Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание семейной воспитательной группы.

Поиск

Стоит отметить, что практически все дети, попадающие в приют, имеют ослабленное здоровье, вредные привычки, отклоне­ния в физическом и психологическом развитии и поведении Пока они находятся в приюте, медики, педагоги, психолог работают над этими проблемами Но возникают новые - связанные с адаптацией детей в условиях приемной семьи и членов семьи к новой социаль­но-психологической ситуации

По этой причине процесс организации семейной группы требует значительного времени, внимательного подхода к отбору воспитателей, работы по их подготовке и профессионального со­провождения семейной воспитательной группы.

1 этап работы по организации СВГ в нашем приюте заклю­чался в информировании граждан о существование новой формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, об условиях работы, о формах материальной и профессиональной по­мощи семье, взявшей к себе на воспитание ребенка.

В первую очередь мы проводим беседы с родственниками и знакомыми ребенка, попавшего в приют, с целью выявления воз­можного кандидата в воспитатели. Также у социальной службы приюта налажены тесные контакты со средствами массовой инфор­мации нашего города. О создании в приюте СВГ были опубликова­ны 3 заметки и несколько рекламных объявлений в газете «Ступин­ская панорама», 1 раз в квартал проходит передача на радио, в мест­ной газете было опубликовано 4 статьи о работе семейных групп, 1 статья в «Ступинском металлурге».

2 этап - предварительная работа с кандидатом в воспитате­ли. Важный момент первых бесед с кандидатом в воспитатели - вы­яснение причин, по которым он желает взять ребенка на воспитание. Выясняется также, ребенка какого пола и возраста он хотел бы при­нять в свою семью. Кандидату показывают фотоальбом с фотогра­фиями детей, раскрывают специфику формирования СВГ и работы воспитателя. Кандидат в воспитатели представляет в социальную службу документы, необходимые для решения вопроса об откры­тии СВГ:

1. Письменное заявление кандидата.

2. Справка об отсутствии судимости (по запросу администра­ции приюта из ОВД).

3. Копия трудовой книжки.

4. Выписка из домовой книги.

5. Копия лицевого счёта.

6. Копия свидетельства о браке, если кандидат в воспитатели состоит в браке.

7. Характеристика с места жительства.

8. Характеристика с места работы.

9. Справка с места работы о заработной плате за три (послед­них) месяца.

10. Справка о совокупном доходе семьи

11. Согласие супруга (заявление).

12. Медицинская справка о состоянии здоровья' терапевт, нев­ропатолог, ЛОР, хирург, гинеколог, справка от психиатра, справка от дерматолога-венеролога; флюорография, анализ крови на RW.

Специалисты по социальной работе обследуют материально-бытовые условия жизни семьи и составляют социальную карту кан­дидата. Психолог изучает индивидуальные, топологические особен­ности личности кандидата, психологический климат семьи, тип ро­дительских отношений. Все данные также заносятся в психологиче­скую карту кандидата.

Опыт работы по отбору кандидатов в воспитатели СВГ позволил выявить круг причин, по которым граждане решили взять в свою семью чужого ребенка'. > нравится большая семья (2 обращения); > отсутствие собственных детей (4 обращения); > желание помочь обездоленному ребенку (знакомые или дальние родственники ребенка - 5 обращения); > потеря родного ребенка, стремление восполнить эту утрату (2 обращения); > не истраченный родительский ресурс (свои дети уже выросли, дом опустел, а хочется вырастить еще одного ребенка) (3 обра­щения); желание получить работу на дому, расчет на улучшение матери­ального положения (3 обращения).

Выяснение формальных данных о кандидате в воспитатели, его намерениях и мотивации создания группы дает возможность специалистам выявить те обстоятельства, которые изначально пре­пятствуют организации СВГ. К ним относятся:

1. Отсутствие необходимых жилищных условий (на каждого ребенка в семье желательно иметь не менее 7 кв. м жилой площади, у ребенка должна быть своя кровать, место для приготовления уро­ков и хранения личных вещей). По этой причине пришлось откло­нить 2 кандидатуры,

2. Низкий душевой доход членов семьи (если доход на каждого члена семьи ниже, чем средства, выделяемые приютом на содержа­ние 1 ребенка).

