Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведение людей в организации и показатели ее работы↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Главная задача любой организации – достижение высокой эффективности. Решить задачу эффективности можно только при условии оптимального использования основного ресурса организации – людей. При этом эффективность деятельности обеспечивается на разных уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. На индивидуальном. Об этом уровне мы говорим, когда рассматриваем вопросы, насколько эффективно работает каждый отдельный работник, от каких факторов это зависит и как сделать так, чтобы каждого была максимально результативной. Организация будет работать эффективно, если эффективно будет работать каждый сотрудник. На групповом. Люди работают, как правило, объединившись в большие или меньшие группы, и деятельность человека в значительной степени обусловлена его включением в группу, поэтому важно понять факторы, влияющие на результативность групповой деятельности, а также проблемы ее управления. Организация будет работать эффективно, если эффективна будет деятельность каждого ее структурного подразделения. На организационном. Система действует эффективно, когда все элементы работают согласованно и слаженно, поэтому эффективность деятельности организации – это не просто механическая сумма индивидуальных или даже групповых результатов, это новое качество организации как целостного организма, системы. организация будет эффективной, если удастся объединить усилия каждого работника и каждог подразделения в достижении общеорганизационных целей. Анализ условий и факторов, влияющих на эффективность предприятия, является важной задачей организационного поведения. Организационная поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы. Организационное поведение включает следующие основные компоненты: • индивидуум (личность); • группа; • организация. Центральное место при изучении настоящей дисциплины занимают способности и личностные качества работников, их удовлетворенность и отношение к труду, мотивация, взаимодействие и групповое принятие решений, лидерство и власть, конфликты и переговоры, стресс, поведенческие аспекты управления изменениями. Отличительная особенность организационного поведения — междисциплинарный подход к его изучению. Организационное поведение тесно взаимосвязано с такими дисциплинами, как психология (которая изучает основы поведения личности), социология (предметом которой является социальная система, где индивид осуществляет свою социальную роль), социальная психология (изучающая непосредственное влияние людей друг на друга), экономика, история философия. Основываясь на изучении перечисленных дисциплин, организационное поведение представляет основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин и в первую очередь для принятия управленческих решений в области управления персоналом. Умение прогнозировать поведение работников всегда было качеством, исключительно важным для эффективной работы менеджера. Эффективный менеджер (тот, который добивается наилучших количественных и качественных показателей работы своих подчиненных, их удовлетворенности работой) тратит на традиционные функции управления 19% своего рабочего времени, 44% — на взаимодействие с работниками внутри организации, 26% — на управление человеческими ресурсами и 11% — на поддержание рабочих контактов за пределами организации. Таким образом, те менеджеры, которые добиваются наилучших результатов в работе своих подчиненных, основную массу своего времени (более 70%) тратят на взаимодействие с подчиненными и коллегами по работе, мотивацию персонала, его обучение и развитие. Увеличивающееся стремление предприятий выжить в жесткой конкурентной борьбе, обеспечить стабильную перспективу развития производства заставляет их заботиться о внедрении новой техники и технологии, инновационных процессов, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования работы с людьми. Все большего внимания требуют вопросы формирования новой трудовой мотивации и морали, готовности разделять с предпринимателем риск нововведений, перспективного развитии кадров для приспособления к постоянно меняющимся условиям производства. Естественно, что организовать работу людей на принципиально новой основе могут только хорошо подготовленные менеджеры, которые обладают профессиональной интуицией и знают законы поведения людей в различных условиях.
Рассмотрим типы личностей. Нервный. Подобного человека следует держать в рамках, указывать, как и что делать, и не бояться идти с ним на столкновение, так как он легко соглашается на примирение. Плохо переносит монотонный труд. Сентиментальный. С таким человеком следует вести себя с большой осторожностью. Грубое обращение — лучший способ заставить его замкнуться в себе. В разговоре с ним нужно быть справедливым, постоянно взывать к его чувствам и показывать, что с ним считаются. Он достаточно трудолюбив, но решения принимает с трудом. Бурный. Подобный человек отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью. Его не пугают препятствия — благодаря своей изобретательности он умеет их обходить. Такой человек охотно участвует в совместном проекте и выполняет все, что требуется. Он способен взяться за работу «засучив рукава», но необходимо постоянно