Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение людей в организации и показатели ее работы

Поиск

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Главная задача любой организации – достижение высокой эффективности. Решить задачу эффективности можно только при условии оптимального использования основного ресурса организации – людей. При этом эффективность деятельности обеспечивается на разных уровнях: индивидуальном, групповом и организационном.

На индивидуальном. Об этом уровне мы говорим, когда рассматриваем вопросы, насколько эффективно работает каждый отдельный работник, от каких факторов это зависит и как сделать так, чтобы каждого была максимально результативной. Организация будет работать эффективно, если эффективно будет работать каждый сотрудник.

На групповом. Люди работают, как правило, объединившись в большие или меньшие группы, и деятельность человека в значительной степени обусловлена его включением в группу, поэтому важно понять факторы, влияющие на результативность групповой деятельности, а также проблемы ее управления. Организация будет работать эффективно, если эффективна будет деятельность каждого ее структурного подразделения.

На организационном. Система действует эффективно, когда все элементы работают согласованно и слаженно, поэтому эффективность деятельности организации – это не просто механическая сумма индивидуальных или даже групповых результатов, это новое качество организации как целостного организма, системы. организация будет эффективной, если удастся объединить усилия каждого работника и каждог подразделения в достижении общеорганизационных целей.

Анализ условий и факторов, влияющих на эффективность предприятия, является важной задачей организационного поведения.

Организационная поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на ре­зультаты ее работы. Организационное поведение включает следу­ющие основные компоненты:

• индивидуум (личность);

• группа;

• организация.

Центральное место при изучении настоящей дисциплины за­нимают способности и личностные качества работников, их удов­летворенность и отношение к труду, мотивация, взаимодействие и групповое принятие решений, лидерство и власть, конфликты и переговоры, стресс, поведенческие аспекты управления изме­нениями.

Отличительная особенность организационного поведения — междисциплинарный подход к его изучению.

Организационное поведение тесно взаимосвязано с такими дисциплинами, как

психология (которая изучает основы поведе­ния личности),

социология (предметом которой является соци­альная система, где индивид осуществляет свою социальную роль),

социальная психология (изучающая непосредственное влияние людей друг на друга),

экономика,

история

философия.

Основываясь на изучении перечисленных дисциплин, организа­ционное поведение представляет основу для изучения целого ком­плекса управленческих дисциплин и в первую очередь для приня­тия управленческих решений в области управления персоналом.

Умение прогнозировать поведение работников всегда было ка­чеством, исключительно важным для эффективной работы менед­жера. Эффективный менеджер (тот, который добивается наилучших количественных и качественных показате­лей работы своих подчиненных, их удовлетворенности работой) тратит на традиционные функции управления 19% своего рабоче­го времени, 44% — на взаимодействие с работниками внутри ор­ганизации, 26% — на управление человеческими ресурсами и 11% — на поддержание рабочих контактов за пределами органи­зации. Таким образом, те менеджеры, которые добиваются наилучших результатов в работе своих подчиненных, основную массу своего времени (более 70%) тратят на взаимодействие с подчинен­ными и коллегами по работе, мотивацию персонала, его обучение и развитие.

Увеличивающееся стрем­ление предприятий выжить в жесткой конкурентной борьбе, обес­печить стабильную перспективу развития производства заставля­ет их заботиться о внедрении новой техники и технологии, инно­вационных процессов, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования работы с людьми. Все большего внимания требуют вопросы формирования новой трудовой моти­вации и морали, готовности разделять с предпринимателем риск нововведений, перспективного развитии кадров для приспособ­ления к постоянно меняющимся условиям производства. Естественно, что организовать работу людей на принципиально новой основе могут только хорошо подготовленные менеджеры, которые обладают профессиональной интуицией и знают законы поведения людей в различных условиях.

 

Рассмотрим типы личностей.

Нервный. Подобного человека следует держать в рамках, ука­зывать, как и что делать, и не бояться идти с ним на столкновение, так как он легко соглашается на примирение. Плохо переносит монотонный труд.

Сентиментальный. С таким человеком следует вести себя с боль­шой осторожностью. Грубое обращение — лучший способ заста­вить его замкнуться в себе. В разговоре с ним нужно быть спра­ведливым, постоянно взывать к его чувствам и показывать, что с ним считаются. Он достаточно трудолюбив, но решения прини­мает с трудом.