Если на этом этапе не обнаружены явные проблемы, кото­рые могут стать препятствием для создания СВГ, то работа перехо­дит на 3 этап.

3 этап - комплектование СВГ. Специалисты приюта ведут отбор детей, которые в принципе готовы для перехода в семью. Ре­шение о готовности ребенка к переходу в семью выносится на ме­дико-психолого-социальном консилиуме. Из их числа подбирают воспитанников для комплектования СВГ. Консилиум учитывает следующие показатели:

/ Социальная ситуация ребенка.

Важно при рассмотрении кандидатур учесть перспективы соединения воспитанника с кровной семьей. В приюте есть дети, которые оказались в трудной жизненной ситуации, но для них не закрыта возможность возвращения в свою семью, и есть дети, семьи которых в этом плане бесперспективны В принципе, ни та ни дру­гая ситуация не может быть препятствием для помещения ребенка в семейную группу. Только во втором случае ребенок получает шанс остаться в новой семье в случае оформления над ним опеки и усы­новления.

2 Потребность детей в семейном воспитании и их от­ношение к перспективе перехода в СВГ. Следует отметить, что не все воспитанники приюта стремят­ся к семейной жизни, особенно в приемной семье. Выявлены кате­гории детей, которые остро нуждаются в семейном воспитании, а именно: дети дошкольного возраста, для которых семья является наиболее приемлемой средой обитания; плохо уживающиеся в детском коллективе; болезненно переносящие пребывание в условиях ста­ционара, что отражается на их соматическом состоянии; утратившие надежду на возращение в родную семью. У воспитанников старше 10 лет берется письменное согла­сие на помещение в СВГ.

Выбор ребенка для конкретной семейной группы в основном осуществляют специалисты приюта, которые хорошо знают особен­ности детей. Но окончательное слово за кандидатом в воспитатели, он имеет право согласится или нет с предложенным вариантом се­мейной группы.

Первый показ ребенка потенциальному воспитателю прово­дится в детском коллективе анонимно. Это необходимо для того, чтобы ни одна сторона не страдала в случае отказа от дальнейшего знакомства.

Одновременно потенциальный воспитатель получает от спе­циалистов разного профиля достаточно развернутую информацию о данном ребенке, которая включает в себя:

o анкетные данные ребенка и основные сведения о его семье (мать, отец, сестры, братья, ближайшие родственники, их род занятий, социальное положение, реальное участие в вос­питании ребенка),

o обстоятельства, приведшие ребенка в приют; общие сведения о ЖБУ, в которых проживал ребенок; общие сведения о развитии ребенка до и после рождения, медицинский статус на текущий момент, хронические забо­левания;

o особенности психического развития, соответствие возрас­тным нормам, характерологические особенности, наличие проблем в обучении.

4 этап - подготовка воспитателя к работе Семейные воспи­тательные группы создают люди, не имеющие специальной психо­лого-педагогической подготовки. Как правило, они социально ак­тивны, гуманны, любят детей Часть из этих граждан имеют опыт воспитания собственных детей, другие лишены этого Однако и первые, и вторые нуждаются в повышении психолого-педагогической компетенции, так как в свою семью они принимают особых детей. Специалисты приюта разработали комплексную про­грамму подготовки кандидатов в воспитатели СВГ.

 

 

ПРОГРАММА

подготовки воспитателей

семейной воспитательной группы (12 часов)

 

 

№   ТЕМА ЗАНЯТИИ   Кол-во   Ответственный  
п/п       часов      
I   Медицинский раздел   3,5 часа      
1.1   Первая медицинская помощь детям по основным группам заболеваний: - ОРВИ, кишечные инфекции; - хронические соматические болезни, - нервно-психические болезни; - первая помощь при повреждениях и несчастных случаях (кровотечения, переломы, нарушения дыхания и др.)   20 мин.   Врач- педиатр  
           
           
    20 мин.   -II-  
    20 мин.   Врач- психиатр  
    30 мин.   Ст. медсестра  
           
           
1.2   Гигиена и санитария: - режим для дошкольника и школьника; - техника и приемы восстановления психофизического состояния          
    20 мин   Ст. медсестра  
        Врач- психиатр  
    30 мин.      
           