поддерживать его интерес к ней. Именно человеку, обладающему подобным характером, следует поручать такую работу, которая должна быть выполнена без промедления. Нужно пользоваться его чрезвычайной жизнеспособностью, не забывая, однако, о том, что он легко отвлекается. Страстный. Это человек одной идеи, который отдается своей работе со всей страстью. Такие люди любят порядок; их реакции решительные, но не взрывные; их ум быстр и надежен. Удачу они переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений. Именно поэтому при назначении на руководящую должность человека с таким характером следует предварительно — во избежание конфликта — удостовериться, что его точка зрения не расходится с позицией начальства. Не следует также поручать одно и то же дело двум людям такого типа, так как они вряд ли смогут прийти к соглашению. Сангвиник. Подобный человек весьма практичен. Он легко и быстро адаптируется; покладист и оптимистичен. Это делец. Он спокоен, смел и умен, склонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность. Он открыт для любых проблем. К порученному делу относится с большой ответственностью. Флегматик. Подобный человек холоден и исключительно спокоен. Он предпочитает одиночество, неразговорчив и сводит беседу к выяснению главного. В работе любит порядок и выполняет ее спокойно и методично. Не боится работать с полной отдачей, но лишь в том случае, когда это ему выгодно. Убедить его можно только с помощью обоснованной аргументации. Флегматика лучше всего использовать на стадии проектирования работы и в подготовительный период. Здесь весьма полезными оказываются его организаторские способности, спокойствие и уравновешенность. Аморфный. Такой человек очень инертен. Он никогда не делает больше того, что ему предписано. Он с готовностью откладывает на завтра все, что можно сделать сегодня. Его поступки лишены элементарной пунктуальности. Апатичный. Подобный человек тоже безразличен к тому, что делает. Он способен удовлетворительно выполнять повседневную работу, требующую определенного порядка. Всегда в ровном расположении духа, он получает удовольствие от одиночества. Лица, наделенные таким характером, наименее услужливы и наиболее безразличны к другим. Подчеркнем, что эти типы в «чистом» виде встречаются довольно редко — в основном они сочетаются друг с другом. Кроме того, на черты характера оказывают влияние культурные, религиозные и моральные факторы, которые либо усиливают, либо ослабляют их в зависимости от обстоятельств. Определенный интерес представляет типология Майерс—Бриггс, разработанная в США в конце 50-х гг. на основе идей швейцарского психолога К. Юнга, который ввел представление о двух универсальных типах — экстравертном и интровертном. Помимо этого Юнг классифицировал людей по отдельным основным психическим функциям (мышление и чувствование, ощущение и интуиция), выделив, таким образом, восемь типов личностей. Юнг утверждает, что качества, характеризующие каждый тип, отвечают как генетической предопределенности, так и тому, в каких условиях вы будете находиться в первые минуты жизни. Ваше окружение оказывает решающее влияние на направление развития ваших предрасположений. И. Майерс и К. Бриггс задались целью еще более объективно обосновать представление об индивидуальных различиях. Толчком к созданию их типологии послужила проблема трудоустройства демобилизованных солдат. Размышления, как подобрать человеку работу, соответствующую его индивидуальным наклонностям, привели их к более широкой концепции понимания и выявления индивидуальных различий. Результатом кропотливых исследований стало создание индикатора типов Майерс—Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator — MBTI ). MBTI основан на выявлении: • двух различных способов пополнения запаса энергии и сосредоточения внимания (шкала «экстраверсия — интроверсия»); • двух противоположных способов сбора информации (шкала «сенсорность — интуиция»); • двух различных способов принятия решений (шкала «мышление — чувствование»); • двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (шкала «решение — восприятие»). Таким образом, существуют четыре основные шкалы личностных качеств, и каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на этих шкалах, определяющее его принадлежность к одному из 16 типов личностей. По своему психологическому типу вы можете быть: • экстравертом (Е) или интровертом (J); • сенсорным (S) или интуитивным (N); • мыслительным (Т) или чувствующим (F); • решающим (J) или воспринимающим (Р). В зависимости от преобладания того или иного качества характера человек относится к одному из 16 типов. Например: администраторы и менеджеры, дантисты, полицейские и следователи, ревизоры и фининспектора, военные относятся к типу ISTJ; санитары, заведующие канцеляриями, воспитатели, библиотекари, санитарные врачи — к типу ISFJ; консультанты по вопросам образования, духовные лица, врачи, специалисты по средствам массовой информации, учителя — к типу TNFJ ит.