Бурный. Подобный человек отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью. Его не пугают препятствия — благодаря сво­ей изобретательности он умеет их обходить. Такой человек охотно участвует в совместном проекте и выполняет все, что требуется. Он способен взяться за работу «засучив рукава», но необходимо постоянно поддерживать его интерес к ней. Именно человеку, обладающему подобным характером, следует поручать такую ра­боту, которая должна быть выполнена без промедления. Нужно пользоваться его чрезвычайной жизнеспособностью, не забывая, однако, о том, что он легко отвлекается.

Страстный. Это человек одной идеи, который отдается своей работе со всей страстью. Такие люди любят порядок; их реакции решительные, но не взрывные; их ум быстр и надежен. Удачу они переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений.

Именно поэтому при назначении на руководящую должность человека с таким характером следует предварительно — во избе­жание конфликта — удостовериться, что его точка зрения не рас­ходится с позицией начальства. Не следует также поручать одно и то же дело двум людям такого типа, так как они вряд ли смогут прийти к соглашению.

Сангвиник. Подобный человек весьма практичен. Он легко и быстро адаптируется; покладист и оптимистичен. Это делец. Он спокоен, смел и умен, склонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность. Он открыт для любых проблем. К порученному делу относится с большой ответственностью.

Флегматик. Подобный человек холоден и исключительно спо­коен. Он предпочитает одиночество, неразговорчив и сводит бесе­ду к выяснению главного. В работе любит порядок и выполняет ее спокойно и методично. Не боится работать с полной отдачей, но лишь в том случае, когда это ему выгодно. Убедить его можно толь­ко с помощью обоснованной аргументации. Флегматика лучше всего использовать на стадии проектирования работы и в подгото­вительный период. Здесь весьма полезными оказываются его ор­ганизаторские способности, спокойствие и уравновешенность.

Аморфный. Такой человек очень инертен. Он никогда не делает больше того, что ему предписано. Он с готовностью откладывает на завтра все, что можно сделать сегодня. Его поступки лишены элементарной пунктуальности.

Апатичный. Подобный человек тоже безразличен к тому, что делает. Он способен удовлетворительно выполнять повседневную работу, требующую определенного порядка. Всегда в ровном рас­положении духа, он получает удовольствие от одиночества. Лица, наделенные таким характером, наименее услужливы и наиболее безразличны к другим.

Подчеркнем, что эти типы в «чистом» виде встречаются доволь­но редко — в основном они сочетаются друг с другом. Кроме того, на черты характера оказывают влияние культурные, религиозные и моральные факторы, которые либо усиливают, либо ослабляют их в зависимости от обстоятельств.

Определенный интерес представляет типология Майерс—Бриггс, разработанная в США в конце 50-х гг. на основе идей швейцар­ского психолога К. Юнга, который ввел представление о двух уни­версальных типах — экстравертном и интровертном. Помимо этого Юнг классифицировал людей по отдельным основным пси­хическим функциям (мышление и чувствование, ощущение и ин­туиция), выделив, таким образом, восемь типов личностей. Юнг утверждает, что качества, характеризующие каждый тип, отвечают как генетической предопределенности, так и тому, в каких усло­виях вы будете находиться в первые минуты жизни. Ваше окру­жение оказывает решающее влияние на направление развития ваших предрасположений.

И. Майерс и К. Бриггс задались целью еще более объективно обосновать представление об индивидуальных различиях. Толчком к созданию их типологии послужила проблема трудоустройства демобилизованных солдат. Размышления, как подобрать человеку работу, соответствующую его индивидуальным наклонностям, привели их к более широкой концепции понимания и выявления индивидуальных различий. Результатом кропотливых исследова­ний стало создание индикатора типов Майерс—Бриггс (Myers-Briggs Type IndicatorMBTI ).

MBTI основан на выявлении:

• двух различных способов пополнения запаса энергии и сосре­доточения внимания (шкала «экстраверсия — интроверсия»);

• двух противоположных способов сбора информации (шкала «сенсорность — интуиция»);

• двух различных способов принятия решений (шкала «мышле­ние — чувствование»);

• двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (шкала «решение — восприятие»).