1.3   Организация рационального питания' - правильное питание детей и подростков; - диетическое питание и лечебное питание          
           
    20 мин   Ст. медсестра  
           
    20 мин.      
           
1.4   Организация медицинской помощи   30 мин.   Врач- педиатр  
    детям (диспансерное наблюдение,          
    санаторно-курортное лечение)            
1.5   Разработка программы укрепления здоровья приемного ребенка в зависимости от его состояния (показателя роста, массы тела. физ. развития, на- личия соматических и хронических заболеваний)   1ч   Врач- психиатр  
           
           
           
           
           
II   Психолого-педагогический раздел 5,5ч      
           
2.1   Возрастные закономерности психического и социального развития ребенка (младенчество, дошкольный возраст, подростковый)   1ч   Врач- психиатр  
           
           
           
2.2   Воспитание и развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей: -травматические ситуации в предыдущей жизни и их последствия для развития приемного ребенка (психо логические травмы в семье, жестокое обращение, разлука с матерью); -эмоциональная неустойчивость приемного ребенка и методы ее коррекции (агрессивность, эгоизм и др.); - вредные привычки приемного ребенка и способы их преодоления. лень, бытовая небрежность, проявле- ние нарушений поведения приемного ребенка и их преодоление   1,5ч   Директор  
           
           
        Врач- психиатр  
           
           
           
           
           
        Психолог  
           
           
           
           
           
2.3   Содержание, методы воспитания детей - развитие личности детей, - половое воспитание; - общение в семье, практическая техника общения, -воспитание чувства защищенности, готовности войти в новое будущее, коррекция «образа Я», формирование самооценки; - приемы, методы, помогающие изменить поведение приемного ребенка, модификация поведения   1,5ч   Врач- психиатр Психолог    
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
2.4   Подготовка ребенка к школе. Сущность научения и психологии, основы обучения   1,5ч   Зам директора  
           
           
III   Юридическо-экономический раздел   Зч      
3.1   Нормативно-правовые акты о правах детей и реализации их в России (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ; «Семейный кодекс»)   1ч   Специалист по  
        соц работе  
           
           
3.2.   Нормативно-правовые основы для организации жизнедеятельности приемных семей (Гражданский кодекс, Семейный кодекс, ФЗ об образовании, ФЗ о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, Положение о семейной воспитатель- ной группе и т.д)   1ч   Специалист по  
        соц. работе  
           
           
           
           
           
           
3.3.   Основы экономических знаний (как открыть счет в банке, бух учет в приемной семье). Как отстаивать свои права: судебные процедуры, контакты с административно-хозяйственными органами   1ч   Специалист по  
        соц. работе  
           
           
           
           

5 этап - открытие СВГ. Этот этап - период активных контак­тов потенциального воспитателя с ребенком.

Мы предоставляем возможность для посещения воспитанникам семьи потенциальных воспитателей Сроки контактов и их формы определяются индиви­дуально для каждой группы Ведется психологическое сопровожде­ние данного этапа работы воспитатель получает конкретные кон­сультации, советы, рекомендации.

В соответствии с действующим Положением о СВГ такая группа открывается приказом директора. Основанием для открытия группы являются письменное заявление кандидата о приеме на работу воспитателем СВГ; акт обследования ЖБУ и психологического климата се­мьи, заключение психолога и соц работника о возмож­ности открытия группы, трудовое соглашение администрации с кандидатом в воспитатели о принятии его на работу с испытательным сроком 3 месяца, договор о полной индивидуальной материальной ответ­ственности.