д. Разумеется, будет не совсем правильным «вытянуть» какую-нибудь профессию из представленного списка только из-за того, что она соответствует вашему типу. Однако полезно узнать сильные и слабые стороны каждого из типов в свете требований к той или иной профессии. В настоящее время только в США свой личностный тип по данной методике определили свыше 3 млн человек. Этот подход с большим успехом используется в различных сферах деятельности — бизнесе, образовании, личностном и семейном консультировании, профориентации, разрешении конфликтов, управлении персоналом. Рассмотренные, а также многие другие типологии предоставляют менеджеру вполне конкретные методики оценки персонала. Эти методики могут сложить основой для типизации субъектов, оценки и прогнозирования их деятельности в различных ситуациях планирования карьеры. Такое качество личности как индивидуальность, может помочь нам объяснять и предсказывать поведение людей в организациях. Рассмотрим, как формируется индивидуальность человека, т.е. как совмещаются наследственные черты личности с воздействием среды обитания в различных ситуациях. Наследственность — врожденные характеристики (рост, внешняя привлекательность, пол, характер, темперамент, физическая сила и биологические ритмы), которые передаются нам от родителей. Подход с точки зрения наследственности утверждает, что молекулярная структура генов, размещенных в хромосомах, полностью определяет индивидуальность личности. Гены определяют гормональное равновесие, а равновесие гормонов определяет индивидуальность форм телосложения. С позиции наследственности можно объяснить схожесть физических черт детей и родителей, некоторые физические возможности (например, способность к атлетизму). Однако было бы неверным все характеристики человека объяснять с позиции наследственности. Окружение сочетает в себе культуру, в которой мы воспитывались, мораль и нормы семьи, друзей, социальных групп и другие воздействия, формирующие наш жизненный опыт. Среда играет наиважнейшую роль в формировании человека. Согласно результатам довольно интересных исследований, в то время как различия между детьми в одной семье часто приписываются наследственности, среда, в которой они росли, является поистине критическим фактором, создающим различия. Так, среда, в которой вырос первый ребенок, отличается от среды, в которой росли более поздние дети. Исследования показывают, что перворожденные более склонны к отклонениям в психике, более восприимчивы к социальному давлению и более зависимы, чем их младшие братья и сестры. Конечно, эти соображения спорны, но существуют доказательства того, что первые дети одного пола более социально ориентированы, более законопослушны, более честолюбивы и трудолюбивы, менее агрессивны. Итак, наследственность устанавливает параметры или внешние ограничения, но полный потенциал индивида будет определен тем, насколько хорошо он корректирует требования среды. Ситуация — следующий фактор, влияющий на формирование индивидуальности человека. Индивидуальность человека, несмотря на ее относительную устойчивость и непротиворечивость, в различных ситуациях может изменяться. Различные потребности в различных ситуациях вызывают различные аспекты индивидуальности. Мы не можем рассматривать поведение личности в изоляции. Разумеется, мы не в состоянии выстроить четкую схему поведения личности в зависимости от различных ситуаций. Однако мы знаем, что некоторые ситуации сильнее, а другие — слабее влияют на индивидуальность. Интересно, что влияние ситуации проявляется в основном в ограничениях, налагаемых на поведение.
Некоторые ситуации (например, церковная служба, интервью при найме на работу) оказывают сдерживающее воздействие, а другие — прямо противоположное (например, поведение на пикнике или вечеринке). Кроме того, хотя относительно индивидуальности и могут быть сделаны некоторые обобщения, однако имеются значительные различия. НАУЧЕНИЕ Если мы хотим объяснять и предсказывать поведение людей, мы должны понять, как они обучаются. Что такое научение? В психологии это понятие означает нечто неизмеримо большее, чем посещение школы или института. Человек, анализируя и оценивая результаты своего труда, причины успехов и неудач, опыт и поведение своих коллег, задумываясь над советами и рекомендациями начальства и сослуживцев, делает для себя определенные выводы, которые в той или иной мере сказываются на его поведении, приводят к изменению его поведения с целью адаптации к организации, с целью достижения лучшего взаимодействия с организационным окружением. Научение поведению можно определить как достаточно устойчивый во времени процесс изменения поведения человека на основе опыта, отражающего действия человека, и реакцию окружения на эти действия. Научение может проходить как на собственном опыте, так и на опыте других людей. Во-первых, достаточно проанализировать последствия поведения коллег, чтобы сделать выводы о благоприятности их поступков. Во-вторых, изменение в поведении должно быть относительно постоянным. Временные изменения могут произойти на рефлекторном уровне и не представляют интереса (например, некоторые изменения в поведении могут быть связаны с усталостью или временной адаптацией к непривычным условиям). В-третьих, научение отражается в изменении поведения человека. Изменения в мыслях и поступках человека, если они не сопровождаются изменением поведения, нельзя назвать научением. Итак, научение — это: • изменения в поведении как результат приобретенного опыта; • сознательный выбор формы поведения с целью получить поощрение или избежать наказания. Теории научения. Существует ряд теорий, объясняющих процесс изменения поведения. Одна из них связана с рефлекторным поведением человека (с тем, что в учении И. Павлова названо условным и безусловным рефлексами). Например, если директор фирмы приходит в ваш отдел раз в год и только тогда, когда просит вас провести субботник по уборке территории и помещения, то вы предпочтете, вероятно, держать эти объекты в постоянной чистоте только для того, чтобы избежать «высочайших» визитов. Второй подход к «научению» поведению базируется на том, что человек делает выводы из своего предыдущего опыта, стараясь закрепить желательное и устранить нежелательное поведение. Такое закрепление увеличивает вероятность того, что желательное поведение будет повторено. ВОСПРИЯТИЕ. ЦЕННОСТИ. ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ Поведение человека во многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которой находится. К тому же, изменяя восприятие человека, можно изменить его поведение. Восприятие необходимо также учитывать при обосновании управленческих решений. Восприятие позволяет объяснить многие ошибки и предубеждения, допускаемые в практике менеджмента — при подборе людей в организации, оценке их деятельности. Таким образом, восприятие — важный источник объяснения поведения, ценностей людей и их отношения к работе. Цели изучения: • понять, почему разные люди по-разному воспринимают и объясняют одни и те же явления; • научиться понимать истоки и природу стереотипов, предубеждений и ложных суждений в оценке событий и людей; • овладеть навыками принятия оптимальных управленческих решений; • понимать сущность понятий «ценности» и«отношение к работе», их сходство и отличия; • уметь объяснять источники формирования ценностей и использовать полученные знания при анализе и прогнозировании поведения людей в организации; • понимать, какие факторы оказывают позитивное влияние на отношение к труду; • научиться предупреждать негативные формы проявления неудовлетворенности трудом и их последствия. Восприятие может быть определено как процесс получения человеком информации из внешней среды, ее обработки и интерпретации. Итог процесса восприятия — информация, являющаяся исходным материалом для принятия решений и соответствующего поведения. Люди, находясь в одной и той же ситуации, могут воспринимать ее по-разному. Более того, восприятие может оказаться искаженным. К факторам, влияющим на восприятие, можно отнести: • самого субъекта наблюдения (того, кто воспринимает информацию); • объект восприятия; • ситуацию, в которой происходит восприятие. Субъект. На восприятие человека влияют его мотивы, интересы, его опыт и ожидания. Так, очень часто люди воспринимают в процессе разговора не всю информацию, а только ту, которую хотят услышать, которая подтверждает ранее сложившиеся у них мнение или принятое решение, и игнорируют информацию, которая не совпадает со сложившимся мнением. Объект. Внешний вид предмета, его цвет и размер также оказывают непосредственное влияние на восприятие.Так, красный цвет всегда замечают в первую очередь, поэтому его довольно часто используют в рекламной деятельности. Ситуация. Контекст, в котором мы видим объект или события, также очень важен для восприятия. Например, назначение нового коммерческого директора совпадает с резким увеличением объема продаж. Однако на самом деле увеличение объема продаж может быть никак не связано с назначением нового директора — оно может быть вызвано повышением качества продукции, увеличением покупательной способности населения и другими обстоятельствами. Оценивая восприятие, а соответственно, и поведение людей, мы обычно стараемся определить, вызвано ли это поведение внутренними или внешними причинами. Это зависит от: • характерности поступков; • согласованности поступков; • непротиворечивости поступков. Характерность поступков. Единичный случай опоздания сотрудника мы объясняем внешними обстоятельствами (например, плохой работой городского транспорта). Если же опоздания повторяются, то это можно объяснить внутренними факторами, например неорганизованностью самого работника. Согласованность поступков. Если каждый, кто попал в определенную ситуацию, ведет себя определенным образом, то можно говорить о согласованности поведения и его объяснении внешними обстоятельствами и причинами. Непротиворечивость поступков. Если один и тот же человек ведет себя по-разному в одних и тех же ситуациях, то это свидетельствует о его непостоянстве, которое является скорее следствием внутренних факторов, нежели проявлением внешних причин и условий. ЦЕННОСТИ Непосредственное отношение к проблеме мотивации имеют ценности — набор принципиальных убеждений, стандартов и критериев, которыми человек руководствуется на протяжении всей жизни. При этом различают две группы ценностей: • цели, к которым стремится человек (богатство, власть, карьера в бизнесе и др.); • средства достижения целей (честность, преданность, коалиции и т.