Таким образом, существуют четыре основные шкалы личност­ных качеств, и каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на этих шкалах, определяющее его принадлежность к одному из 16 типов личностей.

По своему психологическому типу вы можете быть:

• экстравертом (Е) или интровертом (J);

• сенсорным (S) или интуитивным (N);

• мыслительным (Т) или чувствующим (F);

• решающим (J) или воспринимающим (Р).

В зависимости от преобладания того или иного качества харак­тера человек относится к одному из 16 типов.

Например: адми­нистраторы и менеджеры, дантисты, полицейские и следователи, ревизоры и фининспектора, военные относятся к типу ISTJ;

са­нитары, заведующие канцеляриями, воспитатели, библиотекари, санитарные врачи — к типу ISFJ;

консультанты по вопросам обра­зования, духовные лица, врачи, специалисты по средствам массо­вой информации, учителя — к типу TNFJ ит.д.

Разумеется, будет не совсем правильным «вытянуть» какую-нибудь про­фессию из представленного списка только из-за того, что она соответ­ствует вашему типу. Однако полезно узнать сильные и слабые стороны каждого из типов в свете требований к той или иной профессии. В настоящее время только в США свой личностный тип по данной мето­дике определили свыше 3 млн человек. Этот подход с большим успехом используется в различных сферах деятельности — бизнесе, образовании, личностном и семейном консультировании, профориентации, разрешении конфликтов, управлении персоналом.

Рассмотренные, а также многие другие типологии предостав­ляют менеджеру вполне конкретные методики оценки персонала. Эти методики могут сложить основой для типизации субъектов, оценки и прогнозирования их деятельности в различных ситуаци­ях планирования карьеры.

Такое качество личности как индивидуальность, может помочь нам объяснять и предсказывать поведение людей в организациях.

Рассмотрим, как формируется индивидуальность чело­века, т.е. как совмещаются наследственные черты личности с воз­действием среды обитания в различных ситуациях.

Наследственность врожденные характеристики (рост, внеш­няя привлекательность, пол, характер, темперамент, физическая сила и биологические ритмы), которые передаются нам от роди­телей. Подход с точки зрения наследственности утверждает, что молекулярная структура генов, размещенных в хромосомах, пол­ностью определяет индивидуальность личности. Гены определяют гормональное равновесие, а равновесие гормонов определяет ин­дивидуальность форм телосложения. С позиции наследственности можно объяснить схожесть физических черт детей и родителей, некоторые физические возможности (например, способность к атлетизму). Однако было бы неверным все характеристики чело­века объяснять с позиции наследственности.

Окружение сочетает в себе культуру, в которой мы воспитыва­лись, мораль и нормы семьи, друзей, социальных групп и другие воздействия, формирующие наш жизненный опыт. Среда играет наиважнейшую роль в формировании человека.

Согласно результатам довольно интересных исследований, в то время как различия между детьми в одной семье часто приписы­ваются наследственности, среда, в которой они росли, является поистине критическим фактором, создающим различия. Так, сре­да, в которой вырос первый ребенок, отличается от среды, в ко­торой росли более поздние дети. Исследования показывают, что перворожденные более склонны к отклонениям в психике, более восприимчивы к социальному давлению и более зависимы, чем их младшие братья и сестры. Конечно, эти соображения спорны, но существуют доказательства того, что первые дети одного пола более социально ориентированы, более законопослушны, более честолюбивы и трудолюбивы, менее агрессивны.

Итак, наследственность устанавливает параметры или внешние ограничения, но полный потенциал индивида будет определен тем, насколько хорошо он корректирует требования среды.

Ситуация следующий фактор, влияющий на формирование индивидуальности человека. Индивидуальность человека, несмо­тря на ее относительную устойчивость и непротиворечивость, в различных ситуациях может изменяться. Различные потребности в различных ситуациях вызывают различные аспекты индивиду­альности. Мы не можем рассматривать поведение личности в изо­ляции. Разумеется, мы не в состоянии выстроить четкую схему поведения личности в зависимости от различных ситуаций. Однако мы знаем, что некоторые ситуации сильнее, а другие — слабее влияют на индивидуальность.

Интересно, что влияние ситуации проявляется в основном в ограничениях, налагаемых на поведение.

