августа Катя будет жить в семейной группе

Анализ работы СВГ

Диапазон проблем, которые возникают в семейных группах, достаточно широк' от сложностей межличностного взаимодейст­вия, т.е. трудностей в общении, до принятия ребенком роли воспи­танника семейной воспитательной группы, а также бытовых про­блем. Но опыт работы показывает, что первым необходимым усло­вием их решения является эмоциональное принятие ребенка.

Если замещающая семья дает почувствовать ребенку, что он нужен, учитель и школа - что он способен, сверстники - что он нра­вится, то в комплексе это становится залогом формирования у него положительного представления о себе, укрепления его жизненных сил, желания соответствовать ожиданиям окружающих. Второе не­обходимое условие - готовность воспитателя изменяться, менять тактику воспитания, учиться строить отношения с ребенком с уче­том его психологических особенностей, с уважением к нему, как к личности.

Однако, даже при наличии ошибок в деятельности воспита­теля и специшшстов учреждения, вопреки многим сложностям, можно утверждать, что функционирование этой новой формы се­мейного воспитания дает разносторонний социальный эффект, а именно:

1. В большинстве семейных групп наблюдается положи­тельная динамика в улучшении состояния здоровья, развитии и со­циальной адаптации детей.

2 Ребенок-сирота или ребенок, родители которого лишены родительских прав, получает шанс на последующее устройство в семье, первоначально являющейся ля него семейной группой

3 Благодаря помещению в семейные группы улучшается положение детей

4 Организация семейных групп создает дополнительные рабочие места

Воспитатель СВГ зачисляется в штат приюта и по­лучает заработную плату за свою работу

ПОРЯДОК

Приложение 4.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТА В ВОСПИТАТЕЛЯ СЕМЕЙНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Ф.И.О. кандидата

 

СОБЕСЕДОВАНИЕ

№   Наименование,   Дат а со-   Подпись ответ-  
п/п   тема собеседования   беседо-   ственного лица  
        вания      
1.   Психологические аспекты развития и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье       Психолог  
           
           
  Особенности воспитания и развития ребенка в семье       Педагог  
           
  Особенности анатомо-физиологического развития ребенка       Врач педиатр  
           
4.   Права и обязанности воспитателя СВГ. Права ребенка, оставшегося без попечения родителей       Специалист по соц. работе  
           
5.   Оформление отчетности по использованию товарно-материальных ценностей, продуктов питания       Бухгалтер  
           
           

Кандидат в воспитатели СВГ с личным делом ребенка ознакомлен.

«__» _______ 200 г. Подпись

Участковая социальная служба.

Опыт внедрения инновационных технологий в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершенно­летних «Остров Надежды»» Дмитровского района

Участковая социальная служба в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Остров Надежды» функционирует на базе отделения социально-педагогической помощи на основе преемственности и взаимосвязи с территориальными органами и учреждениями социальной защиты населения, образования, Управления по делам молодежи, отделени­ем по делам несовершеннолетних УВД, лечебно-профилактическими учреждениями, комиссией по делам несовер­шеннолетних, общественными и др. организациями.

Цель:

•S защищать права детей Дмитровского района через под­держку семей с целью обеспечения адекватной заботы о детях в се­мье: дать возможность детям воспитываться в семье;

•S предотвратить попадание детей из семей группы риска в социальные учреждения или под опеку вне их собственной семьи;

•S поддерживать детей, возвращающихся из социального уч­реждения в семью, и помочь им адаптироваться как можно быстрее. Задачи:

•S оказание комплексной социальной помощи и поддержки семье;

•S поддержка родителей и семей в выявлении их потенци­альных ресурсов;

S предотвращение попадания детей из семей группы риска в социальные учреждения;

•S поддержка детей, возвратившихся из социальных учреж­дений.

 

Основные направления деятельности:

• Оказание социальной помощи семье по ликвидации трудной жизненной ситуации.

• Социальный патронаж семей, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в социальной поддержке.

• Работа с несовершеннолетними по предотвращению кризисной ситуации посредством индивидуальных консультаций, и индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятель­ности.

• Работа по формированию здорового образа жизни и се­мейных форм воспитания.

• Внедрение новейших социальных технологий.

• Повышение педагогической культуры родителей

• Профилактическая работа по предупреждению семейно­го неблагополучия и детской безнадзорности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.058 с.)