п.). Совокупность ценностей человека, их иерархия составляют целостную систему, на основе которой окружающие судят о том, что представляет собой данный человек. Ценности можно считать базовыми убеждениями личности: во-первых, они относительно стабильны; во-вторых, они оказывают существенное влияние на все его действия и поступки, во многом определяют отношение к работе и удовлетворенность различными сторонами трудовой деятельности. Удовлетворенность работников определяется множеством факторов: • содержательность; • оплата; • условия; • взаимоотношения. Исследования показывают, что особое значение для формирования высокой удовлетворенности работников трудовой деятельностью имеет удовлетворенность содержательностью выполняемой деятельности. Если степень ее достаточно высокая и это соответствует ожиданиям самого работника, то в таких случаях он более терпимо относится к недостаткам в организации труда и его оплате. Особое значение необходимо придавать предупреждению негативных последствий неудовлетворенности трудом. Различают активные и пассивные формы проявления неудовлетворенности (пример пассивной формы — скрытый саботаж) конструктивные и неконструктивные формы проявления неудовлетворенности. Например, инициатива провести переговоры с целью разрешения конфликта может быть отнесена к конструктивной форме проявления неудовлетворенности. В то же время лояльность к руководству может быть отнесена к пассивным и в ряде случаев неконструктивным формам проявления неудовлетворенности. Таким образом, одну и ту же ситуацию разные люди воспринимают по-разному. К тому же восприятие одних и тех же людей в зависимости от ситуации может быть различным. МОТИВАЦИЯ Мотивация занимает центральное место в решении проблем организационного поведения. Рассмотрим классические и современные теории мотивации, а также характеристику мотивационного процесса. Мотивация — это готовность людей проявлять усилия для достижения целей организации во имя удовлетворения своих собственных индивидуальных потребностей; совокупность внутренних и внешних воздействий, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. Понятие «мотивация» характеризуют три основных аспекта: • потребности; • усилия; • цели организации. С помощью этих слов мы можем дать характеристику мотивационного процесса. У работника появляется та или иная потребность (получать более высокую заработную плату, продвинуться по служебной лестнице, получить признание коллег по работе и др.). Стремление удовлетворить эту потребность заставляет работника напряженно искать средства ее удовлетворения. Предположим, что предпринимаемые усилия и ожидаемое от работника поведение и его действия привели к достижению целей организации и одновременно к удовлетворению потребностей самого работника. Как только данная потребность будет удовлетворена, напряжение работника ослабнет. Для того чтобы вновь задействовать мотивационный механизм, организация должна определить новые потребности этого работника — и весь мотивационный процесс будет повторен снова. Речь идет о мотивации как о процессе, происходящем в самом человеке, направляющем его поведение, побуждающем его вести себя в конкретной ситуации определенным образом. Основные теории мотивации К классическим теориям мотивации принято относить иерархию потребностей (А. Маслоу), теорию Х и теорию Y (Д. Мак-Грегор), гигиеническую теорию мотивации (Ф. Герцберг). К числу современных теорий мотивации обычно относят Теорию равенства, теорию ожиданий и ряд других более поздних теорий мотивации. Различают также содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их поведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода следует отнести А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. Мак-Клелланда. Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, теория справедливости и др. Рассмотрим подробнее наиболее известные теории мотивации. Теория мотивации по А. Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека, которые можно условно разделить на пять групп: 1) физиологические потребности, необходимые для выживания человека (в еде, воде, отдыхе и т.д.); 2) потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем; 3) социальные потребности — необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, ощущении чувства «локтя» и поддержки; 4) потребности в уважении, признании окружающих и стремлении к личным достижениям; 5) потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и реализации своих потенциальных возможностей. Первые две группы потребностей первичны, а следующие три — вторичны. Согласно теории Маслоу все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, основание которой составляют первичные, а вершиной являются вторичные потребности (рис. 7). Смысл такого иерархического построения заключается в том, что в поведении человека наиболее определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а по мере удовлетворения этих потребностей становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней. Самая высокая потребность — потребность самовыражения и роста человека как личности — никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. Теория Маслоу получила развитие в трудах К. Алдерфера. В отличие от Маслоу он выделил три группы потребностей: 1) потребность в существовании; 2) потребность в росте и 3) потребность в уважении и признании. Причем если по Маслоу развитие потребностей идет снизу вверх и в каждый конкретный период действует какая-то одна потребность (является доминирующей), то согласно Алдерферу несколько потребностей могут действовать одновременно. Другое отличие состоит в том, что по Алдерферу невозможность удовлетворить потребность более высокого порядка (например, потребность в уважении и развитии) сопровождается усилением потребностей более низкого характера (например, чрезмерными потребностями в приобретении предметов роскоши и т.