 

Некоторые ситуации (например, церковная служба, интервью при найме на работу) оказывают сдерживающее воздействие, а другие — прямо про­тивоположное (например, поведение на пикнике или вечеринке). Кроме того, хотя относительно индивидуальности и могут быть сделаны неко­торые обобщения, однако имеются значительные различия.

НАУЧЕНИЕ

Если мы хотим объяснять и предсказывать поведение людей, мы должны понять, как они обучаются.

Что такое научение? В психологии это понятие означает нечто неизмеримо большее, чем посещение школы или института. Человек, анализируя и оценивая результаты своего труда, причи­ны успехов и неудач, опыт и поведение своих коллег, задумываясь над советами и рекомендациями начальства и сослуживцев, дела­ет для себя определенные выводы, которые в той или иной мере сказываются на его поведении, приводят к изменению его пове­дения с целью адаптации к организации, с целью достижения луч­шего взаимодействия с организационным окружением.

Научение поведению можно определить как достаточно устой­чивый во времени процесс изменения поведения человека на ос­нове опыта, отражающего действия человека, и реакцию окруже­ния на эти действия.

Научение может проходить как на собственном опыте, так и на опыте других людей. Во-первых, достаточно проанализировать последствия поведения коллег, чтобы сделать выводы о благопри­ятности их поступков. Во-вторых, изменение в поведении должно быть относительно постоянным. Временные изменения могут про­изойти на рефлекторном уровне и не представляют интереса (на­пример, некоторые изменения в поведении могут быть связаны с усталостью или временной адаптацией к непривычным условиям). В-третьих, научение отражается в изменении поведения человека. Изменения в мыслях и поступках человека, если они не сопровождаются изменением поведения, нельзя назвать научением. Итак, научение — это:

• изменения в поведении как результат приобретенного опыта;

• сознательный выбор формы поведения с целью получить по­ощрение или избежать наказания.

Теории научения. Существует ряд теорий, объясняющих процесс изменения поведения. Одна из них связана с рефлекторным по­ведением человека (с тем, что в учении И. Павлова названо услов­ным и безусловным рефлексами). Например, если директор фирмы приходит в ваш отдел раз в год и толь­ко тогда, когда просит вас провести субботник по уборке территории и помещения, то вы предпочтете, вероятно, держать эти объекты в посто­янной чистоте только для того, чтобы избежать «высочайших» визитов.

Второй подход к «научению» поведению базируется на том, что человек делает выводы из своего предыдущего опыта, стараясь закрепить желательное и устранить нежелательное поведение. Такое закрепление увеличивает вероятность того, что желательное поведение будет повторено.

ВОСПРИЯТИЕ. ЦЕННОСТИ. ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ

Поведение человека во многом зависит от того, как он воспри­нимает ситуацию, в которой находится. К тому же, изменяя вос­приятие человека, можно изменить его поведение. Восприятие необходимо также учитывать при обосновании управленческих решений. Восприятие позволяет объяснить многие ошибки и пре­дубеждения, допускаемые в практике менеджмента — при подбо­ре людей в организации, оценке их деятельности. Таким образом, восприятие — важный источник объяснения поведения, ценнос­тей людей и их отношения к работе.

Цели изучения:

• понять, почему разные люди по-разному воспринимают и объ­ясняют одни и те же явления;

• научиться понимать истоки и природу стереотипов, предубеж­дений и ложных суждений в оценке событий и людей;

• овладеть навыками принятия оптимальных управленческих решений;

• понимать сущность понятий «ценности» и«отношение к рабо­те», их сходство и отличия;

• уметь объяснять источники формирования ценностей и исполь­зовать полученные знания при анализе и прогнозировании поведения людей в организации;

• понимать, какие факторы оказывают позитивное влияние на отношение к труду;

• научиться предупреждать негативные формы проявления не­удовлетворенности трудом и их последствия.

Восприятие может быть определено как процесс получения че­ловеком информации из внешней среды, ее обработки и интер­претации. Итог процесса восприятия — информация, являющая­ся исходным материалом для принятия решений и соответствую­щего поведения.

Люди, находясь в одной и той же ситуации, могут воспринимать ее по-разному. Более того, восприятие может оказаться искажен­ным. К факторам, влияющим на восприятие, можно отнести:

• самого субъекта наблюдения (того, кто воспринимает инфор­мацию);

• объект восприятия;

• ситуацию, в которой происходит восприятие.