Так в результате кропотливой работы по отбору воспитате­лей было открыто 7 СВГ

СВГ № 1 функционировала 4 месяца и распалась в резуль­тате возникших трудностей в отношениях между ребенком и взрос­лыми членами семьи Воспитатель пыталась перевоспитывать де: вочку. Некоторые поступки ребенка раздражали членов этой семьи, возникало непонимание Одним словом воспитатель не рассчитала своих возможностей Но даже и после такого исхода мы поблагода­рили эту семью за сотрудничество с нами

СВГ № 2 проработала 6 месяцев Взрослые члены семьи так полюбили девочку, что в последствии удочерили ее.

СВГ № 3 - это многодетная семья, которая воспитывает 7 родных детей и 2 детей из приюта. Эта группа функционирует поч­ти год. Кристина обучается в 1 классе, школьный учитель дает де­вочке положительную характеристику Ксюша ходит в детский сад и готовится вместе с Ваней (сыном воспитателя) пойти в 1 класс Ксюша очень любит читать книги, рисовать. По решению Админи­страции Ступинского района этой семье были улучшены жилищные условия (выделены 2 двухкомнатные квартиры), а областная Дума подарила стиральную машину.

СВГ № 4 - в этой группе воспитанник приюта жил и воспитывался в течение 9 месяцев После того, как семье стало известно, что ребенок попал в банк данных на усыновление, было принято решение об оформлении опекунства над мальчиком С 1 апреля эта семья стала опекунской семьей

СВГ № 5 - функционирует более полугода Девочка живет в московской семье, готовится к сдаче выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в техникум Успеваемость девочки сильно повысилась Так, при поступлении в приют Валя училась в классе КРО Сейчас она обучается в школе-лицее в классе с химико-биологическим уклоном, является одной из сильных учениц в клас­се В школьной олимпиаде по биологии Валя заняла 1 место

СВГ № 6 - открыта в ноябре 2004г Эта семья взяла на вос­питание девочку без определенного статуса, без прописки В дан­ный момент сотрудниками приюта и отделом опеки ведется работа по установлению статуса ребенка Надеемся, что после сбора всех необходимых документов на Ксюшу эта семья впоследствии станет опекунской или усыновительной, т к воспитатель и члены его се­мьи полюбили девочку и видят дальнейшие перспективы в ее раз­витии Стоит отметить, что Ксюшу они взяли в семью, когда ей бы­ло 3,5 года, а этот возраст является благоприятным для усыновле­ния

СВГ №7 - открыта с 1 мая 2005 года Молодая семья, имеющая шестилетнего ребенка, взяла к себе из приюта мальчика Славу - ровесника их сына В этом году ребята вместе пойдут в 1 класс Стоит отметить, ребенок является родственником, но по эко­номическим причинам и в связи с тем, что родители сами еще моло­дые (им по 25 лет), они боялись взять на себя ответственность за воспитание еще одного ребенка Они постоянно приходили наве­щать Славу в приют, приносили ему вещи, игрушки, подарки, но взять его к себе отказывались По их поведению было видно, что им небезразлична судьба племянника Работа с ними велась на протя­жении года Недавно они все вместе заходили в приют - все радост­ные и счастливые Надеемся, что эта семья впоследствии станет опекунской или усыновительной семьей

СВГ №8 - будет открыта с ] августа 12-летняя Катя оста­лась без попечения родителей, ее мама умерла, а папа был лишен родительских прав, близких родственников у девочки нет После долгих раздумий ее решила взять в СВГ семья, которая жила с Ка­тей по соседству У них есть своя дочь, девочки дружат с детства и учатся в одном классе Данная группа полностью отвечает интере­сам ребенка Катя будет жить в родном доме, со знакомыми людь­ми, в семье близкой подруги Надеемся, что папа девочки пересмот­рит свои взгляды на жизнь, перестанет пить, устроится на работу и восстановится в родительских правах Кандидат в воспитатели уже сдала все документы, необходимые для открытия группы, наши специалисты провели акты обследования, составили социальную и психологическую карту кандидата Но так как эта семья не имеет ни дачи, ни другого места для летнего отдыха, по обоюдному согла­сию было решено, что два месяца Катя отдохнет вместе с нашими ребятами в санатории и на базе отдыха, а с августа Катя будет жить в семейной группе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.181 (0.01 с.)