п.). Теория мотивации (Ф. Герцберг), или так называемая «гигиеническая» теория мотивации, появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Ф. Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой: Первая группа факторов («гигиенические» факторы) связана с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. До Герцберга считали, что существует одна группа факторов и у работника либо есть удовлетворенность этими факторами (например, заработной платой), либо ее нет. Герцберг считал, что существуют две группы факторов: одна группа (в основном внешние по отношению к работнику — различные сбои и отклонения от нормального ритма работы) связана с неудовлетворенностью работой (и у работника либо есть неудовлетворенность этими факторами, либо ее нет). «Гигиенические» факторы (заработная плата, своевременная обеспеченность сырьем и материалами и другими условиями для бесперебойного выполнения работы) могут в случае удовлетворительного их состояния предупредить неудовлетворенность работников. Но сами по себе они не могут вызвать глубокой удовлетворенности. Только внутренние факторы (содержание работы, признание успеха и достижений, саморазвитие) могут привести к глубокой удовлетворенности, и по сути только эти факторы и являются реальными «мотиваторами» для работников. Данное обстоятельство не бесспорно, хотя существуют многочисленные исследования и факты, подтверждающее данное обстоятельство. Теория мотивации (Д. Мак-Грегор) предусматривает классификацию всех работников в зависимости от типа их мотивации на две группы — Х и Y. Люди типа X обычно бывают ленивы, не любят работать и избегают ответственности. Поэтому роль руководителя в данном случае — давать распоряжения, контролировать и призывать к дисциплине. Люди типа Y — замечательные работники, работа для них — это их естественное состояние. Такие люди стремятся к ответственности, им присущи творчество и самомотивация. Роль руководителя в данном случае — предоставлять таким сотрудникам полномочия для решения задач, привлекать к принятию управленческих решений. Теория X воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам. Теория У соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учет соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы. Обе теории имеют равное право на существование, но в силу своей полярности в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления. Данная теория оказала сильное влияние на развитие управленческой теории в целом. Ссылки на нее сегодня можно встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных. Сам Мак-Грегор был глубоким оптимистом — он верил, что большинство людей принадлежит к типу У. Данная теория стала мощным импульсом для развития различных подходов к управлению, основанных на широком участии в них самих работников (participative management). Теории Мак-Грегора были разработаны применительно к отдельному человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа; была также рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т.е. необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем. Так, У. Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название «теория Z». Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому теория Z базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение. Таким образом, с определенными допущениями теорию Z можно назвать развитой и усовершенствованной теорией Y. Теория мотивации (Д. Мак-Клелланд) с развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительную роль отводит потребностям более высоких уровней. Согласно утверждению Д. Мак-Клелланда структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: • стремление к успеху; • стремление к власти; • стремление к признанию. При этом успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Такие люди стремятся работать все лучше и лучше, предпочитают достаточно сложные, но реально выполнимые задачи (особенно задачи, успешное выполнение которых гарантировано примерно на 55%), очень хорошо проявляют себя в конкурентной среде. Наличие ярко выраженной мотивации в достижениях — неотъемлемое качество успешного руководителя. Стремление к власти должно свидетельствовать не только о честолюбии, но и об умении человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях. Стремление руководителя к признанию у коллег и подчиненных является свидетельством его способности быть неформальным лидером, иметь собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности. Стремясь к пониманию и поддержке своих решений со стороны подчиненных, руководитель все же должен избегать крайностей в проявлении таких стремлений, поскольку нередко руководители вынуждены принимать непопулярные решения (например, сокращение персонала). Теория постановки целей (Е. Локк) получила широкое распространение, в частности при оценке персонала. Она является основой известного принципа управления по целям (МВО), широко используемого многими западными, а в последнее время и российскими компаниями. Согласно данной теории специфические и сложные задачи, как правило, вызывают больший интерес со стороны исполнителей. Будучи увлеченными этими задачам
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.108 (0.016 с.) |