Субъект. На восприятие человека влияют его мотивы, интере­сы, его опыт и ожидания.

Так, очень часто люди воспринимают в процессе разговора не всю ин­формацию, а только ту, которую хотят услышать, которая подтверждает ранее сложившиеся у них мнение или принятое решение, и игнорируют информацию, которая не совпадает со сложившимся мнением.

Объект. Внешний вид предмета, его цвет и размер также ока­зывают непосредственное влияние на восприятие.Так, красный цвет всегда замечают в первую очередь, поэтому его доволь­но часто используют в рекламной деятельности.

Ситуация. Контекст, в котором мы видим объект или события, также очень важен для восприятия. Например, назначение нового коммерческого директора совпадает с рез­ким увеличением объема продаж. Однако на самом деле увеличение объема продаж может быть никак не связано с назначением нового ди­ректора — оно может быть вызвано повышением качества продукции, увеличением покупательной способности населения и другими обстоя­тельствами.

Оценивая восприятие, а соответственно, и поведение людей, мы обычно стараемся определить, вызвано ли это поведение внут­ренними или внешними причинами.

Это зависит от:

• характерности поступков;

• согласованности поступков;

• непротиворечивости поступков.

Характерность поступков. Единичный случай опоздания со­трудника мы объясняем внешними обстоятельствами (например, плохой работой городского транспорта). Если же опоздания пов­торяются, то это можно объяснить внутренними факторами, на­пример неорганизованностью самого работника.

Согласованность поступков. Если каждый, кто попал в опреде­ленную ситуацию, ведет себя определенным образом, то можно говорить о согласованности поведения и его объяснении внешни­ми обстоятельствами и причинами.

Непротиворечивость поступков. Если один и тот же человек ведет себя по-разному в одних и тех же ситуациях, то это свиде­тельствует о его непостоянстве, которое является скорее след­ствием внутренних факторов, нежели проявлением внешних при­чин и условий.

ЦЕННОСТИ

Непосредственное отношение к проблеме мотивации имеют ценности — набор принципиальных убеждений, стандартов и кри­териев, которыми человек руководствуется на протяжении всей жизни. При этом различают две группы ценностей:

• цели, к которым стремится человек (богатство, власть, карьера в бизнесе и др.);

• средства достижения целей (честность, преданность, коалиции и т.п.).

Совокупность ценностей человека, их иерархия составляют целостную систему, на основе которой окружающие судят о том, что представляет собой данный человек.

Ценности можно считать базовыми убеждениями личности:

во-первых, они относительно стабильны;

во-вторых, они оказы­вают существенное влияние на все его действия и поступки, во многом определяют отношение к работе и удовлетворенность раз­личными сторонами трудовой деятельности.

Удовлетворенность работников определяется множеством фак­торов:

• содержательность;

• оплата;

• условия;

• взаимоотношения.

Исследования показывают, что особое значение для формирова­ния высокой удовлетворенности работников трудовой деятельностью имеет удовлетворенность содержательностью выполняемой деятель­ности. Если степень ее достаточно высокая и это соответствует ожи­даниям самого работника, то в таких случаях он более терпимо от­носится к недостаткам в организации труда и его оплате.

Особое значение необходимо придавать предупреждению не­гативных последствий неудовлетворенности трудом.

Различают

активные и пассивные формы проявления неудов­летворенности (пример пассивной формы — скрытый саботаж)

конструктивные и неконструктивные формы проявления неудовлетворенности.

Например, инициатива провести переговоры с целью разрешения конфликта может быть отнесена к конструктивной форме проявления неудовлетво­ренности. В то же время лояльность к руководству может быть отнесена к пассивным и в ряде случаев неконструктивным формам проявления неудовлетворенности.

Таким образом, одну и ту же ситуацию разные люди воспринимают по-разному. К тому же восприятие одних и тех же людей в зависимости от ситуации может быть различным.

МОТИВАЦИЯ

Мотивация занимает центральное место в решении проблем организационного поведения. Рассмотрим классические и современные теории мотивации, а также характеристику мотивационного процесса.

Мотива­ция — это готовность людей проявлять усилия для достижения целей организации во имя удовлетворения своих собственных ин­дивидуальных потребностей; совокупность внутренних и внешних воздействий, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности на­правленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Влияние мотивации на поведение человека зависит от мно­жества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Понятие «мотивация» характеризуют три основных аспекта:

• потребности;

• усилия;

• цели организации.

С помощью этих слов мы можем дать характеристику мотива­ционного процесса. У работника появляется та или иная потреб­ность (получать более высокую заработную плату, продвинуться по служебной лестнице, получить признание коллег по работе и др.). Стремление удовлетворить эту потребность заставляет ра­ботника напряженно искать средства ее удовлетворения. Предположим, что предпринимаемые усилия и ожидаемое от ра­ботника поведение и его действия привели к достижению целей организации и одновременно к удовлетворению потребностей са­мого работника. Как только данная потребность будет удовлетво­рена, напряжение работника ослабнет. Для того чтобы вновь за­действовать мотивационный механизм, организация должна определить новые потребности этого работника — и весь мотива­ционный процесс будет повторен снова.

Речь идет о мотивации как о процессе, происходящем в самом человеке, направляющем его поведение, побуждающем его вести себя в конкретной ситуации определенным образом.

Основные теории мотивации

К классическим теориям мотивации принято относить

иерархию потребностей (А. Маслоу),

теорию Х и теорию Y (Д. Мак-Грегор),

гигиеническую теорию мотивации (Ф. Герцберг).

К числу совре­менных теорий мотивации обычно относят

Теорию равенства,

те­орию ожиданий и ряд других более поздних теорий мотивации.

Различают также содержательные и процессуальные теории мотивации.

Содержательные теории базируются на изучении по­требностей человека, которые и являются основным мотивом их поведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам та­кого подхода следует отнести А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. Мак-Клелланда.

Второй подход к мотивации базируется на процессу­альных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работ­ников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, теория справедливости и др.

Рассмотрим подробнее наиболее известные теории мотива­ции.

Теория мотивации по А. Маслоу. Сущность ее сводится к изуче­нию потребностей человека, которые можно условно разделить на пять групп:

1) физиологические потребности, необходимые для выживания человека (в еде, воде, отдыхе и т.д.);

2) потребности в безопасности и уверенности в будущем — защи­та от физических и других опасностей со стороны окружающе­го мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;

3) социальные потребности — необходимость в социальном ок­ружении, в общении с людьми, ощущении чувства «локтя» и поддержки;

4) потребности в уважении, признании окружающих и стремлении к личным достижениям;

5) потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и реализации своих потенциальных возможностей. Первые две группы потребностей первичны, а следующие три — вторичны. Согласно теории Маслоу все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, основание которой составляют первичные, а вершиной являются вторичные потребности (рис. 7).

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что в поведении человека наиболее определяющим является удов­летворение потребностей сначала низких уровней, а по мере удов­летворения этих потребностей становятся стимулирующим фак­тором и потребности более высоких уровней.

Самая высокая потребность — потребность самовыражения и роста человека как личности — никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Теория Маслоу получила развитие в трудах К. Алдерфера. В отличие от Маслоу он выделил три группы потребностей:

1) по­требность в существовании;

2) потребность в росте и

3) потреб­ность в уважении и признании.

Причем если по Маслоу развитие потребностей идет снизу вверх и в каждый конкретный период действует какая-то одна потребность (является доминирующей), то согласно Алдерферу несколько потребностей могут действовать одновременно. Другое отличие состоит в том, что по Алдерферу невозможность удовлетворить потребность более высокого поряд­ка (например, потребность в уважении и развитии) сопровожда­ется усилением потребностей более низкого характера (например, чрезмерными потребностями в приобретении предметов роскоши и т.п.).

Теория мотивации (Ф. Герцберг), или так называемая «гигиени­ческая» теория мотивации, появилась в связи с растущей необхо­димостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

Ф. Герцберг создал двухфакторную модель, которая показыва­ет удовлетворенность работой:

Первая группа факторов («гигиенические» факторы) связана с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа.

Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущ­ностью самой работы.

До Герцберга считали, что существует одна группа факторов и у работника либо есть удовлетворенность этими факторами (например, заработной платой), либо ее нет. Герцберг считал, что существуют две группы факторов: одна груп­па (в основном внешние по отношению к работнику — различные сбои и отклонения от нормального ритма работы) связана с не­удовлетворенностью работой (и у работника либо есть неудо­влетворенность этими факторами, либо ее нет). «Гигиенические» факторы (заработная плата, своевременная обеспеченность сы­рьем и материалами и другими условиями для бесперебойного выполнения работы) могут в случае удовлетворительного их со­стояния предупредить неудовлетворенность работников. Но сами по себе они не могут вызвать глубокой удовлетворенности. Только внутренние факторы (содержание работы, признание успеха и достижений, саморазвитие) могут привести к глубокой удовлет­воренности, и по сути только эти факторы и являются реальны­ми «мотиваторами» для работников. Данное обстоятельство не бесспорно, хотя существуют многочисленные исследования и факты, подтверждающее данное обстоятельство.

Теория мотивации (Д. Мак-Грегор) предусматривает классифи­кацию всех работников в зависимости от типа их мотивации на две группы — Х и Y. Люди типа X обычно бывают ленивы, не лю­бят работать и избегают ответственности. Поэтому роль руково­дителя в данном случае — давать распоряжения, контролировать и призывать к дисциплине. Люди типа Y — замечательные работ­ники, работа для них — это их естественное состояние. Такие люди стремятся к ответственности, им присущи творчество и самомо­тивация. Роль руководителя в данном случае — предоставлять та­ким сотрудникам полномочия для решения задач, привлекать к принятию управленческих решений.

Теория X воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.

Теория У соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоот­ношений в коллективе, учет соответствующей мотивации испол­нителей и их психологических потребностей, обогащение содер­жания работы.

Обе теории имеют равное право на существование, но в силу своей полярности в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.

Данная теория оказала сильное влияние на развитие управлен­ческой теории в целом. Ссылки на нее сегодня можно встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных. Сам Мак-Грегор был глу­боким оптимистом — он верил, что большинство людей принад­лежит к типу У. Данная теория стала мощным импульсом для раз­вития различных подходов к управлению, основанных на широком участии в них самих работников (participative management).

Теории Мак-Грегора были разработаны применительно к от­дельному человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа; была также рассмотрена работа человека в кол­лективе. Это привело к концепции целостного подхода к управ­лению, т.е. необходимости учета всей совокупности производ­ственных и социальных проблем.

Так, У. Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название «теория Z». Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и тех­нологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому теория Z бази­ровалась на принципах доверия, пожизненного найма (как вни­мание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение. Таким образом, с определенными допущениями теорию Z можно назвать развитой и усовершенствованной теорией Y.

Теория мотивации (Д. Мак-Клелланд) с развитием экономиче­ских отношений и совершенствованием управления значительную роль отводит потребностям более высоких уровней. Согласно утвер­ждению Д. Мак-Клелланда структура потребностей высшего уров­ня сводится к трем факторам:

• стремление к успеху;

• стремление к власти;

• стремление к признанию.

При этом успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Такие люди стремятся работать все лучше и лучше, предпочитают доста­точно сложные, но реально выполнимые задачи (особенно задачи, успешное выполнение которых гарантировано примерно на 55%), очень хорошо проявляют себя в конкурентной среде. Наличие ярко выраженной мотивации в достижениях — неотъемлемое качество успешного руководителя.

Стремление к власти должно свидетельствовать не только о честолюбии, но и об умении человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях.

Стремление руководителя к признанию у коллег и подчиненных является свидетельством его способности быть неформальным лидером, иметь собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности. Стремясь к пониманию и поддержке своих решений со стороны подчиненных, руководитель все же должен избегать крайностей в проявлении таких стремлений, поскольку нередко руководители вынуждены принимать непопулярные ре­шения (например, сокращение персонала).

Теория постановки целей (Е. Локк) получила широкое распро­странение, в частности при оценке персонала. Она является ос­новой известного принципа управления по целям (МВО), широ­ко используемого многими западными, а в последнее время и российскими компаниями. Согласно данной теории специфи­ческие и сложные задачи, как правило, вызывают больший ин­терес со стороны исполнителей. Будучи увлеченными этими за­дачам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.4 (0.013 с.)